Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

1992: Box Office Snowbreak

После снижения общей кассы 1991-го бокс офис начинает постепенно отходить, пусть и без шансов пока что добраться до рекордных показателей 1989-1990-х. Не качеством (рекордами), так количеством: 1992-й, год 500-летия открытия Нового Света - заодно и первый год, когда вся топовая десятка американского кинопроката преодолевает рубеж в сотню миллионов долларов. Зарубежная касса продолжает жить своей жизнью, в то время как кинодебюты Квентина Тарантино, Роберта Родригеза, База Лурманна, Дэвида Финчера намекают на приближение новой эпохи, сформированной новыми киновундеркиндами, которым предстоит поменять типичное представление о том, что можно творить на большем экране, а что нет. В мире после Судного дня, установленного Терминатором, кажется, что по другому нельзя, удивлять зрителя нужно постоянно. Но Кэмерон позволил кино эволюционировать, революцию же готовился совершить другой Мастер, решивший воскресить на большом экране величественных левиафанов прошлого. Грядёт новая эпоха.


По-началу 1992-й был захвачен комедией. "Мир Уэйна", основанный на скетчах популярного шоу Saturday Night Live - второй подобный опыт со времён "Братьев Блюз" - на добрых 5 недель возглавил киночарты с начала ферваля и до начала марта, став со своим 183-миллионным финальным мировым достатком ярким напоминанием о взрослых комедиях эпохи "Зверинца" и культом для новой молодёжи. Фильм лишь в третий уик-энд марта уступил место ещё одному фильму с рейтингом R, но совсем другой направленности от Пауля Верхувена, вновь объединившегося с Шэрон Стоун, на этот раз заручившись поддержкой не Шварценеггера, а Майкла Дугласа, чьё имя после "Рокового влечения" само по себе стало рифмоваться с жанром эротического триллера. "Основной инстинкт" вслед за прошлогодним "Молчанием ягнят" вновь доказал странную тягу зрителя к триллерам в весеннее время. С 15,1 млн. на старте "Инстинкт" оставался на верхних строчках кинопрокатных рейтингов вплоть до мая, то теряя первое место, то отвоёвывая. Конечно "на безрыбье" - единственной значимой премьерой апреля оказался только семейный "Бетховен" Брайана Леванта (147 млн. по миру) - но даже это не обесценивает того факта, что в международных водах "Инстинкту" равных не было.

Две трети своих сборов фильм Верхувена собрал в Европе и Южной Америке, став по общим сборам самым успешным фильмом жанра (352 млн.), да и при отсутствии конкурентов оставаясь таковым до сих пор, солидно для фильма с бюджетом в 49 миллионов, суммой, которую ещё недавно потратили бы на визуально эффектное киноразвлечение, а нынче оплачивавшей гонорары звёзд. К слову о звёздах, кому-то несмотря на беспрекословный успех франшизы хватало и меньших затрат. "Смертельное оружие 3" стоило 35 миллионов долларов, несмотря на то, что студия Уорнеров могла позволить куда большие затраты, в конце концов, выгнанный со съёмок Супермена 2 Ричард Доннер наконец получил в свои руки действительно успешную франшизу. Начавшийся скромно май (в это время где-то в России на свет появляется lirik92) меняется именно с возвращением Гибсона и Гловера). Премьера 15 мая, за неделю до центрального для бокс офиса уик-энда Дня Памяти была дерзкой, но сыграла на руку всем причастным лицам, завоевав зрителя ещё до начала летной борьбы за власть. Триквел действительно доказал волшебство киносерии, вернувшейся спустя три года с блестящим дебютным уик-эндом в 33,2 миллиона долларов - 2-й результат в истории после "Бэтмена" всё тех же Уорнеров, лучший для рейтинга R и, что несложно догадаться, лучший для триквела.

Впрочем, главной победой стало то, что "Оружие", стартовав за неделю до, умудрилось захватить и сам уик-энд Дня Памяти, не оставив шанса конкурентам в лице "Далеко-далеко" Рона Хауарда со звёздной парой Тома Круза и Николь Кидман, а также триквела "Чужого" от Дэвида Финчера. Первый, будучи, 60-миллионным колоссом заработал лишь 10,2 миллиона, в итоге окупился совместными силами Америки и мира (137 финальных миллионов), но как ни один другой фильм с участием Круза был близок к провалу. "Чужой 3" же (или в кубе, как его преподносили на постерах), 50-миллионный кинодебют Финчера, по началу действительно воспользовался всеми благами кинофраншизы, после Кэмерона обретшей второе дыхание, осилив 19,4 миллиона в свой дебют, почти в 2 раза переиграв "Чужих". Но вся его привлекательность для американского зрителя закончилась уже на старте, как завершение трилогии кино для мувигоера не сработало, что повлекло за собой значимые обвалы, так, что уже к концу 6-го уик-энда прокат фильма близился к завершению. 55 миллионов были самым слабым результатом из трёх фильмов, но кино спас зарубеж: там, как раз таки к триквелу Чужой достиг признания, преодолев 100-миллионную отметку, и по общим сборам превратив Чужого 3 в самый успешный фильм трилогии (155 миллионов), в любом случае результата оказалось достаточно, чтобы укрепить успех франшизы и запустить карьеру Дэвида Финчера.

Мир был и куда более благосклонен к другому триквелу, речь конечно о, наконец раскачавшемся "Смертельном оружии". Даже несмотря на 2 ударных уик-энда, лето и громкие премьеры вносили свои коррективы, успеха сиквела фильм дома не добился (144 миллиона по итогу), а вот в международке именно триквел добрался до тех невидимых высот, которые сделали его самым успешным фильмом цикла по общему итогу: 177 миллионов, впервые Оружие заработало в международных кинотеатрах больше домашних, по общим сборам наконец преодолев 300-миллионную отметку, став тем уникальным примером киносерии, когда каждый новый фильм собирал больше предыдущего. Мир оказался в этот раз и более благосклонен к Джеку Райану, и по иронии только мир (94 млн.). "Игры патриотов", сменившие после "Охоты" постановщика (на этот раз Филипп Нойс) и исполнителя главной роли стартовали чуть лучше предшественника (18,5 млн.), но в итоге оказались не настолько интересны домашнему зрителю, как фильм с Болдуином. Лишившись своего звёздного состава (в сиквел перебрался только Джеймс Эрл Джонс), отказав Болдуину в его полноценной кинофрашизе, "Игры" так и не смогли развить былой успех, заработав дома в 1,5 раза меньше "Красного Октября" (83 миллиона), спасясь за счёт международных сборов. Мир можно понять, за неименем Бондианы приходилось мириться с существованием другого шпионского франчайза. К тому же не стоит забывать, что Парамаунт решила премьеровать "Игры" в июне, когда всё живое и разумное разбегалось куда глаза глядят, лишь бы не попасть под каток Летучей Мыши. Вряд ли стоило сомневаться, какому кино было отведено звание главного летнего события 1992-го года.

19 июня на экраны вернулся Бэтмен.
Успех "Бэтмена", в своё время сокрушивший всё мыслимое и немыслимое, развязал Бёртону руки, позволив воспользоваться всеми мощностями студии братьев Уорнер, превратив изначальный 65-миллионный бюджет в 80-миллионный, что после успеха сиквела "Терминатора" было позволительно, в конце концов, время сверх-кассовых сиквелов настало, а у сиквела "Бэтмена" не стать кассовым событием шансов просто не было. Второй по стоимости фильм в истории кино, самый дорогой кинокомикс, "Бэтмен возвращается" вновь был одарен самой дорогой рекламной кампанией своего времени, Бэтменом на обложке каждого журнала, громкой премьерой, запуском культового анимационного сериала "Бэтмен" в том же июне. Результат был закономерен. Рекорд стартового уик-энда, когда-то побитый Бэтменом, смог побить только Бэтмен. 16,1 миллион  в первый день, абсолютный рекорд сборов за сутки, как и в прошлый раз был побит на следующий же день: в субботу суммой в 16,8 миллионов. Грандиозная премьера сокрушила буквально всё, заработав за 3 дня 45,7 миллионов долларов. С момента выхода первого Бэтмена только двум фильмам (Терминатору 2 и Смертельному оружию 3) удалось преодолеть за трёх-дневку и тридцатку миллионов. "Бэтмен" вновь ушёл за 40.

Примечательно, что на данный момент "Бэтмен" является единственной франшизой, побившей рекорд уик-энда, поставленный фильмом собственной же серии. Уникальный пример, который, к сожалению, ждала в дальнейшем не настолько уникальная и грандиозная судьба. Сиквел Бэтмена ждала та же история, что и Храм судьбы. Слишком мрачное кино для семейной аудитории, превосходившее даже силы рейтинга PG-13, Бэтмен был встречен многими с непониманием, кино Бёртона оказалось вещью в себе, став терять аудиторию с пугающей скоростью, после двух уик-эндов положив в карман 96 миллионов, мощную сумму, если не считать, что первый фильм ушёл за 100 уже к этому времени. Отрыв рос, особенно заметно было по тому, как фильм приняли за рубежом, что его сборы не отличались от таковых Чужого 3. Да, с таким стартом, "Бэтмен возвращается" в любом случае не мог не стать хитом, фильм окупил свой огромный бюджет за счёт одной только Америки, но 162 миллиона, пусть и были вторым результатом для кинокомикса в истории и лучшим результатом американского лета, отличились всё таки заметным падением относительно оригинала. 266 миллионов общемировых только подчёркивали непростую ситуацию вокруг Бэтмена, очень быстро ставшего самой дорогой кинофраншизой в мире.
Впрочем, по поводу мира: не всем историям было суждено найти отклик в международке. "Их собственная лига", воссоединившая режиссёра Пенни Маршалл и Тома Хэнкса спустя 4 года после "Большого", смогла достойно стартовать в уик-энд 4 июля (13 млн., пусть и уступив 3-му уик-энду Бэтмена), а затем оставаться в десятке кассовых чартов вплоть до конца лета, став первым и до сих пор оставаясь единственным 100-миллионником среди фильмов про бейсбол. Важным здесь был даже не успех Мадонны в кино или постепенный успех Джины Дэвис, а то, что сам Хэнкс медленно, но верно завоёвывал доверие американского зрителя, как и продюсеров, готовых вкладывать в фильмы с его участием серьёзные суммы. Иногда, правда, можно было обходиться и без них. "Лига" отлично играла на контрпрограммировании. Но так же и "Действуй, сестра!". Скромно стартовав в последний уик-энд мая (11,9 млн.), лента со звездой "Привидения", Вупи Голдберг, без предупреждения, особых взлётов и падений заработала к концу июля заветную сотню миллионов в домашнем прокате, временно к концу лета став самой кассовой комедией года (финальные сборы 139 миллионов тогда дома). С ней не справился и Земекис, кажется, выбравший в этот раз не лучшую тему для комедии: "Смерть ей к лицу", будучи новаторским и дорогим 55-миллионным фильмом, стал первой кинолентой постановщика со времён "Романа с камнем", не покорившей 200 миллионов общемировых (149 млн.).

Для кого-то, впрочем, успех завоевать оказалось не менее сложно. "Непрощённый" Клинта Иствуда, этакий эпилог к его карьере Человека без имени, кино значимое и в жанре вообще и в фильмографии конкретного человека, заработало на старте 15 миллионов, неплохо для, казалось бы, почившего вестерна. Но дальнейший путь в прокате фильма был тернистым, картину практически забыли к концу года, лента лишь чудом оставалась на плаву (заработав 75 миллионов к подведению итогов), воспрянув вновь вместе с получением статуэтки за лучший фильм 1992-го года, и к июлю следующего, 1993-го года, доползла до 100-миллионного рубежа, до сих пор среди всех блокбастеров, оставаясь самым медленным покорителем данной вершины: на это фильму понадобились аж 318 дней, что не помешало фильму стать первым настоящим кассовым прорывом Иствуда-режиссёра. Да и критическим тоже: Непрощённый лишь третий вестерн-оскароносец в истории. Своего первого успеха в это время добиваются и Майкл Манн с Дэниелом Дэй-Льюисом: "Последний из могикан", начав свой путь в сентябре добирает до 75 миллионов в Америке. А вот, что оказывается совершенно Америке не интересно, так это собственное рождение: "1492", будучи самым дорогим фильмом сэра Ридли Скотта, в прокате не просто не окупается: 10 млн. при 47-миллионном бюджете до сих пор являются одним из главных провалов в карьере мастера.
Однако вслед за провалом открытия Нового Мира 13 ноября началось раздолье в прокате сразу с двух иноземных персонажей: широкий прокат был отдан жителю Трансильвании, а ограниченный герою сказочной Аграбы. Сегодня, когда вампирская тематика напрочь связана с рекордами подростковых бестселлеров, забывается, что когда-то рекорды так же ставил сам герой произведений Брэма Стокера. Экранизация книги от Фрэнсиса Форда Копполы была достаточным событием, чтобы привлечь зрителя, давно не видевшего дорогого и размашистого хоррора, триллера, да ещё и с таким составом на первых рядах. Настоящими звездами актёров Дракулы конечно назвать было сложно, но каждый из них уже успел засветиться в крупном кино: Олдмен в "Дж.Ф.К.", Райдер в "Эдварде Руки-Ножницы", Хопкинс в "Молчании ягнят". Выход фильма на большие экраны однако был звёздным сам по себе: 30,5 миллионов были лучшим стартовым уик-эндом для хоррора в принципе, вторым для оригинального фильма, пятым стартом в истории, лучшим в карьере классика. Внезапный успех при этом, 40-миллионный "Дракула" не развил, показав худшую стойкость среди всех дебютантов-рекордсменов, добравшись лишь до 82 миллионов дома. Так иногда бывает: мувигоер кино просто не принял, вампирская тематика уже в то время привлекала сугубо своего зрителя и в первые же дни. Зато успеха добился фильм в международке: 215 миллионов общих - самый кассовый фильм в фильмографии Копполы после бессмертного "Крёстного отца".

Ограниченный прокат тем временем дарил свои чудеса. Добрый зритель вошёл в славную Аграбу и своим не поверил глазам. Ждал его впереди приключений каскад, он готов, и открылся Сезам. Ещё в прошлом году "Красавица" показала беспрецедентную наработку в 80 тысяч с кинозала в ограниченном дебюте. "Аладдин" студии Диснея, выходя на волне успеха оскароносного мультфильма успех только развил, стартовав в 2 к/т с 196 тысячью долларов и ещё более значительными 98 тыс. с кинотеатра. При этом, очередной свой грандиозный успех студия не спешила выводить в массы: да и зачем, сначала Дракула, а 20 ноября прямой семейный конкурент, ещё один повод подержать кино в прокате ограниченном. И правда: на экраны вернулся Кевин МакКалистер вновь в кинофильме Криса Коламбуса. Начисто разгромленный кинопрессой, ненужный сиквел тем не менее свой статус продолжения самой успешной комедии в истории оправдал на все сто: 31,1 миллион стали лучшим дебютным результатом для семейного кино, ещё один показатель того, как много решал ажиотаж. Надо заметить, при этом, что ни в домашнем, ни в зарубежном прокатах "Потерявшемуся в Нью-Йорке" не удалось стать главным событием рождественских праздников. Америку накрыла Арабская ночь, а зарубеж вновь отдал своё внимание другому Кевину. Несложно догадаться, что речь о Костнере.
После того, как блестящий старт "Одного дома 2" выбил "Дракулу" из пятёрки лучших дебютантов, "Аладдин" вырвался в широкий прокат. Вырвался здорово: пусть и уступив второму уик-энду рождественского сиквела, но с 19,3 млн. показав абсолютно лучший стартовый уик-энд для анимационного фильма, ни один из которых до того на старте не собирал и десятки. Ренессансу Диснея не смог помешать и "Телохранитель", дебютировавший в тот же последний уик-энд ноября с 16,6 миллионами, но которому было уготовано куда более значимое будущее в мире. И вот, словно бы талантливый стратег, Аладдин пропускал вперёд кино и по ходу декабрьских уик-эндов: так, спустя несколько лет прозябания на вторых ролях проката Том Круз вернулся в большую игру в фильме "Несколько хороших парней", первом успехе сценариста Аарона Соркина, в компании на этот раз не собственной жены, а Джека Николсона и Деми Мур и 15 миллионами за трёздневку. Процедурал, вышедший во второй уик-энд декабря, и будучи самым неподходящим для этого фильмом, выиграл уик-энд Рождества с 13,6 миллионами, лишь немногим больше, чем у Аладдина с 13,4, с той значимой разницей, что для первого это был третий уик-энд, а для мультфильма пятый. И вот, наконец, позволив конкурентам раскрыть все свои карты, как в Америке, так и по миру: Аладдин, получивший от рождественных праздников самую большую прибавку, перешёл в наступление.

Завоевав первое место лишь с наступлением 1993-го года, в свой шестой (!) уик-энд, анимационный хит с участием Робина Уильямса на озвучании, начал быстро нагонять не только судебную драму, но и комедийный сиквел, которому, как и сиквелу Бэтмена удалось заработать дома в итоге две трети от сборов оригинала, впрочем, для 20-миллионной комедии это, в любом случае, была колоссальная сумма. Главным же для Аладдина было то, что анимационный мюзикл к финалу своего 9-го широкопрокатного уик-энда вновь сделал то, что уже год назад сотворила Красавица, стал самым кассовым мультфильмом в истории, и в этот раз на одном только этом звании не остановившись. Настоящие чудеса, словно по щелчку пальцев Джинни, происходили за рубежом, когда мультфильм только по одним внеамериканским сборам приближался к 300-миллионному рубежу. "Один дома 2", тем временем, в международке хоть и уступил сборам первого фильма (185 млн.) всё равно умудрился обойти американский результат. В любом случае, настоящей сенсацией стал "Телохранитель".

Признание Уитни Хьюстон в песне I Will Always Love You, история любви поп-дивы и телохранителя, превратили фильм в настоящую кульминацию всей рекордной карьеры Костнера последних трёх лет, вырвав зарубежом победу у диснеевского блокбастера, к тому времени ставшего первым анимационным и лишь пятым в принципе полумиллиардником в мире, и первым мульт-200-миллионником в Америке. Да, общие сборы действительно остались за Аладдином, ставшим первым мультфильмом за 25 лет (со времён Книги джунглей), сумевшим завоевать золото по общим итогам, но по предпочтениям Америка и мир разделились. И не в последний раз. 289 миллионов Телохранителя, зарубежный итог уступал только "Инопланетянину" и "Терминатору 2". Рост мировой публики был всё заметнее, а её предпочтения говорили сами за себя: нужен был лишь необходимый удар, чтобы рекорды кинопроката начали падать один за другим.

Приближалось время титанов. И не кассовых. А настоящий титанов, которые когда-то правили Землёй, до наступления эпохи млекопитающих. Они готовы были вернуться. А вместе с ними и времена, когда одному фильму удавалось установить кассовую монополию по итогам целого года.

В следующем выпуске:
...

Stay tuned...
Американский кинопрокат:
1. Aladdin – 217,4 mln.
2. Home Alone 2: Lost in New York – 173,6 mln.
3. Batman Returns – 162,8 mln.
4. Lethal Weapon 3 – 144,7 mln.
5. A Few Good Men – 141,3 mln.
6. Sister Act – 139,6 mln.
7. The Bodyguard – 121,9 mln.
8. Wayne’s World – 121,7 mln.
9. Basic Instinct – 117,7 mln.
10. A League of Their Own – 107,5 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Aladdin – 504,1 mln.
2. The Bodyguard – 410,9 mln.
3. Home Alone 2: Lost in New York – 359 mln.
4. Basic Instinct – 352,9 mln.
5. Lethal Weapon 3 – 321,7 mln.
6. Batman Returns – 266,8 mln.
7. A Few Good Men – 243,2 mln.
8. Sister Act – 231,6 mln.
9. Dracula – 215,9 mln.
10. Wayne’s World – 183,1 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Batman Returns – 45,7 mln.
2. Lethal Weapon 3 – 33,2 mln.
3. Home Alone 2: Lost in New York – 31,1 mln.
4. Dracula – 30,5 mln.
5. Alien 3 – 19,4 mln.
6. Aladdin – 19,3 mln.
7. Patriot Games – 18,5 mln.
8. Wayne’s World – 18,1 mln.
9. The Bodyguard – 16,6 mln.
10. Under Siege – 15,8 mln.

Стоимость:
1. Batman Returns – 80 mln.
2. Far and Away – 60 mln.
3. Death Becomes Her – 55 mln.
4. Alien 3 – 50 mln.
5. Basic Instinct – 49 mln.
6. 1492: Conquest of Paradise – 47 mln.
7. Stop! Or My Mom Will Shoot – 45 mln.
8. Patriot Games – 45 mln.
9. Final Analysis – 43 mln.
10. Boomerang – 42 mln.
Tags: batman, box office, box office saga, история, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…