Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

1996: Box Office Stability

В 20-м, юбилейном, выпуске Голливуд ещё не успел смириться с чередой провалов дорогого кино: бюджеты никто не собирается снижать, хотя и до уровня Водного мира подниматься никто не осмеливается. Знаковым, правда, становятся провалы не студий, а банкротство компании комиксов Марвел, вынуждающей распродавать лицензии на свою продукции всем студиям подряд. Время прелюдий продолжается: теперь, когда, кажется, технологии способны на все, новозеландец Питер Джексон после череды успешных независимых фильмов заинтересовывается экранизацией Властелина колец и римейком свеого любимого Кинг Конга. Джеймс Кэмерон начинает работу над историей о Титанике. Джордж Лукас готовит к перевыпуску оригинальную трилогию Звёздных войн, чтобы разогреть зрителя перед вторым пришествием. Кажется, к концу на очень долгое время подходит целая эпоха, эпоха, когда оригинальное кино для массового зрителя ещё хоть что-то значило. До времени засилья сиквелов остаётся ещё несколько лет, но первый звонок раздастся здесь: 1996-й - последний, на данный момент, год в истории кинематографа, когда в топ-10 американского, зарубежного и общемирового кинопрокатов не засветилось ни одного сиквела.
Кажется, что к 1996-му студии и фильмы пришли к негласному соглашению: каждому потенциальному хиту отводится своё время и место, потому, на первый взгляд, становится возможным избежать громких конфликтов расписаний, и крупных провалов в первую половину года киноиндустрия не наблюдает. Однако, говорить о себе уже в начале года заставил релиз, до которого оставалось добрых 5 месяцев: студия Фокс пошла на не самый популярный в то время шаг, премьеровав в феврале во время Супер-Кубка 30-секундный тизер-трейлер своего грядущего летнего события, "День Независимости", намекающий на летнее вторжение пришельцев, да, не подобно Орсону Уэллсу, но всё же достаточно, чтобы начать подготовку зрителю к грозящему кино-удару. Шаг, который станет традиционным для Супер-Кубка и Голливуда с последующего года. Кассовый же год начал, так же, как и закончил предыдущий, Робин Уильямс: "Клетка для пташек" Майка Николса реабилитирует последнего после неудачи "Волка", да что там, становится самым успешным фильмом в режиссёрской карьере, в чём не было ничего феноменального: выйдя 8 марта с 18 миллионами на старте вплоть до начала мая "Клетка" остаётся единственным хоть сколько-то привлекательным фильмом для массовой аудитории. Этот простой факт помог фильму уже к началу летнего сезона преодолеть заветную сотню в американском кинопрокате. Летний сезон к этому времени началася уже почти официально первой половиной мая, в этот раз бурей под названием "Смерч". И отсчёт начался.

Вообще, фильмы-катастрофы - старая голливудская традиция, и развитие технологий, как ни что иное, намекало на необходимость возрождения традиций в новом формате. Первым из стихий выпал шанс опробовать себя торнадо под режиссурой Яна Де Бонта, после Скорости получившего в распоряжении огромные 92 миллиона долларов, а так же Хелен Хант и Билла Пэкстона, до того звёздами не являвшихся. Впрочем, звёзды уже были не главными завлечениями для зрителя: дорогой потенциальный блокбастер предлагал аттракцион, природный триллер, был первым визуальным событием со времён Джуманджи, после череды крайне незначительных премьер (так, первомай был ознаменован "Не называй меня малышкой" с Памелой Андерсон и жалкими 3 миллионами в кармане) будучи обязанным сыграть на безрыбье. Игра оправдала себя, с 41,1 миллионами долларов фильм стал очередным хитом студии Юниверсал: плашка "от создателей Парка Юрского периода" продолжала работать безукоризненно. Спилберг, даже будучи исполнительным продюсером привлекал зрителя, как и режиссёр Скорости, к слову. 4-й стартовый уик-энд в истории (круче только 2 Бэтмена и Парк) Смерч грамотно развил в летнем сезоне, в то же время, не перекрывая кислород другим потенциальным хитам, проведя почти без падений отменный второй уик-энд (37 млн. при 9-процентном снижении), к Дню Памяти уже выйдя в звании блокбастера, чтобы передать эстафету другому потенциальному хиту, что, после такого внезапного успеха, могло показаться невыполнимой миссией. Время бежало всё быстрее.


Миссия оказалась, тем не менее, выполнена. Двух лет, которых на киноэкранах не было Тома Круза, оказалось достаточно, чтобы зритель по актёру, чей кассовый потенциал рос с каждым годом, заскучал. 80-миллионный шпионский боевик Брайана де Пальмы, "Миссия невыполнима" выступал на поприще, так активно разработанном за два года Шварценеггером и Броснаном, фактически даря, наконец, американскому зрителю свою собственную Бондиану. На такое событие студия и кинотеатры не скупились: "Миссия невыполнима" - первый фильм в истории, стартовавший с более чем 3000 кинотеатров одновременно. Зрителю важнее были, правда, динамичные трейлеры, активно обещавшие залихвастский экшен, ожидания сполна оправдавшие: составляющих успеха было достаточно, чтобы уже на старте перекрыть и без того блестящий показатель Интверью с вампиром, заработав в первый уик-энд ударные 45,4 миллиона, сместив Смерч в чарте стартов на позицию ниже, попутно отрапортовав о лучшем старте для шпионского кино и фильма с Томкрузом в истории. Важно понимать, что Миссия вышла, при этом, не в пятницу, а в среду, и по итогам пяти дней положила на свой счёт только дома потрясающие 63,5 миллиона. У успешных уик-эндов, правда, с каждым годом росла цена: с ростом кинотеатром и возможностью обеспечить зрелищем, как можно большее количество зрителей, падала необходимость дожидаться следующих выходных, чтобы оценить ожидаемый фильм, а потому и падение в 50 с лишним процентов уже зависело даже не от того, насколько хорошо принят фильм.

Миссия, при этом, осталась победительницей и в следующие выходные, заметно отставая от графика того же Смерча, при этом. Что ж, кто первый, тот и прав: фильму Де Бонта удастстся покорить 200-миллионный рубеж уже к середине июня, а вот Итану Ханту, так и не удастся, став хитом и самым кассовым шпионским фильмом в Америке и по общим сборам, в любом случае, и с 181 и 457 миллионами соответственно. Кроме того, международный прокат, грамотно разбросанный по всему миру, принесёт Миссии в итоге больше, чем Смерчу, всё же проиграв за счёт дома в общем: фильму Де Бонта и вовсе удастся пролезть в топ-10 общемирового кинопроката, такова уж, оказывается, парадоксальная привлекательность катастрофы. И хотя, может показаться, что лето 1996-го было сценой схватки двух релизов, по крайне мере пока, лучшую стойкость в итоге проявил фильм с амбициями другого рода, не расхваленный критиками (да, впрочем, как и Смерч и Миссия), но завоевавший внимание обывателя. В конце концов, какое возрождение шпионского жанра без Шона Коннери, пусть и на втором плане, в фильме "Скала" Майкла Бэя, получившего после скромных Плохих парней на свой второй фильм сразу 75 миллионов долларов. Забавно, что июнь, продолжавший неизбежный отсчёт, начался сразу с двух фильмом с участием Коннери: сначала "Сердцем дракона", собравшим в общем не самые великие 115 млн. (и всё равно став самым кассовым фильмом жанра фэнтези на момент выхода), а затем блокбастером с участием Кейджа и Эда Харриса.


25 миллионов дебюта Скалы к 1996-му уже не были чем-то невероятным, но помогли, тем не менее, раздавить стартовавшего в тот же уик-энд Фантома с Билли Зейном (5 млн., 17 общих, при бюджете в 45), но отличный сарафан, растущее признание Бэя, как режиссёра боевиков, помогли фильму продюсера Джерри Брукхаймера, чьё имя - не пустой звук ещё со времён Копа из Беверли-Хиллз, показать себя наиболее успешным фильмом загруженного июня, когда не смог справиться даже Джим Керри, кажется, поражений не знавший. Его Кабельщик с 60 млн. в Америки нарушил казавшийся бесконечным ряд 100-миллионников актёра. Признание Скала завоевала и по миру, думается, не в последнюю очередь благодаря Шону Коннери, вернувшегсяо в образ британского шпиона, пусть и недавно заключенного. Успеха Миссии Скала не достиг, но 335 млн. - и второй кассовый хит в карьере Бэя репутацию постановщику нарабатывали. Учитывая при этом и работу в рейтинге R. В конце концов, наметившаяся тенденция была очевидна: зритель давал каждому фильму всё меньше, словно бы готовясь к настоящему грядущему событию, до которого стрелка отсчитывала последние дни. Так почти пролетели Шварценеггер и, казавшийся беспроигрышным, Дисней.
Вообще, крайне забавно, что 21 июня 1996-го на экраны вышло сразу два фильма стоимостью в 100 миллионов долларов, доведя число 100-миллионников до 6 (и 3 из них были на счету Железного Арни). Но если для Шварценеггера ситуация привычная, то "Горбун из Нотр-Дама" был первой анимацией, чей бюджет превысил знаковый рубеж. Забавно было и то, что фильмы практически идентично стартовали (Стиратель вырвался вперёд: 24,6 против 21 миллионов), а в итоге пришли к финишу на одной ноте (здесь опередил соперника Нотр-Дам де Пари - 101 миллион против 100). И если для Шварца подобный выход в ноль (242 общих миллиона спасали положение) был делом привычным - своего зрителя Арни не терял, то для Диснея после стольких лет подъёма это воспринималось, как шаг назад. Причиной тому мог быть и приём Покахонтас без искры, за год до того, и европейский первоисточник, не всегда интересный американскому зрителю. Но не оступиться тут помог только зарубеж: там то Горбуна приняли как надо: 220 с лишним миллионов - результат превышал таковой и у Красавицы и у Покахонтас, уступая, правда, Королю и Аладдину, но только им. 325 миллионов действительно были очередной победой мультипликации, но уже не настолько яркой, как раньше.

Минуты бежали неизбежно, и во второй половине года из всех фильмов первой возможность обирать зрителя могла достаться только Эдди Мёрфи, нашедшему себя в комедиях с толстыми костюмами в духе "Чокнутого профессора", обеспечившего затерявшейся в последние годы звезде 25,4 в трёх-дневку. Ему действительно должно было удаться выжить в то время, как дни до американского празднования подходили к концу.

Отсчёт был окончен. День наступил.


Вообще то, День Независимости вышел не 4, а 3-го июля, обеспечив себе не просто уик-энд, а целые выходные беспрепятственного царствования - кульминацию грамотной рекламной кампании, просившей людей не планировать ничего после 4-го июля, намекавшей на то, что лучше бы человек был бы единственной разумной жизнью во вселенной. Фильм Роланда Эммериха в каком-то плане морально продолжал переосмысление классических сюжетов, начатое Спилбергом - если "Парк Юрского периода" по Майклу Крайтону предлагал зрителям посетить Затерянный мир, то фильм Роланда Эммериха был своеобразной вариацией Войны миров, увеличившей масштаб с Англии до всей планеты, ловко использующий новые технологии для создания масштабнейших разрушений, вскоре ставших чем-то привычным для Голливуда, но тогда поражавших своим смелым и роскошным размахом. Неизбежное: благодаря раннему старту на счету Дня к началу трёх-дневки уже были замечательные 45,9 миллионов (из которых конкретно в праздник фильм собрал 17,3 млн.). Уик-энд права на успех только укрепил, принеся 75-миллионному блокбастеру роскошные 50,2 млн. долларов, второй старт в истории после третьего Бэтмена и лучший для оригинального фильма. 6 дней - абсолютный рекорд - именно столько Дню понадобилось для преодоления 100-миллионной отметки дома, а затем потрясающие 22 для преодоления 200 миллионов. День отвоевал себе всё лето, как уже было сказано, позволяя лишь Профессору, как комедии, находить своего зрителя.

Успех открыл путь в будущее не только Эммериху, но и Уиллу Смиту, став очередным нф-событием в карьере Джеффа Голдблюма, но не сумев расшатать карьеру Билла Пуллмана, актёра, появившегося в середине 1990-х, засветившегося в нескольких успешных хитах, и так же внезапно исчезнувшего. Название и общая американизация не помешали фильму за рубежом, где большое кино ценилось с каждым годом, кажется, всё больше: неприуроченное к дате в Европе и Азии Празднование 4-го июля отбирало кассу у других лент вплоть до конца года, в одной только Великобритании осилив 50-миллионную отметку. День Независимости взаправду объединил мир, и там, где в Америке, падал больше, чем мог бы, при лучшей критике, за рубежом шёл по пути Парка Юрского периода. Дню действительно было суждно стать 6-м 300-миллионником американского проката, но дальше он не продвинулся, в то время как мировой зритель не поскупился на билеты в кино в таком объёме, чтобы фильм Эммериха в итоге оставил позади и ИТ, став самым кассовым фильмом о пришельцах, и Короля Льва, сместив его с серебра на бронзу: грандиозный итог - второй в истории фильм, преодолевший отметку в 800 миллионов общемировых долларов.


Истощённый год не может оправиться, как минимум до конца лета. Единственный релиз, который преодолевает домашнюю планку в 100 миллионов - экранизация бестселлера Джона Гришэма - "Время убивать". Процедурал Джоэла Шумахера становится представителем вымирующего племени - летнего блокбастера, не ориентированного на максимально возможную трату пиротехники и компьютерных мощностей. 108 миллионов почти в 2 раза превышают зарубежный результат - тема миру оказывается не настолько интересна, как победа на пришельцами. Далее вплоть до ноября прокат остаётся безучастным к новинкам: лишь хиты мая-июля с пришельцами во главе продолжают своё победоносное шествие. Примечательно, что единственным сиквелом лета становится августовский "Ворон: Город ангелов". Новый актёрский состав и новое производство ни к чему хорошему не приводят: 17 млн. дома - неудача при любом бюджете.

Оживление в сетку релизов вносит уже начало ноября, кажется, теперь официально открывающее зимний сезон, до того, начинавшийся ближе к его финалу. 1-го ноября ДиКаприо и Клэр Дэнс разыгрывают в фильме База Лурманна шекспировских Ромео (+) Джульетту, разыгрывают на все 146 общемировых, из которых Америка даёт 46. Штаты и Канада полноценно вступают в новый бой за зрителя со следующего уик-энда с фильмов Выкуп Рона Хауарда. Беспроигрышный вариант: сразу две звезды Смертельного оружия (Гибсон и Руссо) с постановщиком Аполлона во главе, на такое не страшно потратить и 80 млн., пусть даже и в основном на гонорары. Гибсон продолжает оставаться своеобразным знаком качества: спасибо и Храброму сердцу и Оскару за него: 34,2 млн. - лучший дебют в карьере всех задействованных - не отстаёт и мир: пока в Америке Выкуп движется к заветной сотне, зарубеж обгоняет его на пути к 170 и очередным общим трём сотням. Трудно поверить, что 20 лет назад - 300-миллионник казался событием грандиозным сам по себе. За Тачстоун Пикчерс (Выкуп) следует и Спейс Джем - полу-художественная, полу-анимационная комедия Братьев Уорнеров, срываясь 15 ноября с 27 миллионов (спасибо Багсу Банни и Майклу Джордану) несётся к 90 в Америке и 230 миллионам общих.


15 ноября ограниченный прокат приветствует и кино совсем другого плана и уровня - страстный шедевр Энтони Мингеллы - "Английский пациент". Фильму с Райфом Файнсом и Кристин Скотт Томас суждено ютиться в ограничке вплоть до второго уик-энда декабря, но и там ленту будет поддерживать на плаве в первую очередь талант продюсеров студии Мирамакс. Фильм, который привлечёт внимание критиков и получит потрясающее признание на премии Киноакадемии (9 оскаров, включая главный), куда лучше примут в мире: почти в 2 раза зарубеж перекроет домашний результат, доведя сборы до суммы в 231 миллион долларов. По большей части уже в новом году, даже в этом, прежде чем перейти в прокат широкий Пациент будет вынужден пропустить вперёд сразу несколько значимых брендов: для начала Стар Трек.

Первый контакт, пользуясь всеми благами 30-летнего юбилея Звёздного пути, столкнув экипаж Энтерпрайза с их давней телевизионной немезидой в лице боргов, своего рода довёл до логичной кульминации противостояние, длившееся на протяжении нескольких сезонов Следующего поколения. Потрясающий старт подтвердит потенциал: 30,7 миллионов - один из лучших дебютов года и лучший результат в истории кинофраншизы. Здесь остаётся только сетовать на превращавшуюся во всё большую направленность на фанатов киносериала, несмотря на блестящий старт и без тени сомнения роскошную критику (пресса так и вовсе называла фильм лучшим в истории саги) фильм Джонатана Фрейкса свой успех развил крайне локально: 92 миллиона, фильм даже не добрался до сотни. Зато хоть как-то реанимировал серию за рубежом: там 8-й фильм Трека собрал 52 миллиона - лучший показатель со времён Фильма I, помогший довести общие сборы до отметки в 146 миллионов долларов - абсолютно лучший результат за всю историю существования франшизы, оставивший позади сборы оригинальной ленты, 17 лет державшей занмя кассового лидера серии. Помимо прочего и победа для 45-миллионного бюджета. Кульминация кульминацией, но ставить точку на Пути после такого успеха Парамаунт явно не планировали.

Некоторым брендам не нужно было однако признание прессы, чтобы оставаться на коне, достаточно было просто вовремя выйти. Как и случилось со "101 даматинцем". Студия Дисней экранизировала свои же мультфильмы, ещё когда это не было модно. Фильм с Гленн Клоуз заработал на культовом статусе анимационного первоисточника 33 миллиона только за трёх-дневку, а вот праздники не позволили ей упасть: 136 миллионов только на территории Америки были закономерным результатом. И крайне забавным: даже десятилетия инфляции и подорожания билетов не помогли 101-м обойти оригинальным мультфильм (144 млн.) дома. По миру план сработал: очередной мировой 300-миллионник был обеспечен. Дома, к слову, Далматинцы и вовсе не стали главным событием рожденственского сезона. Ну а что, если Круза не было 2 года, значит, за пропущенный год надо отрабатывать сразу двумя хитами.

Пропустив вперёд Дневной свет со Сталлоне, очередной сверх дорогой провал актёра (33 млн. при бюджете в 90), Джерри Магуайр стартовал 12 декабря и растопил сердца талантом Кэмерона Кроу и обаянием главных героев: после 17-миллионного старта фильм стал главным выбором публики на рождественские праздники, попутно утопив Марс атакует! Тима Бёртона, казалось бы, вовремя выпущенную сатиру на фильмы о нашествии пришельцев, вот только оказавшуюся никому не нужной. Огромный 100-миллионный бюджет вылился в скромные 100-миллионные сборы. Сатире на слэшеры повезло больше: Крик при бюджете в 14 миллионов заработал по миру все 173. Нетрудно усмотреть, что с такими конкурентами - Джерри Магуайр был явно в выигрыше у публики, так соскучившейся по мелодрамам, историям о смягчении циников, которыми так славны рождественские кинозалы. Отдельно стоит упоминания Эвита - первый мюзикл со времён "Техасского борделя", собравший более 50 миллионов долларов, намёк на то, что при должном подходе жанр ещё можно возродить.

Но главным подарком зрителю всё так же оставался новый фильм с Томом Крузом, тёплое кино, редкий гость на киноэкранах, поражающих зрителя всё большим размахом с каждым годом.

В следующем выпуске: Спилберг и Кэмерон. Бэтмен и Бонд. Джей и Кей. Наступает эпоха титанов.

Stay tuned.


Американский кинопрокат:
1. Independence Day – 306,2 mln.
2. Twister – 241,7 mln.
3. Mission: Impossible – 181 mln.
4. Jerry Maguire – 154 mln.
5. Ransom – 136,5 mln.
6. 101 Dalmatians – 136,2 mln.
7. The Rock – 134,1 mln.
8. The Nutty Professor – 128,8 mln.
9. The Birdcage – 124,1 mln.
10. A Time to Kill – 108,8 mln.


Зарубежный кинопрокат:
1. Independence Day - 511,2 mln.
2. Mission: Impossible - 276,7 mln.
3. Twister - 252,8 mln.
4. The Hunchback of Notre Dame - 225,2 mln.
5. The Rock - 201 mln.
6. 101 Dalmatians - 184,5 mln.
7. Ransom - 173 mln.
8. The English Patient - 153,3 mln.
9. The Nutty Professor - 145,1 mln.
10. Eraser - 141 mln.

Мировой кинопрокат:
1. Independence Day – 817,4 mln.
2. Twister – 494,5 mln.
3. Mission: Impossible – 457,7 mln.
4. The Rock – 335,1 mln.
5. The Hunchback of Notre Dame – 325,3 mln.
6. 101 Dalmatians – 320,7 mln.
7. Ransom – 309,5 mln.
8. The Nutty Professor – 274 mln.
9. Jerry Maguire – 273,6 mln.
10. Eraser – 242,3 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Independence Day – 50,2 mln.
2. Mission: Impossible – 45,4 mln.
3. Twister – 41,1 mln.
4. Ransom – 34,2 mln.
5. 101 Dalmatians – 33,5 mln.
6. Star Trek: First Contact – 30,7 mln.
7. Space Jam – 27,5 mln.
8. The Nutty Professor – 25,4 mln.
9. The Rock – 25,1 mln.
10. Eraser – 24,6 mln.

Стоимость:
1. Eraser – 100 mln.
2. The Hunchback of Notre Dame – 100 mln.
3. Mars Attacks! – 100 mln.
4. Twister – 92 mln.
5. Daylight – 90 mln.
6. Mission: Impossible – 80 mln.
7. Ransom – 80 mln.
8. Space Jam – 80 mln.
9. The Rock – 75 mln.
10. Independence Day – 75 mln.
Tags: box office, box office saga, star trek, история, кино
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…