?

Log in

No account? Create an account
Джедай

From Lirik With Love

"It's not who I am underneath, but what I do that defines me." (c)

Previous Entry Share Next Entry
Box Office Saga 1978
Джедай
lirik92

Мир изменился. В производство запускались всё новые и новые фильмы про космос. Идее снять тв-продолжение "Стар Трека" было отказано в пользу полномасштабного кино, вместо "Только для твоих глаз" Бонда решено посадить на борт "Лунного Гонщика", а молодому постановщику "Дуэлянтов" дана возможность экранизировать сценарий о восьмом пассажире корабля "Ностромо", а тем временем с погибшей планеты Криптон на Землю уже летел его Последний сын.

1978-й год начался с затишья, если конечно так можно было назвать то, что конкретно ни один фильм собственно самого 1978-го не мог собрать в прокате более 40 млн. Прокат был жив, и жив благодаря творению Лукаса, продолжавшему покорять кинотеатры: одну вершину за другой. Всё начало меняться с наступлением лета, когда дорогу себе начали прокладывать сиквелы, мюзиклы, зверинцы.



16 июня оказалось знаменательной датой, нашлось место сразу двум хитам, умудрившимся одновременно побить рекорд стартового уик-энда. Финальная победа оказались за вторыми "Челюстями" (9,9 млн.), удивляться здесь нечему - после того, что сотворил фильм Спилберга с прокатом, это был единственный логичный исход. А вот второе место досталось "Бриолину" - 8,9 млн., что, тем не менее, помогло отодвинуть предыдущего рекордсмена "Кинг Конга" сразу на 3-е место в чарте стартовых уик-эндов. Сегодня, когда рекордсмен отбирает под себя порой под 80 и более процентов кассы в топ-10, такой расклад представить практически нереально. Но в те времена всё только шло к переменам, и старт для проката только начинал приобретать критическое значение. Но пусть за три дня вперёд вырвался сиквел спилберговского хита, в общей гонке победил мюзикл с участием Джона Траволты, после чьего успеха в "Лихорадке субботнего вечера" прошло всего полгода, и Оливии Ньютон-Джон.

Ностальгическое кино о довьетнамских временах уже заявило о себе за 5 лет до этого "Американскими графити" Джорджа Лукаса. Прибавить к очевидно импонирующей теме бунтарский дух, хитовый саундтрек, Траволту, находившегося на волне - у "Бриолина" были все задатки стать настоящим хитом. Своим шансом фильм Рэндала Клайзера воспользовался с размахом. Те же "Челюсти 2" не могли добиться успеха оригинала, хотя и стали хитом даже с третью его сборов (77 млн. в американском прокате), при том общая касса в 183 млн. и звание самого кассового сиквела в истории (сиквела, как именно части II) показывали, что и продолжение может приносить более чем достойный доход при должной рекламе и отдаче от популярности предшественника. Но именно "Бриолин" завоевал лето и весь год, став одним из 3-х 100-миллионников 1978-го, а так же самым успешным мюзиклом в истории. Спасибо многочисленным перевыпускам, в домашнем прокате фильм так и остался таковым. Более того, 160 млн. помогли "Бриолину" взобраться в топ-5 самых кассовых фильмов в истории американского проката. Впрочем, по общим, лента пошла ещё дальше: более 200 млн. за рубежом помогли "Бриолину" покорить 4-ю строчку общемирового проката, уступив только таким титанам, как "Звёздные войны", "Челюсти" и "Унесённые ветром".

Мюзикл умудрился выдержать и второй взлёт "Звёздных войн". 21 июля фильм Джорджа Лукаса расширил прокат, заработав за три дня - 10,3 млн. То, что другие фильмы были не способны сделать в свой дебют, "Новая надежда" сотворила спустя больше года после премьеры, став первым фильмом в истории, собравшим за уик-энд более 10 млн., пусть даже и не стартовых. Удивительно, что под каток не попала "Месть Розовой Пантеры", вышедшая за неделю до того. 6-й фильм продолжительной франшизы с 49,6 млн. умудрился ещё и стать самым кассовым фильмом в оригинальной серии. А уже через неделю, 28 июля, о себе заявил новый комедийный хит с участием Бёрта Рейнолдса. Как и в случае с "Бриолином" и Траволтой добрую службу наверняка играл прошлогодний хит, и хотя до успеха "Смоки и Бандита" "Хупер" не добрался, свою минуту славы он получил, заработав по итогам проката 78 млн. в одном только прокате домашнем

Вообще то время было характерно куда большим значением имени и звезды для массового зрителя, чем название и массовость франшизы. Так, даже большую, чем у комедии с участием Рейнолдса сумму сумели заработать "Небеса подождут" Уоррена Битти, вышедшие за месяц до того же "Хупера": здесь Битти выступал и актёром и со-режиссёром и со-автором сценария. Ну а под конец лета, всё на той же дате, что и "Хупер", выступило Имя несколько иного характера.

"Зверинец" Джона Лэндиса, спродюсированный силами National Lampoon, юмористического журнала, популярного в студенческом обществе 1970-х, показал, на что способна подростковая комедия, чьё действие перенесено всё в те же "серебряные" времена на стыке 1950-х/1960-х. "Зверинец" вышел в нужное время, покорив американского зрителя, думается, не только поклонников собственного National Lampoon, укрепив звёздный статус одних актёров (Джон Белуши, Дональд Сазерлэнд), дав дорогу другим (Кевин Бэйкон, Тим Мэтисон, Карен Аллен), а так же основав направление так называемых "gross out" комедий, чьей характерной   чертой стал откровенный юмор, достигших своего расцвета позже, в 1980-е. Да, "Зверинец" не достиг высот "Бриолина", видимо доступного более широкой аудитории, но со 120-ю миллионами, казалось, отвоевал себе зрителя второй половины года. На протяжении нескольких месяцев год не блистал хитами. Вышедшие в следующие выходные (первый уик-энд августа) "Пираньи" и вовсе потонули, хотя 16 млн. для подражателя "Челюстям" от Джо Данте стоимостью в 300 тыс. было более чем достаточно.

Прокат ожил только под конец октября, когда "Хэллоуин" Джона Карпентера начал свой путь на большом экране, приведший к популяризации слэшера среди хорроров - 47 млн. в одном только амеркиканском прокате и 70 млн. общих при бюджете в 0,3 млн. - успех неожиданный, особенно для независимого, "маленького" кино. При этом, кино лишь немногим уступило вышедшему в начале декабря "Охотнику на оленей" - 15-миллионный эпик Майкла Чимино заработал за всё время проката 49 млн. в Северной Америке, помимо того, что уже через 3 месяца после премьеры забрал себе главный Оскар года.


А затем наступило 15 декабря. И в небеса киноэкранов поднялся "Супермен". На самом деле, не случаен практически моментальный запуск после выхода "ЗВ" в производство экранизации комиксов о Последнем сыне Криптона, на который долгое время не могли выделить и 20 млн. Теперь же, когда космоопера Лукаса собирала в прокате сотни миллионов, в закромах студии Братьев Уорнер нашлись деньги, о которых раньше никто не мог и помыслить. С увеличением отведённого под космические сцены хронометража, повысившегося масштаба, желания превзойти и удивить, бюджет фильма Ричарда Доннера рос с завидным упорством. Эпоха блокбастеров началась, теперь зрителя нужно было удивлять, строить франшизы на годы вперёд, так что в беспрецедентном шаге уже во время производства первого фильма, началась работа над "Суперменом 2". Итог был закономерен - с бюджетом в 55 млн. "Супермен" стал самым дорогим фильмом в истории кинематографа, а вместе и с тем и первым фильмом, стоимостью более полусотни миллионов долларов. Неплохое начало для кинокомикса, чьим первым полноправным представителем становился фильм Доннера.

Один неверный шаг, и Уорнеры могли пасть жертвой собственных завшенных ожиданий. Но Супермен сделал то, что у него получалось лучше всего: зажёг надежду уже в дебютным уик-эндом, показав 3-й старт в истории... А уже в свой третий уик-энд, и вовсе побив достижение "Звёздных войн", заработав 10,4 млн. за трёх-дневку. Не сумел конкуренцию составить и "Как ни крути - проиграешь" с участием Клинта Иствуда. Ещё один случай влияния звезды на прокат - Клинт Иствуд, бывший и звездой вестернов и Грязным Гарри, помог ленте Джеймса Фарго побить рекорд стартовых выходных, продержавшийся лишь полгода со времён выхода "Челюстей 2", а вместе с тем стать первым фильмом, кому 10-ка миллионов покорилась уже в первый уик-энд.

Впрочем, главным событием финала года так и остался "Супермен". 134 млн. финальных сборов, при этом грандиозные 166 млн. за рубежом: в будущем не всякой экранизации комикса удастся зарабатывать в международном прокате больше, чем в домашнем. И хотя следующего прорыва супергероики придётся ждать ещё долго: именно фильму с участием Кристофера Рива было суждено основать целый жанр. А вместе с тем и показать Голливуду, что дорогое кино вновь готово найти свой путь к зрителю, пусть и не в виде пеплумов. Но и времена наступали другие.

В следующем выпуске: Рокки против Аполло, Рипли проти ксеноморфа, Бонд против Челюстей, Энтерпрайз против ВиДжера, Крамер против Крамера

Stay tuned.

Топ года:
Американский кинопрокат:
1. Grease – 160 mln.
2. Superman – 134,2 mln.
3. Animal House – 120,1 mln.
4. Every Which Way But Loose – 85,2 mln.
5. Heaven Can Wait - 81,6 mln.


Мировой кинопрокат:
1. Grease – 366,2 mln.
2. Superman – 300,2 mln.
3. Jaws 2 – 183,8 mln.
4. Animal House – 141,6 mln.
5. Every Which Way But Loose – 104,3 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Every Which Way But Loose – 10,3 mln.
2. Jaws 2 – 9,9 mln.
3. Grease – 8,9 mln.
4. Superman – 7,5 mln.
5. Animal House – 6 mln.

Стоимость:
1. Superman – 55 mln.
2. The Wiz – 24 mln.
3. The Swarm – 21 mln.
4. Jaws 2 – 20 mln.
5. Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band – 18 mln.

  • 1
Да не за что)

Офигенный экскурс))) аффтар, писши исчо!
Правда, круто)

Надеюсь, что так) Потому что, цифры это такое - не каждому может быть по душе текст, состоящий из экономики)
Раз в неделю планирую писать - в воскресенье/понедельник.

В любом случае, один преданный читатель у тебя точно есть)

Для преданных читателей и пишу, так что спасибо за поддержку)

Какой могучий был 1978-й год!) Спасибо за пост, экскурс в историю кино прошёл отлично)

О, да. Время перемен всегда такое! Пожалуйста, Хочется верить, доведу до ума экскурс.

Да, Траволта и здесь от меня ушёл. "Бриолин" теперь идёт в очередь за "Лихорадкой") А насчёт вторых "Челюстей" даже удивился, хотя тогда, наверное, ещё не было такого предубеждения к сиквелам. А так да - обязательно продолжай, цифры - явно не помеха.

Как раз таки наоборот, о чём я и писал, Челюсти 2 со 183 млн. были самым успешным сиквелом на момент выхода (если не считать бондовского Шпиона, но он всё же 10-й, а не второй фильм), и это при в сборах в 2,5 меньше оригинала. Сейчас, когда топ-10 составляют в основном продолжения и приквелы, такой расклад как раз таки намекает, что сиквел в те времена, в любом случае воспринимался, как нечто вторичное.

"Бриолин" - кино и мюзикл своего времени всё-таки, зрителям конца 1970-х позволяли поностальгировать по концу 1950-х. Наивно, уютно, просто) Хотя, думаю, тогда именно это и было нужно зрителю. Лихорадка посложнее кино всё-таки. И морально, и эмоционально.

А, вообще да, что-то я тупанул) Ну, а насчёт "наивно, уютно, просто" - большего иногда и не требуется. Уже давно тянет на что-нибудь попроще и попопсовее.

Ну тогда "Бриолин" вполне может зайти, да)

Так странно смотреть на эту лучшую пятерку года: слащавый мюзикл, молодежная комедия, фильм Иствуда, мелодрама с Битти, и только один кинокомикс) Такой, прям, старомодный топ)) И взглянуть на пятерки лидеров за последние годы: только сиквелы/перезапуски, мультфильмы и кинокомиксы. Ну и фильм Иствуда))

А так год слабенький, конечно. Видимо, от Звездных войн не оправились) "Охотник на оленей" и "Полуночный экспресс" очень хороши. Да и оригинальный "Рассвет мертвецов" неплох.

С точки зрения бокс-офиса вышел год яркий. Два 300-миллионника, бьющиеся рекорды уик-эндов один за другим. Но с ЗВ все время трилогии 1977-1983 находилось под её влиянием. Стоило отойти кинопрокату от одного эпизода, как наносил удар другой)

Ну а то, что один кинокомикс: в нынешнем топ-5 он тоже будет один. БпС вот вот вытолкнут, а у Стрэнджа шансов на глобальные сборы не много.

  • 1