Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:

Закон Джунглей

Настал час крови, силы час,
Вой слышен, крик и стон.
Охоты доброй тем из нас,
Кто джунглей чтит Закон!
Писать про Книгу джунглей Джона Фавро – дело неблагодарное. С одной стороны сложно не разделить восторги критиков, увидевших в ленте ожившую версию анимационной картины 1967-го года. Ностальгия и дух приключения здесь во главе угла, им можно простить даже песенные вставки, органично выглядевшие в рисованном мюзикле, но несколько выбивавающиеся из повествования, и очевидно вставленные ради всё той же ностальгии. С другой стороны, именно приверженность версии Диснея является одновременно и главным минусом киноленты, сухой и напутствующий дух киплинговской прозы здесь утерян напрочь. Персонажи порой не соответствуют своим книжным прототипам, а некоторых и вовсе приносят в жертву главному антагонисту для того, чтобы сделать стать тигра ещё более устрашающей.

Здесь, впрочем, нужно поговорить о самой сути произведений Редьярда Киплинга. Сын индийской колонии, Киплинг писал даже не сказки, а притчи, в которых закон джунглей был простым, но единственно верным. В рассказах о Маугли легче встретить истории о боли сердечной, чем о простых радостях, украшающих жизнь. Животные у него не являются олицетворением человеческих характеров, как положено в сказках, где используется анимализм, а удивительно соответствуют своим природным прототипам, наследуя от них повадки и характер. Кроме, пожалуй, бандер-логов, неиллюзорно напоминающих беснующуюся толпу нецивилизованных людей. Анархизм без царя в голове, по иронии, их кинематографический аналог не соответствует действительности больше всего. Решение, взятое из мультфильма, где царь Луи фактически нивелировал всю иронию Киплинга. Здесь же теряется одна из самых страшных сцен Книг – гипнотическая сила питона Каа. Характер последнего в фильме и вовсе упрощён, как будто студия чувствовала, что семейная аудитория могла быть нынче не готова к такой форме олицетворения смерти.

Это тоже важно понять, ведь Киплинг с читателем любого возраста не церемонился. У автора хищники даже будучи героями вполне спокойно могут загрызть своих травоядных собратьев по джунглям, Багира саркастично шутит про охоту на детёнышей, реки окрашиваются кровью, когда Шерхан приходит на водопой, Маугли часами свежует своих жертв, а мангуст Рикки Тикки Тави с особой циничностью расправляется с ещё не вылупившимися зародышами змей. Что поделать, английский классик и не писал сказку. Животные в ней остаются животными, никакого волшебства, если конечно не считать, что природа и есть чудо сама по себе.
«Книги» Киплинга – истинное произведение своего времени, времени популяризации теории Дарвина и распространения влияния восточной философии. Сплав нестыкуемого, когда поклонение индийским божествам наносит свой отпечаток  на теорию о родстве всех живых существ на Земле. Здесь и звучит заветное слово: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Кстати, лучше всего последнее раскрыто не где-нибудь, а в советском мультфильме «Маугли», который куда ближе к произведениям Киплинга, чем всё, что порождал когда-либо Голливуд. В «Маугли» же раскрыта и тема взросления, важнейшая тема в творчестве жителя колоний, а именно становление юноши мужчиной, что практически (если только не иметь ввиду рост духовный) не задевает версия Диснея, тоже спасибо ориентации на анимационный фильм.

При всём, при этом, «Книга» Джона Фавро оказывается крайне достойным киноприключением для всей семьи. Фавро уже не раз доказывал, что может быть выдающимся визионером, но только теперь становится ясно, что успех «Железного Человека» был действительно не случаен. Яркий блокбастер, с ритмом, практически доведёнными до совершенства – «Джунгли» не пекутся о соответствии первоисточнику, но все ружья собственного сценария пускают в ход в нужное время. Да и что всё же идёт в ногу с Киплингом – так это животные, лишённые не присущих им черт, практически неотличимые от реальных. Пожалуй, с визуальной точки зрения, со времён «Гравитации» на большом экране не было ничего красивее.

Персонажи, даром, что порой далеки от героев книги, обладают харизмой, достаточной, чтобы тянуть на себе весь фильм, не отдавая его на откуп лишь ребёнку дебютанту. Да и не раз уже сказано – но местный злодей оставляет многих человеческих антагонистов последних лет далеко позади. Помимо прочего, фильм Фавро и очень гибкий, есть задел и для сиквела, не все истории из Книг джунглей рассказаны, не все конфликты получили своё воплощение. А значит надежда на дальнейшее взросление местной Книги остаются.

Вот так и остаётся подвешенным финальный приговор. Самостоятельное произведение и экранизация здесь вступают в противоречие друг с другом. Впрочем, если впечатлённый природой и зверьём ребёнок доберётся до книг Рэдьярда Киплинга – это уже будет настоящая победа. В конце концов, когда на защиту Маугли поднимается вся Сионийская стая, ты понимаешь, что, несмотря на все различия, эти книги и кино – одной крови. Закон джунглей учтён.
Tags: 2016, кино, киплинг, книга джунглей, фавро
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…