Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

1989: Box Office Triumph

1980-е подходят к концу. В это время, словно бы в стремлении подвести эмоциональный итог всей декаде, на экраны возвращаются чуть ли не все главные франшизы эпохи, находится слово почти всем главным постановщикам, чьи имена формировали десятилетие, устанавливаются трамплины для звёзд новой эпохи. Зритель опять же словно бы в желании отдать дань уважения любимым героям, после нескольких лет окончательно возвращается в кинозалы, впервые в истории принося одному только американскому кинопрокату более пяти миллиардов долларов! Всё больше значение имеет прокат зарубежный, где былые успехи только укрепляются на подходе к новому десятилетию. Легенды вступают в новый год в стремлении крушить рекорды, в то время, как в тени американского кинопроката притаился левиафан неожиданной мощи, готовый переписать историю домашнего бокс офиса на крыльях ночного зверя.


Начало года, ничего не предвещавшее, в том числе и касаемо того, что грядёт, было отмечено разве что провалом "Барона Мюнхгаузена", 46-миллионого эпика Терри Гиллиама, заработавшего в марте 1989-го лишь 8 миллионов, так и не добравшись до широкого проката. Первым вестником грядущих успехов стало "Поле чудес", с участием восходящего Кевина Костнера: начав с ограниченного количества кинотеатров, постепенно расширяясь, начиная с 21 апреля Поле набрало достаточно народной любви, чтобы заработать 64 миллиона только американских, укрепив успех Костнера, показав, что и без Коннери он вполне уверенно привлекает зрителя. К слову, тот же Шон Коннери опять объединился со звездой совсем другой франшизы, на этот раз с Фордом в третьем фильме Спилберга об Индиане Джонсе, наконец, выполнив ту роль, какая отводилась Джеймсу Бонду в сознании Лукаса и Спилберга, став отцом Индианы. И вернув археологу место победителя: возвращение киноцикла спустя 5 лет привело к ожидаемому результату: уик-энд Дня Памяти стал рекордным, Инди отобрал у Акселя Фоули звание рекордсмена стартового уик-энда, заработав 29,4 миллиона за трёхдневку, потрясающий показатель, который только укрепил старт в среду, а не в пятницу, благодаря которому к концу первого уик-энда "Последний Крестовый поход" заручился блестящими 39 миллионами долларов, в субботу, 27 мая, став первым фильмом в истории кино, заработавшим за один день более 10 миллионов долларов (11,2 млн.).

Иронично, что Инди, когда-то собиравший за рубежом на одном уровне с Бондианой, завербовав на свою сторону Шона Коннери, фактически сложил кассу двух франшиз в международном прокате, словно бы став тем прорывом, которого ждал Голливуд: триквел стал в международке главным фильмом года, обратив во внимание весь мир, нёсший ему суммы, лишь немногим уступавшие легендарному Инопланетянину: "Крестовый поход" стал четвёртым фильмом в истории после Унесённых ветром, Челюстей и ИТ, покорившим 200-миллионную отметку международных сборов, попутно обойдя первых двух, уступая лишь И-Ти с 277 миллионами долларов. Не в последнюю очередь помогало и отсутствие конкуренции: в Америке 48-миллионный триквел, пусть и преодолел 100-миллионный рубеж в рекордные 19 дней, очень быстро стал жертвой нешуточной конкуренции. В июньской давке вообще своя атмосфера была разве что у "Общества мёртвых поэтов" Питера Уира, вышедшего 2 июня. Блестяще отыграв на контрпрограммировании, фильм стал главной отдушиной тех, кто был равнодушен к громким франшизам, в течение всего лета привлекая зрителя, как дома, так и по миру, где окончательно утвердил Робина Уильямса в звании звезды: с 95 миллионами дома и 140 за рубежом "Общество" стало самой успешной драмой 1989-го года.

Успех "Общества" был особенно важен для студии "Дисней", находившейся в опале полтора десятилетия, но начавшей возрождаться из небытия, в то время, как другие студии правили прокатом, впрочем, уступая Парамаунтам почти во всем. Именно Парамаунт так и осталась главным поставщиком супер-хитов, вплоть до конца декады, будучи единственной, кто мог противопоставить Индиане Джонсу собственной дистрибуции другие франшизы, в то время, как остальные разбегались по разным углам календарного года. Так, уже через 2 недели, 9 июня космос вновь стал "Последним рубежом", когда стартовал 33-миллионный пентиквел Звёздного пути. 17,4 миллиона - девятый старт в истории американского кинематографа, последний раз на данный момент, когда культовая франшиза обновляла заветную десятку. Фильм, от которого ожидали как минимум развития успеха квадриквела, оказался настолько слабо принят, как прессой, так и зрителями, что, кажется, подкосил веру в до того непоколебимую франшизу. Немало сыграло роль и "Следующее поколение", для новых зрителей именно команда капитана Пикара становилась той единственной командой Энтерпрайза, время Кирка и Ко подходило к концу.

Наконец, окончательный удар по Стар Треку нанёс сам Парамаунт, когда в следующий уик-энд спустя, опять же, пять лет, на экраны вернулись Охотники за привидениями, продолжив тренд 1987-1989 (вслед за Копом и Данди), когда сиквелы успешных комедий от данной студии захватывали прокат. Сиквел от Айвена Райтмена прошёлся по кинотеатрам со всем размахом, пусть и не побив сборы одного дня, но оказавшись достаточно устойчивыми для того, что обойти... рекорд стартового уик-энда, поставленный за 3 недели до того, братским парамаунтовским Индианой Джонсом. 29,5 миллионов - предыдущего рекордсмена Гостбастерс обошли лишь на 120 тысяч, но победителя не судят. В этой обстановке жесточайшей конкуренции Стар Трек окончательно потерялся, обвалившись на сокрушительные 58 процентов. В финале "Последний рубеж" лишь немногим переполз через 50-миллионную отметку, став наименее успешным фильмом киносаги, с 63 миллионами общих став первым фильмом франшизы, не окупившимся в прокате. Впрочем, Парамаунтам унывать не стоило. Инди вполне уверенно шёл к 200 миллионам домашних долларов, 37-миллионые Охотники грозились повторить успех оригинала, а за рубежом и превысить его (там они собирались лучше предшественника в 2 раза). Лето оставалось за Парамаунт. И ничто не могло этому помешать. Как казалось.

А затем случилось непредвиденное

Наступило 23 июня.

И грянул гром...
Когда на рекламу фильма тратят больше, чем на фильм, можно ожидать, сколько ставит студия на его прокат. Когда на фильм стоимостью 35 миллионов долларов тратят немыслимые 40 миллионов, событие становится беспрецедентным само по себе. Он был везде. Символ Летучей мыши, промо, передачи, связанные с 50-летием комиксов Боба Кейна и Билла Фингера. Огромная премьера, не знавшая по тем временам себе равных, на которую собрались наиболее видные медиа-персоны от Сталлоне до Эдди Мёрфи, начавшая совершенно обыденный сегодня тренд, когда премьера грядущего блокбастера становится событием сама по себе. "Бэтмен" Тима Бёртона ворвался в прокат подобно стихие, только в первый день заработав совершенно ударные 13,1 миллион, рекорд сборов одного дня, который смог побить только.... "Бэтмен", на следующий день, в субботу, с 14,6 миллионами долларов, положив за два дня в свою копилку столько, сколько в то время рекордсмены собирали за уик-энд. Уик-энд: 3 дня, за которые "Бэтмен" осилил грандиозные 40,5 миллионов долларов, на 35% перекрыв предыдущий рекорд, поставленный лишь неделю назад, попутно отправив Охотников в полёт к привидениям с 53%-ным падением, фактически обвалив весь американский бокс-офис, лишив Инди возможности добраться до 200 миллионов в Америке, выведя кассу стартовых уик-энд на совершенно новый, невиданный прежде уровень. Попутно окончательно закрепив за 1989-м звание года-рекордсмена. На данный момент 1989-й - единственный год в истории, когда стартовый уик-энд был побит трижды (!!!) и в течение одного только месяца.

Смешно, но "Бэтмен" пользовался умеренной любовью прессы (72% на данный момент - хорошо, но до фильмов с народной любовью далеко), что было совершенно неважно: для покорения 100-миллионной отметки Бэтмену понадобились всего 10 дней, когда в свой второй уик-энд фильм Бёртона заработал 30,1 миллион, которых бы вполне хватило для ещё одного рекорда стартового уик-энда. Чтобы стать первым 200-миллионником домашнего проката со времён "Назад в будущее", Тёмному рыцарю понадобилось лишь 6 уик-эндов, после которых путь к пятёрке самых успешных фильмов в истории кино был лишь только делом времени. Прими его зритель так же, как на "НвБ" или Искателей или другое народное кино 1980-х, сколько бы заработал фильм, тяжело представить. Но в любом случае, именно "Бэтмен"  начал современную эпоху бокс офиса, окончательно превратив стартовый уик-энд в событие, за которое стоит бороться, показав уровень отдачи от маркетинга и должной подачи, показав, что кинокомикс до сих пор может быть силой, с которой стоит считаться. Забавно, при этом, что так же, как Бонд был героем европейским, так и Уэйн стал героем в первую очередь американским. В международном прокате "Бэтмен" уступил не только "Инди" и домашним сборам, но и "Супермену" 11-летней давности, собрав "лишь" 160 миллионов, впрочем и без того, по общим сборам добравшись до 411 миллионов, 6-го результата в истории кино, почти в 1,5 раза перекрыв общие достижения ленты Ричарда Доннера


К слову про Доннера. На его стороне была пресловутая народная любовь. В год вернувшихся киносерий его "Смертельное оружие 2" оказалось в самом центре борьбы за зрителя, 7 июля слегка остудив пыл Тёмного рыцаря, став своеобразным апофеозом жанра buddy movie, заработав в дебют 20,3 миллиона, треть сборов оригинального кинофильма, а затем оставаясь в центре внимания вплоть до конца лета, в отличие от того же Полицейского, да и вообще большинства сиквелов, сумев развить успех киносерии, перекрыв сборы оригинала, как в Америке, так и в мире, в два раза (227,9 миллионов, из которых 147 подарила Северная Америка) и внезапно превратив "Оружие" в успешный бренд. Думается, определённую роль сыграл тот факт, что лента с Гибсоном и Гловером была единственным крупным событием лета с рейтингом R, ориентация на взрослую аудиторию сыграла так же грамотно, как и в случае с фильм Джо Джонстона "Дорогая, я уменьшил детей". Последний, начав свой бег в один день с "Бэтменом" стал главным семейным событием лета, без пыли, без шума, собрав 130 миллионов в одной только Америке, отобрав аудиторию у триквела "Малыша-каратиста", ослилившего всего 38 миллионов долларов, в три раза уступив предшественнику.

В куда более невыгодном положении оказалась Бондиана. Это должно было когда-то случится, и к 16-му фильму это случилось. 32-миллионная лента Джона Глена, "Лицензия на убийство" вышла в прокат к концу июля, когда прокат и зрительский кошелёк были истощены настолько, что в Америке Бонд по сути был проигнорирован: 34 млн. американских президентов - самый слабый результат серии со времён "Человека с золотым пистолетом". Мир оказался добродушнее, в конце концов, и Оружие с Уменьшенными детьми там звездили не так, и отдал на откуп Бондиане 121,5 миллион долларов, но даже с таким результатом, общими 156, "Лицензия" стала первым фильмом в истории киносерии и остаётся таковой до сих пор, не добравшейся даже до мировой топ-10 по итогам года. Кассовый удар, пусть небольшой, всё же имел своё место. Давно назревавший спор по поводу прав на агента 007 разгорелся с новой силой, вогнав киносерию в стагнацию, которая к ней медленно, но верно приближалась. Фактически, второй фильм с участием Тимоти Далтона поставил черту под киносерий, царствовавшей на экранах 27 лет. Дальше франшиза могла или приспосабливаться к новым временам, или же окончательно исчезнуть с кинопрокатной арены. В любом случае, настало время перемен.


Истощение проката становилось всё заметнее. Август окончательно потерял зрителя, продолжавшего вести Индиану к 400 общим миллионам, Охотников к их заветным мировым 200 (в Америке дальше 100 миллионов они особо не продвинулись) и вновь и вновь возвращаясь в Готэм Тима Бёртона. На этом плацдарме оказалась лишней "Бездна" Джеймса Кэмерона. Революционный с технической точки зрения фильм, ставший одним из самых дорогих в истории (бюджет 69-70 миллионов, дороже только "Кролик Роджер"). 9-миллионный старт, и 54 миллиона итоговых долларов (89 по миру) были крупной неудачей для студии 20-го века Фокс. Оттого ещё более удивительно, что репутации Кэмерона фильм не подкосил, укрепив его в звании мастера научной фантастики, и показав на что способны технологии, в том числе и компьютерные при их удачном применении. Забавно, что от большего кино зритель вообще устал ко второй половине года. С куда большей охотой отдавал деньги скромным по стоимости комедиям, по типу октябрьской "Уж, кто бы говорил", продолжившей успех "Трёх мужчин и младенца" по части комедий, строящихся вокруг детей. Кто бы ожидал, но фильм стал первым хитом с участием Траволты за шесть лет. Кино из разряда концепций, которые срабатывают один раз, "Уж кто бы говорил" сумел стать самой успешной комедией года, заработав почти 300 миллионов в общемировом прокате, из которых 140 миллионов подарила сама Америка, попутно превратив фильм в первый 100-миллионник Брюса Уиллиса, пусть и оставшегося на озвучании.

Куда более скромным, но намного более веховым стал успех ноябрьской анимационной ленты "Русалочка". 6 миллионов на старте - были не рекордными даже для анимации. Но что-то пошло не так с новым творением студии Дисней. Фильм Рона Клеменса и Джона Мускера не сдавался на протяжении всех праздников, заразив семейную аудиторию музыкой и песнями Алана Менкена. Традиции классической анимации Диснея, покорявшей историей о принцессах в далёкие 1950-е внезапно вернулись не в форме перевыпуска, а чего-то нового и ранее невиданного, буквально, отправлявшего зрителя Under the Sea, в новый мир. Здесь "Русалочке" было суждено собрать 84 миллиона долларов, став самым кассовым мультфильмом дома со времён "Книги джунглей", но не оставив без внимания и зарубеж. Начинается важная традиция дубляжа песен и слов на другие языки: "Русалочка" покоряет международный прокат, становится самым кассовым мультфильмом мира, 184 миллиона при бюджете в 40. В ноябре 1989-го Дисней вновь поднимается на крыло. Начинается его возрождение.
Дисней возрождается, Эдди Мёрфи теряет зрительский интерес. "Гарлемские ночи" стартуют в один уик-энд с "Русалочкой", но даже несмотря на близящиеся праздники, становятся одним из наименее успешных фильмов актёра за десятелитие: 60 миллионов в Америке, не последнюю роль тут сыграл сиквел "Назад в будущее". Потративший огромные 80 миллионов на сиквел, в итоге разделённый на 2 фильма по 40, Земекис вернул Марти и Дока на большой экран, не позволив сделать это кому-либо ещё, и вернул с шиком: продолжение квинтессенции всей поп-культуры десятилетия показало 27,8 миллионов в дебютную трёх-дневку, 4-й старт в истории и, что иронично, 4-й старт года. В мире, где уик-энды начали играть столь жизненно важную роль, с таким стартом покорения заоблачных вершин уже никто не гарантировал. Дома лента собрала почти в 2 раза меньше меньше оригинала, 118,5 миллионов, лишь немногим обойдя сиквел "Охотников", зато по миру разгулялась на славу, став вторым 200-миллионником международного проката за год и пятым в истории, помимо прочего отправив на счёт Земекиса третий мировой 300-миллионник подряд.

Так или иначе именно "НВБ" стал главным хитом рождественских праздников: декабрь разделил Америку и мир вновь. В первой "Шофёр мисс Дэйзи", первый успех Моргана Фримена, уверенно отобрал себе зрительское внимание, второй оскароносный 100-миллионник подряд (премия Оскар за лучший фильм постепенно превращалсь в своего рода бренд). А вот международке оказался роднее Том Круз. Из 161 миллиона долларов "Рождённого четвёртого июля", обязательного фильма-с-томкрузом в топ-10 мирового проката, большую часть принёс как таки мир. Здесь же очередной тяжеловес с участием Сталлоне своего вновь не добился. 63 миллиона в Америке при бюджете в 55 - для "Танго и Кэша" это был крайне посредственный результат. Время Слая оставалось позади. Впрочем, кому то хватало и того. "Всегда" Спилберга, по всему мир заработало только 74 миллиона, немного, учитывая недавний успех "Индианы". Но в год, когда триквел с участием Форда вошёл в тройку самых успешных фильмов в истории кино, напомнив зрителю о той силе, которую представлял собой Спилберг, подобные скромные успехи были скромной работой души для Мастера, к концу 1980-х остававшегося непобедимым, так же, как в конце десятилетия прошлого.

Впереди был рубежный год. В мире, который после 1989-го уже не мог быть прежним.

В следующем выпуске:
Робертс и Гир, Суэйзи и Мур, Док Браун и Клара Клэйтон. Кевин Костнер и Дикий Запад. Пока для одних наступает время признаний в любви, для Кевина МакКалистера наступает время защищать свой дом, в котором он остался один.

Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. Batman – 251,2 mln.
2. Indiana Jones and the Last Crusade – 197,2 mln.
3. Lethal Weapon 2 – 147,3 mln.
4. Look Who’s Talking – 140,1 mln.
5. Honey, I Shrunk the Kids – 130,7 mln.
6. Back to the Future: Part II – 118,5 mln.
7. Ghostbusters 2 – 112,5 mln.
8. Driving Miss Daisy – 106,6 mln.
9. Parenthood – 100 mln.
10. Dead Poets Society - 95,9 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Indiana Jones and the Last Crusade – 474,2 mln.
2. Batman – 411,3 mln.
3. Back to the Future: Part II – 332 mln.
4. Look Who’s Talking – 297 mln.
5. Dead Poets Society – 235,9 mln.
6. Lethal Weapon 2 – 227,9 mln.
7. Honey, I Shrunk the Kids – 222,7 mln.
8. Ghostbusters 2 – 215,4 mln.
9. The Little Mermaid – 184,2 mln.
10. Born on the Fourth of July – 161 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Batman – 40,5 mln.
2. Ghostbusters 2 – 29,5 mln.
3. Indiana Jones and the Last Crusade – 29,4 mln.
4. Back to the Future: Part II – 27,8 mln.
5. Lethal Weapon 2 – 20,4 mln.
6. Star Trek 5: The Final Frontier – 17,4 mln.
7. Harlem Nights – 16,1 mln.
8. Honey, I Shrunk the Kids – 14,3 mln.
9. Turner & Hooch – 12,2 mln.
10. Look Who’s Talking – 12,1 mln.

Стоимость:
1. The Abyss – 70 mln.
2. Tango & Cash – 55 mln.
3. The War of the Roses – 50 mln.
4. Indiana Jones and the Last Crusade – 48 mln.
5. The Adventures of Baron Munchausen – 46,6 mln.
6. Turner & Hooch – 42 mln.
7. The Little Mermaid – 40 mln.
8. Back to the Future: Part II – 40 mln.
9. Ghostbusters 2 – 37 mln.
10. Batman – 35 mln.
</div>
Tags: back to the future, batman, bond, box office, box office saga, indiana jones, star trek, история, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…