Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

О Ковчеге


К творчеству Аронофски я всегда относился настороженно. Он безусловно не бесталанен. У него есть стиль, и темы для фильмов он выбирает пусть простые, но вечно понятные ...и при этом ему совершенно не хватает тормозов. Он будет давить изо всех сил, порой бестактно не желая остановиться. И всё, что остаётся при просмотре его фильмов, так это только оказаться с режиссёром на одной волне (я люблю "Фонтан", и хорошо отношусь к "Рестлеру", с остальным у меня, увы, не сложилось).

Чего у Аронофски не отнять - так это то, что даже самую простую мысль он способен обернуть в самую эмоционально возможную форму. Вот так и тему о значимости выбора в судьбе человека, более того, значимости выбора в вопросах веры, он поднимает с помощью одной из самых эпичных Библейских историй. Поднимает масштабно, искусно, тот тут, то там, цитируя классические картины с изображением Всемирного Потопа, показывая масштаб трагедии аж на космическом уровне. Да что там, Аронофски соединяет вместе теорию эволюции и креационизма, фактически доводит идеи Дарвина (который, к слову, был верующим) до совершенства, пересказывает историю братоубийства посредством минимализма силуэтов, самоцитирует Фонтан, преклоняясь перед живой силой растений (не гнушается использовать знакомые мелодии и Клинт Мэнселл). Словом, творит на экране невероятную красоту. Невероятную настолько, что особенно больно видеть, как с самой историей ковчега происходит нечто странное.

Нет, по канону вроде всё правильно. Ковчег, "каждой твари по паре", потоп, голубка, гора Арарат, хам Хам, радуга в дар миру на Земле. Но вот моральные вопросы так и остаются висеть в воздухе неразрешёнными. С одной стороны, Ной показан спасителем животных и вообще жизни на Земле. И это хорошо и правильно. С другой, он спокойно лишает жизни человека, что ставит его на тот же ряд, что и потомков-грешников, для которых мира не Земле не осталось. Да, здешний Ной и сам задаётся вопросом, чем он лучше, ведь он сам грешник, и грех пойдёт за человеком и далее. Но каким-то образом в сюжете появляется девушка, о чьей и так явной невинности будет сказано прямо в лоб, чтобы не сомневались. И тут дело даже не в ощущении, что современному зрителю необходимо показать героя с грехом за плечами, чтобы тот в него поверил. Возникает чувство, что современные режиссёры и сценаристы сами не способны поверить в безгрешного персонажа. А, стоит ли говорить, что вера в данном случае - главное.

Про то самое отсутствие тормозов у Аронофски - тема отдельная. Зрителю несколько раз надо показать, как изуверствуют люди над живностью, чтобы он это понял. Показано доходчиво, жёстко, но бессмысленно много, а на контрасте с историей жизни на Земле и прочей красотой, так и даже нелепо. Вся дальнейшая сюжетная линия с героем Рэя Уинстона не несёт и вовсе никакой нагрузки, даже если сюжету, по всем правилам, нужен антагонист.

Ведь антагонистом, особенно во второй половине фильма, выступает сам Ной, с его терзаниями и неверными интерпретациями собственной веры. А ведь ещё и конфликт с героиней Эммы Уотсон и так достигает своего собственного пика. И, вот тут таки надо признать, эмоциональность постановщика касательно вопросов выбора действительно работает. На основной вопрос, что связывает выбор и веру, в кино даётся чёткий и вполне разумный ответ. Не без помощи Кроу и Коннелли конечно, спустя 13 лет после "Игр разума" всё так же остающихся одной из самых красивых кинопар современности. Вот и выходит, что ради чего задумывалось кинорассуждение одного из самых неоднозначных постановщиков современности, ясно и понятно. При этом рассуждение остаётся крайне спорным, одновременно эмоциональным и гипертрофированным, красивым и неприятным, умным и глупым.

И как к нему относиться после этого, я не имею ни малейшего понятия.
Tags: 2014, кино, мнение
Subscribe

  • 60

    Сегодня, кажется, уже сложно представить то ощущение великого рубежа, каковое наполняло атмосферу конца 1950-х и 1960-х годов, но которое…

  • Уильяму Шэтнеру 90

    Пройти против такого юбилея конечно же совершенно невозможно. Дай Бог здоровья Капитану Капитанов. Долгой жизни и процветания. А также новых…

  • 125 лет. 125 фильмов. Часть IV. 29-11

    29. Batman / Бэтмен (1989) Режиссёр: Тим Бёртон Способность кино - переносить в места, не только настоящие, но создавать с нуля локации,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments