Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

  • Music:

The Martian

К научно-фантастическим (да и вообще) бестселларам у меня отношение предвзятое. Количество нечитанной классики столь велико, что обращаешь на что-то новое внимание очень редко (может и зря). "Марсианин", прогремевший по миру в последние пару лет, так же не вызывал особого энтузизма. На первый взгляд, казалось, что успех легко объясним. Разговоров про Марс сейчас много, тема внезапно набирает популярность в общественной среде, и выход подобного произведения на соответсвующей волне вполне понятен. Лишь только узнав, что роман, который, что удивительно не является антиутопией (!), его главная героиня - не девочка-подросток (!!), это не часть трилогии (!!!), превратится в большое студийное кино под руководством самого Ридли Скотта (!!!!), я таки решил дать Вейеру шанс.

Скажу прямо - "Марсианин" Энди Вейера - очень простая книга. Это история о выживании в трудных условиях, которые конечно же готовы сломить главного героя в любую минуту, а также о находчивости и смекалке, которыми, ясное дело, не обделён протагонист, в данном случае Марк Уотни. И действительно, стоит ли писать подобные произведения, если главный герой готов откинуть копыта уже в первые дни после попадания в чрезвычайную ситуацию. Фактически, это такая Гравитация на поверхности планеты, или Робинзода, где остров заменило небесное тело. Такие истории были и будут. И вновь перед нами 380 страниц, в течение которых герой должен выжить. Отличие здесь разве что в обильном использовании ботанических, химических, физических терминов, которые создают правдоподобный антураж, но в общем и целом, правила, по которым будет развиваться подобное произведение, ясны с самого начала. Да, у нас есть параллельный подсюжет с центром управления полётами, которые пытаются спасти главного героя, но он скорее работает против основного напряжения, чем наоборот. Да, гениям из НАСА тоже предстоит столкнуться с множеством трудностей на своём пути, но зная, что за главным героем следит целая планета, невольно начинаешь чувствовать себя спокойнее. Если уж не Марк, так учёные с планеты Земля что-нибудь, да придумают. Казалось бы, ничего исключительного в такой книге нет и в помине. Правда? Нет, если я скажу, что это так, я буду наглым лжецом. В чём же дело?

А всё дело в том, что понятный и простой сюжет Энди Вейер доносит до читателя посредством самых разнообразных методов. И в определённый момент книга Энди Вейера совершенно внезапно становится похожей на "Моби Дика". Казалось бы, сравнивать триллер о выживании и классический эпик американской литературы - кощунство. Действительно, общего у них на первый взгляд ничего. Кроме той самой игры со стилем. Так же как Герман Мелвилл в 19-м столетии двигал сюжет самыми разными способами, то классически повышая ставки в гонке со смертью, то превращая книгу в энциклопедию по биологии китов, а то и вовсе прописывая реплики в духе пьесы, так и Энди Вейер, современный дебютант в прозе, умудряется чередовать стили, не останавливая сюжет ни на минуту (или лучше сказать "ни на сол"). Дневники Марка Уотни, написанные от первого лица, и которых в книге абсолютное большинство, уступают место то диалогам между сотрудниками НАСА, то письмам близким от и близких, то перепискам в духе мессенджеров, то практически научно-популярным статьям о постройке зондов. Да даже сами дневники не страдают однообразием. Уотни, помимо подробного описания своего быта, не отказывает себе в удовольствии порассуждать о поп культуре, своём детстве, своих коллегах и прочем, причём порой настолько яростно, что в определённый момент начинает казаться, что сам Вейер терпеть не может ту же культуру 1970-х. В дневнике Уотни количества желчи на эту тему не счесть. Не стесняется автор (как и Уотни) употребления жаргонных слов, при этом крайне изящно ограничивая себя же сюжетно надеждой, что кто нибудь эти дневники всё же прочтёт.

Впрочем, главный "микс" в романе состоит в том, что с одной стороны это книга о типичном герое американской культуры. Этаком one-man-standing, ковбое или же супергерое, который не пропадёт и выживет всегда и везде. С другой - это книга о людях, которым не всё равно. Здесь Вейер открывает в себе неискоренелого оптимиста. Случись описанное в реальности, стал ли бы кто то тратить силы, знания и немыслимые средства, чтобы спасти человека на другой планете? Обратило ли бы внимание человечество, погрязшее в войнах и финансовых кризисах на одного-единственного представителя своего вида, застрявшего в миллионах километрах от их повседневных проблем? Энди Вейер уверен, что да. А потому и "Марсианин" не просто книга о выживании. Это книга о выживании и взаимопомощи. Неисключено, что успех романа заключается именно в этом. В конце концов, может, не так уж и плохо, что хотя бы на время можно почувствовать себя спокойнее, зная, что даже оставшись на другой планете, ты не одинок. Что тебе всегда протянут руку помощи. Даже через просторы холодного космоса.

ЗЫ: Думаю, Марк Уотни был бы доволен, что его сыграет Мэтт Дэймон. Ведь кто не будет сопереживать Мэтту Дэймону? Разве что Мэтью МакКонахи. Кхм. Надо бы спросить об этом капитана Льюис. И посоветовать ей послушать хоть что-то кроме диско. Нет, ну правда.
Tags: книга, марсианин, мнение
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments