Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:
  • Music:

Box Office Saga: 1985


1980-е достигают своего зенита. Пока кинематограф отходит от года, подарившего студиям сразу два 200-миллионника, кинотеатральные сети, расширяя собственные владения, готовятся к новой революции. В новогодний уик-энд, разделяющий 84-й и 85-й, "Полицейский из Беверли Хиллз", начавший прокат с 1500 кинотеатров расширяется до 2006, благо, теперь это уже не представляется невозможным, а день, когда кинопремьере дадут столько площадок на старте, становится близок, как никогда. После года стагнации начинает оживать зарубежный прокат. Всё так же не настолько открытый для нового, но готовый возвращаться к брендовым именам, мир в год, когда Холодная война только начинает свой бег к завершению, отдаёт предпочтение фильмам жанра экшен охотнее, чем Америка комедиям. Тем временем, вслед за провалом "Супергёрл" кинокомикс переходит в состояние кризиса, а космическая фантастика вне уже зарекомендовавших себя брендов постепенно теряет свою силу. По иронии судьбы на книжных полках магазинов в этом году появляются "Игра Эндера" и первые номера "Кризиса Бесконечных земель", каждый - веха в своей области. Кино же отмечает свои вехи - словно бы празднуя середину десятилетия в прокат возвращаются хиты первой его половины, чтобы пусть немного, но изменить топографическую карту бокс офиса.


29 марта на экранах вновь бушуют "Звёздные войны". Фильм Ричарда Маркуанда, "Возвращение Джедая" из всех перевыпусков оригинальной трилогии добавляет в копилку сумму наименьшую: 11,3 млн. Тем не менее, этой суммы оказывается достаточно, чтобы триквел обошёл таки "Челюсти" (чего во время оригинального проката добиться не сумел) и ворвался в тройку американских лидеров, по миру так и оставшись на 7-м месте, лишь немногим уступая "Искателям потерянного ковчега". От этого явно не проигрывал Харрисон Форд - фильмы с его участием в любом случае приносили наибольший доход, и он с полным правом мог называться главной звездой 1980-х. Одним из доказательств его знаковости был "Свидетель" Питера Уира, вышедший ещё 2 февраля, когда Оскаровский сезон не закрыл итоги года предыдущего. Драмы редко добивались успеха в это время, тем не менее Свидетелю удалось стать самым успешным фильмом предлетнего сезона, заработав на старте 4,5 миллиона, а в итоге дойдя до 68. Причём дерзкое кино пробилось и в фавориты оскаровского сезона через год, к тому времени, когда академики, кажется, о фильмах старше сентября, как правило забывают. Впрочем, не Фордом единым: 16 февраля состаялась премьера "Клуба Завтрак", молодёжной комедии от Джона Хьюза, одного из немногих, кто был определяющим лицом жанра своего времени (фильм собрал 45,7 миллионов только в домашнем прокате).

Главным человеком 1985-го года, впрочем, стал явно не Форд: к концу мая 1985-го массовый зритель, отойдя от приключений Акселя Фоули, готов к новому герою, но уже не комедийному: прокат берёт напролом боевик (хотя для кого и комедия) "Рэмбо: Первая кровь - Часть II". Как собственно и главные хиты-сиквелы - "Рэмбо" подаётся не столько, как продолжение "Первой крови", сколько кино самостоятельное, в название которого, так же, как в случае со вторым "Индианой Джонсом" выносится имя главного героя - превращающееся в бренд. Кино стоимостью в 25,5 миллионов, несмотря на средние сборы первого фильма, становится главным тентполом студии "ТриСтар" - реклама проекта обходится почти в 19 миллионов (общие затраты - огромные 44 миллиона) - недаром премьеру назначают в День Памяти, вот уже 2 года подряд - самый кассовый уик-энд года. Апогеем становятся те самые 2074 кинотеатра. Да-да, именно "Рэмбо" становится первым фильмом в истории, чья премьера проходит на двух с лишним тысячах экранов. Ставка окупается - новый экшен-герой Сталлоне, ставшего самого по себе именем-брендом, привлекает достаточно зрителей, чтобы обеспечить 3-й стартовый уик-энд в истории (и лучший для рейтинга R) с 20,2 миллионами долларов (лучше только "Храм судьбы" и "Возвращение Джедая").
Удивительно при этом, что Рэмбо становится главным героем жанра экшен летом 1985-го и за рубежом. Сталлоне буквально вырывает подобное звание у традиционного летнего Джеймса Бонда. 30-миллионный "Вид на убийство". стартовавший в один уик-энд с "Рэмбо" (прокат с 24 мая), пусть и показывает лучший старт в истории официальной Бондианы (10,7 миллионов), показывает и худшую же стойкость: 50,3 миллиона в Америке как всегда компенсирует мир, вот только 102,1 миллиона - становятся пусть и достойным, но всё же худшим результатом серии со времён "Человека с золотым пистолетом". Шутка ли, по всем без исключения показателям, "Вид" уступает даже неофициальному "Никогда не говори Никогда". Проблема очевидна: зрителю нужно нечто новое - в том числе и новый Бонд - от сэра Роджера Мура, кажется, устал даже европейский зритель.

На этом фоне особенно примечателен успех "Рэмбо". Дома сиквел смог стать первым 100-миллионником года, за рубежом, где и "Первую кровь" приняли лучше - он и вовсе не дал шанса конкурентам. Итоговые 150,4 миллиона в Америке в 3 с лишним раза превысили показатели оригинальной ленты, и с 300,4 миллионами в 2,5 раза общие. Шутка ли, самым успешным фильмом июня сумел стать "Кокон", постепенного шедшего к успеха Рона Хауарда, с участием Стива Гуттенберга, звезды своей аудитории, уже имевшего за плечами две "Полицейских академии". Только "Кокон" заработал 76,1 млн. дома, в 2 раза уступив своему конкуренту, казалось бы, покорившему лето 1985-го года. Но, как показала практика, силу Стивена Спилберга нельзя недооценивать, даже если его имя значится лишь в продюсерах.
Уик-энд Дня Независимости, продолжил доказывать свою кассовую состоятельность, когда на экранах появилась лента Роберта Земекиса и сценариста Боба Гейла. "Назад в будущее", будучи лентой режиссёра с одним хитом относительно скромного масштаба, без звёзд в главных ролях, оказалась, тем не менее, в каком то плане самым важным релизом года. Квинтессенция всех направлений, будоражащих прокат с прорыва Звёздных войн - "Назад в будущее" была и молодёжной комедией, и фантастическим приключением и ностальгией по ушедшим довьетнамским временам. 19-миллионный фильм Земекиса, стартовав с 11,2 миллионами, развил свой успех, за счёт блестящего сарафанного радио, свергнув с пьедестала Джона Рэмбо, установив главенство вплоть до конца сентября, за 3 месяца проката лишь однажды отойдя на второй план, и уже на 7-й уик-энд сравнявшись с графиком сборов второй "Первой крови" (и покорив 100-миллионный рубеж уже после шести недель проката). На этом фоне все остальные фильмы могли расчитывать лишь на несколько минут славы. Тот же триквел "Безумного Макса" пусть и стал самым успешным фильмом трилогии в американском прокате (36,2 млн.), но сделал это уже будучи выпущенным в прокат широкий (более 1400 кинотеатров), и с куда лучшими результатами на старте (7,3 миллиона). Да и "Европейские каникулы" от бренда National Lampoon при блестящем начале (12,3 млн.) очень быстро пошли ко дну (49,4 млн. общих)

Настоящим событием июля помимо ленты о Марти МакФлае вообще стал старый добрый "Инопланетянин". Кино Спилберга вернулось на широкие экраны 19 июля, и вернулось триумфально. Добавив 40,6 миллионов дома, "И-Ти" смог привлечь и зарубежного зрителя - то, чем остальные перевыпуски, направленные сугубо на домашний прокат, похвастать не могли. 20,3 миллионов в международке помогли картине не просто укрепить свои лидерские позиции. По итогам перевыпуска - "Инопланетянин" стал первым фильмом в истории, преодолевшим общий рубеж в 700 миллионов долларов (!), оторвавшись от конкурента в лице "Звёздных войн" почти в 1,5 раза. Примечательно, при этом, что важный 400-миллионный рубеж дома титан Спилберга так и не преодолел, остановившись на отметке в 399,8 миллионов. По сравнению с этим - 9,4 млн. перевыпущенных в августе "Охотников за привидениями" - сумма скромная, но она помогла спустя год фильму Райтмена отыграться, обойдя таки триумфатора предыдущего года, "Полицейского из Беверли-Хиллз".
Студия "Дисней", несмотря на смену руководства, что должно было отразиться только в будущем, в общем то, за счёт перевыпусков и продолжала жить. Лето 1985-го принесло им  2 крупных провала. 28-миллионное "Возвращение в Страну Оз" заработало лишь 11 миллионов. Куда тяжелее был провал "Чёрного котла". 7-летний долгострой, юбилейный, 25-й, полнометражный мультфильм студии - все эти титулы фильму не помогли. При огромном 44-миллионном бюджете (самый дорогой мультфильм на момент выхода) "Котёл" осилил дома лишь 21,3 млн. С таким соотношением стоимость-итог на будущие перевыпуски так же рассчитывать не приходилось. Конечно, относительно скромный итог тоже мог быть успешным, но всё зависело от затрат. "Большое приключение Пи-Уи" заработало 40 млн. против семи миллионов бюджета. Любой режиссёр, способный приносить неплохие деньги при скромной стоимости - был на вес золота. Для Уорнер Бразерс Тим Бёртон мог стать очевидно таким режиссёром. А ещё пытаясь реанимировать проект фильма о "Бэтмене" студия рассматривала кандидатуры Гибсона и Сталлоне на главную роль. И ведь, казалось бы, события совсем не связанные...

К слову о Сталлоне. Стать звездой одного хита за год - это одно. Стать звездой двух хитов - совсем другое. На самом деле, "Рокки 4", будучи 4-м фильмом очень устойчивой франшизы, должен был привести студию United Artists к успеху вне зависимости от других достижений актёра-режиссёра. Но, думается, именно успех второго "Рэмбо" привёл к окончательной отдаче от 28-миллионного квадриквела, осилившего почти 20 миллионов (19,99) в дебютную 3-дневку - абсолютно лучший показатель франшизы, и 4-й в истории. "Рокки 4", при худшей критике в киносериале (хотя и от "Рэмбо 2" пресса была не в восторге), показал и самую слабую стойкость в серии, но с такой начальной отдачей, подобная репутация могла повредить Сталлоне только в дальнейшей перспективе. Свою долю успеха "Рокки 4" вырвал с победой, став самым успешным фильмом зимнего сезона с 127,9 миллионами долларов дома. Но куда больший ажиотаж схватка американского и советского боксёров каким то образом вызвала в международке где четвёртый фильм о Бальбоа вступил в гонку с "Назад в будущее", тихо-мирно набравшей 170,5 зарубежных. И хотя по общим сборам, лента Земекиса была впереди планеты всей (к концу года войдя в топ-10, как американского, так и мирового бокс офиса), именно зарубежный прокат в итоге остался за самым успешным квадриквелом в истории (172,6 миллионов).
Под конец года прокат вообще разошёлся, вновь деля кино на провалы и успехи. К первым относился 50-миллионный "Санта Клаус", 5-й по стоимости фильм в истории, попытка показать легендарного Санту с реалистичой стороны, оказалась не по нраву, как прессе, так и мувигоеру (23,7 миллионов). Зато к успеху вновь пришёл Майкл Дуглас. "Жемчужина Нила" - сиквел хита Земекиса без Земекиса собрал 96 миллионов, обойдя по этом показателю даже "Роман с камнем". Америку и зарубеж разделил напополам предновогодний уик-энд, когда за место под солнцем начали сражение две драмы: "Из Африки" Сиднея Поллака и "Цвета лиловые полей" Стивена Спилберга.

В домашнем прокате выиграть суждено было первым: начавшие с ограниченного проката "Поля" с дебютанткой Вупи Голдберг в главной роли и со скандальным первоисточником в основе, стали очередным успехом мастера - 94,2 млн., несмотря на проигрыш во всех номинациях на Оскаре. "Из Африки" был принят прессой хуже, но в итоге именно фильму Поллака досталась главная статуэтка, достаточный прецендент, чтобы лента уступила "Полям" лишь немногим более 7 миллионов. А вот прокат за пределами Америки был куда более определённым, пару звёздных Рэдфорда и Стрип встретив куда более тепло, чем Голберг и Гловера, превратив "Из Африки" в международный хит, в лёгкую выигравший общий забег со счётом 227 миллионов против 146.

А на фоне всех этих предоскаровских страстей "Назад в будущее" всё так же тихо-мирно приближался к званию девятого 200-миллионника в истории американского кинопроката. Пусть даже в качестве продюсера, но Стивен Спилберг всё равно победил.
И этой победой был подведён итог первой половине 1980-х.

В следующем выпуске: Тони Скотт превращает Тома Круза в лучшего стрелка, Оливер Стоун командует Взводом, крокодил из Австралии покоряет каменные джунгли, Джеймс Кэмерон не слышит крик средь света звёзд, команда Энтерпрайза ищет дорогу домой.

Stay tuned.

Главные достижения года:

Американский кинопрокат:
1. Back to the Future – 210,6 mln.
2. Rambo. First Blood: Part II – 150,4 mln.
3. Rocky 4 – 127,9 mln.
4. The Color Purple – 94,2 mln.
5. Out of Africa – 87,1 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Back to the Future – 381,1 mln.
2. Rocky 4 – 300,5 mln.
3. Rambo. First Blood: Part II – 300,4 mln.
4. Out of Africa – 227,5 mln.
5. A View to a Kill – 152,4 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Rambo. First Blood: Part II – 20,2 mln.
2. Rocky 4 – 20 mln.
3. European Vacation – 12,3 mln.
4. Back to the Future – 11,2 mln.
5. A View to a Kill – 10,7 mln.

Стоимость:
1. Santa Claus: The Movie – 50 mln.
2. The Black Cauldron - 44 mln.
3. A View to a Kill – 30 mln.
4. Enemy Mine – 29 mln.
5. Return to Oz – 28 mln.


И бонус: Самые успешные и дорогие фильмы по итогам 1985-го года.

Топ-10 американского кинопроката в 1985 году:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) – 399,8 mln.
2. Star Wars (1977) – 322,8 mln.
3. Return of the Jedi (1983) – 263,9 mln.
4. Jaws (1975) – 260 mln.
5. Raiders of the Lost Ark (1981) – 245,1 mln.
6. Ghost Busters (1984) – 238,6 mln.
7. Beverly Hills Cop (1984) – 234,8 mln.
8. The Empire Strikes Back (1980) – 222,7 mln.
9. Back to the Future (1985) – 210,6 mln.
10. The Exorcist (1973) – 193 mln.

Топ-10 мирового кинопроката в 1985 году:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) – 743,4 mln.
2. Star Wars (1977) – 518,6 mln.
3. Jaws (1975) – 470,7 mln.
4. The Empire Strikes Back (1980) – 413,4 mln.
5. Gone with the Wind (1939) – 391 mln.
6. Raiders of the Lost Ark (1981) – 386,8 mln.
7. Return of the Jedi (1983) – 385,9 mln.
8. Back to the Future (1985) – 381,1 mln.
9. Grease (1978) – 366,2 mln.
10. Indiana Jones and the Temple of Doom (1984) – 333,1 mln.

Топ-10 стартовых уик-эндов в 1985 году:
1. Indiana Jones and the Temple of Doom (1984) – 25,3 mln.
2. Return of the Jedi (1983) – 23 mln.
3. Rambo: First Blood – Part II (1985) – 20,2 mln.
4. Rocky 4 (1985) – 20 mln.
5. Star Trek 3: The Search for Spock (1984) – 16,7 mln.
6. Beverly Hills Cop (1984) – 15,2 mln.
7. Star Trek 2: The Wrath of Khan (1982) – 14,3 mln.
8. Superman 2 (1981) – 14,1 mln.
9. Ghost Busters (1984) – 13,6 mln.
10. Jaws 3D (1983) – 13,4 mln.

Топ-10 самых дорогих в 1985 году:
1. The Cotton Club (1984) – 58 mln.
2. Superman (1978) – 55 mln.
3. Superman 2 (1981) – 54 mln.
4. Annie (1982) – 50 mln.
5. Santa Claus: The Movie (1985) – 50 mln.
6. Cleopatra (1963) – 44 mln.
7. Heaven’s Gate (1980) – 44 mln.
8. The Black Cauldron (1985) – 44 mln.
9. Dune (1984) – 40 mln.
10. Superman 3 (1983) – 39 mln.
Tags: bond, box office, box office saga, история, кино, назад в будущее
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…