Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Box Office Saga 1984



1984-й становится годом, когда традиционной монополии одного большого хита, вокруг которого крутится весь остальной прокат, на долгие годы дан отпор. Приходит время кассовых компромиссов, что предвосхищают в том числе и большие студийные события: пока Columbia Pictures, HBO и CBS образовывают Tri-Star Pictures, на базе Уолт Дисней Студиос создаётся подразделение Тачстоун Пикчерс, когда главой компании становится Майкл Айснер, что сулит большие перемены в политике компании. Мир в студийных стенах живёт своей жизнью, и в эти времена политических и не только кризисов прокат по настоящему расцветает. Впервые в истории, суммарная сумма от кинотеатрального проката в одной только Америке превышает сумму в 4 миллиарда долларов, большая часть из которых принесена комедиями самой разной направленности. О политических волнениях в кино вспоминают всё меньше, о Холодной войне говорят в книгах и комиксах, но не на большом экране, где лишь немногим удаётся найти место для собственного мрачного видения будущего. В это время американский и весь остальной кинорынок как бы разделяются: интересы мира отличаются от того, что ему может предложить Голливуд, основной доход своим хитам несёт домашний прокат, впрочем, ненадолго. Границам в кино суждено стереться намного раньше, чем в мире.


С лёгкого кино 1984-й и начался. В феврале Кевин Бэйкон пришёл к полноценному сольному успеху в танцевальной киноленте "Свободные", в отличие от других молодёжных лент, находящих такую популярность в то время, с рейтингом PG, что также контрастировало и с кинохитами вроде "Лихорадки" и "Флэшденс", рассчитанных в первую очередь на взрослую аудиторию. Этим кассовым столпам жанра "Footloose" уступил лишь немного, заработав дома 80 миллионов, но не став таким же, как Лихорадка и Флэшденс, хитом за рубежом. Весной универсальным успехом вообще стала только мартовская "Полицейская академия", начисто разгромленная кинокритикой (оценка 0 из 4 у Эберта), в очередной раз доказала - приём в народе важней. 8,9 млн. на старте привели к 81,2 миллионам только дома, выдающийся результат для 4,5-миллионного бюджета, подкреплённый уверенным прокатом в других странах, добавивших ещё 64 миллиона, сложно поверить, но при тех хитах, что ждали зрителя летом, за рубежом "Академия" стала чуть ли не самой успешной комедией года, и уж точно самым успешным фильмом весны.

Последнее нисколько не приуменьшило заслуг "Романа с камнем", пожалуй, самого удачного, как в плане фильма самого по себе, так и домашнего успеха, подражания "Искателям потерянного ковчега". Вышедший через неделю после премьеры "Академии", 30 марта, фильм уступил не только её второму уик-энду, но и стартовавшей в ту же дату "Легенде о Тарзане" с Кристофом Ламбером (5,1 млн. против 6,5 млн.). Но фильм оказался настолько живуч (в следующие выходные, не убавив, а прибавив), что почти в 2 раза обошёл "Тарзана", лишь немного уступив и "Академии" и "Футлуз" с 76,6 миллионами (плюс скромные 10 млн. международных сверху), и это при бюджете в 10 миллионов. Самый крупный успех студии "20-й век Фокс" в 1984-м не мог не привлечь взгляд человека, на волне популярности чьего фильма "Роман" выезжал. Мало того, что именно с него начала взлёт актёрская карьера Майкла Дугласа и Дэнни ДеВито. Именно тогда Стивен Спилберг обратил внимание на талант режиссёра по фамилии Земекис, чей фильм, что иронично, продолжал стабильно оставаться в десятке уик-энда даже к концу мая. Когда на экраны вернулся человек, чьё имя уже стало синонимом приключения, недаром, именно оно без лишней скромности было вынесено в название второго фильма Стивена Спилберга об археологе в исполнении Харрисона Форда.
"Индиана Джонс и храм судьбы", стартовав 23 мая, так же, как и "Эпизод VI" за год того, в среду, к началу уик-энда Дня Памяти уже держал на счету 8 миллионов, и опять же грандиозно развил свой успех с наступлением выходных. Действительно, "Возвращение Джедая" так высоко подняло планку уик-энда, что единственным, у кого мог быть хоть какой-то шанс покорить данный рекорд, оставался культовый археолог, совместное творение Спилберга и Лукаса. Так же, как "Искатели" вернули Спилберга в игру после 1941-го, так и "Храм судьбы" вновь показывал всю его значимость для кино после "Сумеречной зоны": приквел заработал 9,2 млн. в субботу и 9,3 в воскресенье, двое суток подряд беспрецедентно обновляя рекорды сборов одного дня, доведя сборы стартового уик-энда до беспрецедентных 25,3 миллионов долларов, своего рода финальный выстрел эры непобедимого тандема, лучший старт в карьере Спилберга и в истории вообще на тот момент. С таким началом, "Инди" вполне мог рассчитывать на очередные 200-250 миллионов, ставшие привычными для успешного дуэта. Но внезапной стала критика "Храма" со стороны родителей. Казалось бы, несерьёзная проблема: многие посчитали фильм слишком мрачным для детей и подростков, которым рейтинг PG гарантировал спокойный просмотр. Сарафанное радио ударило по "Инди" внезапно, что привело к нетипичному для Спилберга падению на 35% уже в следующие выходные, 1 июня, когда победу вырвал Энтерпрайз, вновь устремившийся к последнему рубежу.

"Звёздный путь 3: В поисках Спока" всё той же студии Парамаунт оказался, как и раньше, достаточно серьёзным противником, что делает несколько спорным решение противопоставить две столь крупных франшизы с разницей в неделю. 17-миллионная лента Леонарда Нимоя после волнующих для зрителя событий финала "Гнева Хана" была очевидно одной из самых ожидаемых лент лета, в первый уик-энд побив рекорд франшизы, и, заработав 16,7 млн. за трёх-дневку, вновь доказывая кассовую состоятельность Стар Трека (финальные сборы в 76 млн. лишь немногим уступили куда лучше принятому Гневу Хана). Не имея возможности добраться до звёздных показателей двух гига-франшиз от Лукасфильм, "В поисках Спока" занял аккурат 3-е место среди всех уик-эндов, словно бы разделяя Лукасфилм и весь остальной кинематограф. Нельзя не заметить, что в этот же уик-энд, 1-3 июня, среди двух кассовых гигантов, ко дну пошла последняя лента Серджио Леоне. "Однажды в Америке", как известно, нещадно порезанная ради американского проката, заработала лишь 2,4 миллиона в дебютный уик-энд на своём пути к скромным 5 миллионам при приличном 30-миллионном бюджете (для сравнения, стоимость Храма судьбы составляла 28 миллионов). Помимо очевидного реката причиной провала стала потеря интереса к гангстерскому кино, и уж тем более успех не мог ждать ленту летом, какой бы знаковой она, к сожалению, ни была. Что говорить, если вслед за Стар Треком, по Инди был нанесён ещё один удар, на этот раз двойной: сразу два фильма схватились за зрителя в следующий летний уик-энд, одному из которых было суждено вырвать звание главного кассового события лета 1984 у "Индианы Джонса".

8 июня Коламбия и Уорнеры выставили на суд зрителя две комедии ужасов, экранизации городских легенд от недавних новичков Айвена Райтмена и Джо Данте, последнего из которых прикрывал продюсер Стивен Спилберг. "Охотники за привидениями" и "Гремлины" внезапно покорили мувигоера, словно бы не до конца удовлетворённого зрелищами под эгидами известных брендов, отдавшего 13,6 и 12,5 миллионов на старте каждому соотвественно, что помогло побить рекорд первого Стар Трека по лучшему старту для несиквел, чему не в последнюю очередь способствовала и плеяда известных лиц от комедийной звезды, Дэна Эйкройда до восходящего Билла Мюррэя. Успех двух лент был сообразным, обе умудрились прибавить уже в следующий уик-энд, но именно "Охотникам", как картине более комедийной (к Гремлинам и рейтингу PG вновь были предъявлены претензии) и потому более универсальной, удалось воспользоваться преимуществом, захватив кинопрокатное лето, оставаясь на первом месте по итогам уик-эндов до конца июля, и уже в августе, обойдя не только "Храм судьбы", но и "Тутси", став самой кассовой комедией американского кинопроката, заработав боле 180 миллионов по итогам лета только дома. Неудивительно, что со столь истощяющим зрительские кошельки началом, в дальнейшем лето 1984-го практически не могло удивить.

Если не считать "Гремлинов", тихо мирно ставших третьим сто-миллионником года (после Охотников и Храма судьбы, который даже при падениях всё равно стал полноценным блокбастером), показать себя летом смог только "Малыш-каратист". Скромно стартовавшая 29 июня (5 млн.) семейная лента стала подарком зрителю, не заинтересованному в комедийных хоррорах, подарившему фильму Джона Эвилдсена финальных 90,8 миллионов. За рубежом, к слову, в американских городских легендах тоже зритель не нуждался: "Охотники" заработали свои скромные 53 миллиона и были таковы. Именно здесь и отыгрался "Индиана Джонс", по общим данным ставший главным годовым событием. "Храм судьбы" в международке обошёл оба предыдущих творения Лукасфилм (и Искателей и Джедая), заработав 153 миллиона долларов, показав потенциальный рост интереса к франшизе, с суммой общих сборов в 333,1 миллиона таки вошедшей в десятку самых успешных фильмов в истории. Другой интерес разгорался в мире к фэнтези. Вышедшая в конце июля "Бесконечная история" собрала по миру 100 миллионов долларов, из которых в Америке всего лишь 20, казалось бы провальный результат для 27-миллионного бюджета. Но на родине Вольфганга Петерсона, в Германии, идентичные Америке 20 миллионов превращали фильм в один из самых успешных за всю историю местного кинопроката. Что ещё раз доказывает, что каждой из стран своё кино было интересно не меньше.

Июль же, да и август, в Америке были более чем скромны. Упоминания заслуживает разве что продолжающаяся гонка диснеевских ре-релизов: обновившая рекорд "Белоснежка" продержалась недолго, 27 июля, спустя год после её триумфа, была вновь перевыпущена "Книга джунглей", добавившая к прежним сборам ещё 23,5 миллиона, доведя домашные сборы до 97,2, вернув себе звание самого кассового мультфильма (161,2 миллиона общих). Главным же событием августа можно считать не кассу, а то, как быстро отреагировала американская ассоциация на жалобы в отношении "Храма судьбы". 10 августа на экраны вышел "Красный рассвет", ничем непримечательный кроме звания самого первого фильма с рейтингом PG-13. Облик современного кинематографа формировался сквозь года.

Осень, сменившая по большей части лёгкое лето, оказалась пристанищем для картин совсем другого плана. В сентябре звездой ограниченного проката стала драматическая биография Милоша Формана "Амадей", пошедшая по кассовому пути "Ганди" и лишь немногим уступившая ему в финале домашнего проката (51,6 миллионов). Стоит отметить, что тактика своего скромного покорения зрителя окупили себя с лихвой и это при том, что за всё время проката лауреат 8 премий Оскар ни разу не вошёл в топ-5 по итогам уик-эндов, за всю историю "лучший фильм" по мнению Американской Киноакадемии не смог пробиться в пятёрку всего в пяти случаях. А 26 октября со скромными 4 миллионами стартовал научно-фантастический хоррор с Арнольдом Шварценеггером, не нашедший отклика у жаждущей смеха и апплодисментов публики, доведшей сборы фильма до 38 млн. дома, лучше принятой даже в международном прокате (дополнительные 40 млн.), что для бюджета в 6,4 миллиона было более чем достаточным. Видимо, зрителю было не до ужаса, восставшего из пепла ядерного огня, но на стороне фильма были критики: потрясающие 100% благосклонности, культовость "Терминатора" у зрителя была только вопросом времени. Джеймс Кэмерон впервые полноценно заявил о себе.
Словно в противовес скромным фильмам первой половины года, конец его был сплошь завален тяжеловесами. Но бюджеты только тянули вниз, первым провалом праздничного периода стала "Супергёрл" - 35-миллионный кинокомикс собрал всего 14 миллионов долларов дома, даром, что был спин-оффом Суперменианы, но супергерой женского пола оказался мало интересен мувигоерам (что не первый случай, летом, в августе, крах потерпела "Шина Королева джунглей", собравшая всего 5 миллионов при 25 млн. стоимости). 14 декабря и вовсе пошли ко дну сразу 2 левиафана. "Дюна" Дэвида Линча, очередная попытка запустить космический франчайз, на этот раз от студии Юниверсал, при бюджете в 40 миллионов, заработала дома только 30. Впрочем, куда сильнее досталось Форду Копполе. Клуб Коттон, криминальная драма, прошедшая через несколько переработок сценариев (по слухам, более 40 сценариев было отвергнуто) и фальш-стартов, должна была вернуть Копполу к успеху: к началу его работы над фильмом на него уже было потрачено 13 миллионов, но и сам режиссёр вкладывал собственные средства. Финальный титан стоил 58 миллионов долларов, обновив рекорд Супермена в звании самого дорого фильма в истории. Успеха у зрителя кино тем не менее не дождалось, несмотря на имя режиссёра и актёра (Ричард Гир ещё пару лет назад поднял Офицера и джентльмена до уровня блокбастера). 25 миллионов долларов были грандиозным провалом. Зимним сезоном вновь правила комедия.

К декабрю "Охотники" уже сделали невозможное: стали первым фильмом, собравшим дома более двухсот миллионов, к которому не приложили руку ни Лукас, ни Спилберг. Дороги были открыты всем. И 5 декабря, студия Парамаунт, словно не желавшая мириться с царством Коламбии, вырвала победу у конкурентов на волне успеха под-жанра полицейской комедии: Эдди Мёрфи за 3 года сумел подняться на кассовый Олимп. 15,2 млн в дебютный уик-энд - 4-й старт в истории (позади "Храма судьбы", "Возвращения Джедая" и "В поисках Спока"), которые фактически вытянул на себе только Мёрфи своим именем, и лучший старт для оригинального проекта, как и для фильма с рейтингом R, учитывая, стойкость в зимний период и особую тягу зрителя к лёгкому кино в это время, "Полицейского из Беверли-Хиллз" ждало большое будущее. В начале следующего года Полицейский уже стал первым 100-миллионником в карьере актёра, но даже после праздников в силу вступил пресловутый сарафан: вплоть до начала марта (до 14-й недели проката) фильм с Мёрфи держался на первой строчке бокс-офиса, на 17-ю спустя 11 лет обойдя "Экзорциста" и на долгие годы став самым кассовым фильмом с рейтингом R, через две недели став ещё и восьмым 200-миллионником домашнего проката в истории.

Прокат, продолжавшийся до конца лета 1985-го, принёс "Полицейскому" 6-е место в американском прокате с 234 млн. В мире успехи ленты были скромнее ("всего" 82 миллиона), но и там звание самой кассовой комедии в истории было застолблено за "Копом из Беверли-Хиллз" беспрекословно.

Комедийные первопроходцы сделали своё дело: путь к сердцу и вниманию зрителя, открытый Лукасом и Спилбергом, теперь был открыт всем.

В следующем выпуске: Бальбоа. Бонд. МакФлай. Рокатански. Рэмбо

Stay tuned.

Главные достижения года:

Американский кинопрокат:
1. Beverly Hills Cop – 234,8 mln.
2. Ghost Busters – 229,2 mln.
3. Indiana Jones and the Temple of Doom – 179,9 mln.
4. Gremlins – 148,2 mln.
5. The Karate Kid – 90,8 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Indiana Jones and the Temple of Doom – 333,1 mln.
2. Beverly Hills Cop – 316,4 mln.
3. Ghost Busters – 282,2 mln.
4. Gremlins – 153,1 mln.
5. Police Academy – 146 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Indiana Jones and the Temple of Doom – 25,3 mln.
2. Star Trek 3: The Search for Spock – 16,7 mln.
3. Beverly Hills Cop – 15,2 mln.
4. Ghost Busters – 13,6 mln.
5. Gremlins – 12,5 mln.

Стоимость:
1. The Cotton Club – 58 mln.
2. Dune – 40 mln.
3. Supergirl – 35 mln.
4. Greystoke: The Legend of Tarzan, Lord of the Apes – 30 mln.
5. Once Upon a Time in America – 30 mln.
Tags: box office, box office saga, indiana jones, star trek, история, кино, терминатор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments