Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Bourne Again



Then it fell apart... ( c )

5-й фильм задержавшейся дольше необходимого франшизы подстать своему персонажу - лаконичен и скуп на эмоции. Он приходит, даёт зрителю то, что последний ждёт от фильма с таким же скупым и лаконичным названием "Джейсон Борн", затем мерно уходит вдаль под звуки Моби. Формула отработана и, казалось бы, ничто не может пойти не так, когда вновь за рулём Гринрасс, а за главного героя харизматично молчит Мэтт Дэймон. Трясущаяся камера, нахлынувшие воспоминания, паранойя и вечные погони от американского правительства, в которых полицейские и воры вновь меняются местами. Иронично, что эти самые отработанные приёмы и становятся главной проблемой "триумфального" возвращения.

Как ни странно, Борн потерялся сам в себе. "Идентификация" Дага Лимана, вышедшая в 2002-м, аккурат в год 40-летия Бондианы, предлагала совершенно иной, свежий взгляд на жанр шпионского боевика. Свежий настолько, что, кажется, сумела оказать влияние на все последующие фильм экшен-направленности 21-го столетия. Не помнящий прошлого герой, противостоящий правительству, а не выполняющий слепые приказы, оказался куда более убедительной деструкцией жанра, чем высмеивающий штампы, но сам в них застревающий Остин Пауэрс. Вместе с тем Борниана оказалась более приземлённой и простой, добиваясь относительной реалистичности (тот самый дарк энд реалистик, популяризацию которого любят приписывать Нолану) не с помощью отказа от условностей - в шпионском жанре их хватало всегда - а с помощью деталей: в городах, будь то Париж или Берлин, главный герой не посетит достопримечательностей, а в критический момент ринется в погоню, не на дорогом Астон Мартине, а на первом попавшемся Мини Купере. Пришедший в киносерию Пол Гринрасс ещё больше отдалил Борна от остальных шпионских франшиз, не только введя ставшую обязательной для боевика камеру на пружинке, но и завершив полный круг, путешествие героя, вернув Борну его утраченные воспоминания, попутно отправив Борна на покой.

Забавно и грустно одновременно, но пятый фильм серии доказывает не собственное право на существование, а то, что поставить точку на "Ультиматуме" было единственным верным решением. Очередные воспоминания, полностью нивеллирующие уже ставшее каноничным "Я всё помню", как в насмешку повторённое в начале фильма, лишают Борна его уникальности, превращаясь в очередное шпионское клише, подобное обязательному докладу М или флирту с Манипенни. Борну вновь приходится проходить путь, уже однажды им пройденный, вновь возвращаясь на родину, куда он уже однажды вернулся, словно бы в обязательной сюжетной арке вертикального сериала. Кажется, наступает момент, когда Дж.Б. сам готов превратиться во франшизу, в противовес которой он в своё время добился успеха. Незаметно теряется и та самая реалистичность - уже не остаётся сомнения, что как бы ни были высоки ставки, главный герой вновь выйдет победителем. Борн теперь скорее сверхчеловек, которому не нужна генная модификация, видимо, так и оставшаяся в пределах реннеровского "Наследия", которое, каким бы нелепым не казалось в своё время, хотя бы пыталось выстроить вселенную без главого героя и набивших оскомину клишированных воспоминаний из ниоткуда.

Выгодно на фоне Джейсона Наследие выделялось ещё и тем, что не забывало о собственных корнях, активно используя персонажей киноцикла. Пятый фильм оставляет позади весь supporting cast, неуклонно следовавший за Борном на протяжении трилогии, не стесняясь пуская в расход немногих оставшихся, оставляя Борна наедине с собой, теперь уже намеренно лишая Борна его же прошлого, подсовывая вместо него мотивацию, достойную разве что самых банальных злодеев, мстящих за "отца его отца". Словно под рукой оказывается и персонаж Венсана Касселя - ходячая карикатура, обиженный бондовский миньон, отчаянно пытающийся вырваться из серой галереи антагонистов Борнианы, как раз таки всегда выделявшихся, как ни парадоксально, собственной обезличенностью. Киллер Касселя в своей наигранной злости с одной стороны, кажется, перепутал франшизы. С другой, своими импульсивными действиями однозначно запоминается на фоне теперь уже обезличенных героев, пришедших на смену Пэм Лэнди и Ноа Воссану, но словно бы запутавшихся в собственных мотивациях и действиях. Как и подсюжетах про контроль медиа правительством, который в фильме есть, просто потому что должен.

Кажется вообще, что действие происходит на автомате. Гринграсс и Дэймон делают то, что умеют, не рискуя уже ничем, отрабатывая знакомые приёмы. С каждой секундой камера трясётся всё сильнее, Борн становится всё опаснее, погони безумнее, сюжет всё запутаннее, потому что так надо, потому что этого ждёт зритель. Но сами режиссёр и главный актёр, как будто уже ничего не ждут, в очередной раз завершая историю, где точка может превратиться в многоточие в любую минуту, по желанию продюсеров. Вот только Борн всегда шёл своим путём, не совпадающим с мнением выше стоящих, и вот, что-то пошло не так. Возможно, он просто устал.

С другой стороны, что, если не эта усталось, возвращает ему почти утраченную человечность.
Tags: борн, кино, мнение
Subscribe

  • 29/92

    Наш дом уснул, Но мир не ждет - Зовет дорога нас вперед; Покуда шлет лучи звезда, До грани ночи, а тогда Уйдет…

  • Уильяму Шэтнеру 90

    Пройти против такого юбилея конечно же совершенно невозможно. Дай Бог здоровья Капитану Капитанов. Долгой жизни и процветания. А также новых…

  • 35 лет назад...

    "I did it 35 years ago" мог бы сейчас сказать Озимандиас.... Мы всё ещё помним.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • 29/92

    Наш дом уснул, Но мир не ждет - Зовет дорога нас вперед; Покуда шлет лучи звезда, До грани ночи, а тогда Уйдет…

  • Уильяму Шэтнеру 90

    Пройти против такого юбилея конечно же совершенно невозможно. Дай Бог здоровья Капитану Капитанов. Долгой жизни и процветания. А также новых…

  • 35 лет назад...

    "I did it 35 years ago" мог бы сейчас сказать Озимандиас.... Мы всё ещё помним.