Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Box Office Saga 1981


Наступают 1980-е. Весенней оттепели приходится подождать: кинопрокат отдыхает после двух 100-миллионников вплоть до лета, лишь за рубежом свой путь на полгода раньше Америки начинает крупный летний тентпол. Тентполы - крупные кинопроекты, потенциальные блокбастеры, способные принести крупную прибыль, ставки на которых особенно высоки, обретают свою силу с наступлением нового десятилетия. Место крупнобюджетному кино и дорогим сиквелам находится летом. В 1981-м году основной удар приходится уже не на май, а на июнь, когда каждая крупная студия стремится вырвать у другой победу в летнем соревновании. Титаны вступают в Битву.



И действительно кинопрокат в июне 1981-го оказывается подобен пружине, сжатой на протяжении полугода: в первые пять месяцев года вышел только один фильм, сумевший собрать более 50 млн. - романтическая комедия "Четыре сезона" (50,4 млн.). А уже 12 июня начинается настоящая Битва Титанов, во всех смыслах: помимо мифологического приключения, на экраны выходит совместное творение Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. И уже в первые выходные "Искатели потерянного ковчега" реабилитируют значение последнего для бокс офиса. 8,3 млн. - лучший стартовый уик-энд в карьере Спилберга, проект, сразу вырвавшийся в широкий прокат тысячи с лишним кинотеатров, продюсер самой кассовой киносаги в истории и режиссёр двух 100-миллионников не разменивались на прокат ограниченный. Не рекордного, но достойного старта, хватило с лихвой: на их фоне эпик про Тесея откровенно затерялся (41 млн. финальных сборов), но что было куда важнее, зритель принял нового Спилберга на ура. Потому что уже в свои вторые выходные Искатели сумели не затеряться на фоне двух тяжеловесов. В противовес друг друг 20-й век Фокс и Уорнер Бразес 19 июня дали дорогу "Гонкам Пушечное ядро" и второму "Супермену".

Два крупных тентпола и два крупных бренда. В одном случае - сиквел успешного кинокомикса, в другом очередная комедия с Бёртом Рейнолдсом, чьё имя, год за годом приносившее почти рекордные уик-энды, само по себе могло стать тем самым тентполом. Помимо прочего "Гонки" объединяли Рейнолдса с вечным Бондом, Роджером Муром, думается, не в последнюю очередь для того, чтобы привлечь прокат международный. Так что нужно понимать какой уверенностью должны были обладать создатели сиквела "Супермена", выпускающие своё творение в противовес тяжеловесу лишь неделю спустя после нового фильма Спилберга. Удивительно вообще, что в третий уик-энд первого летнего месяца ни один из кассовых левиафанов не просел, завоевав каждый своего зрителя. В этой схватке "Искателям" удалось потерять лишь 3 процента, вновь заработав ценные 8 млн., в то время как "Пушечное ядро" оправдало звание звезды Рейнолдса, подарив создателям 11,8 млн., лишь за неделю до того принесшие бы им второй стартовый уик-энд в истории, позади одного только "Стар Трека". Но по итогам 21-го июня - "Гонка" заняла место третье. Продержавшийся 1,5 года рекорд "Звёздного пути" был побит. Супермен вернулся.

Вообще, словно бы не расчитывая на прокат международный летом 1981-го, Уорнеры премьеровали сиквел "Супермена" за рубежом ещё в декабре 1980-го в Австралии, шаг по нынешним реалиям беспрецедентный, но понятный: избежать летней кинопрокатной давки в весеннюю оттепель было вполне разумно. Впрочем, за рубежом фильм Ричарда Лестера в любом случае событием, подобным оригиналу, уже не стал - картина заработа 82 млн., половину от сборов эпика Доннера, намечая дальнейший путь для кинокомикса, куда более значимого для зрителя американского. Тенденция не лучшая, учитывая вновь колоссальные затраты на супергероику. Не секрет, что большая часть бюджета была затрачена ещё во время съёмок первого фильма, когда Ричарду Доннеру была доверена одновременная работа над двумя фильмами. Уволенный с работы над сиквелом, Доннер был заменён Лестером, вынужденным переснимать часть сцен и доснимать остальное. Подобные капризы вновь обошлись Уорнерам в огромную сумму - "Супермен 2" с бюджетом в 54 млн. уступал лишь одному фильму в истории - оригинальному "Супермену".

На старте впрочем, кинокомикс не уступил никому. 14,1 млн. - абсолютный рекорд стартового уик-энда, на голову опережающий таковой у "Стар Трека", а так же в 2 раза перекрывающий результат первого фильма. "Империя" словно бы укрепила веру в сиквелы, но и возвращение Кристофера Рива в полюбившемся образе было само по себе принято на ура, позволив обновить и рекорд второго уик-энда с 10,8 млн. (сумма, которую лишь немногие собирали на старте). И это в противовес "Искателям", которые, правда, и в 3-й уик-энд обошлись без падений, а также 30-процентному падению "Гонки", что уже определяло победителя в данном забеге. За рубежом, правда, дела у последней шли лучше, чем у "Супермена". Не в последнюю очередь благодаря Роджеру Муру, чей главный фильм-событие проката международного вышел аккурат в тот самый, следующий уик-энд, 26 июня.
"Только для твоих глаз", 12-й фильм Бондианы, пятый с участием Роджера Мура, доказал, что в американском прокате, интерес к "Лунному Гонщику" был скорее исключением. Фильм Джона Глена, даром, что из четырех релизов широкого проката, показал лучший старт (6,8 млн.) уступал по этому показателю не только старту предыдущего фильма франшизы, но и 3-му уик-энду "Искателей", созданных Спилбергом в противовес Бондиане, в режиссуре одной из лент которой мастеру было отказано. То, что в финале сборов фильм с Муром уступил в Америке не только "Мунрейкеру", но и "Шаровой молнии" 16-летней давности, могло бы пошатнуть веру в серию - ведь теперь 54 финальных миллиона начислялись фильму не с 14-ти, а с 28-миллионным бюджетом, но мир вновь был неопоколебим. Там "Только для твоих глаз" шли впереди всех остальных фильмов не только лета, но всего 1981-го года. Возвращение к более приземлённой Бондиане после звёздного блокбастера пошло только на пользу - 141 млн. помогли стать самым кассовым фильмом долгоиграющей франшизы в международке, доведя общую сумму до 195 млн., практически единтичным "Гонкам Пушечное ядро" с той лишь разницей, что там соотношение Америки и мира было другим (72 млн. и 122 млн. соответственно).

Из всех релизов 26-го июня в Америке куда большего добился комедийный фильм Айвена Райтмена "Добровольцы поневоле" - стартовав слабее Бонда (6,1 млн.), лента с участием Билла Мюррэя опередила по итогам проката агента 007 в 1,5 раза, осилив 85,3 млн. у себя дома. Времена, когда имя ещё могло приносить деньги, подсказывали, что Райтмену и Мюррэю уготовано светлое будущее. Что собственно можно было сказать не то, что не о каждом актёре, но не о каждой студии.


Из всех крупных студий именно компании Уолта Диснея приходилось летом 1981-го тяжелее всего. Несколько ре-релизов, среди которых сиквелы "Герби: Влюблённой малютки" не приносили больше 1 млн. за фильм. Новое творение диснеевских аниматоров оказалось выбито за пределы кассового состязания, выйдя 10 июля, когда даже несмотря на свои падения (что не касалось приключенической киноленты Спилберга, тихим сапом продолжавшей привлекать своего зрителя) истощать прокат продолжали июньские релизы. 39,9 млн. "Лисы и пса" не позволяли называть картину хитом, но с 12-миллионным бюджетом помогали справиться на ура. Учитывая долгую жизнь и постоянные перевыпуски для мультфильма это не было финалом. К слову о долгой жизни. Избежавшая июньской давки, вышедшая во второй половине июля, комедия "Артур" не побила рекордов за уик-энды, заработав на старте лишь 2,7 млн., но оказавшись предоставленная сама себе, очевидно пришлась по душе зрителю больше, чем некоторые комедийные бренды и, став, вторым открытием лета, вслед за "Добровольцами", добралась в итоге до замечательных 95 млн. в одной только Америке, став практически главным кассовым событием кинопрокатного лета. Практически.

Вряд ли со стартом "Супермена 2" приходилось сомневаться в его успехе. И действительно, 50 млн. в рекордные 3 уик-энда, а также финальные сборы в 108 млн. помогли супермениане стать второй кинофраншизой с двумя (!) 100-миллионниками на борту (после кое-какой Саги), что вновь напоминало о потенциале жанра супергероики при должном к нему подходе. Но всё же главным событием лета фильм Лестера не стал. Всё дело в том, что к концу августа Стивен Спилберг уже был первым режиссёром в истории с тремя 100-миллионниками в карьере.
Вот так встречал зритель новые времена. Уик-энды всё богаче, фильмы ярче. Поток желающих увидеть долгожданный сиквел всё важнее. На этом фоне "Искатели потерянного ковчега" уже были феноменом. К концу 1981-го, когда на счету фильма были 170 млн. в одной только Америке, а за рубежом приключения последователя Бондианы на равне соперничали со своим праотцом, становилось ясно, что родился новый бренд. И это были не "Искатели". У приключения было имя. Индиана Джонс.

На фоне лета осень и зима были относительно спокойными. Будоражили прокат только будущие победители наградного сезона. "Огненные колесницы" в ожидании победы собрали 59 млн. в Америке, однозначный успех для английского фильма. А в декабре свою гонку начали сразу два будущих номинанта - 32-миллионный эпик Уоррена Битти "Красные" (40,4 млн. по итогу) и "На златом пруду" Марка Райделла, начавшего свой прокат с ограниченного числа кинотеатров, но расширяшевшогся по ходу кинонаградного сезона. Обычная практика сегодня помогшая фильму с Генри Фондой и Кэтрин Хэпберн собрать выдающиеся 119 млн. в одном только домашнем кинопрокате.

Удачи наградного сезона были только в помощь Индиане. К концу весны следующего года фильм Спилберга стал четвёртым 200-миллионником американского проката, в обход "Империи" заняв третью строчку триумфаторов. Общемировые сборы были не настолько грандиозны, но и 6-е место среди самых кассовых фильмов в истории по настоящему внушало, учитывая, что это был уже третий фильм Мастера в международной десятке. Впрочем, главный успех Спилберга был ещё только впереди. Когда год подошёл к концу, до главного кинопрокатного события десятилетия оставалось всего полгода.

В следующем выпуске: Ридли Скотт бежит по лезвию, Рокки Бальбоа устраивает матч реванш, Энтерпрайз несётся к краю Вселенной, восходит звезда Дороти Майклс, ИТ звонит домой

Stay tuned.


Американский кинопрокат:
1. Raiders of the Lost Ark – 212,2 mln.
2. On Golden Pound – 119,3 mln.
3. Superman 2 – 108,2 mln.
4. Arthur – 95,5 mln.
5. Stripes – 85,3 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Raiders of the Lost Ark – 354 mln.
2. The Cannonball Run – 195,6 mln.
3. For Your Eyes Only – 195,3 mln.
4. Superman 2 – 190,4 mln.
5. On Golden Pound - 138,6 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Superman 2 – 14,1 mln.
2. The Cannonball Run – 11,8 mln.
3. Raiders of the Lost Ark – 8,3 mln.
4. On Golden Pound – 8,2 mln.
5. For Your Eyes Only – 6,8 mln.

Стоимость:
1. Superman 2 – 54 mln.
2. Reds – 32 mln.
3. For Your Eyes Only – 28 mln.
4. Pennies From Heaven – 22 mln.
5. Under the Rainbow – 20 mln.


Tags: bond, box office, box office saga, indiana jones, superman, история, кино
Subscribe

  • 60

    Сегодня, кажется, уже сложно представить то ощущение великого рубежа, каковое наполняло атмосферу конца 1950-х и 1960-х годов, но которое…

  • Уильяму Шэтнеру 90

    Пройти против такого юбилея конечно же совершенно невозможно. Дай Бог здоровья Капитану Капитанов. Долгой жизни и процветания. А также новых…

  • 125 лет. 125 фильмов. Часть IV. 29-11

    29. Batman / Бэтмен (1989) Режиссёр: Тим Бёртон Способность кино - переносить в места, не только настоящие, но создавать с нуля локации,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • 60

    Сегодня, кажется, уже сложно представить то ощущение великого рубежа, каковое наполняло атмосферу конца 1950-х и 1960-х годов, но которое…

  • Уильяму Шэтнеру 90

    Пройти против такого юбилея конечно же совершенно невозможно. Дай Бог здоровья Капитану Капитанов. Долгой жизни и процветания. А также новых…

  • 125 лет. 125 фильмов. Часть IV. 29-11

    29. Batman / Бэтмен (1989) Режиссёр: Тим Бёртон Способность кино - переносить в места, не только настоящие, но создавать с нуля локации,…