Джедай

From Lirik With Love

"It's not who I am underneath, but what I do that defines me." (c)

Previous Entry Share Next Entry
Box Office 1977
Джедай
lirik92

Начать сагу о бокс-офисе, если её можно так назвать, наверное, стоило бы с года 1975-го, когда "Челюсти" перевели самое понятие кассовых сборов на совершенно новый уровень. Но 1977-й дал первый всходы того, что начали Челюсти: увеличение дохода от стартовых уик-эндов, начало роста бюджетов.

Да, прорывы в кассе происходили на протяжении последних лет: Крёстный отец спокойно собирал более 200 млн по миру, Экзорцист и Челюсти - один за другим били рекорды Унесённых ветром, долгие годы бывших абсолютно беспрекословным рекордсменом бокс-офиса. Более того, именно после выхода Челюстей было популяризовано понятие "блокбастера" - своего рода разорвавшегося снаряда, фильма, покорившего планку в 100 млн. долларов американского кинопроката. Но всё это, казалось бы, были лишь прелюдии перед настоящим ударом грома, который обрушился на кинотеатры мира в мае 1977-го года.



Примечательно, что данные по тому периоду времени достаточно разрозненные, разные источники предполагают разные цифры касаемо бюджетов и уик-эндов, да что там, даже такая существенная вещь, как прокат мировой не всегда учтён в бокс офисе того периода.

Однако то, что касается Звёздных войн - очень чётко занесено в протокол. Уже 25-е мая 1977-го сказало своё веское слово, когда 21 кинотеатр положил в копилки 11-миллионного фильма 250 тысяч долларов, сумма небольшая только относительно сегодняшних реалий: наработка почти в 8 тысяч долларов с кинотеатра - дело совсем другое. Последовавший праздничный уик-энд Дня памяти оказался, как нельзя, к стати: 1,6 млн. принесённые зрителем в ограниченный прокат - были лишь смелым началом. Нельзя не отдать должное стратегии: опробовав почву под ногами для рискованного проекта студия начала путь покорения проката (тогда ещё очень неочевидного) с малого количества экранов, позволив другим хитам пробивать себе дорогу: в случае с маем 1977го речь шла о "Смоки и Бандите", комедии, оказавшейся очень привлекательной для зрителя, как американского, так и мирового. Ну а в случае с международным, ещё и о 10-м фильме Бондианы. Не мешало и то, что до мая как таковых достижений в 1977-м не было: лишь "Энни Холл" с апреля шла в 2 раза лучше предыдущего хита Вуди Аллена (будущий лауреат премии Оскар за лучший фильм заработал в итоге 38 млн.)

Полноценный выход в широкий прокат начался лишь спустя 2 месяца: 15-го июля 1977-го, когда тот же "Смоки" уже успел покорить своего зрителя, став первым (но не последним, что уже было достижением) 100-миллионником 1977-го. Состоялись и другие значимые летние премьеры: военный "Мост слишком далеко" с Коннери и Рэдфордом (50 млн. в американском прокате по итогам), диснеевские "Спасатели" (29 млн. там же, успех придёт к ним во время перевыпусков), а так же сиквел "Экзорциста", который с мощным стартом (6,7 млн.) показал настолько слабую для того времени стойкость, что заработал лишь 30 млн., 15 процентов от сборов первого фильма, что отлично характеризует эпоху: сиквелы редко приносили успех создателям.

Будущей "Новой надежде" предстояли цифры куда более значимые. В одном только ограниченном прокате "Звёздные войны" собрали 47 млн., дав сарафанному радио работать во всю Силу. Так что стартовый уик-энд в 6,8 млн. был закономерен (между прочим, второй стартовый уик-энд на момент выхода после "Кинг Конга" с 7 млн.). А с таким выходом в прокат общеамериканский и багажом за плечами - 100 млн. был вопросом только времени: рубеж был покорён через месяц. И он был не последний. Даже зная то, каким был прокат в то время, с длительностью пребывания в кинозалах, а так же куда меньшими падениями, рекорды фильма Лукаса нельзя переоценить: к концу 1977-го года "Звёздные войны" стали лишь только вторым 200-миллионником в истории Североамериканского кино, а уже в следующем, 1978-м, и вовсе оставили позади "Челюсти" Стивена Спилберга, став самым кассовым фильмом в истории. При чём, не только Америки.



В мировом прокате лето 1977-го началось не с Далёкой Галактики, а Бондианы. "Шпион, который меня любил", десятый, юбилейный фильм серии, выходящий в год 15-летия франшизы, спустя 2,5 года ожиданий из-за проблем с правами, вышел, что называется, в нужное время. И если в Америке "Шпион" заработал "только" 46 млн., войдя, тем не менее, в тройку самых кассовых фильмов серии, то за рубежом Бонд воспользовался всеми привилегиями юбилея и ожидания: 139 млн. одного только зарубежного проката, почти столько, сколько предыдущий рекордсмен саги, "Шаровая молния", заработал в общем (141 млн.) за 12 лет до этого. 185 млн. - были новым рубежом для франшизы, на которую теперь тратили 14 млн., хотя раньше бюджет фильма о Бонде не превышал и десятки.

Стоит упомянуть, что в то время, когда американский прокат был куда лучше развит в плане сбора средств со зрителя, чем зарубежный, Бондиана была одним из немногих флагманов, чьи иностранные доходы очень значимо превышали таковые в Америке. В основном же всё обстояло по другому: не в последнюю очередь из за местного кинематографа различных стран. Таким фильмом, ставшим куда большим хитом дома стали и "Звёздные войны". 195 млн - вот цифра проката за пределами Америки: по данному показателю лента не сумела дотянуть до рекордных Челюстей (210 млн.). Но вот по общим сборам всё было куда серьёзнее. По итогам проката, продолжавшегося до 1979-го с периодическим расширением проката "Звёздные войны" стали первым фильмом в истории кинематографа (!), преодолевшим рекордные полмиллиарда долларов по общему показателю (503 млн.) и оставив позади всё те же "Челюсти" (470 млн.). В Америке фильм Лукаса так же был первым: только в преодолении 300-миллионной планки. И даже она была не последней: картину ожидали долгие годы перевыпусков.

Надо сказать, вряд ли грандиозные успехи Лукаса могли хоть как-то помешать Спилбергу, чьё имя на тот момент превращалось в кинематографический бренд. Не каждому режиссёру студии готовы выделить 20 миллионов на производство научной фантастики: в те времена жанр не особо уважаемый. Чтобы стала понятна значимость суммы: самым дорогим фильмом 1977го была лента "Мост слишком далеко" - военное кино с бюджетом в 27 млн., но выделять большие деньги на кино историческое - было типичной привычкой Голливуда ещё со временом пеплумов (самым дорогим фильмом в то время так и оставалась Клеопатра с 44 млн.). Самой дорогой фантастикой тогда считался "Кинг Конг" 1976-го стоимостью в 24 миллиона., но Кинг Конг - это один из главных брендов Америки, так что ему было позволено многое. Те же "Звёздные войны" стоили чуть больше десятки.

Однако 20 млн. на "Близкие контакты третьей степени" оказались более чем оправданным вложением. Больше философская, чем экшен-направленная лента об инопланетянах заработала в первую трёх-дневку 5,4 млн., показав отличную стойкость, думается, не в последнюю очередь благодаря Звёздным войнам, вызвавшим невероятный спрос на кино о космических чудесах, став третьим 100-миллионником года и вторым в карьере Спилберга. И вот как раз "Контактам" удалось стать куда более востребованными за рубежом, чем дома: из потрясающих 288 млн. больше половины внес прокат международный.

Ещё один международный хит заявил о себе под самый финал года: 6 декабря состоялась премьера "Лихорадки субботнего вечера" казалось бы, направленной сугубо на домашний прокат. Но музыка Bee Gees, танцы Траволты и молодёжный дух оказались понятными по всему миру: из 237 млн. Америка подарила только треть, что не помешало Траволте мгновенно стать звездой, подготовив основу для главного хита следующего, 1978-го, года.

В следующем выпуске: зритель узнаёт, что Бриолин это слово, продюсеры, что сиквелы могут быть успешными, а всему человечеству открывается простая истина: человек может летать.

Stay tuned.



Топы 1977-го года:

Американский кинопрокат:
1. Star Wars – 307,3 mln.
2. Smokey and the Bandit – 126,7 mln.
3. Close Encounters of the Third Kind – 116,4 mln.
4. The Goodbye Girl – 102 mln.
5. Saturday Night Fever – 94,2 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Star Wars – 503,1 mln.
2. Close Encounters of the Third Kind – 288,1 mln.
3. Saturday Night Fever – 237,1 mln.
4. The Spy Who Loved Me – 185,4 mln.
5. Smokey and the Bandit – 169,7 mln.

Стартовые уик-энды:
1. The Deep – 6,8 mln.
2. Star Wars – 6,8 mln.
3. Exorcist 2: The Heretic – 6,7 mln.
4. Smokey and the Bandit – 5,5 mln.
5. Close Encounters of the Third Kind – 5,4 mln.

Стоимость:
1. A Bridge Too Far – 27 mln.
2. Sorcerer – 21 mln.
3. Close Encounters of the Third Kind – 20 mln.
4. Heroes – 15 mln.
5. The Spy Who Loved Me – 14 mln.


  • 1
Очень и очень любопытно) К своему стыду так до сих пор и не посмотрел "Saturday Night Fever", даже сам не знаю почему. Пожалуй, перенесу в список поближе) А "Энни Холл" для своего жанра ничего так заработал. Вообще удивляюсь иногда, что фильмы Вуди Аллена собирали в Америке приличные суммы. Видимо, там к нему иначе относятся.

Ну здесь вещи есть, о которых обьективно не напишешь, когда одно кино становится интересным зрителю, а другое нет в определенный промежуток времени, даже по местности. Сейчас есть разбивка даже по регионам. 40 летней давности данных понятное дело не найти.

Мне вот интересно, что такого в Смоки и Бандите, если оно обскакало даже Спилберга по итогам года, хотя смотреть и выяснять желания не особо много.

Лихорадку вот смотрел, да, кино достойное, свое время оно как раз отражает, на мой взгляд.

Да, со "Смоки" тоже не понимаю и тоже не хочу проверять)

Спасибо, интересно:)

Пока не за что, все еще впереди)

Класс! Очень интересный материал. С нетерпением жду продолжения) Тема бокс
-офиса всегда меня привлекала.

Близкие контакты смотрел где-то лет 6 назад и не проникся. Не того ждал, видимо. Надо пересматривать.

Мне тоже интересна, потому и затеял все это. При том, стараюсь не примешивать собственные эмоции, стараясь оперировать лишь фактами, к тому же часть фильмов не видел. Потому, хочешь не хочешь, приходится искать естественные причины того или иного бокс офис события. Это я к теме о Контактах, чтобы не было недопонимания) я сам фильм люблю, считаю его мастерской работой Спилберга, но когда писал, писал все же о его месте именно в прокате. И так о каждом фильме.

На счет с нетерпением - планирую писать раз в неделю) постараюсь в вскр/понедельник.

Я и не думал, что ты где-то предвзят, так что недопониманий нет) А так, меня забавляет то ли реальный случай, то ли легенда, что Лукас и Спилберг договорились обменяться 1 процентом от сборов своих фильмов, вышедших в этот год. Лукас думал, что будет в выигрыше от этой сделки)) Кто бы мог подумать)

Хороший год и все ближе к любимым 80м))

Да уже после выхода ЗВ эпоха начала меняться стремительно) Даже слишком.

На самом деле и сейчас много камерных и интересных по сюжету фильмов, просто за блеском рекламы блокбастеров их тяжелее рассмотреть.

Так они всегда были) Речь о тенденциях в бокс-офисе же.

  • 1
?

Log in