Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Box Office Saga: 1986

После двух рекордных для американского (1984) и международного (1985) прокатов годов относительная стагнация была неизбежна. 1986-й становится первым годом, начиная с 1980-го без очередной ленты Спилберга, звёзды последних лет не оправдывают надежд, а из всех крупных франшиз, в то время захвативших прокат, о себе напомнит разве что команда корабля Энтерпрайз. Осободившуюся нишу неизбежно занимают новые лица и имена, причём, как актёрские, так и режиссёрские. В годы, предвосхищающие финал Холодной войны, кажется, приходит время спокойствия. В это время юбилей Звёздного пути начинает отсчёт до старта Нового поколения, Мур передаёт смокинг Далтону: новой аудитории интересны новые звёзды и новые впечатления, а время рекордов ещё придёт.


Впервые за долгие годы о себе заявляет январь: "Без гроша в Беверли Хиллз" с участием Ричарда Дрейфуса и Ника Нолти, стартует в то время, когда по традиции звездят хиты декабря, но прорывается к 62,1 млн., превращаясь в главное событие пред-летнего сезона., который в этот раз не удивляет ничем. В то время, когда главным событием популярной культуры становится "Возвращение Тёмного рыцаря" на страницах комиксов Фрэнка Миллера, относительно неплохо держатся фильмы со Стивом Гуттенбергом - тут и мартовский триквел "Полицейской академии" (43,6 млн.) и майское "Короткое замыкание" (40,7 млн.), про Джонни 5 - робото-версию Инопланетянина. Актёр нашёл свою аудиторию, пусть и узкую, стабильно приносящую доход. У другого лицедея всё было пока не очень стабильно. Но лишь временно. Апрельская "Легенда" Ридли Скотта с Томом Крузом в главной роли стала вторым подряд провалом режиссёра. Фэнтези продолжало оставаться очень нестабильным жанром, при бюджете в 24,5 миллиона фильм заработал только 15. Успех Круза тем не менее ждал. В фильме Скотта. Но только другого.

Ура-патриотический "Лучший стрелок" Тони Скотта не был, что называется, instant classic, каковой становились все блокбастеры №1 последних лет. Собрав на старте (фильм вышел 16 мая) 8,4 миллиона при посредственной критике, "Топ Ган" однако смог воспользоваться главным фактором лета 1986-го: отсутствием по-настоящему громких событий, грозившихся бить рекорды уик-эндов один за другим. На этом фоне Маверик Тома Круза превращался в главного кумира молодёжи, чему только способствовал Том Круз, нашедший отклик у аудитории в качестве лётчика: а ведь с задачей покорить зрителя в этот раз не справился сам Сталлоне.

"Кобра" стартовала в Уик-энд Дня Памяти на 2000 с лишним экранов с отличными 12,7 миллионами, шаг назад после "Рэмбо 2" и "Рокки 4", но ведь и Кобра брендом не был. Однако вновь удручающая критика таки настигла героя: долго выезжать на одной только фактуре не вышло. Уже в следующие выходные "Кобра" полетела вниз с 40%-ным падением, что помогло удержаться "Топ Гану", не падавшему больше 10% за уик-энд. Где Сталлоне вновь покорил зрителя, так за рубежом: там свои 110 миллионов зритель принёс, что было очень недурно относительно 25-миллионного бюджета, даже несмотря на относительно скромные 49 в прокате домашнем, где следующий июнь оказался временем комедий и окончательно был отдан на откуп молодёжи. 11 июня свой выходной день начал "Феррис Бьюллер", с 6,3 миллионами на старте, которые к концу проката преобразятся в отличные 70,1, правда, обе цифры уступят "Назад в школу", комедии Алана Меттера от сценариста Гарольда Рэмиса со стэнд-ап комиком, Родни Дэнджерфилдом: 8,8 млн. в дебюте и 91,3 млн. по итогу. Именно "Назад в школу" станет самой кассовой комедией лета. Но не самым успешным событием июня: 20 июня с 12,7 миллионами потянул в кинотеатры семейную аудиторию "Малыш-каратист: Часть II".

Сиквел семейной версии "Рокки" был не так тепло принят прессой, но оказался отдушиной для того сегмента зрителей, которого не так часто радовали именно кинематографическими событиями. В отсутствии конкурентов "Каратист" смог продержаться на первом месте аж 4 недели, постепенно покрывая дорогу к 100-миллионному рубежу (сиквел обошёл по сборам первый фильм, чего не смог тот же "Рокки 2"). На этом фоне куце выглядели "Орлы юриспруденции" от Айвена Райтмена. Самый дорогой фильм года (бюджет 40 млн., во времена дорогих провалов, такое себе мог позволить теперь только постановщик "Гост Бастерс"), лента с участием Роберта Рэдфорда оказалась мало интересна аудитории взрослой, а учитывая возраст большинства мувигоеров летом 1986-го, 93 общемировых миллионов уже можно было принять за успех. Впрочем, окупаемость там была только условной, с таким бюджетом фильм всё равно не мог не стать проблемным.

Сказать, тем не менее, что у "Каратиста" совсем не было конкуренции, нельзя. Уик-энд Дня независимости стал временем выхода "Великого мышиного сыщика" от студии Дисней. Впрочем, даже с троекратно меньшим по сравнению с "Чёрным котлом" бюджетом (14 млн.) успеха студии это не принесло. 25 финальных - были очередной неудачей компании, даже несмотря на крайне приличную критику (один из обозревателей и вовсе назвал ленту лучшим анимационным творением студи за 25 лет). Последнее, впрочем, показывало нечто очень важное: критике Дисней вновь начал угаждать. Оставалось случай превратить в тенденцию, а подобные провалы в любом случае продолжал покрывать перевыпуск классики: "Леди и бродяга" принесли дополнительные 33 миллиона студии при перевыпуске, превысив даже результат нового фильма. Не было конкуренции по-настоящему у "Топ Гана". Другого дорогого киноразвлечения летом 1986-го так и не случилось, так что фильм полз к 100-миллионному рубежу, как в Америке, так и за рубежом, где даже обходил прокат домашний. Ситуация изменилась только в середине июля, но главное научно-фантастическое событие года было сложно назвать таким же универсальным фильмом для широкой аудитории: что не помешало "Чужим" стать событием в принципе.

Сиквел "Чужого" в отличие от оригинала выигрывал и от большей направленности в жанре экшен, и от Сигурни Уивер, к этому моменту, после "Охотников за привидениями", бывшей куда более узнаваемой звездой, помогал одновременно и культовый статус первого фильма, и, одновременно, самодостаточность: название "Чужие" предполагало скорее новую историю, чем продолжение. 10 млн. на старте 18,5-миллионного фильма - были приличной отдачей, но и потрясающая критика была к месту. Джеймс Кэмерон, вновь получивший похвалы от прессы, медленно но верно превращался в признанного мастера научной фантастики. От того важно, что "Терминатора" Чужие обошли в 2 с лишним раза в прокате домашнем, а вместе с тем и сборы оригинала, собрав 85,2 млн. по итогу. В международке сиквел и вовсе оставил фильм Скотта далеко позади: 45,9 млн., пусть и уступали домашним сборам, в сумме давали крайне солидный 131,1 миллион, для нф с рейтингом R - крайне серьёзный успех. И второй подряд в карьере Кэмерона, чей "Терминатор" сам по себе становился с каждым годом всё большим культом, найдя себе место в видеопрокатах.
Успех "Чужих" ещё более показателен на фоне другого нф с рейтингом R - "Мухи" Дэвида Кроненберга. Римейк с Джеффом Голдбюмом, стартовал 15 августа, заработав 60 млн. общих, что для подобного фильма с бюджетом в 15 млн., в принципе, было очень достойно, особенно если учесть, что август вообще был не особо прибыльным. Премьера мультфильма по популярным "Трансформерам", даром, что была разрекламирована, и дарила зрителю голоса Леонарда Нимоя и Орсона Уэллса, собрала 5 млн. в домашнем проката и была такова. С другой стороны, возможно, что зритель просто ни на что и не хотел идти в кино, после "Говарда Утки", нанёсшей травму Лукасфилму, став первой неудачей студии, с приличным 37-миллионным бюджетом, принеся 38 общемировых. Джордж Лукас был уверен, что первая экранизация комикса от Марвел, обеспечена культовым статусом. После такого культа оставалось разве что срочно начинать двигаться в сторону триквела "Индианы Джонса".

А в сентябре 1986-го на прилавки киосков поступил первый номер Watchmen'ов Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Никакого отношения к бокс-офису это событие не имеет. Но я не нашёл причин, чтобы вновь его не упомянуть.

К осени 1986-го "Лучший стрелок" так и оставался главным кино событием года: если дома 100-миллионный рубеж покорил ещё и сиквел Каратиста, то в международке отсутствие конкуренции помогло обеспечить в итоге сумму достаточную, чтобы фильм Тони Скотта вошёл в топ-10 общемировых кассовых левиафанов (в финале проката Топ Ган превысил 350-миллионный рубеж). Изменения в график сборов внезапно внёс "Крокодил Данди" с участием Пола Хогана, стартовавший в Австралии ещё в апреле, и к своему старту в Америке, уже обрётший культовый статус (крокодилу удалось то, что не смогла утка). История столкновения двух культур, австралийского охотника и американской журналистки, будучи крайне незамысловатой, покорила тем не менее, и прессу, и посетителей кинотеатров, принеся определённую свежесть в жанр комедии. Кто бы ожидал, но стартовав с 8 миллионами, "Данди" оставался на первом месте по итогам уик-эндов добрых 9 недель, вплоть до рождественского сезона. Единственным событием за это время, впрочем, стал, разве что старт "Американского хвоста". Анимационная лента Дона Блута от продюсера Стивена Спилберга, побила рекорд стартвого уик-энда анимации, с 5,2 млн., в итоге почти в два раза обойдя диснеевского "Сыщика" с 47 млн. дома, и ещё добавив 37 млн. за рубежом.
Господство Данди закончилось 26 ноября, когда состоялось главное событие рождественского сезона, которым, что могло показаться неожиданным, оказался 4-й "Звёздный путь". Фильм Леонарда Нимоя, выступавшего теперь не только режиссёром, но и вернувшимся во франшизу Споком, показал на старте 5-й дебютный уик-энд в истории (16,9 миллионов, лучше только "Храм Судьбы", Возвращение Джедая, Рэмбо 2 и Рокки 4), затем развив успех, с помощью всех преимуществ, которыми мог похвастаться квадриквел. Тут и 20-й юбилей франшизы (осенью по телевидению был впервые продемонстрирован первый пилот, The Cage), и комедийная направленность (а потому кино было более лёгким, чем его предшественники), наконец, сюжет о путешествии во времени после главного хита 1985-го был, как нельзя, кстати. "Дорога домой", будучи своеобразным финалом квадралогии, сумела стать самым успешным фильмом франшизы в домашнем прокате, став и первым её 100-миллионником, успех, который лента не смогла повотрить за рубежом. 23 миллиона, впрочем, были уже хоть чем-то: "В поисках Спока" в своё время собрали в международке лишь десятку. 133 общих миллионов для 21-миллионого квадриквела было в любом случае более чем достаточно: Стар Трек достиг своего зенита, на его волне началась работа над телевизионным "Следующим поколением".

Символично, что на фоне "Пути" затерялся даже "Золотой ребёнок", очередный потенциальный хит с Эдди Мёрфи, ради которого последний отказался от участия в "Дороге домой". 79,8 финальных миллионов. Это при том, что тот же Данди, до выхода Стар Трека, заработавший 94 миллиона дома, продолжал собирать соизмеримые деньги. Nuff said. А 19 декабря до ограниченного проката добрался фильм той направленности, которая, кажется, затерялась где-то в конце 1970-х. "Взвод" Оливера Стоуна, стоимостью всего в 6 миллионов, очень быстро привлёк внимание прессы, однако студия Orion Pictures предпочла путь медленного зажигания: до широкого проката "Взвод" добрался только в феврале 1987-го и сразу же начал с покорения киноэкранов: да так резво, что в лёгкую оставил позади все остальные ленты на вьетнамскую тематику, став 5-м 100-миллионником 1986-го (уже после того, как стал главным триумфатором Оскара), а также первым военным фильмом с такими цифрами в домашнем прокате.

А тем временем, благодаря праздникам, Крокодил по прозвищу Данди сумел обойти даже достижения проката зарубежного, чьим хитом (153 миллиона), он изначальнои  был. И всё это в год провала ленты от Лукасфилм, 100 миллионов Стар Трека, недобора фильмов с Эдди Мёрфи и Сталлоне и гига-успеха фильмов про лётчиков и Вьетнам.

Небанальный год.

В следующем выпуске: Эдди Мёрфи возвращается в Беверли-Хиллз, Майкл Дуглас поддаётся Влечению, Патрик Суэйзи и Дженнифер Грэй зажигают танцпол, Тимоти Далтон поступает на службу Её Величества, начинается охота на Арнольда Шварценеггера.

Stay tuned

Топы года.
Американский кинопрокат:
1. Top Gun – 176,8 mln.
2. Crocodile Dundee – 174,8 mln.
3. Platoon – 138,5 mln.
4. The Karate Kid: Part II – 115,1 mln.
5. Star Trek 4: The Voyage Home – 109,7 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Top Gun – 353,8 mln.
2. Crocodile Dundee – 328,2 mln.
3. Cobra – 160 mln.
4. Platoon – 138,5 mln. (?)
5. Star Trek 4: The Voyage Home – 133 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Star Trek 4: The Voyage Home – 16,9 mln.
2. Cobra – 12,7 mln.
3. The Karate Kid: Part II – 12,7 mln.
4. Poltergeist 2: The Other Side – 12,4 mln.
5. The Golden Child – 11,5 mln.

Стоимость:
1. Legal Eagles – 40 mln.
2. Howard the Duck – 37 mln.
3. Cobra – 25 mln.
4. Labyrinth – 25 mln.
5. The Mosquito Coast – 25 mln.
Tags: box office, box office saga, star trek, история, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments