Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Box Office Saga 1982


1980-е. Пока американское и европейское общество переживают общественные реформы, попытки снизить уровень безработицы, в мире кино всё идёт своим чередом. Создатели хорроров пытаются играться с 3Д, этим увлекаются и продюсеры студии Юниверсал, с прицелом на третьи Челюсти. Не оставляются попытки добиться успеха в экранизации комиксов: в работу запущен сценарий "Бэтмена". Откладывается смена Роджера Мура на посту Бондианы: против Шона Коннери, готового вернуться в титульный образ в неофициальном фильме, нужна тяжёлая артиллерия. Использованию CGI ещё только предстоит применение в мире кино, но уже летом 1982-го технологии будущего займут свое пока что скромное место. В эти времена только надвигающихся перемен несущемуся на встречу Земле пришельцу уготовано изменить лицо бокс-офиса на долгие годы.




Год 1982-й начинался с хита прошлогоднего. Находившееся в ограниченном прокате "На златом пруду" вырвалось в широкий 12 февраля, начав свой путь к вершинам с 8,2 млн., продержавшись на первой строчке 4 недели, вплоть до конца марта, когда по переменке сменяли друг друга, сначала хитовый стэнд-ап с Ричардом Прайором, а затем "Порки" Боба Кларка, наследник "Зверинца" в тренде gross out комедий, блестяще завоевавший внимание молодёжи, доказательством чего стал удачный старт в 7,6 млн., несмотря на разгромную критику. Аудитория тинэйджеров как будто получила то, что хотела, неплевав на критику, обеспечив ей более солидную стойкость, а "На златом пруду" внезапную конкуренцию, что так же привлекло внимание других студий: очень скоро в работе оказывается множество молодёжных комедий. Оказывается, кино смотрит не только рабочий класс или семейная аудитория. "Порки" стал первым 100-миллионником года, но далеко не последним. Оттепель действительно берёт своё, хотя и не без жертв. На заднем плане мартовского проката теряется "Болотная тварь". 3-миллионная экранизация комикса от DC Comics и Уэса Крэйвена не добирается даже до широкого проката.

Успех молодежной комедии сходит на нет только в мае, когда ещё одним доказательством того, как мало влияет критика на прокат и стойкость фильма становится "Конан Варвар". Фэнтези - жанр сложный, часто не находящий отклика у зрителя, только в прошлом, 1981-м, на фоне июньского безумия потерялся "Победитель дракона" (14 млн. сборов при 18 млн. бюджета). Но известность и относительная популярность первоисточника, вкупе с пиаром вокруг образа Шварценеггера, оказали на прокат 20-миллионого фильма Милиуса существенное влияние. 9,6 млн. - долгое время старт оставался лучшим в жанре фэнтези. Но вот достойной стойкости не случилось несмотря на более менее тёплый приём, в свой дебют фильм заработал уже четверть финальных сборов в дома (39 млн.), и одну седьмую общих сборов (68,5 млн.) Конана, ещё одно предвосхищение будущей ситуаций вокруг ожидаемых фильмов, чьи поклонники готовы проникать в кинозалы в первые же часы проката. С другой стороны, именно "Конан" обеспечил Арнольду Шварценеггеру звание медийной фигуры, начав его восхождение к кинематографическому Олимпу, долгий, но уверенный. Своё имя зарабатывал и Мэл Гибсон. Вновь спустя полгода после премьеры в Австралии (интересная традиция для определённых фильмов своего времени), Макс Рокатански нёсся, пусть и неуверенно, по американскому бокс-офису. Выпустить сиквел Безумного Макса под названием "Воин дорог" было неглупой идеей. Самостоятельность фильма в глазах американского зрителя помогли собрать "Мэд Максу" - 23,7 млн. Немного, но почти в 3 раза лучше первого фильма и при скромных 2,5 млн. в дебютный уик-энд. А так же при фантастической, во всех смыслах этого слова, конкуренции.


Лето 1982-го действительно оказалось богатым на фильмы, ставшие в будущем классикой сай-фая. Оттого примечательно, что главную конкуренцию им составил триквел истории про боксёра в исполнении (и за авторством) Сильвестра Сталлоне. 28 мая, когда мир впервые услышал Eye of the Tyger из колонок кинозала, Рокки Бальбоа окончательно доказал своё звание народного героя. В конце концов раньше, для того, чтобы третий фильм киносерии пользовался успехом, он должен был быть основан на романе Яне Флемминга. Мало того, что "Рокки 3" собрал в трёх-дневку 12,4 млн (16 млн. за 4 дня, 2-й результат в истории на тот момент), он показал стойкость не худшую, чем "Воин дорог", что, с поправкой на результат дебютного уик-энда, позволило "Рокки" не только стать самым кассовым триквелом в истории (звание тентпола франшиза действительно себе обеспечила), но и самым успешным фильмом серии в прокате американском, обойдя оригинал со 125 млн. против 115, став лишь третьей франшизой с двумя стомиллионниками на борту после "Звёздных войн" и "Супермена". И это при том, что уже в первый уик-энд июня по прокату из всех фотонных торпед нанёс удар Хан Нуниен Сингх.

Да, Николас Мейер действительно сумел уменьшить затраты на франшизу о "Звёздном пути" в 3 (!) раза. 11,2 млн. бюджета против колоссальной 35-миллионой стоимости оригинала бросаются в глаза и сейчас. При этом боссы Парамаунт очевидно продолжали не скупиться на рекламу. Акцент на харизматичном злодее, а также на большей экшен-направленности сиквела в трейлерах, в купе с использованием единственной, но первой в своём роде, cgi-сцены с планетой Генезис, своё дело однозначно сделали. Относительно холодное принятие первого фильма никак не сказалось на энтузиазме армии поклонников, спустя год после выхода сиквела "Супермена", сиквел "Стар Трека" оставил рекорд первого позади, став первой франшизой в задокументированной истории кинопроката, побить рекорд стартового уик-энда удалось двум фильмам которой. Подряд. 14,3 млн. более чем в 2 раза перекрывали и стартовый уик-энд вышедшего в тот же день "Полтергейста" (6,9 млн.), за плечами создателей которого стоял сам Стивен Спилберг. Впрочем, гига-франшизы из "Звёздного пути" так и не вышло. Думается, обманутость ожиданий от фильма Уайза всё же сыграла свою роль. Хоррор показал куда лучшую стойкость, чем "Гнев Хана", собрав лишь немногим хуже него (78,9 млн. против 76,6 млн.). А по миру Полтергейст и вовсе оказался на голову впереди, собрав 121 млн. общих сборов. Стар Трек к сиквелу же зарубежного зрителя растерял. Лишь 19 млн. международных сборов (в 2,5 раза меньше, чем у первого фильма) и 97 млн. общих. В тот момент лишь рекорд стартового уик-энда показывал франшизой какого масштаба "Стар Трек" мог бы стать. Впрочем, мировой прокат лета 1982-го вообще был достаточно холоден к американскому кино. За одним исключением. С 10 июня, на экраны кинотеатров вышла новая работа Мастера. 11,8 млн. - лучший старт в карьере Спилберга и пятый в истории. Но то, что происходило дальше, можно объяснить только одним, нерациональным, но простым фактом. "Инопланетянин" покорил весь мир.


Простая, но понятная лента о дружбе мальчика и пришельца из Далёкой Галактики словно бы подвела итог всем происходящим изменениям в прокате, начавшимся с Новой надежды, словно бы сделав главным героем целевую аудиторию "Звёздных войн", осуществив мечту подростка о встрече с персонажем, знакомым с самим Йодой, став ультимативным семейным, да и подростковым фильмом не только 1982-го, но и вообще 1980-х. "ИТ" действительно покорил мир и прокат, долгих 6 недель оставаясь на первом месте в чартах уик-эндов, отказываясь падать, преодолевая знаковые рубежи один за другим в рекордные сроки (100-миллинный уже на 30-й день проката). Фильм для всех возрастов буквально стал королём проката, фактически отбросив конкурентов на несколько шагов назад, не оставив шанса ни семейному кино, ни научно-фантастическому.

Вырвавшийся в широкий прокат 18-го июня мюзикл "Энни" оказался не в состоянии окупить свой титанический 50-миллионный бюджет (съёмки музыкальных номеров в настоящих декорациях, построенных в настоящем Нью Йорке, дали себя знать), собрав дома только 57,1 млн. Неплохо, но не для третьего по бюджету фильму в истории. Не было шанса и у "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта. У Блэйд Раннера были все состовляющие будущего хита. Знаковый режиссёр (после Чужого), самый успешный американский актёр (с тремя 200-миллионниками в карьере), саундтрек от лаурета премии Оскар, Вангелиса. Но после не грандиозного, но и не слабого старта в 6,2 млн., "Бегущий" оказался не в состоянии развить успех. "Бегущий по лезвию" оказался тем фильмом, которому будет обеспечена слава в будущем. В 1982-м же антиутопия Скотта оказалась непонятой, в присутствии других хитов и вовсе не нужной, лишь 27,8 млн. в домашнем прокате были тяжёлым ударом по 28-миллионному сай-фай эпику, если не считать франшизных Супермена и первого Стар Трека, самому дорогому оригинальной нф-фильму на тот момент. Впрочем, вышедшее в тот же уик-энд "Нечто", не собрало и этого (19 млн.). Кажется, зрителя уже не привлекали и технические революции. Хотя надо признать, cgi действительно был интереснее лишь в малых количествах (см. Гнев Хана). Судя по сборам вышедшего 9 июля "ТРОНа" (33 млн. в Америке) целый фильм выполненной в дикованной манере - это уже было черезчур для зрителя того времени.
Смешно, что 6-недельное царствование "Инопланетянина" смог прервать только новый комедийный эпос с участием Бёрта Рейнольдса. "Самый приятный бордель в Техасе" отлично стартовал с 11,9 млн. (лучший старт в блестящей карьере актёра, 5-й в истории). Но очевидно так долго продолжаться не могло. Очередная слабая критика, всё меньшая стойкость (69,7 млн. финальных) - кредит доверия, данный во времена "Смоки и Бандита", становился всё меньше с каждым разом. Неудивительно, что уже к следующему уик-энду "ИТ" вернулся на место победителя, а вместе с тем в относительно ограниченный прокат (330 к/т) вышел "Офицер и джентльмен" с участием Ричарда Гира и Дебры Уингер (3,3 млн). Техника отработанная и всё так же успешная. Завоеванное доверие у зрителя и братии кинокритиков "Офицер" использовал в постепенно расширяющемся прокате, не конкурирая с непобедимым "ИТ", но идя в ногу, как в правильном примере контр-программирования (5 млн. в первый уик-энд широкого проката). Без особых падений и резких взлётов, фильм Тейлора Хэкфорда, брал скромные 50 млн., в то время, как легенда Спилберга творила историю. "Инопланетянин" стал пятым 200-миллионником в истории Америки к концу своего 10-го уик-энда. Не отставал и прокат международный, где про другое кино словно бы забыли. История Эллиота и ИТ оказалась намного более универсальной, чем даже "Звёздные войны", оставляя позади практически всех тяжеловесов, несясь к той самой 200-миллионной отметке, покоренной до того лишь "Челюстями" и "Унесёнными ветром".

Словно бы понимая, что грядёт, в августе в прокат вернулись "Звёздные войны", добрав 15,5 млн. до грандиозных 322,8 млн. в американском и 518,6 млн. в общем прокатах, что, впрочем, было даже меньше, чем за месяц до того взяли перевыпущенные "Искатели потерянного ковчега" (21,4 млн., позволившие ненадолго войти им в пятёрку самых успешных фильмов в истории, в ноябре любимая зрителем "Империя" добрала 13,3 млн.). Не документировано точной даты, когда "ИТ" стали самым кассовым фильмом в истории международного кино, но скорее всего царству "Челюстей" был положен финал (210 млн.) ещё до конца года, когда ни один другой американский фильм так и не успел добиться успеха за рубежом. Разве что "Первая кровь" (премьера в октябре) удивительным образом почти в 2 раза перекрыла сборы фильма дома, несмотря на, казалось бы, героя, ветерана Вьетнама (125,2 млн., из них за рубежом - 78). Но своё дело явно делал "Рокки", превративший Сильвестра Сталлоне в звезду мирового уровня. А вот сиквелу "Пираний" ничего особенного не светило нигде. Вышедший 5 ноября нф-триллер заработал чуть больше 100 тысяч долларов, при совершенно разгромной критике. Вряд ли дебютанту в режиссуре, некому Джеймсу Кэмерону, могло светить хоть что-то в будущем, если не кино вообще, то бокс-офиса.

Ещё один успех в мире ждал грандиозное 22-миллионное кинополотно Ричарда Аттенборро, "Ганди". 75 млн. были в 2,5 раза больше того, что "Ганди" собрал в Америке (127 общих миллионов), но и прокат его был нетороплив, размеренно покоряя зрителя на протяжении полугода, в чём немало помогла главная премия Киноакадемии в феврале 1983-го. В Америке сборы фильма к концу долгого проката составили 52 млн., что вообще становилось приличным тоном для будущего лауреата премии Оскар, собирать в районе 50-60 млн. на американских экранах. Подобная неторопливость была понятна: к декабрю, когда состоялась премьера, домашний прокат продолжал крутиться вокруг двух главных хитов года: "Офицер и джентльмен" стал 4-м (но не последнимм) стомиллионником года, в то время, как "Инопланетянин" оставил позади рубеж в 300 млн., казалось, принадлежавший только Лукасу. На фоне такого события мог и затеряться дебют в кино Эдди Мёрви с бадди-муви "48 часов", слабо стартовавший, но быстро нашедший свою аудиторию (78,9 миллионов финальных).

Наконец, 17 декабря, под финал года, когда "Инопланетянин" уже был Царём мирового проката, ожидая лишь последнего рубежа у себя дома, а "Офицер и джентльмен" постепенно приближался к своим финальным 129 млн., 5,5 млн. в стартовую трех-дневку прикарманила Дороти Майлз, эксцентричная, но безработная актёр в исполнении Дастина Хоффмана. И уже фильму Сиднея Поллака было суждено реанимировать американский бокс-офис, не контр-программированием, а полноценным завоеванием. По другому замечательную прибавку в следующий рождественский уик-энд, когда зритель предпочитает оставаться с семьёй, а не ходить по кинозалам (7,5 млн.) и не назвать. "Тутси", будучи комедией со звездой в главной роли, выходящей в традиционной предфинальный уик-энд года, ставший своеобразной точкой схода всех подобных комедий, была ещё и лентой об экономическом кризисе, очевидно так необходимый американскому зрителю эскапизм, буквально взорвавший кинопрокат уже в начале следующего, 1983-го года. Лента стаа кассовым апогеем карьеры Хоффмана и Поллака, незаметно продвинув вперёд и карьеру второпланового Билла Мюррэя. Став пятым стомиллионником 1982-го, "Тутси" сумела ворваться в десятку самых успешных фильмов домашнего кинопроката с грандиозными 177,2 млн. Примечательно, что судя по отсутствию точных данных фильм остался хитом сугубо домашним. Учитывая, что фильмы, покорившие 200-миллионный рубеж, как правило, задокументированы, вероятные сборы менее 23 млн. ясно дают понять, что тема фильма была важна именно американскому зрителю.

"Тутси" стала самой успешной комедией в истории, что только усиливает эффект от финальных сборов главного хита 1982-го. 14 января 1983-го, на свой 218-й день, "Инопланетянин" с суммой в 323 миллиона долларов стал самым кассовым фильмом в истории американского проката, спустя 5 лет покончив с властвованием, казавшимся нескончаемым, "Звёздных войн". К концу своего грандиозного путешествия по кинотеатрам Америки, "ИТ" взял сумму в 359,2 млн., попутно став первым фильмом, покорившим 300-миллионный рубеж в прокате международном, а заодно первым 600-миллионником по общим сборам, которые составили титанические 682,5 миллиона долларов. Маленький инопланетянин, больше сердце, грандиозный успех. "ИТ" стал самым успешным фильмом в истории мирового кино, и так и остался самым успешным кинособытием всего десятилетия. Стивен Спилбергом стал первым режиссёром, второй раз покорившим мировой кинопрокат.... И не последний.

В следующем выпуске: дебютирует Том Круз, закрепляет успех Эдди Мёрфи, Челюсти обретают третье измерение, Джедай возвращается, Шон Коннери даёт бой Роджеру Муру.

Stay tuned.
Главные достижения года:

Американский кинопрокат:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial – 359,2 mln.
2. Tootsie – 177,2 mln.
3. An Officer and a Gentleman – 129,8 mln.
4. Rocky 3 – 124,5 mln.
5. Porky’s – 105,5 mln.

Мировой кинопрокат:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial – 682,5 mln.
2. Tootsie – 199 mln. (?)
3. An Officer and a Gentleman – 198,8 mln.
4. Rocky 3 – 195 mln.
5. Gandhi - 127,8 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Star Trek 2: The Wrath of Khan – 14,3 mln.
2. Rocky 3 – 12,4 mln.
3. The Best Little Whorehouse in Texas – 11,9 mln.
4. E.T.: The Extra-Terrestrial – 11,8 mln.
5. Conan the Barbarian – 9,6 mln.

Стоимость:
1. Annie – 50 mln.
2. Blade Runner – 28 mln.
3. Gandhi – 22 mln.
4. Tootsie – 21 mln.
5. The Best Little Whorehouse in Texas – 20,5 mln.

Tags: box office, box office saga, star trek, инопланетянин, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments