Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Star Trek в кино. Часть III: The Best of Both Worlds

Стар Трек - Звёздный путь дал за долгие годы начало историям разных жанров и разной степени успеха. Но главное, он стал меккой для авторов фантастики, воплощавших идеи на малом и большом экранах, наполняя мир будущего идеями, предвосхищавшими настоящие изобретения, говоря на важные социальные темы, вдохновляя людей науки и общественных деятелей. И закономерно, что за всё время своего существования Звёздный путь подарил миру несколько жемчужин не просто жанра космооперы, но фантастики вообще. И сегодня речь именно о них.



4. Star Trek: First Contact (Дж. Фрейкс, 1996)

То, что в космосе крики не слышны, мы выяснили уже во время Чужого сэра Скотта. «Следующее поколение» показало, что и любое сопротивление бесполезно. Борги, как враги, нечто среднее между ксеноморфом и терминатором, были страшны даже не потому что были практически неостановимы, будучи способными адаптироваться под любой вид оружия и угрозы. Сама идея ассимиляции личностей, да что там, целых цивилизаций, в одно общее сознание, безличностного роя, пугала не только жителей 24-го столетия. В конце концов, самореализация – одна из главных ценностей любого осознающего себя существа. Так что борги - фактически ультимативные враги Федерации, поставившей саморазвитие, а не желание наживы, на высшую ступень потребностей человека в будущем победившего коммунизма. И хотя под конец того же «Следующего поколения» саму суть боргов смягчили, показав, что и среди них возможно развитие индивидуальности, «Первый контакт» вновь всё поставил на свои места.


Захваченный инопланетным организмом корабль, гибнущий постепенно экипаж, возрастающая паранойя и ужас закрытых пространств - то, что во вселенной Звёздного пути нашлось место своему «Чужому» лишний раз показывает гибкость кинофраншизы. А так же подлинное знание своего дела Джонатана Фрейкса, дослужившегося от звания вечного «Первого» до постановщика лучшего фильма с участием капитана Пикара. И лучший «Первый контакт» даже не потому, что довёл столкновение с боргами, проходившее красной нитью через всё «Следующее поколение», до логичной кульминации. Фрейкс сумел показать космический хоррор, не растеряв былого оптимизма франшизы, совместив Чужого с историей перемещений в то время, когда отходившему от третьей мировой человечеству ещё только предстояло столкнуться с вулканцами и отправиться к последнему рубежу. Да, на пепле старой цивилизации рождается свой собственный Феникс (буквально, название первого корабля с варп-двигателеп), а вместе с ним и светлое будущее. В котором когда-то своё место на мостике корабля займут суровый капитан, бессменный Первый и андроид Дэйта.


И по тому, с какой уверенностью капитан Стюарт зачитывает один из лучших монологов в истории Звёздного пути, вдохновлённый Моби Диком Мелвилла, и как создатель варп-ядра отправляется в космос под мелодии рок-н-ролла, сразу становится ясно, будущее в надёжных руках. Если бы все фильмы Следующего поколения были такими.


3. Star Trek (Дж. Дж. Абрамс, 2009)

К началу 21-го столетия Звёздный путь постепенно терял былое величие. Фильмы не окупались, сериалы теряли рейтинги. В какой-то мере виноваты были сами создатели: для массового зрителя следить за событиями вселенной было всё сложнее. Возмездие (Vol. 1) закрыло историю Следующего поколения, а экипажу сериала Энтерпрайз так на большом экране места и не нашлось. Кажется, франшиза медленно, но верно скатывалась в стагнацию. А потом пришёл режиссёр 3-й «Невыполнимой миссии».

Решение Дж. Дж. Абрамса было смелым и радикальным, а потому, как часто и бывает с подобными идеями, эффективным. Перемещение во времени (снова), изменение целой временной линии и создание новой вселенной, позволило не только абстрагироваться от прочих наработок, оставив где-то в параллельной временной линии целый сонм историй и героев, так любимых поклонниками. Это помогло рассказать предысторию легендарного экипажа под командованием Кирка, а значит и всей кинофраншизы, лишив её предсказуемости, направив жизни персонажей в совершенно иное русло. Но самое важное, Абрамс и ко, получив на руки целую вселенную и возможности творить, омолодили не только актёрский состав, но и зрителя, подарили Звёздному пути возможность зажечь собственную звезду для, по-настоящему, нового поколения.


Символично, что светочем, связующим старую и новую вселенную, а так же разные поколения, оказался Леонард Нимой, бессменный Спок, передавший в одном из своих последних появлений на большом экране факел (практически буквально) от одного экипажа другому.

При этом, переиначив историю, будущий перебежчик в понятно какую вселенную, ухитрился не растерять оптимистичного духа творений Джина Родденберри, вновь превратив Энтерпрайз во флагман Звёздного Флота, настоящий символ покорения последнего рубежа.


Да, можно называть многие решение Абрамса спорными, можно понять поклонников, для которых некоторые новые направления и наработки оказались неприемлемы. Но одного нельзя отрицать ни в коем случае – Звёздный путь Абрамса оживил франшизу, дал ей новое дыхание и показал 21-го столетию, что значит идти туда, куда не ступала нога человека. Главное, чтобы в дальнейшем об этом не забыли новые творцы, двигающиеся по этому пути.

2. Star Trek 6: The Undiscovered Country (Н. Мейер, 1991)

Достижения Абрамса конечно оказались значительными, но нельзя не признать, что вряд ли кто-то сделал для киноэкранной судьбы Энтерпрайза больше, чем Николас Мейер.

Как и Сингер для Людей-Икс, Мейер словно бы вернулся во франшизу через 9 лет после работы над сиквелом, для того, чтобы исправить ошибки, чуть не приведшие киноцикл за 2 года до этого к безвременной кончине. Попутно, постановщик не только подвёл итог под первыми шестью фильмами цикла, но под всей сагой о путешествиях оригинального, а в чьих-то глазах и единственно настоящего экипажа корабля «NCC-1701 USS Энтерпрайз». При этом Мейер подводит не только итог событий, разрешая давний конфликт между Федерацией и клингонами, показав, что на каждый стороне найдётся место своему Линкольну. Шестой фильм ещё и итог эмоциональный: кажется, что даже гибель одного из персонажей в триквеле оказывает на Кирка и весь конфликт куда больше влияния именно в фильме Мейера.


К своему последнему путешествию на ещё несписанном Энтерпрайзе раскрываются и черты, как персонажей, так и целых рас, имевшие такое значение в сериале Родденберри. Чехов, как в старые добрые времена, рассказывает, что же по-настоящему изобрели в России, Боунс отвечает за колкости в отношении всех живых существ в поле зрения, клингоны цитируют Шекспира, который, оказывается, в оригинале писал на их языке, а вулканцы даже в предательстве следуют холодной нерушимой логике. Сама же история – реакция на падение железного занавеса, своевременная и актуальная, в чём то полная горькой иронии для будущего, построенного по заветам коммунизма.


«Неизведанная страна» - название прямиком из монолога шекспировского Гамлета, указывающее на неопределённое будущее, отдельно подчёркивает, что перед нами не только финал одной истории, но и начало другой, той, которая приведёт к восхождению капитана Пикара на борт уже корабля с маркировкой D в названии. Филигранный рубеж между гран финале одной саги и предысторией к другой «Страна» проходит не оступившись. Мейер и сценаристы не закидывают зрителя отсылками и оммажами, намёками на будущий состав, позволив лишь Майклу Дорну, Ворфу из ТНГ, ненадолго занять место собственного деда рядом с Капитаном Капитанов. Но та самая команда – это и самый стержень всей истории. И пока клингонский военачальник в блестящем исполнении Кристофера Пламмера вновь и вновь решает «Быть или не быть», Николас Мейер делает выбор в пользу первого, и те, кто первыми отправился на поиск новых форм жизни и цивилизаций, отправлются в закат, зная, что их наследием станут те, кто и дальше будет to boldly go…


1. Star Trek 2: The Wrath of Khan (Н. Мейер, 1982)

Хорошему сиквелу не нужно идти по стопам предшественника, чтобы рассказать собственную достойную историю. Неудивительно, что «Империя», «Чужие» и «Тёмный рыцарь» неоднократно занимают топовые места среди лучших продолжений, будучи фильмами, скорее раскрывающими мир киновселенной, нежели продолжающими историю оригинального фильма. «Гнев Хана» один из таких фильмов, не просто продолжение ленты Роберта Уайза или всей франшизы, к тому времени насчитывавшей 16 лет истории. Это история о последствиях принятых решений, своеобразный итог всей пятилетней миссии корабля Энтерпрайз, а вместе с тем перерождение всего Стар Трека, не только в кино, но, как показало время, во всех его медийных проявлениях. И столь значимые перемены нашли своё олицетворение даже не в событиях, а в человеке. Точнее, сверх-человеке. Его зовут Хан.

 Хорошего злодея отличает вера в собственное праведное дело. Великий злодей не считает себя злодеем, как таковым. Хан Нуниен Сингх – действительно личность скорее трагическая, нежели отрицательная. Лишённый всего благодаря трагической случайности, ставшей возможной из-за одного неверного решения Капитана Капитанов, Хан берёт на себя роль его же прошлого, неизменно преследующего его, не позволяющего забыть о совершённых им ошибках. Противостояние Кирка и Хана – это битва даже не героя и злодея. Это сражение, не в последнюю очередь психологическое, двух ветеранов, каждого со своей правдой. И в этом сражении Хан – словно новая инкарнация капитана Ахава, неизменно цитирующий Моби Дика, превращаясь не в бурно реагирующего тирана, но в мстителя, слишком долго сдерживавшего свой гнев. И жертвой подобной борьбы становится герой, настоящее сердце и душа экипажа Энтерпрайз.


Но настоящий Звёздный путь всегда отличала надежда даже в самых тёмных глубинах космоса. «Гнев Хана» не ограничивает последствия решений Кирка лишь гневом. Там где есть смерть, берёт своё начало жизнь. Речь и о повороте в духе 5-го эпизода Звёздных войн, и о самом настоящем Генезисе – разработке, способной создавать жизнь в масштабах целых планет. А значит, и менять целую Галактику.

Так, на протяжении одного фильма меняется и сам Стар Трек. Так же, как Капитан Капитанов, десятки раз умудрявшийся обойти в реальности тест Кобаяши Мару, не предусматривающий выигрышных ситуаций, с помощью уловок и обманов, вынужден впервые встретиться с реальностью своих действий. Так и Звёздный путь из умной, но наивной космооперы 1960-х, превращается в космическую фантастику, где у каждого решения, хорошего или плохого, есть последствия, где звёздные даты обретают под собой основание (Джин Родденберри ранее утверждал, что действия Пути может происходить в любое время, от 22-го до 30-го столетия), где устройство для создания жизни могут использовать в качестве оружия.

А потом рассветает заря. И тогда, когда голос Леонарда Нимоя под знаменитые фанфары Александра Кауреджа начинает бессмертный монолог словами “Space. The Final Frontier”, понимаешь, что на этом путешествие заканчивается. На его месте берёт своё начало целая вселенная.



These are the voyages of the starship Enterprise. Its continuing mission to explore strange new worlds, to seek out new lifeforms and new civilizations. To boldly go where no man has gone before…
Tags: star trek, кино, любимое кино, любимые кинофраншизы, мнение, топ
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…