Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:
  • Music:

Сверхчеловек



Феномен культуры 20-го столетия, Супермен - самая, что ни на есть, полная противоположность образа Уберменш Фридриха Ницше. Философ, противившийся влиянию религии на человечество, видел целью человека становление сверхчеловеком, существом, способным идти по головам и переступать через других ради достижения собственной свободы от морали и устоев общества. Вряд ли стоит удивляться, что когда нацизм переиначил идеи немца под собственные нужды, добавив огня философией высших и низших рас, в общецивилизованном мире работы Ницше стали непопулярны. В то время, как Вторая мировая превращалась в угрожающую неизбежность, человечеству могла помочь лишь сплочённость, и вера в ту самую мораль, от которой должен быть свободен Сверхчеловек.

Успевшие до того поэксперементировать с идей Сверхчеловека в "The Reign of Superman", в 1938-м году Джерри Сигел и Джо Шустер оттолкнулись от изначальных идей всё того же Ницше: там, где была свобода от религии, появлялись библейские мотивы (Сын, посланный на Землю мудрым отцом и становящийся его Спасителем), там, где был отказ от морали, возрождалась вера в "truth, justice and...", там, где Сверхчеловек переступал через головы собственного народа, костюм начинал играть красками американского флага. Наконец, там, где Ubermensch должен был стать следующей ступенью земной эволюции, главный герой и вовсе оказывался пришельцем с далёких звёзд. Яркая внешность, развевающийся плащ, костюм с ярким символом S (Steel, Savior, Son, Sun, интерпретаций множество) на груди - в образе нового Сверхчеловека, скрывающегося за очками скромного репортёра, было воплощено всё то правильное, честное и справедливое, что только могло быть воплощено в Герое.

Неудивительно, что уже вскоре после успеха у публики, количество подражаний, попыток создать своего Супер-Героя в американской поп-культуре переросло все разумные пределы. Персонажей наделяли изъянами, лишали изумительных способностей, превращали в анти-героев, жертв случая, неопределившихся в жизни подростков, изгоев общества. А образ Супермена всё так же возвышался над ними всеми, как недостижимый идеал, первый, главный и неповторимый. И вот теперь "Человек из стали" Зака Снайдера показал то, на что уже нельзя закрывать глаза: идеалы изменились окончательно и бесповоротно.

Изначально подававшийся, как рассказ о превращении обычного человека со своими грехами в пример для всего человечества, фильм Зака Снайдера виделся чуть ли не идеальным вариантом для возможного ребута. Действительно, раз уж отталкиваться от предыдущих идей, то радикально: строя повествование о том, как самое могущественное существо на планете находит в себе силы быть спасителем и лидером, способным вести за собой. И как раз в этом лента оказывается вполне себе честной: поиски себя, недо/понимание людей, умение пользоваться своими способностями - шаг за шагом главный герой преодолевает трудности и расстояния, продвигаясь к главной битве, в которой и должен наконец человек по имени Кларк Кент стать тем самым идеалом. И вот тут загвоздка оказывается куда более серьёзной: тот самый идеал от Гойера и Снайдера оказался далёк от идеала, известного человечеству, как Супермен.

Человек из стали не гнушается убийств, делает выбор между жизнью и смертью, даже не личностей, а целых рас, лишает надежд на воскрешение, ставит под вопрос само понятие того, что есть справедливость, и всё это ради нового дома, который внезапно заслуживает больше шансов на выживание, чем собственная родина. В какой-то определённый миг, грань между Сверхчеловеком и Суперменом оказывается всё более блеклой. Как Доктор Манхэттен, уверивший всех и каждого в том, что научился понимать жизнь, и при первой же возможности лишивший человека этой жизни в далёких антарктических льдах, последний сын Криптона уверенно сражается за большее добро меньшим злом, меняя образ, создавая на его основе другой.

Самое страшное, что, может, это и правильно. В конце концов, главной способностью Кэл-Эла всегда была не способность к полёту или тепловидению, а умение при любых обстоятельствах принимать правильные решения. И если вдруг именно подобные решения в наше время считаются правильными: что ж, тогда Человек из стали - тот самый герой, которого мир заслуживает и который нужен ему прямо сейчас. И в этом авторы тоже предельно честны. Супермена нет в названии. Там есть лишь Мэн оф Стил.

И как к кино о об этом самом Человеке претензий к нему немного. Это невероятно масштабное, зрелищное полотно, умудряющееся продемонстрировать хаос и ужас гибнущего мегаполиса так, как на то не был ранее способен никто; полотно, в нужные моменты акцентирующее внимание не на толпе, а на трёх людях, находящихся в эпицентре катаклизма; а затем набирающие такие обороты в сценах действия, что Майклу Бэю остаётся ныне только уходить из профессии. А самое главное, это кино, напоминающее о том, насколько изменились времена и насколько изменились герои.

А Супермен? Его в фильме нет. В 2006-м он улетел, но обещал вернуться. И хочется верить, что когда-нибудь это случится.

ЗЫ: На самом деле, самым настоящим героев в ленте является Джонатан Кент. Не ради любви к человечеству, но ради любви к собственному, пусть и не родному, сыну сумевший отдать собственную жизнь.
Tags: 2013, dc comics, superman, кино, мнение, снайдер
Subscribe

  • Reboot!

    Кевин Файги о передаче прав на Спайди Марвел. На самом деле не Файги и не о Спайди (да и вообще на испанском), но благодаря субтитрам это и…

  • Бгг

    Ну, к слову, лучшим фильмом второй фазы так и остался тот,в котором было больше всего Зимнего Солдата)

  • "Big man in a bat suit. Take that away and what are you?"

    Justice League Initiative. Божественно, я щитаю.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments

  • Reboot!

    Кевин Файги о передаче прав на Спайди Марвел. На самом деле не Файги и не о Спайди (да и вообще на испанском), но благодаря субтитрам это и…

  • Бгг

    Ну, к слову, лучшим фильмом второй фазы так и остался тот,в котором было больше всего Зимнего Солдата)

  • "Big man in a bat suit. Take that away and what are you?"

    Justice League Initiative. Божественно, я щитаю.