Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:
  • Music:

1995: Box Office Preludes

Когда-то это время должно было наступить, и оно наступило. Вслед за двумя годами, когда тяжеловесы вернули зрителей в кинотеатры, поток зрителей продолжил своё наступление, в поисках долгоиграющих хитов отдавая предпочтение то одному кино, то другому. Немногим удаётся показать что-то значимое за пределами своих стартовых уик-эндов, а стоило бы, Ящик Пандоры, открытый Кэмероном уже не закрыть: оказывается тратить на кино суммы в районе 100 миллионов долларов можно, что кинокомпании и начинают делать в стремлении предоставить более зрелищную продукцию привередливому зрителю. Что говорить, если растут бюджеты даже на телевидении (бюджет январского пилота Стар Трека: Вояджера составил рекордные 23 миллиона долларов). Сам Кэмерон, всё ещё интересуясь фильмом о Спайдер-Мене, увлекается тем менее другой историей, исследуя глубоководные глубины. Не отдыхает и другой революционер киноиллюзий, да и как можно: Майкл Крайтон публикует "Затерянный мир", продолжение "Парка Юрского периода". Но будущее подкрадывается незаметно даже для них: в 1995-м на экранах IMAX выходит первый художественный фильм: 40-минутные "Крылья храбрости". Середина 1990-х словно начало для чего-то куда большего, что только маячит на горизонте.


Начало года ещё словно не в курсе о новых трендах, так что зрителя удаётся заинтересовать и не имея на руках космических цифр, да и на стартовые данные особо не полагаясь. В марте покорение Голливуда продолжил Вольфганг Петерсен с "Эпидемией", при 50 миллионах, сумме, ещё недавно крайне серьёзной, одолевающей по миру 189 млн., показатель чуть более значимый, чем "На линии огня", спасибо Хоффмену и Фримену, чьи имена всё таки что-то, да значат за рубежом. Кому-то, впрочем, не нужны даже такие деньги, чтобы сделать зрелище. По крайне мере пока: "Плохие парни" бывшего клипмейкера Майкла Бэя с бюджетом всего в 19 млн. добиваются победы уже хотя бы стартом в 15,5 млн., но развивают успех, доводя домашнюю кассу до 65,8, попутно не обделяя вниманием и мир. За рубежом бадди-дуэт Лоуренса и Смита не отстаёт, обеспечивая 141 миллион общей кассы. Главным хитом весеннего сезона, при этом, становится, что забавно, новогодняя комедия, слегка припозднившаяся до апреля: "Пока ты спал" Джона Тартлтауба.

Который раз уже доказано, вне зависимости от сезона кино, способное покорять сердца, их покорит: лента с Буллок и Биллом Пулманом после незаметных для проката 9,3 млн. прибавляет в следующие выходные и остаётся в центре внимание и до конца июня, когда, казалось, раздавить такое кино ничего не стоит, добиваясь 81 миллиона дома и ещё 101 миллиона по миру. Запоздалое поздравление с Новым Годом. А уже в мае грядущая толкучrка даёт себя знать: кажется, превращение первомая в начало летнего сезона только вопрос времени: уже во второй уик-энд месяца достойно стартует "Багровый прилив" Тони Скотта - 18,6 млн. - в последние годы не всем удавалось заработать такие деньги и в уик-энд Дня Памяти. Оказавшись первым из грядущих потенциальных хитов, 53-миллионный триллер о подводной лодке успеха "Красного Октября" пусть и не добивается, но свои 157 по миру (из которых 91 млн. дома) всё же собирает. Менее значимый интерес зарубежа понятен: летом 1995-го международку интересовали только новые похождения Джона МакКлейна.

Триквел "Крепкого орешка", изначально разрабатывавшийся в качестве 4-го Смертельного оружия, вышел аккурат в тот же уик-энд, что триквел означенной франшизы, что было логично: Орешек превратился в бадди-муви, заняв место самого Оружия, в этот раз от режиссёра Джона МакТирнана, когда-то киносерию начавшего. Успех для Фоксов был жизненно необходим: возродившее серию спустя 5 лет "Возмездие" стоило 90 миллионов долларов, уступая по этому показателю разве что двум блокбастерам Кэмерона. Не помешал бы он и Уиллису, со времён второго Орешка успешного только Криминальным чтивом, с тем же Джексоном в коллегах по площадке. И триквел достойно начал: 22,2 млн. - лучшее, что могла позволить себе карьера Брюса Уиллиса в то время. Хватило, правда, ненадолго: с худшей стойкостью из трилогии "Возмездие" буквально доползло до 100 миллионов дома и на том успокоилось, чего не скажешь о мире, где премьеры Орешка, к этому моменту превратившегося в бренд поярче Оружия, распределённые по всему лету и за его пределами, помогли постоянно оставаться на плаву: жизнеспособный блокбастер оказался главным событием лета, и уж точно событием куда большим, чем любое из Смертельных оружий, под конец международного проката заработав столько, сколько сиквел собирал вообще.

Звезда Оружий, Мэл Гибсон сам без работы не остался, иронично выступив с собственным киновысказыванием на следующей же после Возмездия уик-энд, как режиссёр и актёр. "Храброе сердце" отлично характеризовало собой само производство: дорогой 72-миллионный эпик про Средневековье, кажется, в другие бы времена и в других руках приказал долго жить. Но успех Гибсона, как актёра, подъём интереса к теме после Робин Гуда с участием Костнера, отличная критика, помогли Сердцу выдержать испытания, даже несмотря на посредственный старт с 3-го места в День Памяти: не только после второго уик-энда триквела Дай Хард, но и после "Каспера". Семейное кино ожидаемо (после прошлогодних Флинтстоунов всё тех же Юниверсалов) правило праздничным уик-эндом, с 16,8 млн. против 9,9 млн. у Брэйвхарта, тем не менее, там где Каспер достаточно быстро достиг пределов своей кассы, Храброе сердце держалось в чартах уик-эндо больше года, закончив прокат лишь в июне 1996-го (!!!), да, так и не войдя в топ-10 мирового кинопроката (210 миллионов) по итогам года, но получив победу куда более важную: фильму Гибсона суждено было получить статуэтку в качестве лучшего фильма года. Кажется, у летнего кино теперь тоже были шансы на Оскар, в противовес классическому осеннему наградному сезону.

Впрочем, награды и кассовые достижения - вещи, за редким исключением, разные. Свои победы есть на каждом поприще. А июнь 1995-го должен был преподнести бокс-офису победу, поистинне историческую, пробив рубеж, который уже давно был готов к покорению.

Конечно, относительно качества рекордсмена в этот раз можно сказать и о пробитии дна, но причины были на всё. К 50-миллионному рубежу подбирались фильмы, начиная с самого "Бэтмена" Бёртона. Рубеж, когда-то казавшийся относительно престижным, после громкого старта в июне 1989-го, казался лишь очередной планкой, которую так или иначе, были все шансы покорить за один уик-энд, всё чаще и чаще. Выход на сцену триквела "Бэтмена", чья франшиза уже дважды рубила рекорд с плеча, был в любом случае кассовым событием, вне зависимости от представленного материала, смены постановщика или актёра. Компания Братьев Уорнеров, позаботившаяся о том, чтобы превратить Бэтмена в куда более family friendly приключение, полностью сменив тон постановки, но оставив в рекламной кампании важные features франшизы Бёртона вроде саундтрека или символики, проделала ещё несколько знаковых вещей. Во франшизе, наконец, появился Робин, неотлимая часть комиксов и, в том числе, популярного сериала 1960-х (от которого Бёртон пытался убежать подальше, но который был в помощь Шумахеру), кроме того, 4-й сезон сопутствующего мультсериала был соответственно переименован; ещё более важным было то, что очередной упор был сделан на злодеях, одного из которых исполнил набиравший обороты оскароносец Томми Ли Джонс, а второго, что куда более значимо, Джим Керри, чей зенит славы, кажется, был нескончаем.

Грандиозная 50-миллионная рекламная кампания, и это помимо того, что "Бэтмен навсегда" был третьим фильмом в истории стоимостью более 100 миллионов долларов, рекордные 2840 кинотеатров на старте, привели к результату, которого, как заявляли её представители, не ожидала сама студия (что было бы, не сменись создатели, история умалчивает). Бэтмен побил уже рекорд стартового дня: 20 млн. в пятницу, а затем продемонстрировал то, что в будущем станет совершенно обыденным для ожидаемого кино: снижения кассы по ходу уик-энда, в отличие от рекордсменов прошлого, по мере выходных только набиравших ход. Этого, впрочем, хватило на то, чтобы действительно не просто обойти "Парк Юрского периода" на старте, но стать первым фильмом в истории кино, преодолевшим в дебютный уик-энд рубеж в 50 миллионов долларов. Итог: 52,8 миллионов. Событие грандиозное и крайне значимое, учитывая, что для уик-эндов большого кино открывалась совершенно новая планка, и перешагнул её впервые кинокомикс. Что к тому же превращало автоматически Бэтмена в единственную на тот момент франшизу, трижды побившую рекорд дебютной трёх-дневки.
Впрочем, как бы студия не пыталась откреститься от Бёртона, критика и сарафан нагнать героя сумели: "Бэтмен навсегда" показал стойкость схожую с "Возвращением", даже чуть слабее, и хотя в итоге обошёл его, как в Америке, так и по миру, но именно за счёт грандиозной форы, обеспеченной стартом: 184 миллиона долларов превратили фильм во второй по сборам кинокомикс в домашнем прокате, а 336 млн. в третий в общемировом. По иронии триквел Бэтменианы по миру уступил даже Маске с тем же Керри. Впрочем, несправедливым будем не сказать, что впервые у Бэтмена должен был появиться по-настоящему серьёзный конкурент: уверенная в своих мощностях студия Дисней, готова была пустить свою Покахонтас в охоту сразу после премьеры триквела о тёмном рыцаре. Начала она свой путь даже не с ограниченного проката, который был соотнесён с 400-й годовщиной рождения самой Покахонтас (16 июня), а с грандиозной премьеры 10 июня в Центральном Парке Нью-Йорке, посещённой сотней тысяч человек. Если и есть синоним самоуверенности в анимации, то это он. Проблема была в том, что отлика публики мультфильм прежней не добился, критики отнеслись к анимации прохладно. А потому и ожидаемо рекордный старт так и остался ожидаемым. Однако 29,5 млн. для мультфильма были результатом всё равно превосходным, вторым в истории после Короля анимации. Проблема лишь в том, что прежней диснеевской стойкости Покахонтас не показала.

Даже без неё свой 55-миллионный бюджет (самый дорогой для мультипликации в то время) кинолента окупить смогла в лёгкую: конкурентов у Диснея на своём поприще по прежнему было немного. 146 миллионов казались лишь заминкой, но в любом случае успешной: падение по миру до 200 миллионов было более заметным, но и история в первую очередь была американской. Как в случае и со вторым главным хитом (после пародии на Бэтмена) лета 1995-го, на этот раз от Рона Хауарда и, кажется, после двух оскароносных лет ставшего главной звездой Америки, Тома Хэнкса. По крайней мере, на свой лучший старт (25,3 млн.) он заработал "Аполлоном 13", так аккуратно вышедшим почти в то же время, что и Гамп за год до того. Но на этот раз противостояние Хэнкс vs Дисней вышло победой для последнего и по домашним, и по общим сборам (но не по сугубо зарубежным, нет). Именно Хэнксу в эти времена духоты в кинопрокате удавалась быть одним из немногих, кто привлекал внимание не только в первые три дня после горячей пиар-кампании. Аполлон 13 стал летним событием вплоть до конца сезона, оставался им и после, пусть и собирая в два раза меньше фильма Земекиса, теперь даже это было достижением, учитывая, что вышедший с ним в тот же день, 30 июня "Судья Дредд", будучи 90-миллионным потенциальным блокбастером (и 5-м по стоимости фильмом в истории, помимо прочего), громко пошёл ко дну.
Не все кинокомиксы могли становиться блокбастерами. Вслед за провалом Танкистки (4 млн. при бюджете в 25 млн.) в апреле 1995-го следующая экранизация английского комикса так же не заслужила внимание зрителя, в первую очередь американского: 113 млн. (из них дома 34) - столь грандиозное производство спасти не могли. Впрочем, даже не это было самой масштабной неудачей лета. В конце июля Кевин Костнер переплюнул Сильвестра Сталлоне, попытавшегося заполучить собственную комикс-франшизу. Фильм-мечта Костнера, этакий Безумный Макс на воде обошёлся слишком дорого. Изначальный 100-миллионный бюджет и так бы сделал картину одной из самых размашистых в истории, но задержки съёмок из-за смены погоды, сложности на воде, постройка и взрывы настоящих судов, постоянные переписывания сценария и смена сюжетных направлений (в которых участвовал в том числе молодой Уидон!), отказ режиссёра (Кевин Рейнолдс) от постановки и дальнейшие досъёмки самим Костнером, уже приводили к самым серьёзным перерасходам. Окончательным ударом стали 35 млн., которые продюсеры были вынуждены заплатить штату Гавайи за простой и трату имущества штата. Итог был за гранью реальности – бюджет «Водного мира» составил совершенно космические 175 млн. долларов, в 1,5 раза перекрыв стоимость предыдущего рекордсмена от Кэмерона. Дело было даже не в потенциальном успехе. Откровенно говоря: 264 миллиона долларов общемировых для пост-апокалиптики были крайне достойным результатом, не в последнюю очередь благодаря Костнеру. Но его удача подвела ещё недавно чуть ли не главную мировую звезду. Отбить подобный бюджет было практически нереально.

И если для Юниверсал не всё было потеряно: уже в августе семейный "Бэйб" начинает свой путь к 250 миллионам общемировых при скромных 30 миллионах затрат, то для Костнера это стало ударом, после которого он не мог оправиться ещё долгие годы. Смешно, учитывая, что порой успешным считается фильм куда более скромный, скажем, августовская экранизация Мортал Комбат, на годы ставшая самой кассовой экранизацией видиеогры (а для этого всего то нужно было 122 милилона). Но там, где один актёр оступался, для другого только начиналось восхождение. 18 августа скромные успехи показал фильм Брайана Сингера, "Подозрительные лица" (впрочем, 23 млн. при 6-миллионном бюджете было достаточно), а уже в сентябре после Чужого 3 реабилитируется Дэвид Финчер, чей 33-миллионный триллер, "Се7мь" после скромного 13-миллионного старта будет держаться на первом месте по итогам выходных на протяжении месяца, в итоге уйдя за сотню миллионов только дома, и добавив более 200 в международке, почти в 10 раз перекрыв свой бюджет. При этом сложно сказать, для кого из режиссёров данные события становятся более значимыми, ясно одно: громче всего о себе заявляет Кевин Спейси.

А кто-то уже давно заявил, и продолжает пользоваться доверием публики, кажется, безграничным, даже по сравнению с комедийными звёздами прошлых лет (см. Бёрт Рейнолдс, Эдди Мерфи). Джим Керри, лишь только засветившийся в фильме-рекордсмене, вернулся в собственную франшизу после исполнения роли в тени Вэла Килмера, которого, впрочем, уже тогда отстранили от роли Бэтмена, решив найти к 4-му Бэтмену нового исполнителя. Что тут скажешь: Уорнеры всегда знали, как надо делать кинокомиксы. Но к вопросу о Керри: полутора лет хватило, чтобы актёр держал на себе целую франшизу: сиквел "Эйса Вентуры" роскошно стартовал с 37,8 миллионами, лучшим результатом для комедии в истории и ещё одной победой для студии Уорнеров. С таким стартом не страшны были ни критика, ни слабая стойкость: свой 30-миллионный бюджет Вентура отбил за пару выходных, уйдя за 200 млн. по миру, но став последним на почти 20 лет сиквелом в карьере актёра. Не все, впрочем, готовы отказываться от собственной франшизы так легко. Через неделю после Вентуры, 17 ноября, на пост агента британской разведки заступил Пирс Броснан. И для него это было всерьёз и надолго.

Возвращение Бондианы, кажется, на какой-то момент стало чем-то маловероятным, а потому логично, что из долгожданной премьеры выжали всё, что было возможно: "Золотой Глаз" Мартина Кэмпбелла, первый Бонд стоимостью более 50 миллионов, подавался как роскошный дорогой блокбастер согласно новым временам. Сложность адаптации персонажа в пост-советском мире прошла, кажется, незамеченной: 26,2 миллиона на старте - такой суммы Бондиана ещё не видела, прояви фильм худшую стойкость во франшизе (а устойчивостью он действительно не блистал, даже относительно того времени), звание самого успешного фильма серии было обеспечено. 17-й Бонд пошёл тем не менее ещё дальше, став первым Бондом-100-миллионником американского кинопроката. При таких данных не сложно представить, что Глаз творил в международке, где Бонд всегда был на особом счету, особенно теперь, когда время летнего МакКлейна подошло к концу и миру нужен был новый герой. Забавно однако, что по итогам проката агент 007 триквел Орешка не догнал (а вот в Америке как раз таки перегнал), что впрочем не мешало тому факту, что франшиза вернулась с полноценным триумфом: зарубеж дал фильму столько, сколько предыдущий рекордсмен серии, "Лунный Гонщик" заработал по миру в целом, и даже больше. Удивительный итог, когда 17-й фильм цикла, под звуки музыки Тины Тёрнер становится первым 300-миллионником в, кажется, бессмертном киносериале. Бонд действительно вернулся. И это событие вполне могло бы стать главным во второй половине года, если бы не триумф совсем другого рода. Которому предстояло стать началом целого нового направления в анимации в частности, и в кино, в целом.
"История игрушек" - знаковый поворот в мультипликации и в технологиях. Момент, когда компьютеров оказалось достаточно, чтобы поддерживать полноценную историю, без актёров и декораций. 29,1 миллион на старте - первая победа из череды подобных только заявившей о себе большому кино студии Пиксар, лишь начало тропы, которой пойдут и остальные. Кажется, что Игрушки завоевали любовь с самого начала, при чём не только у детей, но и у взрослых, не в последнюю очередь благодаря Тому Хэнксу на озвучании: чья череда успехов пополнилась ещё одним. История стала главным фильмом рождественского сезона, даром, что стартовала в ноябре, подвинув, и декабрьский семейный хит с Робином Уильямсом - "Джуманджи". Были, правда, и жертвы: совершенно оказался неинтересен зрителю Балто, мультфильм смог собрать лишь 11 миллионов. Кажется, когда Хэнкс и Уильямс по своему завоевывали аудиторию, не было место и контрпрограммированию: в последний уик-энд года на экраны вышел "Остров головорезов", 98-миллионный пиратский экшн, чей провал отдаётся эхом и до сих пор: 10 млн. при столь огромных затратах и сегодня считаются одной из самых громких неудач в истории кино, по сравнению с которой не так плохи дела были и у Костнера и у Сталлоне. Провал Острова привёл не только к слёту карьеры Ренни Харлина, но и к закрытию студии Carolco.

Впрочем, кое-кому на контрпрограммировании сыграть всё таки удалось: "Схватка" Майкла Манна ринулась в бой не сразу, медленно, но верно укрепляя силы, чтобы в этом мире прелюдий и новых начал добиться своих 187 млн., кажется, давно потерянных для криминального кино. В этом мире, где Робин Уильямс вновь доказывал своё право именоваться главной звездой семейного кино, чья Джуманджи неуклонно двигалась и после праздников к 260 миллионам, и где только начавшая свой путь студия Пиксар уже сумела положить в своё резюме самый кассовый фильм 1995-го года, второго подряд, отданного на правление мультипликации. Пусть в этот раз и совсем другого рода. История сумеет ближе всех фильмов года подобраться к 200 миллионам дома и 400 по миру, ни один из которых прокат в этот раз не покорит. Необходимая передышка, чтобы снова ринуться в мир, где зрителя так необходимо удивлять и завоёвывать.


В следующем выпуске: Четвёртое июля, непобедимая стихия, невыполнимая миссия, первый контакт, неприступная скала.

Stay tuned
Американский кинопрокат:
1. Toy Story – 191,8 mln.
2. Batman Forever – 184 mln.
3. Apollo 13 – 172,1 mln.
4. Pocahontas – 141,6 mln.
5. Ace Ventura: When Nature Calls – 108,4 mln.
6. GoldenEye – 106,4 mln.
7. Jumanji – 100,5 mln.
8. Casper – 100,3 mln.
9. Se7en – 100,1 mln.
10. Die Hard: With a Vengeance – 100 mln.
Мировой кинопрокат:
1. Toy Story – 373,6 mln.
2. Die Hard: With a Vengeance – 366,1 mln.
3. Apollo 13 – 353,5 mln.
4. GoldenEye – 352,2 mln.
5. Pocahontas – 346,1 mln.
6. Batman Forever – 336,5 mln.
7. Se7en – 327,3 mln.
8. Casper – 287,9 mln.
9. Waterworld – 264,2 mln.
10. Jumanji – 262,8 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Batman Forever – 52,8 mln.
2. Ace Ventura: When Nature Calls – 37,8 mln.
3. Pocahontas – 29,5 mln.
4. Toy Story – 29,1 mln.
5. GoldenEye – 26,2 mln.
6. Apollo 13 – 25,4 mln.
7. Congo – 24,6 mln.
8. Mortal Kombat – 23,3 mln.
9. Die Hard: With a Vengeance – 22,2 mln.
10. Waterworld – 21,2 mln.
Стоимость:
1. Waterworld – 175 mln.
2. Batman Forever – 100 mln.
3. Cutthroat Island – 98 mln.
4. Die Hard: With a Vengeance – 90 mln.
5. Judge Dredd – 90 mln.
6. Braveheart – 72 mln.
7. Money Train – 68 mln.
8. Jumanji – 65 mln.
9. The American President – 62 mln.
10. Under Siege 2: Dark Territory – 60 mln.

И бонус. Самые успешные и дорогие фильмы по итогам 1995-го года:


Топ-10 американского кинопроката в 1995 году:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) – 399,8 mln.
2. Jurassic Park (1993) – 357,1 mln.
3. Forrest Gump (1994) – 329,7 mln.
4. Star Wars (1977) – 322,8 mln.
5. The Lion King (1994) – 312,9 mln.
6. Home Alone (1990) – 285,8 mln.
7. Return of the Jedi (1983) – 263,9 mln.
8. Jaws (1975) – 260 mln.
9. Batman (1989) – 251,2 mln.
10. Raiders of the Lost Ark (1981) – 245,1 mln.
Топ-10 мирового кинопроката в 1995 году:
1. Jurassic Park (1993) – 912,7 mln.
2. The Lion King (1994) – 763,5 mln.
3. E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) – 743,4 mln.
4. Forrest Gump (1994) – 677,4 mln.
5. Terminator 2: Judgment Day (1991) – 519,8 mln.
6. Star Wars (1977) – 518,6 mln.
7. Ghost (1990) – 505,7 mln.
8. Aladdin (1992) – 504,1 mln.
9. Home Alone (1990) – 476,7 mln.
10. Indiana Jones and the Last Crusade (1989) – 474,2 mln.
Топ-10 стартовых уик-эндов в 1995 году:
1. Batman Forever (1995) – 52,8 mln.
2. Jurassic Park (1993) – 47 mln.
3. Batman Returns (1992) – 45,7 mln.
4. The Lion King (1994) – 40,8 mln.
5. Batman (1989) – 40,5 mln.
6. Ace Ventura: When Nature Calls (1995) – 37,8 mln.
7. Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles (1994) – 36,4 mln.
8. Lethal Weapon 3 (1992) – 33,2 mln.
9. Terminator 2: Judgment Day (1991) – 31,8 mln.
10. Home Alone 2: Lost in New York (1992) – 31,1 mln.
Топ-10 самых дорогих в 1995 году:
1. Waterworld (1995) – 175 mln.
2. True Lies (1994) – 115 mln.
3. Terminator 2: Judgment Day (1991) – 102 mln.
4. Batman Forever (1995) – 100 mln.
5. Cutthroat Island (1995) – 98 mln.
6. Die Hard: With a Vengeance (1995) – 90 mln.
7. Judge Dredd (1995) – 90 mln.
8. Last Action Hero (1993) – 85 mln.
9. Batman Returns (1992) – 80 mln.
10. Maverick (1994) – 75 mln.
Tags: batman, bond, box office, box office saga, история, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments