Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:

Левиафан

Вместо того, чтобы экранизировать шедевр американский литератуты, перенесённый на экраны уже несколько раз, Рон Хауард взялся за историю, которая легла в основу собственно "Моби Дика". Ход изначально спорный: ведь куда проще было сыграть на легендарном имени, которое, правда, и так пытались светить во всей промо-кампании. Но, как показало время, для режиссёра именно такой ход был наиболее верным. "В сердце моря" не соревнуется с другими экранизациями шедевра Мелвилла, не вызывает раздражения у поклонников первоисточника обязательными отхождениями от текста. При этом, фильм Хауарда доносит миф о Белом ките до современного поколения, пусть и в иной обстановке, но при этом не упуская мотивов литературного столпа.

Что такое "Моби Дик"? Это история безумного капитана Ахава, бросающего свой корабль на обречённую охоту за Белым китом, готового в своей одержимости погубить свою команду. История, в которой можно усмотреть политические веяния своего времени - не приди Линкольн к власти - Америка середины 19-го столетия разбилась бы об амбиции своих правителей, желавших слепой выгоды, так же, как "Пекод" о спину Белого кита. Так и в реальной истории - "Эссекс" гибнет из-за своих капитанов - неопытности одного и неуёмности другого. И капитан Поллард и старпом Чейз, чьим наследием и является выдуманный Мелвиллом Ахав, разрывают команду и корабль на две части, морально ослабляя моряков и ведя их к трагедии.

Что такое "Моби Дик"? Это история о мифе природы, перед которым бессилен человек. Так же, как Исмаил, главный герой романа Мелвилла, от лица которого ведётся повествование, высматривает в Моби Дике нечто непокорное, так и Чейз, изначально яростный в своей охоте за китовым жиром, готов опуститься на колени перед Её Величеством Природой, буквально заглянув в её глаза, и опустив руки, осознавая собственное бессилие перед стихией.

Что такое "Моби Дик"? Это история о трагедии, и о том, как она меняет человека. Капитану и старпому суждено пережить одну трагедию и схожие лишения, но выйти им из воды (буквально) предстоит совершенно разными людьми. Фактически одержимым капитаном Ахавом и смирившимся Исмаилом. При этом, акцент смещён именно на местного Исмаила.

Впрочем, мотивы мотивами, но Хауард не забывает, что допрыгнуть до величия эпика о Белом ките ему всё равно не суждено. И если "Моби Дик" - это и энциклопедия китового промысла, и справочник о китах, и приключенческий роман, и книга-размешление и даже периодически пьеса, то фильм Хауарда - в первую очередь история о выживании. А потому режиссёр, стеснённый 2-часовым хронометражом, делает то, что у него получается лучше всего. Он просто рассказывает историю.

Так, зрителя не будут путать томами специальных морских терминов, а сразу бросят в бурю, показав заодно, чего стоит каждый из героев. И если у Мелвилла гибнут десятки китов на протяжении сотен страниц, то в кино достаточно показать лишь одну смерть, чтобы продемонстрировать зрителю весь ужас китобойного промысла, казавшегося в 19-м столетии показателем настоящей мужественности. Кино, к слову, в отношении природы получилось куда более гуманистическим. Даже сам Левиафан здесь не просто живое воплощение возмездия природы, но и её спаситель.

При этом, элементы романа всё же дают о себе знать. Погони на вельботах, бури, погружение в голову кита - детали китобойной жизни словно взяты не из документального источника, а из романа Мелвилла. Да и миф мифом, но судьба Эссекса не так уж и отличается от судьбы Пекода: и там и там разъярённый агонией боли титанический зверь превращается в смертоносный таран.

Кино и само подобно тарану упорно прорывается вперёд, проводя персонажей через страшные испытания, когда-то выпавшие на долю реальным людям. Хауард на удивление не церемонится, хотя ему никогда и не мешал "детский" рейтинг, чтобы рассказывать реальные истории о живых людях. Осознание того, что происходящее основано на исторических событиях всегда добавляло веса истории. Так и сейчас: огромный кашалот, способный погубить судно плавает вокруг не выдуманных героев, а личностей исторических. И вот постепенно Миф опускается до уровня обычных смертных. А люди становятся частью Мифа.

И лишь Рон Хауард скромно стоит в стороне от экранизации самого "Моби Дика". Он не стремится частью Мифа. Он просто стремится делать то, что у него получается лучше всего. Он рассказывают историю. И делает это мастерски.
Tags: 2015, кино, мнение, моби дик, рон хауард
Subscribe

  • 1 сентября

    "I'm a goddamn doctor, Jim!" (c) С сегодняшнего дня - автор сего блога - студент Медакадемии.

  • Обо мне

    Предпочитаю: Кино - в меру зрелищное и в меру умное. Чтобы могло порадовать глаз и на что-то вдохновить. Выше всего кино мира ставлю "Звёздные…

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments