Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Пересмешница


"Голодные игры" кончились. Теперь, когда all is said and done, можно оглянуться на 4 года назад и увидеть разом всю историю одного из самых необычных кассовых феноменов последнего времени. Стоит признать, "Голодные игры" действительно были авантюрой. Запущенный в производство блокбастер по подростковому бестселлеру-антиутопии, предлагавший больше натурных планов и демонстрации навыков бойскаута, чем так необходимых своей аудитории экшена и сердечных страданий, фильм Гэри Росса сумел сыграть на ещё необыгранном до того поле. Мир, выстроенный вокруг игр, где дети убивают друг друга на пепле американской демократии, главная героиня, чьим оружием является простой лук, бедняки, живущие под гнётом сильных мира сего, наконец, история подростков, поднявшихся против государства. Всё, что было и не раз в разных вариациях и в разных сочетаниях в кино и литературе, в руках Росса заиграло необычными красками невиданного доселе блокбастера для подростков, не завязанного на пиршестве компьютерной графики. Росс выстроил целый мир, убедил в нём зрителя и на этом был таков.

Приглашённому ремесленнику Лоуренсу оставалось лишь пойти по накатанной и пройтись по уже созданному не то, что миру, но даже сюжету, а затем разрушить этот мир до основания. К последнему фильму от франшизы, начатой Россом, не осталось и следа: место лесов заняли каменные джунгли, подростки превратились в военных, дела любовные окончательно уступили место страстям политическим. Оттого финал второй "Сойки" выглядит даже чужеродным. Возвращение к умиротворящим пейзажам и слепящим закатам - красивый эпилог истории Онгенной Китнисс, выбивающийся из видеоряда Лоуренса. Отсылка к Гэри Россу, который и начал этот феномен.

Вот так и выходит, что отсылка эта, напоминающая о лучших временах, не делает чести собственно режиссёру. Хотя, надо признать, Лоуренс, за 2 предыдущих фильма снявший всего одну интересную сцену (см. "The Hanging Tree") и привнёвсший в сагу об Эвердин лишь серые фильтры, под конец сумел таки превратить попытки походить на Росса в нечто самостоятельное. Впрочем, расслабились сценаристы. Там, где первая "Сойка" пыталась отойти от слепого следования тексту и расширить историю, финал вновь идёт по пройденному материалу, лишь изредка отступая от канона. Фантазия вновь отсутствует и вот битва за 2-й дистрикт будет происходить где-то там, за плечами Китнисс. Подробностей мы не увидим.

Удивительно, но сцены действия, откровенно средне прописанные у Коллинз, не приобретают ничего и на экране. "Ловушки", и в книге казавшиеся лишь ненужной необходимостью, искупающей неинтересное подростку политиканство, выглядят таковыми и в фильме, который, будучи финалом саги, обязан быть наполнен эпиком и действием. Пару книжных находок Лоуренс опускает, в остальных и вовсе не заинтересован. Единственная мастерская ловушка - стая переродков - взялась как будто из его же "Я Легенды", что, правда, крайне сложно назвать комплиментом автору. Что удаётся, так это гибели одних из ведущих персонажей. Там, где книга обрывала сюжетную нить героя, констатируя лишь факт кончины, Лоуренс даёт время персонажам и зрителю для эмоционального всплекса. Некоторым вещам, впрочем, не нужно и времени. История, ужасавшая в начале гибелью детей, в итоге к тому же ужасу и приходит.

В плане итогов, вторая "Сойка" и правда не безнадёжна. Ради достойного прощания с персонажами, части из них была расширены история, мотивы.
Отсюда и финал, минуты, сменяющие битву в Капитолии, где, наконец, становится очевидным, насколько изменились герои истории, оказываются интереснее самой бойни. Здесь ставится точка в истории Панэма, плавно переходящая в многоточие в истории выживыших. Один лишь переход от Лоуренса к Россу и внезапно политические интриги оказываются лишь фоном для постановки, где в основе - история мальчика и девочки, которые просто хотели жить. Может, в этом и есть несложный секрет успеха саги об Огненной Китнис? Хотя конечно феномен - на то и феномен. А нравится кому-то (да хоть мне) это или нет, "Голодные игры" - это именно феномен. Даром, что истории Панема не самые достойные в своём жанре.

Но есть истории намного хуже этих.
Tags: 2015, the hunger games, кино, мнение
Subscribe

  • 60

    Сегодня, кажется, уже сложно представить то ощущение великого рубежа, каковое наполняло атмосферу конца 1950-х и 1960-х годов, но которое…

  • 12.04

    И всё равно мы там были. Люди. Не русские/американцы/китайцы и т.д.. А именно люди. У мечты о том, чтобы подняться к звёздам нет национальности,…

  • С Рождеством!

    Всем тепла и уюта в этот светлый день!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • 60

    Сегодня, кажется, уже сложно представить то ощущение великого рубежа, каковое наполняло атмосферу конца 1950-х и 1960-х годов, но которое…

  • 12.04

    И всё равно мы там были. Люди. Не русские/американцы/китайцы и т.д.. А именно люди. У мечты о том, чтобы подняться к звёздам нет национальности,…

  • С Рождеством!

    Всем тепла и уюта в этот светлый день!