Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Box Office Saga: 1987

1987-й. Вслед за Юниверсалом в 1986-м, своё 75-летие празднует Парамаунт, продолжающая занимать одно из главенствующих мест в голливудской иерархии. Несмотря на солидные юбилеи Голливуд в год 10-летия Звёздных войн словно бы окончательно устаёт от большого кино: огромные  бюджеты тратятся на комедии и исторические драмы, но не на так называемое "зрелище". Устав от заходящих в тупик брендов, в отсутствие крупных событий зритель не гонится за визуальными чудесами, которые куда больше аудиторию теперь собирают у экранов малых: в сентябре с 20 миллионными рейтингами стартует "Следующее поколение" Звёздного пути. В это время, когда крупные премьеры так редки, растёт значимость проката международного, всё больше картин начинают приносить весомую часть прибыли из-за рубежа. Где-то, не желая ограничиваться возможностями своего времени, начинают работу по видоизменению кино Земекис и Кэмерон, чьи имена временно сходят с голливудской арены. Где-то Тима Бёртона утверждают в качестве режиссёра Бэтмена. Где-то за кулисами общего театра действий формируется будущее, пока прокат  словно бы замирает. Затишье перед бурей.


Киногод начинается с рекорда, цифры, правда, касаются не кассовых сборов: 31 января в Чикаго состоялась премьера фильма Джона Генри Тиммиса Четвёртого, "Лекарство от бессонницы", самого длинного фильма в истории кино, длиной в 87 часов. Яркое событие закончилось 3 февраля, а до широкого проката, как не сложно догадаться, лента не добралась. В широком хватало своих причуд: пока прошлогодний "Взвод" Стоуна крал публику у нового года, Сильвестр Сталлоне, звездивший ещё 1,5 года назад, наконец, встретился с последствиями слабой критики: февральский "Изо всех сил" с бюджетом в 25 млн. становится первым за долгое время его крупным провалом с 16 миллионами в домашнем прокате. Переменчивому зрителю очевидно нужны новые герои: 6 марта ими становятся офицеры Риггс и Мёртах в фильме Ричарда Доннера "Смертельное оружие". Неблестящий старт в 6,8 миллиона "Оружие" компенсировало народной любовью - дуэт Гловера и Гибсон быстро завоёвывает народное внимание и при бюджете в 15 млн. приносит 120 миллионов общемировых, из которых 65,2 млн. достаётся от проката домашнего. Более локальных побед добивается "Секрет моего успеха" с Майклом Дж. Фоксом: на волне успеха "Назад в будущее", фильм с актёром в главной роли приносит почти 67 млн. дома. Комедии всё так же в чести, собственно, как и комедийные боевики.

Май становится временем более драматичным. Необычно дорогая приключенческая комедия "Иштар" с участием Дастина Хоффмана и Уоррена Битти заняла больше полугода пост-продакшена с учётом монтажа съёмочного материала на 108 часов (!), что вынудило перенести фильм с Рождества 1986-го, на 15 мая 1987-го. Грандиозный 51-миллионный бюджет (4-й по стоимости фильм в истории - после Клуба Коттон и двух Суперменов) студия Коламбия так и не покрыла, несмотря на наличие двух звёзд - с 14 млн. финальных сборов "Иштар" стал одним из самых крупных провалов в истории кино. Не в последнюю очередь этому способствовало возвращение в следующий уик-энд Эдди Мёрфи в образе Акселя Фоули в продолжении одной из самых кассовых комедий в истории от Тони Скотта, постановщика главного хита прошлого года. Такими изначальными данными "Полицейский из Беверли-Хиллз 2" воспользовался уже на старте, 20 мая, в традиционно успешный уик-энд Дня Памяти. Побив рекорд сборов одного дня (9,7 млн.) "Беверли Хиллз Коп" начал быстро проседать, но тем не менее спустя три года положил финал царству Лукасфилма, обойдя "Храм судьбы" и показав лучший стартовый уик-энд в истории с 26,3 миллионами долларов. Здесь важно отметить, что тогда как сегодня считается событием, когда кинокомикс с рейтингом R занимает место где-то в 20-ке самых-самых, были времена, когда фильмы с таким рейтингом били рекорды стартовых уик-эндов, да.
Примечательно, что если первый "Коп" собрал по миру в 3 раза меньше, чем дома, то к его сиквелу Эдди Мёрфи таки покорил зрителя и на остальных территориях: за рубежом фильм Тони Скотта уступил домашнему прокату лишь самую малость, что при куда более слабой стойкости, чем у оригинала, помогло по общим сборам почти его догнать: со 153 млн. дома и 146 млн. за рубежом, "Полицейский 2" лишь немногим не добрал до заветных 300 миллионов (299,97 млн.). Впрочем, даже несмотря на то, что фильм падал быстрее оригинала, распугать остальные премьеры ближайшего месяца он успел: хотя и здесь главного успеха добились фильмы "лицам до 17". Наиболее привлекательным для зрителя оказался проект всё тех же Парамаунт: "Неприкасаемые" Брайана де Пальмы с по-настоящему звёздным составом на вторых ролях (Коннери и Де Ниро) и шедшим к медленному, но верному успеху, Костнером, оказался первым за долгое время успешных криминальным фильмом. 76,2 американских миллионов были этапным событием для летней драмы, пусть и с большим уклоном в жанр фильмов действия.

К слову про экшен: всё больше очков в глазах зрителей завоёвывал Арнольд Шварценеггер. За 3 года с премьеры "Терминатора" у него уже вполне сформировалась фан-база: отличные 12 млн. "Хищника" на старте тому доказательство, но и по общим сборам кино с его участием выступало всё более уверенно. НФ-триллер Джона МакТирнана от тех же Фоксов, что подарили зрителю "Чужого" заработал по миру уверенные 98 миллионов при стоимости в 15, став попутно и самым кассовым фильмом с его участием в Америке (59,7 млн.), скромно, но с куда лучшей критикой от прессы, фильмография Шварценеггера становилось куда более заметным знаком качества для зрителя, чем у отходящего на задний план Сталлоне. Месяц кино со "взрослым рейтингом" был завершён, внезапно, Стэнли Кубриком. "Цельнометаллическая оболочка" собрала вполне приличные 46 млн. в Северной Америке, но стала больше событием культурным, чем кассовым: при бюджете в 30 млн. удачей фильм было назвать сложно, невыгодно фильм отличался и на фоне грандиозной кассы "Взвода".
К июлю впрочем только лишь на отпугивающий старт Копа откровенно слабый бокс офис списать не получается: летом 1987-го американский прокат уже заметно проседает. Сразу 2 франшизы достигают к 4-му фильму личного дна: "Челюсти: Месть" при бюджете в 23 млн. собирают скромные 51 по миру (20 в Америке), в то время как "Супермен 4: Битва за мир" наскребает только 36 миллионов общих при совершенно скромных 17 миллионах стоимости (15 млн. дома). Оба проекта выходят в ноль, избегая провалов на краю лезвия, но вспоминая былое величие франшиз такой расклад является неудачным сам по себе. На этом фоне успехом уже можно считать "Робота-полицейского" Пауля Верхувена (53 млн. при 13-миллионом бюджете). Главным же июльским релизом вновь становится очередной перезапуск студии Диснея: "Белоснежка и семь гномов" выходит в американский прокат к собственному 50-летнем юбилею, и добавив 46,6 млн. к и без того солидной кассой становится первым мультфильмом в истории американского проката, преодолевающим планку в 100 миллионов долларов (достигая рекордных для м/ф 143,3 млн. и оставляя далеко позади "Книгу джунглей")

Ещё один юбилей, на этой раз, 25-летний, празднует Бондиана, но "Искры из глаз" пользуются популярностью в первую очередь в международном прокате, где дебют Тимоти Далтона в образа агента 007 возвращает бессмертному циклу былое величие: с суммой в 140,1 млн. "Искры" уступают только 11-му и 12-му фильмам киносериала. Таков же итог и по общим, несмотря на то, что премьера фильма в Америке сносится с традиционного июня на целый месяц, к 31 июля, как бы окончательно признавая вторичное значение Американского рынка для франшизы, стоящей уже по 40 миллионов за фильм (здесь фильм собирает 51 млн., лишь немногим лучше последнего фильма с Муром). Другим преимущественно международным хитом становятся августовские "Грязные танцы" с участием Патрика Суйэзи и Дженнифер Грэй. 63 миллиона в Америке лишь немногим отражают тот успех, который обрёл фильм в глобальном значении. Танцевальная мелодрама буквально отбирает прокат у боевиков и дорогих аттракционов, становясь главным событием прокатного лета и одним из главных событий года: 150 миллионов за рубежом приводят к тому, что в прессе фильм начинают называть "Звёздными войнами для прекрасного пола"

Но если "Танцы" одно из главных событий, то собственно главным событием становится "Роковое влечение" Эдриана Лайна. Если Шварценеггер и Костнер только идут к успеху, то Майкл Дуглас шёл, шёл, да и дошёл. "Влечение", вышедшее 18 сентября, заработавшее на старте всего 7 миллионов долларов, воспользовалось отличной зрительской реакцией и провисшим кинорынком, не сумевшим покорить зрителя летом. Очередной успех к юбиляру Парамаунту пришёл уже к 3-м выходным, когда фильм Лайна расширил прокат с 770 до 1200 экранов, и оставался одним из главных игроков кинопроката вплоть до февреля следующего года. Но если в Америке с наступлением рождественских праздников наступило время новых хитов, то в международном прокате конкурентов у ленты не было: за пределами Америки фильм заработал 163 миллиона, став самым успешным фильмом года, а со 156 миллионами (да, фильм сумел обскакать "Полицейского"), и главным хитом глобальным (общие сборы составили 320), попутно показав кассовую привлекательность эротического триллера для взрослого зрителя, в те времена, когда, кажется, эпоха откровенных молодёжных комедий осталась позади.

В Америке же самый успешный фильм года вышел под конец ноября. Леонард Нимой, отметившийся к тому времени постановкой двух Стар Треков, добился своего главного успеха римейком французской комедии "Трое мужчин и младенец" с участием Стива Гуттенберга и Тома Селека. С 10 миллионами на старте "Трое мужчин" и "Влечение" в итоге разделили зрителя, успешно отрабатывая каждый в своей области. На их фоне амбициозному "Последниму императору" Бернардо Бертолуччи, вышедшему за 5 дней до премьеры фильма Нимоя, так и не нашлось места в широком прокате. До последнего фильм добрался только в апреле (!), уже будучи лауреатом девяти (!) премий Оскар, включая лучший фильм года, но с 43 миллионами так и остался единственным лауреатом статуэтки 1980-х, не преодолевшим в прокате даже 50-миллионного рубежа.

Дело было не только в Императоре. К концу 1987-го зритель вообще уделяет больше времени кино более приземлённому, оставляя дорогие колоссы куда меньшей по охвату аудитории. Так, первый провал в карьере отмечает в списке достижений Стивен Спилберг. "Империя Солнца", 35-миллионный военный эпик (уже отнюдь не комедийной направленности, как было с "1941-м") с дебютантом Кристианом Бэйлом в главной роли, собирает всего 22 миллиона в Америке. Но если 1941-му помог зарубеж, то Империя так и остаётся неудачей: 66 общих миллионов картину поправить не могут. Успеха среди "серьёзного кино" в предновогоднее время добивается разве что "Уолл Стрит", но и там 43,8 млн. - достижение лишь на фоне бюджета в 15 миллионов, при именах Стоуна, Шина (Взвод) и Дугласа (Роковое влечение) это явно был кассовый минимум. С другой стороны, Greed is good, greed works, так что особо жадными видимо создатели фильма не были. По крайней мере, до денег. Успешный киногод Дуглас завершил на Оскаре 1987, получив Оскар за ленту Стоуна.

Отдав прокат "Трём мужчинам", захватившим рождественский уик-энд, а в январе преодолевшим 100-миллионный рубеж, 1987-й завершился премьерами в ограниченном прокате "Во власти Луны" с участием Шер и Кейджа, а так же "Доброе утро, Вьетнам!" Барри Левинсона. Оба фильма вырвались в широкий прокат в январе, на равне с "Мужчинами" оставаясь на высоком счету вплоть до июня 1987-го, добравшись до 80 и 123 миллионов американских долларов соответственно, сделав Кейджа именем, а Робина Уильямса, главного актёра "Вьетнама", звездой.

Новые имена и новые звёзды. Новые бренды и новые напрвления. Грядёт новое время, в то время как эпоха 1980-х начинает клониться к закату, но лишь для того, чтобы перед своим окончанием нанести по кинопрокату триумфальный удар. Но это дело будущего. Пусть уже и не такого далёкого

В следующем выпуске: Земекис подставляет кролика Роджера, Хэнкс взрослеет, Мёрфи едет в Америку, Данди возвращается на родину, Шварценеггер породняется с ДеВито.

Stay tuned.
Главные достижения года:

Американский кинопрокат:
1. Three Men and a Baby – 167,8 mln.
2. Fatal Attraction – 156,6 mln.
3. Beverly Hills Cop 2 – 153,7 mln.
4. Good Morning, Vietnam – 123,9 mln.
5. Moonstruck – 80,6 mln.
Мировой кинопрокат:
1. Fatal Attraction – 320,1 mln.
2. Beverly Hills Cop 2 – 300 mln.
3. Dirty Dancing – 213,4 mln.
4. The Living Daylights – 191,2 mln.
5. Three Men and a Baby – 168,8 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Beverly Hills Cop 2 – 26,3 mln.
2. Predator – 12 mln.
3. Good Morning, Vietnam – 11,8 mln.
4. The Living Daylights – 11,1 mln.
5. Dragnet – 10,5 mln.
Стоимость:
1. Ishtar – 51 mln.
2. The Living Daylights – 40 mln.
3. Empire of the Sun - 35 mln.
4. Full Metal Jacket - 30 mln.
5. The Running Man – 27 mln.
Tags: bond, box office, box office saga, история, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…