?

Log in

No account? Create an account
Джедай

From Lirik With Love

"It's not who I am underneath, but what I do that defines me." (c)

Previous Entry Share Next Entry
Box Office Saga 1979
Коннери
lirik92
После двух лет, один за другим обновлявших топы, как американских, так и общемировых сборов, казалось, наступила временная передышка. Но в 1979-м росла кассовая плотность бокс офиса, когда вместо одного фильмы события, зрителю предлагалось сразу несколько, буквально пытавшихся урвать друг у друга долю необходимого успеха.

В 1979-м свой путь на вершину пробивали проекты, чей потенциал ещё пару лет назад, до выхода определённого фильма, никогда бы не стал очевидным для продюсеров. При этом продолжала расти стоимость кино, будущее, в буквальном смысле становилось всё ближе. Не ЗВ едиными: после "Супермена" на студии Уорнер всерьёз заговорили о полноценном фильме о Бэтмене, другие студии начали скупать лицензии на экранизации комиксов, вслед за Челюстями своего часа ждали новые сиквелы, ну и конечно же всё ближе был космос, который, кажется, овладел сознанием всех и каждого.

Вот и год достижений вновь начался в мае, когда на сигнал бедствия отозвался экипаж "Ностромо".



"Чужой" будущего сэра, Ридли Скотта, после наполненного оптимизмом столкновения с грядущим в "Близких контактах" или даже "Супермене" был подобен охлаждающему душу. Завуалированная под хоррор космическая фантастика, внесла необходимое разнообразие, показав ширину спектра, в которую можно уложить "кино про космос". Забавно, что Чужой, так же, как и "Звёздные войны" выпускаемый компанией "20-й век Фокс", сходно начал и свой путь. После затишья, во время которого нарушить спокойствие мог вновь только Вуди Аллен со своим "Манхэттеном" (39 млн. финальных), "Чужой" вышел всё в тот же день, что и "ЗВ", 25-го мая, в прокат ограниченный, а уже затем, в середине июня, будучи "распробованным" зрителем, расширил своё присутствие на американских экранах. 5,3 млн. на старте - результат для сходного 11-миллионного бюджета был меньше аналогичного у "ЗВ", но и картина у Скотта была явно сложнее для подачи зрителю, учитывая её же возрастной рейтинг. Да и конкуренция была по-настоящему жесткой: 15 июня, за неделю до расширения проката в образе Рокки Бальбоа вернулся Сильвестр Сталлоне.

В случае с последним отдача от Оскара и хитового оригинала здесь была даже меньше чем у тех же "Челюстей 2" или второго "Экзорциста" - 6,4 млн. - стартовый уик-энд был слабее их обоих. Но в отличие от них Рокки выдержал испытание критикой и зрителем - даже несмотря на то, что сиквелу не было суждено взять 100 млн. в домашнем прокате (на счету оригинала было 117,2), падение относительно лучшего фильма 1976-го по версии Киноакадемии было сравнительно небольшим. Более того, именно 85,2 млн. помогли стать "Рокки 2" стать самым кассовым сиквелом в обход вторых "Челюстей", удача не только студии United Artists, но и Сильвестра Сталлоне, фактически второй фильм подряд поднимавшего на своих плечах - теперь уже и в качестве режиссёра, что обеспечивало ему имя в среде критиков и зрителей. Своего прорыва второй лентой достиг и Ридли Скотт - финальные 78,9 млн. на счету "Чужого" лишь немногим уступали оскароносному боксёру. Впрочем, за рубежом Сталлоне оказался для мувигоера намного привлекательнее ксеноморфа - по общим сборам Восьмой пассажир не смог добраться и до 100 млн. (только спустя несколько перевыпусков эта отметка покорится), в то время как сборы "Рокки 2" практически достигли отметки в 200 млн. Результат, благодаря которому у фильма были все шансы остаться самым успешным фильмом года в мире. Но Рокки всё таки оставался народным героем для Америки. В мире, а в первую очередь, в Европе был свой народный герой. И он как раз намеревался преодолеть последний рубеж.
Бондиана, практически всё десятилетие пытавшаяся оправиться от ухода Шона Коннера, благодаря Льюису Гилберту, наконец, добилась своего, когда "Шпион" подступил к 200-миллионному рубежу так близко, как не подбирался ни один Бонд до того. До заветной планки оставалось рукой подать: и вновь помогло соответствие трендам. На "Лунного Гонщика" компания Альберта Брокколи, казалось, бросила все финансы: огромный 34-миллионный бюджет не только был больше, чем бюджет предыдущих трёх фильмов серии вместе взятых, ещё и превращал Мунрейкер в 3-й по стоимости фильм в истории мирового кино - шаг отчаянный, но сработавший на ура: 7,1 млн. - 5-й стартовый уик-энд в истории, а затем пусть не лучшая, но сносная стойкость - и звание самого кассового фильма франшизы в Америке было обеспечено. Впрочем, 70 млн. - при такой стоимости возможно и не тот результат, который бы помог окупить столь огромные затраты, но и Бондиана была всё же брендом международным. За рубежом было достаточно повторить цифры "Шпиона" (лишь немного его опередив с суммой в 140 млн.), чтобы четвёртый фильм с участием Роджера Мура стал первым фильмом франшизы, преодолевшим те самые 200 млн., а заодно и самым кассовым фильмом 1979-го года с 210 общих миллионов долларов.

Для Бонда, впрочем, это было не в новинку. Заветное золото в своё время доставалось "Голдфингеру" в уже далёком 1964-м (124 млн.) и "Бриллиантам навсегда" (116 млн.) в 1971-м. Неудивительно, что с таким хитом международка не нуждалась в других кинозрелищах - Бонд пожалел лишь Рокки. Вслед за Чужим своего места в мире не нашли и "Маппеты". Первый фильм долгоиграющей семейной франшизы, вышедший за неделю до "Гонщика" собрал приличные для 8-миллионного бюджета 76,6 млн., из которых аж 65 было добыто на родине. C таким количеством июньских хитов нет ничего удивительного в том, что июль по большей части не нуждался в собственном хите. Вплоть до самого своего финала, когда на арену проката ворвался "Ужас Амитивилля". Назвать неожиданным успех хоррора нельзя - лента была основана на нашумевшей реальной истории, что сама по себе обеспечивала фильму внимание, которое не могло быть лишним, как и участие Марго Киддер в главной женской роли, лишь только отметившейся хитовым "Суперменом". Отсюда и блестящий старт в 7,8 млн. - лучший для фильма ужасов, если не считать таковым сиквел "Челюстей", а так же финальные сборы в 86,4 млн. - "Амитивилль" сумел обойти в домашнем прокате даже "Рокки", став самым кассовым фильмом лета. По общим сборам, правда, фильм вновь не блистал, продолжив чёткое разделение хитов года на американские и зарубежные.

Уравновесил разрыв новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы, "Апокалипсис сегодня". Имя режиссёра, актёров, а так же критический и зрительский успех "Охотника на оленей" на схожую тему благосклонно сказались на приеме фильма - времена менялись, и уже не каждый почти 3-часовый военный эпик мог найти подобный отклик у зрителя. 78,8 млн. лишь немногим уступали подобному результату другого проекта с рейтингом R - "Чужого", дополнением к чему были и сборы в международном прокате - 145 общих на счету. Серьёзной проблемой для Копполы становился разве что бюджет - 31,5 млн. и 4-е место в списке самых дорогих фильмов ever, при том, что общая отдача была хоть и достойной, но всё же в 1,5 раза слабее таковой у 11-го Бонда со схожими затратами, чьей дистрибуцией, к слову, всё так же занималась MGM, и вовсе не посчитавшая "Апокалипсис" за успех, что поднимало вопрос целесообразности подобных трат в случае с неустоявшимися франшизами и негарантированными успехами. Подобная же проблема себестоимости постигла и другой фильм 1979-го, который вышел уже в декабре и, казалось, готов был сокрушить всё живое.

На "Стар Трек: Звёздный путь" Роберта Уайза студия Парамаунт ставила буквально всё. Отказ от телевизионного продолжения сериала, масштабная рекламная компания в 11 млн. (сумма на тот момент непостижимая), а так же 35 млн. производства - по общему (с рекламой) бюджету "Трек" уступал только "Супермену". Масштабная фан-база, успех космических приключений в последние годы - казалось, что на руках у студии франшиза, гарантирующая безбедное существование на годы вперёд. И по началу бренд действительно оправдал себя. Возвращение любимого американским зрителем экипажа, да сразу на большие экраны, обеспечило рекорд стартового уик-энда - 11,8 млн. в 1,5 раза больше такового у "Звёздных войн", что очевидно было важным для студии. Вот только кино оказалось явно не тем, что ожидала публика. Больше "2001", чем Стар Ворз, Стар Трек наглядно показал, что прекрасный старт и известность бренда не обеспечат 300-миллионных сборов. Да, фильм Уайза действительно успешно вывел легендарную сагу на большой экран -- 139 млн. общих сборов, из которых 82 млн. американских. Вот только вторых "Звёздных войн" явно не вышло, и студия ясно понимала: если киноцикл и следует продолжить, то направление его развития нужно менять кардинально.
Изначальный потенциал "Пути" можно оценить не только по тому, что в дебютную трёх-дневку фильм оставил позади "ЗВ" - ситуация, которая в наше время кажется невозможной. Фактически он выиграл декабрьскую битву двух дорогих титанов, противником "Стар Трека" в которой выступал ни кто иной, как Стивен Спилберг, чей 35-миллионный военный комедийный эпик "Год 1941-й" вышел на большие экраны уже через неделю после "Трека", 14 декабря. Казалось, кто, если не Спилберг способен принести прибыль с такими затратами, но полоса успехов дала сбой - "1941" был непонят ни прессой, ни обывателем. 92 млн. общих сборов были кассовым ударом куда большим, чем в случае с лентами Копполы или Уайза. Что тут скажешь, если куда большего добилась комедия "Придурок" с пришедшим к успеху Стивом Мартином, вышедшая в один день с новой лентой Спилберга (73,7 млн. в одной только Америке).

Ситуацию с тяжеловесами компенсировал 8-миллионный "Крамер против Крамера". Лента Бентона, которой было суждено получить Оскар за Лучший фильм 1979-го года, судя по всему, сыграла на полноценным контр-программировании, обеспечив зрителя, незаинтересованного в борьбе тяжеловесов, необходимым кинособытием в Рождество 1979-го (премьера состоялась 19 декабря). Замечательно принятое кино с участием Дастина Хоффмана и Мерил Стрип в свой второй уик-энд, частично пришедшийся уже на 1980-й, сумело увеличить свои дебютные показатели (5,5 млн.) почти в два раза, в итоге, чему явно способствовал и успех на Оскаре, став единственной кинолентой года, преодолевшей в домашнем прокате заветные 100 млн., вырвав победу, когда остальные хиты года уже теряли свою силу, доказав, что несмотря на намечающиеся тенденции, большие бюджеты ещё не показатели большого кино.

В следующем выпуске: Империя. Наносит. Ответый. Удар.

Stay tuned.

Топ года.

Американский кинопрокат:
1. Kramer vs. Kramer – 106,3 mln.
2. The Amityville Horror – 86,4 mln.
3. Rocky 2 – 85,2 mln.
4. Star Trek: The Motion Picture – 82,3 mln.
5. Alien - 78,9 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Moonraker – 210,3 mln.
2. Rocky 2 – 199,1 mln.
3. Kramer vs. Kramer – 167,3 mln.
4. Apocalypse Now – 145,3 mln.
5. Star Trek: The Motion Picture – 139 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Star Trek: The Motion Picture – 11,8 mln.
2. The Amityville Horror – 7,8 mln.
3. Moonraker – 7,1 mln.
4. Rocky 2 – 6,4 mln.
5. The Jerk – 5,9 mln.
Стоимость:
1. Star Trek: The Motion Picture – 35 mln.
2. 1941– 35 mln.
3. Moonraker – 34 mln.
4. Apocalypse Now – 31,5 mln.
5. Caligula - 22 mln.

  • 1
Не очень все любимое))

Ну, за фаворитов тех лет, какой бы у кого ни был, сейчас уже в любом случае рублём проголосовать проблематично)

жалко что 1941 не выстрелил, очень забавное и антимилитаристское.

Мне кажется, что такое кино, комедия на тему второй мировой - мир тогда был просто не готов к такому. Особенно от автора Челюстей и Контактов. А так, да: очень небезынтересная кинолента. От Спилберга я точно не ожидал. А вот от Земекиса в авторах сюжета, вполне можно было. Там ведь ещё на вторых ролях столько его будущих сослуживцев!

вот точно, совершенно Земекисовская вещь. Я тоже страшно удивлялась что режиссёр тут Спилберг.

Молодой ещё, такие бюджеты доверять) За плечами только I Wanna Hold Your Hand, который мне, кстати, по какой-то причине, 1941 и напоминал.

Я как-то вдруг осознал, что не смотрел ни одного старого Бонда. Какой-то один, вернее, видел, но сколько осталось навсегда потерянными! Потому что сейчас уже совершенно не тянет на такое. Это как раз к разговору о Дж.Б.) А так из всего названного "Апокалипсис" покруче остальных будет. Для фильма такого уровня недурные сборы. Хотя, если бы почва была не подготовлена, кто знает...

"Апокалипсис" единственный из фильмов топ-5, который пока что не видел, как раз.
Помимо почвы, не стоит забывать и о составе, имена тогда значили многое, и Коппола, как режиссёр, в 1970-х был на особом счету, благодаря понятно чему.

Ну да, это понятно. А с "Апокалипсисом" не стоит тянуть. Сам всё собираюсь пересмотреть. И, наверное, в ближайшее время так и сделаю)

Так много кино, так мало времени, так что и приходится ставить в очередь, что новое, что минувших дней. Дойду рано или поздно, думаю)

  • 1