Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

  • Music:

Box Office Saga: 1988

После эпохи затишья бокс офис начинает оживать: растёт количество кинотеатров и киносеансов, теперь уже вся топ-10 мирового проката спокойно преодолевает рубеж в 100 миллионов долларов: немногим отстаёт и прокат американский. В это время расставляются фигуры по кинопрокатной доске последних лет десятилетия, где найдется место, кажется, всем борцам за зрительское внимание уходящего десятелития. Но пока время кассовых революций впереди, зритель не собирается бросать кинотеатры, вновь и вновь отдавая предпочтение кино всё более живому, не только в комедиях, но и в фильмах жанра экшен всё чаще предпочитая персонажей куда более приземлённых. К концу походит Холодная война: а значит и представлениям о киногероях пришла пора меняться. Апогеем всего становится главный хит года, не яркое зрелище, но впервые за долгие годы совпадающий с главным триумфатором оскаровского сезона.




Одним из 100-миллионников американского проката в 1988-м становится лента 1987-го: "Доброе утро, Вьетнам" добирается до широкого проката только в январе и далее не позволяет ни одному фильму текущего года проявить себя, вплоть до апреля, когда сенсацией локального уровня становится "Битлджус" Тима Бёртона, помимо последнего, отправляя в звёздное плавание Майкла Китона, Алека Болдуина и Джину Дэвис. Забавно, что первым двоим было суждено побороться в глазах той же студии Уорнер за право носить маску Летучей мыши. Но слово Бёртона было решающим, спасибо 73,7 миллионам. так вовремя превративших "Битлджуса" в самый кассовый фильм Уорнеров года, обеспечив Бёртону право голоса.

Традиционный уик-энд Дня Памяти, считавшийся неофициальным открытием летнего сезона в этот раз был точкой рандеву сразу двух сверх-ожидаемых сиквелов: тентполы Парамаунт и ТриСтар в лице третьего "Рэмбо" и второго "Данди" получили в распоряжение более 2500 кинотеатров каждый, практически отобрав весь уик-энд под себя: в состоянии такой жесткой конкуренции кто-то должен был быть проигравшим, и им оказался Сталлоне. После двух лет, когда популярность артиста стремительно неслась вниз, логично было видеть продолжение его самого кассового (в американском прокате) фильма. На триквел 300-миллионной франшизы тратиться ТриСтар не скупились, помимо очевидно крупного гонорара Сталлоне, съёмки в различных странах Азии и приличное количество используемой техники привели к разрастанию бюджета до суммы, превышающей бюджет в 50 миллионов долларов. Финальная стоимость в 63 миллиона помогла фильму Питера МакДональда обновить рекорд среди самых дорогих фильмов в истории кино. По крайней мере, на ближайший месяц


Однако афганская тематика гипертрофированного боевика, всё более скатывающегося в фарс, оказалась не настолько вдохновляющей для зрителя, что особенно ударило именно по домашнему рынку: старт в 13 млн. и финальных сборы в 53 - результат уступал предшественнику почти в 3 раза. Удивительно, что с такой тематикой триквел нашёл отклик за рубежом - дополнительные 135 миллионов помогли огромный бюджет окупить, доказав, что имя Слая ещё имеет вес хоть где-то, при этом в международке Рэмбо 3 обошёл и сиквел "Крокодила Данди", а вот в Америке тот шансу Слаю не оставил, в дебютный уик-энд превысив старт триквела на 10 с лишним миллионов. С 24,5 млн. сиквел показал 3-й стартовый уик-энд в истории, после вторых фильмов об Акселе Фоули и Индиане Джонсе. Кто знает, вполне возможно, "Данди" бы и смог обновить рекорд, не отбери часть аудитории у него афганский вояка. И возможно фильм бы показал лучшую стойкость, если бы четверть заинтересованной аудитории не посетила сеансы уже в первые выходные: дальше более слабые отзывы и выбор других лент комедийной направленности сыграли свою роль (239,6 миллионов в финале, 109 из которых пришлись на Америку).

В частности комедия Пенни Маршалл "Большой" пусть и заработала за первую трех-дневку 8,2 млн., оказалась одним из главных долгожителей лета, ни разу не поднявшись до первой строчке в чартах уик-эндов, тихо и мирно уйдя за 100-миллионный рубеж, став первым полноценным хитом в грядущей звёздной карьере Тома Хэнкса. А 24 июня своё новое детище представил Роберт Земекис, рассказав зрителю, кто же подставил Роджера. Уникальное сочетание живого действия, компьютерной и рисованной анимации - "Кролик Роджер" - стал настоящим испытанием для студии Уолта Диснея, до того переживших череду кассовых неудач, но теперь потративших на кино сумму, о которой в то время другие фильмы и не могли мечтать. С 70 миллионами долларов (помимо технических новшеств, определённую долю средств съело воспроизведение ушедших времён) Земекис второй раз за год обновил рекорд стоимости в течение месяца. Определённый риск заключался в многочисленных дорогих провалах последних лет. И действительно, фильм стартовал без искры: 11,2 миллиона - неплохо для какого угодно бюджета, но не 70-миллионого. Но сарафанное радио, приличные отзывы и техническая новизна превратили фильм в обязательное зрелище лета для всей семьи.

Фильм Земекиса и действительно стал главным летним хитом, к его концу насобирав 124 миллиона только у себя дома, а под конец добравшись до 156, фактически окупив свой бюджет за счёт одной только Америки. Но не оплошал и мир: 173 миллиона довели сборы до 329 миллионов долларов общемировых, сделав фильм вторым мировым 300-миллионником Земекиса, важное достижение, учитывая, что для того, чтобы работать над тем материалом, над которым он хотел, режиссёр вынужден был начать работу над сиквелом к "Назад в будущее" для Юниверсал. При этом, если "Роджер" стал хитом семейной аудитории, то с конца июня вновь начали своё восхождение фильмы с рейтингом R. В частности "Поездка в Америку" вновь доказала популярность Эдди Мёрфи у зрителя: 21,4 миллиона - 5-й стартовый уик-энд в истории и абсолютно лучший для оригинального фильма. Заметим, что 4 года это звание держал "Полицейский из Беверли Хиллз" всё с тем же Мёрфи. Столь блестящий старт, правда, "Поездка" развить особо не смогла. Да, фильм традиционно преодолел 100-миллионный рубеж (128,2 млн. финальных), но прошёл скорее как сиквел популярного фильма, а не оригинальный хит. Куда больше фильм Лэндиса достиг в международных водах, где со 160 миллионами достиг того уровня, какого не могли достигнуть даже фильмы об Акселе Фоули.

Впрочем, не комедийными полицейскими едиными, июль представил зрителю героя совсем другого толка. Фильм Джона МакТирнана, зарекомендовавшего себя "Хищником" со звездой "Детективного агентсва Лунный свет", Брюсом Уиллисом, взял старт с ограниченного проката, 22 июля добравшись до полноценного. Скромные 7,1 миллион компенсировал удивительный сарафан: оказывается, одиночка Джон МакКлейн оказался американскому зрителю ближе, чем супермены Сталлоне. Оставаясь в прокате до конца октября, "Die Hard" заработал только дома 83 миллиона, вслед за прошлогодним "Смертельным оружием" представив зрителю ещё одного персонажа совсем другого толка, нежели гипертрофированные герои 1980-х. Тренд был на лицо: живые люди становились зрителю интереснее карикатур.
Всё интереснее был и Том Круз: "Коктейль", пусть и не снискавший славы у прессы (5% положительных рецензий), завоевал славу у мувигоера: 171,5 миллион по миру, из которых Америка подарила герою 78,2 млн., романтические молодёжные комедии отживали свой век, но только если на постерах к фильму не светился герой "Лучшего стрелка", ставший тентполом сам по себе. А вот студия Диснея словно бы сдалась, отказавшись от премьеры своих лент летом, передвинув "Оливера и компанию" на ноябрь, столкнув нос к носу с "Землёй до начала времён" Дона Блута, оставив июль на попечение традиционным перевыпускам своих былых хитов. Ситуация получилась двоякой: на старте "Оливер" проиграл динозаврам. Последние, тем временем, умудрились поставить рекорд стартового уик-энда для анимации (7,5 млн.) против 4 миллионов у Диснея. Но вот в финальном забеге выиграл последний.

53,3 млн. - сумма не намного опережавшая фильм продюсера Спилберга (48,1 млн.), да и у критиков последняя вызвала куда лучшую реакцию. Но именно "Оливер", став первым успешным фильмом студии со времён "Лиса и пса", словно бы ставил точку в череде кассовых неудач. Бренд студии "Дисней" вновь говорил за себя перед зрителем, представляя ранний намёк на грядущие большие события в жизни анимационного титана. Будущее себе гарантировало имя и Арнольда Шварценеггера, в декабре впервые обратившегося к комедиям совместно со звездой жанра, Дэнни Де Вито, в фильме главного кассового комедиографа 1980-х, Айвена Райтмена.
Забавно, но именно комедийные "Близнецы", стартовавшие во 2-й уик-энд декабря, принесли Шварценеггру так необходимый зрительский и кассовый прорыв. Переключившийся на более дружелюбное для зрителя кино Железный Арни не прогадал в долгой игре: пусть кино стартовало с 11,2 млн. (слабее, чем тот же "Хищник"), но в итоге стало первым его 100-миллионником в американском и первым 200-миллионником в общемировом прокатах. "Близнецы", став главной комедией рождественского сезона, позволили и другим игрокам царствовать на рынке (Лесли Нильсен пришёл к успеху с пародийным "Голым пистолетом" с 78,8 млн. ставшим первым прорывом за долгие годы). Но никому из них не удалось добиться того, что сделали постановщик хита "Доброе утро, Вьетнам!", Барри Левинсон вместе с Томом Крузом и Дастином Хоффманом, каждый из который были звездами класса А сами по себе.

С 7 миллионами на старте в третий уик-энд декабря и всеми праздниками впереди "Человек дождя", завоевавший народную любовь подобно "Тутси" и "Крамерам", другим рождественским блокбастерам прошлых лет с участием Хоффмана, пришёл к такому успеху, будучи драмой, к какому не приходил ни один фильм комедийной составляющей в то время, правя прокатом не только в декабре, но и в грядущих январе и феврале, став главным триумфатором Оскара и по праву главным триумфатором зрительской любви по итогам 1988-го. По другому и не назвать грандиозные 354 миллиона по всему миру, сумму, которую собирало лишь кино зрелищное, и которая помогла Человеку дождя войти в 10-ку самых успешных фильмов в истории кино, вытолкнув оттуда другой хит у участием Круза - "Топ Ган". Последний так и не покорился Рэйн Мену в прокате домашнем, но оттого 172,8 млн. меньшим событием не стали. Впервые за 9 лет лауреатом премии оскар стал самый успешный фильм домашнего проката. И впервые за 12 лет общемирового.

Шесть 100-миллионников американского кинопроката. 7, если считать вышедший в широкий прокат фильм Левинсона с участием Уильямса. Отсутствие рекордов компенсировала немалая загруженность кинотеатров, хиты с новыми звёздами и бренды подходящего к концу десятилетия. Теперь, когда монополия одного супер блокбастера осталась далеко в прошлом, и успех сопутствовал сразу нескольким хитам, кинопрокат стоял на краю новой эры, когда цифры бюджетов, уик-эндов и бокс офиса готовы были перейти на совершенно новый уровень.

Кинопрокат стоял на пороге триумфа. И триумф не заставил себя долго ждать

В следующем выпуске: Возвращение Индианы Джонса, Путешествие в 2015-й, Возрождение студии Уолта Диснея, Новый вызов Охотников за привидениями, Восхождение Тёмного рыцаря.

Stay tuned.

Главные достижение года:

Американский кинопрокат:
1. Rain Man – 172,8 mln.
2. Who Framed Roger Rabbit – 156,5 mln.
3. Coming to America – 128,2 mln.
4. Big – 115 mln.
5. Twins – 111,9 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Rain Man – 354,8 mln.
2. Who Framed Roger Rabbit – 329,8 mln.
3. Coming to America – 288,8 mln.
4. Crocodile Dundee 2 – 239,6 mln.
5. Twins – 216,6 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Crocodile Dundee 2 – 24,5 mln.
2. Coming to America – 21,4 mln.
3. Rambo 3 – 13 mln.
4. Scrooged – 13 mln.
5. A Nightmare on Elm Street 4: A Dream Master – 12,8 mln.

Стоимость:
1. Who Framed Roger Rabbit – 70 mln.
2. Rambo 3 – 63 mln.
3. Coming to America – 39 mln.
4. Willow – 35 mln.
5. Scrooged – 32 mln.
Tags: box office, box office saga, история, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…