Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

2002: Box Office Saga

В каком-то смысле 2002-й год становится апогеем всей истории бокс-офиса, разделившейся на ту, что была до и ту, что была после. Политические события 2001-го, приведшие к росту тяги к эскапизму, доходят здесь до своей логичной кульминации. Общая сумма кинопроката преодолевает 9-миллиардный рубеж в одной только Америке, не в последнюю очередь за счёт инфляции и повышения цены стоимости билета: теперь средняя цена в Америке превышает 6 долларов. Но рекорд ставится не только за счёт инфляции, посещаемость достигает своего рекордного уровня: продано более 1570 миллионов билетов, чего не будет достигнуто ни одним другим годом и по сей день. Решающей силой окончательно становятся франшизы: зритель охотно готов отдавать деньги в первую очередь за гарантированные бренды, предлагающие фантастические и фэнтези миры, в которые бегущая от реальности публика готова погружаться с головой.

Спустя 25 лет после выхода Звёздных войн, изменивших представление о кассовых рекордах, начинается время других цифр, когда монополия окончательно уступает место ряду грандиозных брендов, каждый из которых готов бороться за внимание всей индустрии. 2002-й год открывает эпоху суперблокбастеров. Далёкая Галактика и Средиземье. Поттер и Бондиана. Последняя франшиза оказывает вообще влияние на целый тренд. 40-летие бессмертной киносерии и 20-й кинофильм - двойной юбилей - словно магнитом притягивают целое полчище шпионских брендов, новые и старые герои готовы вновь спасать мир в одиночку. Неудивительно и это, в конце концов, во времена кризисов, в том числе общественных, набирают популярность те истории, в которых одному человеку под силу изменить ход будущего, а иногда всё проще, вовремя придти на вырочку нуждающимся. Особенно, в данном случае, если это касается Нью-Йорка. Да, в 2002-м серебряный экран готов был приветствовать своего нового героя, пришедшего аккурат со страниц книжек с картинками, откуда уже как то раз в жизнь кинозрителей ворвался герой, показавший, что человек может летать.
Год начался с анимации. Причём уже с 1 января кинотеатры IMAX приветствуют "Красавицу и чудовище", спустя чуть больше десяти лет вернувшуюся на большие (теперь во всех смыслах) экраны. Логично, что после провала фильма режиссёрского дуэта Уайза и Трусдэйла, именно их творение начала 1990-х вернуло старую добрую традицию диснеевских релизов. Вернуло удачно, к и без того достойной сумме Красавица в кинотеатрах широкого формата добавила 31 млн. по миру, доведя общую сумму сборов до 363 миллионов, из которых 171 млн. был освоен на территории Америки. Ререлиз это был в 2002-м не единственный, уже в марте в жизнь кинозрителей к 20-летию своего выхода возвращается Инопланетянин, 15 лет державший звание самого успешного фильма американского континента, пока не был перебит Новой надеждой. Однако обратно отыграться не случилось. Вышедший 22 марта Инопланетянин уже в первый день проката стал 4-м в истории домашнего проката 400-миллионником, вслед за Звёздными войнами, Титаником и Скрытой угрозой, но в общем забеге сумел обойти только последнюю, что, впрочем, уже помогло ленте Спилберга вернуться в тройку самых-самых с 435,1 миллионами за пазухой. А вот по общим сборам ИТ таки ЗВ обошёл: 33 миллиона зарубежных сверху помогли пришельцу допозти до 792 миллионов, по пути обойдя и Скайуокера и Короля Льва, обосновавшись на 7-й строчке мирового проката, помимо прочего с 357 миллионами пусть временно, но вернув себе место в десятке проката зарубежного. Семейное кино вообще началом года правило, и дело даже не в перевыпусках. В мире, где cgi-анимация достигала всё большего успеха, за Пиксар не могло долго быть монополии. Шреком состоялся прорыв ДримУоркс, а 15 марта о себе во всеуслышание заявила BlueSky. "Ледниковый период" замечательно стартовал: 46,3 млн. для 59-миллионного анимационного дебюта целой студии были ярким достижением, трижды перекрывшим старт конкурента, решившего сыграть в тот уик-энд на контр-программировании: речь об "Обители зла" Пол У.С. Андерсена (17,7 млн.).

Ледниковый период так и останется вплоть до мая главным предпочтением семейной аудитории, как в Америке, так и по общим сборам оставшись в итоге самой успешной анимацией года, в отстутвии конкурентов только в Америке перекрыв затраты на производство более чем в три раза (176 миллионов), обеспечив БлюСкай безбедное будущее, доказав, что из вымершей фауны не только динозавры способны привлекать народ. А вот Обители зла придётся сложно: взрослой аудитории будет чем заинтересовать себя уже с 22 марта, когда оборону против вампиров примет сиквел "Блэйда" Гильермо Дель Торо. 54-миллионный кинокомикс сломает систему, не только отменно стартовав (32,6 млн.), но став по итогу первым сиквелом супергероики, собравшим в прокате больше предшественника, причём, как по домашним, так и по общим (155) сборам. Да, для кинокомиксов наступали новые времена, к которым 2002-й нёсся со всей возможной скоростью, останавливаясь лишь, чтобы помочь кассово реабилитироваться Финчеру ("Комната страха" соберёт 196 млн. при бюджете в 55), а также дать ход в ограничке самой успешной комедии 2002-го, в апреле 2002-го лишь скромно собиравшей по пол-миллиона за уик-энд на скромных ста экранах. Но время "Моей большой греческой свадьбы" было только впереди. По настоящему разгонится она именно в ту самую эпоху суперблокбастров. Начало которой была ознаменовано вполне реальной датой.

3 мая наступило время нового героя.

Человек-Паук на экраны буквально ворался. После 10 лет попыток вывести супергероя на большой экран, Питер Паркер в исполнении Тоби Магуайра появился, как нельзя вовремя. И речь не только о "Людях-Икс", после которых уверенность в супергероике росла с каждым днём, а также богатой рекламной кампании, по традиции у Сони перекрываемой только бюджетом самого производства (со 139 миллионами Спайдер-Мен был самым дорогим кинокомиксом на момент выхода). Паук появился в мире, тяготевшем к эскапизму, в мире, которому был нужен герой, став отдушиной для аудитории любого возраста, в том числе и для тех, кто на комиксах о самом популярном персонаже студии Marvel вырос. Паук был зрителю нужен, а потому уже в первый день фильм Сэма Рейми собрал с кинокасс 39,4 миллионов, показав лучший результат сборов за день в истории, результат, который будет только улучшен в следующий, субботний, день кинопроката, когда впервые касса одной ленты составит более 40 млн. за сутки (43,6 млн.). 83 миллиона за два дня уже намекали на то, что неизбежное вот-вот должно было произойти, но итог в любом случае произвёл самый настоящий, беспрекословный фурор. 5 мая 2002-го впервые в истории кино кинофильму удалось покорить 100-миллионный рубеж всего лишь за 3 дня проката. "Человек-Паук" не просто побил рекорд стартового уик-энда, не продержавшийся и семи месяцев, он перевёл его на принципиально новый уровень, став во всём, буквально, первым. 114,8 миллион - верхнюю планку дебютного уик-энда Спайди установил всерьёз и надолго, начав новую франшизу уже в первые же дни своего релиза.

Несложно догадаться, что и 200-миллионный рубеж был оставлен позади в рекордные сроки, впервые для этого фильму понадобилось менее 10 дней (а именно 9). При этом Паук был действительно кино народным, одинаково успешным и у прессы и у зрителей. В новые времена после такого рекорда любой другой бы фильм обвалился уже в 2 раза в следующие выходные, но только не Паук, при 37%-м падении установив рекорд и второго уик-энда с умопомрачительными 71,4 млн. Важно при этом и то, что за рубежом, где супергероика за редким исключением собирала, как правило, много меньше, чем дома, Паук шёл с Америкой на одном уровне, добравшись до большего числа территорий уже в течение мая-июня (прокат всё больше тяготел к одномоментности), так что очень быстро нагонял результаты домашнего проката, где на 15-й день своего релиза Спайди положил финал 13-летнему царству Бэтмена в качестве самого успешного кинокомикса, держа прямой путь к десятке самых-самых, в опреденном смысле прекратив и беспрекословное царствование 25-летней КиноСаги в качестве абсолютного победителя бокс-офиса. 16 мая на экранах в пятый раз разбушевались Звёздные войны, впервые в истории оказавшиеся на вторых ролях.


Да что говорить, если Атака клонов, стартовав в четверг вместо в пятницы (традиционный для Саги третий четверг мая), собрала 30,1 млн., блестящий показатель первого дня, вот только уступавший не только Пауку, но и Поттеру. 115-миллионный "Эпизод II" словно бы был уже не столь важным событием в мире, в котором Далёкая Галактика была теперь не единственной фантастической киновселенной, готовой принять на своих просторах благодарного зрителя, будь то Средиземье, Хогвартс, да та же Матрица. Часть событийности сбавил и первый приквел, спустя три года не нашедший особой долгоиграющей любви у публики, для которой приквелы стали скорее дополнением к Саге, чем её полноценной частью. Впрочем, даже при таком спаде интереса и ажиотажа, Звёздные войны в любом случае оставались силой могучей. 80 миллионов за уик-энд (и 110 по итогам 4-х дней) пусть и уступали рекордам последнего времени (Пауку и философскому камню), своё место в тройке рекордсменов Атаке занять помогли. На счету второго Эпизода был и свой рекорд, глобальной значимости, мировой старт более чем в половине территорий помог фильму Джорджа Лукаса заработать к концу первых выходных 169 миллионов по миру, что стало лучшим результатом глобального проката. Завоевала Атака и следующий уик-энд, пришедшийся аккурат на День памяти, правда, уже начиная значительно отставать от рекордного предшественника. К тому же главным событием последних выходных мая стал преодоление Пауком 300-миллионого рубежа в рекордные 22 дня (!), а уже на следующий, 23-й день, фильм Рейми сумел войти в десятку самых успешных фильмов в истории Америки.

Примечательно вообще, что День памяти был отдан на откуп именно двум главным хитам мая, релизы самого праздника играли лишь роль второго плана. Лучший старт показал в тот уик-энд фильм с Пачино и Робином Уильямсом, "Бессонница", 20,9 миллионов, которые вылились в 67 миллионов дома и 113 млн. общих, что в общем, при бюджете в 46 было вполне неплохо, хотя очевидно, кто касса фильмов К. Нолана особо рекордами не блитсала. Очередной неудачей ДримУоркс стал "Спирит: Душа прерий" - 122 общемировых млн., при стоимости в 80 явно намекали, что будущее студии в cgi-проектах вроде Шрека. Вообще, единственный кому по-настоущему благоволил зритель в месяц сражения двух гига-франшиз в лице Паука и Звёздных Войн, был разве что Джек Райан, вернувшийся спустя 8 лет после вынужденного отпуска, теперь с лицом Бена Аффлека. 68-миллионный приквел (по факту ребут, но такого слова тогда ещё не знали, К.Нолан пока что режиссировал римейки скандинавских фильмов) стал первой весточкой грядущего шпионского года, благодаря стараниям MGM, уже вовсю трубившего о 40-летии самой продолжительной англоязычной франшизы. 31,2 млн. стали для серии лучшим стартом, шпионский триллер вновь демонстировал уверенную стойкость, но в первую очередь дома, в международке Райан так отклика и не нашёл, став в итоге третьим по всем параметрам, обойдя Игры патриотов, но уступив с 193 общими млн., как первому, так и третьему фильмам франшизы. С таким результатом из франшизы можно было бы выжимать прибыль и в дальнейшем, но в быстро меняющемся мире, в том числе и политически, зритель нашёл нового героя, когда в июне на задворках борьбы пауков и клонов из колонок кинозала впервые заиграла Extreme Ways.


На самом деле, "Идентификация Борна" не стала даже главным событием премьерного уик-энда, собрав лишь 27,1 млн. против мощных 54 миллионов кино-версии "Скуби-Ду" (не Флинтстоунами едиными), более того именно последнему предостояло стать главным домашним релизом июня (153 млн.), некогда месяца рекордов, теперь отдавшего это звание маю. Но Борн, недоверяющий собственному правительству агент, вынужденный в первую очередь выживать, окажется зрителю настолько интересен, что проявит великолепную стойкость, лучшую из всех фильмов шпионского жанра 2002-го года. С таким стартом в новые времена сотня уже выглядит достижением, но фильму с Мэттом Дэймоном, только отметившимся хитовыми "Друзьями Оушна" предстояло взять 122 млн., только дома окупив свой 60-миллионный бюджет. Это было важно, учитывая, что зарубеж особой прибыли не принёс, большую часть 214-миллионных сборов принёс именно американский континент. Впрочем, американский же прокат был и более благосклонен к Скуби Ду (более 55% общей 275-миллионной кассы), и, что куда более удивительно, в этот раз анимации студии Диснея, вслед за сиквелом Фантазии и Приключениями Императора всё более вынужденной рассчитывать на силы проката домашнего. 35,3 миллиона на старте выльются в 145 млн. дома (зарубеж принесёт 127 млн.), что в общем то опять же неудивительно, после неудачи Спирита Лило и Ститч был единственной линией обороны анимации, после Периода впервые обретшей свой хит. Спасал студию и удивительно приличный 80-миллионный бюджет, в новое время 100-миллионном мультфильмов, крайне демократичный. Забавно было то, что анимация стартовала в один уик-энд с новым фильмом Стивена Спилберга, "Особое мнение", практически со сходным результатом (35,7 млн. у Спилберга), но в итоге сумела выиграть у нф. В мире же всё было с точностью до наоборот.

После того, как 2001-й год обошёлся без фильма с участием Круза и без ленты Спилберга в своей десятке, двое решили, что так делать не надо, и, объединив свои силы выдали полноценный научно-фантастический хит, самый дорогой в карьере Мастера (бюджет 102 млн.), принятый на уровень лучше того же ИИ, особенно в том, что касается проката общемирового, кажется, судя по проседаниям июня, всё ещё не способного отойти от двойного удара в лице Спайди / SW. "Особое мнение" действительно смогло конкурировать в мире космоопер и кинокомиксов, спокойно уйдя за 350 млн. общемировых (132 млн. в Америке), став очередной победой непотопляемых звёзд: сложно сказать, смог ли 2,5 часовой эпик найти отлик у массового зрителя с другими людьми во главе. "Особое мнение" было важно и для студии Фокс, вслед за прошлогодней Планетой обезьян, кажется, ставшей главным оплотом дорогой научной фантастики в начале нулевых, и в совокупности со сборами ЗВ таки побеждавшей в кассовом забеге лета 2002-го. По крайне мере на конец июня. Сони явно стремилась вырваться вперёд по сборам вообще за год, их Спайди вслед за рекордом Америки уже стал самым успешным кинокомиксом и по общим сборам, оставив позади "Людей в чёрном" той же студии, легко перевалив за 700 миллионов, сумму, о которой в этот раз ЗВ оставалось только мечтать, приближаясь к 400 миллионам только в одной Америке. Студии на помощь в июне пришёл и Адам Сэндлер с "Миллионером поневоле", вновь ставшим хитом сугубо американским (126 млн. из 171 - домашние), а затем пришёл черед всё тех же Людей в чёрном покорять зрителя. Да, Джей и Кей спустя 5 лет таки вернулись.


После сразу двух больших провалов в лице "Дикого, дикого Веста" и "Али" Уилл Смит перестал брезговать сиквелами, вслед за Людьми в чёрном согласившись и на Бэд Бойз, а потому просевший в значимости уик-энд 4-го июля вновь получил полноценный хит, в лице сиквела ещё недавно самого кассового кинокомикса. "Люди в чёрном 2" Барри Зонненфельда были для Сони с одной стороны и страховкой во времена Спайди, главным тентполом в 2002-м, а в итоге страховкой стал именно Паук. ЛвЧ было кино дорогим, особенно для кинокомикса, со 140 миллионами дороже ещё недавнего рекордсмена, всё того же Паука (Сони переигрывали сами себя), но в качестве хита оригиналу всё таки уступило. Да, 52,1 млн. был результатом крайне достойным (87 млн. за все выходные Дня Независимости), но с куда как более слабой критикой и сарафаном на стойкость рассчитывать не приходилось. Да куда там, если опять же главным событием уик-энда стали не сами ЛвЧ, а сенсация в лице Паука: фильм Сэма Рейми стал 5-м 400-миллионником в истории Америки. Удивительно, что после такого достижения (Атака клонов только продолжала ползти к 300 млн., немногим лучше выступая и по миру), Спайди начал очень резко терять кинотеатры, в итоге остановившись на отметке сборов в 403,7 млн (к тому моменту подбирясь аж к 800 млн. общемировых). Впрочем, хозяин-барин, кинозалы были отданы на откуп ЛвЧ, а те начали терять запас прочности очень быстро, так и не добравшись даже до 200 млн. А вот зарубеж, пусть так же встретив сиквел слабее оригинала, помог ему стать самой кассовой общемировой комедией года, а по общим данным сиквел Зонненфельда и вовсе вошёл в тройку самых успешных кинокомиксов, отметившись в звании главной комикс-франшизы (441 млн.).

Для кинокомиксов вообще год был крайне удачным. Помимо очевидных хитов от Сони и Блэйда 2 крайне достойно выступил кинокомикс совсем другого плана - "Проклятый путь" Сэма Мэндеса с Томом Хэнксом мало того, что стал самым успешным комиксом с рейтингом R на момент выхода, стал самым успешным мафиозным фильмом за долгие годы, показав, что при желании и этот жанр, кажется, затерявшийся после триквела Крёстного отца, может привести к успеху (181 млн. при 80-миллионном бюджете, из которых 103 млн. домашних). Да, несмотря на дальнейшее развитие кинокомикс-индустрии, 2002-й последний год в истории, когда среди экранизаций комиксов не было неудач. Правда, кино вообще летом 2002-го без провалов всё же не обошлось. Полетел вниз сиквел "Стюарта Литтла". 120-миллионное семейное кино собрало по миру 170 млн., почти в 2 раза меньше оригинала, теперь уже во времена Йоды, грядущих Добби и Горлума, компьютерными персонажами было не удивить. Впрочем, ничто не сравнится с провалом "Плуто Нэша". При 100 миллионах бюджета комедия с Эдди Мёрфи сорвёт куш в сумме 7 млн., поставив точку в кассовой череде успехов комедиейной звезды. Июль 2002 вообще словно бы сжался, как пружина, чтобы затем выстрелить со всей мощью фильмом, получившим в домашнем прокате от юбилея Бондианы куда больше выгоды, чем любое другое кино. "Остин Пауэрс: Голдмембер" выжал из даты всё, пародия на франшизу привлекла множество звёзд разной величины в камео, чтобы отдать дать уважения франшизе по своему. Результат превзошёл все ожидания: уже к сиквелу выросшая в своей значимости киносерия сумела собрать в дебютный уик-энд потрясающие 73,1 млн., уступив по этому показателю только "Пауку", "Философскому камню" и "Атаке клонов".


Голдмембер показал лучший результат для триквела (редкий гость в году, где сиквелами правит цифра "2"), лучший показатель для шпионского кино, начисто перекрыв результат второй "Миссии". Удивительно, что с таким запалом фильм и вовсе не стал самым кассовым фильмом жанра, однако выдыхаться он начал быстрее, чем предшественник, к тому же взрослую аудиторию куда быстрее переманил М. Найт Шьямалан, в следующие выходные премьеровавший "Знаки", в первые выходные августа выжавшие из аудитории отменные 60,1 млн., лучший дебют в карьере режиссёра, а также главной звезды, Мела Гибсона, продолжавшего даже во времена, когда имя бренда значило больше, чем имя актёров, привлекать зрителя в кинотеатры. "Знакам" было не суждено стать феноменом, подобным "Шестому чувству", но за 200 млн., наравне с "Голдмембером" фильм ушёл, последний помимо прочего и вовсе стал самым кассовым фильмом пародийного жанра в домашнем прокате. А вот самой кассовой комедией стать ему так и не удалось. В августе до широкого проката впервые добралась "Греческая свадьба", за 3,5 месяца огранички сумевшая собрать 40 млн. И хотя при переходе в 600 с плюсом кинотеатров фильм собрал лишь 3 миллиона, впереди у "Большой греческой" был ещё долгий, но уверенный путь к успеху. Успеху американскому, где уже в начале сентября сборы фильма перевалят через сотню. При всех этих домашних успехах, во второую половину года зарубежный прокат, как будто выдыхается. "Паук" уверенно добирается до 6-го места по сборам в мире, "Атака клонов" становится первым фильмом франшизы, десятку не обновившим (и первым фильмом серии, не ставшим самым кассовым фильмом года) и... всё. Если "Знаки" ещё и интересуют зарубежного зрителя (180 млн. против 226 в Америке), то тот же "Остин Пауэрс" отклика не находит совсем (лишь 85 млн. против 213 дома).

Шпионское кино вообще в мире не в чести, ещё бы, год Бондианы, а не его клонов, которых в 2002-м всё больше с каждым уик-эндом. Август пускает в ход сначала "Три Икса" Роба Коэна, очередную попытку Сони запустить свою шпионскую франшизу (и фильм надо сказать кассово зажигает, при бюджете в 70 млн. зарабатывая общих 277 млн., более половины опять же дома), а затем сиквел (да, больше сиквелов) "Детей шпионов", который проседает относительно оригинала даже дома (85 млн.). К концу августа Атака клонов таки перебирается через домашние 300 млн., после чего Лукас перевыпускает Атаку клонов на экраны АйМАКС уже в ноябре, особого фурора перевыпуск не производит, но добить до 310 млн., превзойдя то же Возвращение Джедая позволяет, что не отменяет того факта, что Эпизод Второй так и не добирается до домашней 10-ки, немного нонсенс для франшизы. Решают увеличить прибыль и Сони, прямо в сентябре пуская сдвоенные сеансы "Людей в чёрном 2/Человек-Паука", добирающие, правда, только 6,6 млн., по 3,3 млн. на брата. Куда более значимым однако событием осени становится то, что до Америки спустя больше года после мировой премьеры добираются "Унесённые призраками". Аниме Миядзаки за год, прошедший с японский премьеры, сумело заработать в зарубежном прокате аж 264 миллиона долларов, сумму, до того ни одним фильмом аниме не виденную. То, что Америка в итоге оставляет на счету анимации лишь 10 миллионов - не имеет значения, основной фурор уже был произведён: в одной только Японии мультфильм собрал колоссальные 229 миллионов, перекрыв там даже "Титаник" (!). Это было время Японии, но финалом года в 2002-м предстояло править не Японии, и даже не Америке. В ноябре 2002-го наступило время британских героев.


Начало ноября ещё пытаетя играть по американским правилам, превращая Эминема в суперзвезду (8-я миля стартанёт с 51 млн., правда, дальше 116 млн., не уйдёт), а также продолжая наращивать сборы "Греческой свадьбе", которой удаётся переползти за 200 млн.  и стать самым кассовым фильмом в истории, ни разу не добравшимся до первого места в чартах кинопроката, подвинув Танцы с волками. А затем приходит время Мальчика, который выжил. И удивительно вообще, что кто-то выживает. "Тайная комната" Криса Коламбуса становится очевидной иллюстрацией того, что настало время долгоигращих франшиз. После рекордного старта оригинала второй фильм серии вынужден слегка просесть, но лишь слегка - 88,4 миллиона в любом случае - лучший результат для сиквела в истории, третий среди всех фильмов вообще. При этом Поттериана буквально врывается на международную арену, где становится фактически главным фильмом рождественских праздников, кажется, гарантированным подарком семейной аудитории, чётко знающей, на что же идти в Рождество, так что если "Комната" и проседает относительно "Камня", в отсутствии былого ажиотажа, то не сильно, в Британии и вовсе перекрывая сборы оригинала (88 млн.). Удивительно, учитывая, что уже на следующий уик-энд один британский герой умудряется перебить другого, в то время, как на родине обоим удаётся вполне себе ужиться во внимании зрителя.

"Умри, но не сейчас", как не сложно догадаться, был фильмом с самой долгоиграющей рекламой года, юбилей, освещаемой всей прессой мира, потому результат был ожидаем: 20-й фильм перекрыл все достижения серии уже, начиная с производства. Со 142 миллионами фильм Ли Тамахори был и самым дорогим Бондом и самым дорогим фильмом 2002-го и, наконец, 6-м по стоимости фильмом в истории. В свой дебютный уик-энд однако уже все опасения за окупаемсть сошли на нет, фильм заработал 47 миллионов на фоне обвалившегося в два раза второго Поттера. Дальнейшие события не зависели ни от слабого принятия фильма критикой и зрителем, реклама делал своё: "Умри, но не сейчас" в лёгкую стал самым успешным фильмом франшизы, как в Америке, где впервые в истории серия ушла за 150 млн., так и за рубежом, в одной только родной Британии уйдя за пол-сотни (59 млн.). Да, даже спустя 40 лет и 20 фильмов серия не только не падала, но умудрялась расти над собой, впервые преодолевая 400-миллионный рубеж общемировых сборов. Да, рекордов Бонд не достиг, но свою аудиторию расширить сумел, в отличие от другого юбилейного фильма долгоиграющей киносерии. Пока Поттер отбирал аудиторию у семейного кино, фактически утопив "Планету сокровищ", ставшую самым громким провалом в истории студии Диснея (при рекордном для анимации 140-миллионном бюджете лента заработает всего 109 млн.), "Умри, но не сейчас" отбирал аудиторию у фильмов остальных. К премьере 10-го Стар Трека ("Звёздный путь: Возмездие") зрителя банально не хватило. Впервые вышедший в один год с ЗВ - Стар Трек - лучше бы этого не делал, 60-миллионный фильм заработал по миру только 67 млн. (в Америке уничижительные для франшизы 43 млн.), поставив точку не только в путешествиях Следующего поколения, но на долгое время во всей долгоиграющей франшизе. Да и как не поставить, если крайне достойные и логичные люди из Парамаунт умудрились поставить фильм всего за неделю до "Двух крепостей". И когда Война за Средиземье началась, Энтерпрайзу места уже не было.
Если "Братство Кольца" было риском, то "Две крепости", превращалось в кино ожидаемое зрителем всех возможных возрастов и интересов. Очевидная удача экранизации неэкранизируемого фактически определила всё дальнейшее течение трилогии. Начав путешествие по Средиземью, зритель уже сам становился частью Вселенной, расширявшейся с каждым фильмом. Потому и 26 миллиона в первый день (фильм стартовал в среду) были результатом ожидаемым, пусть и не рекордным, но сложность для росписи большого числа сеансов составлял и 3-часовой хронометраж. Там, где Поттер уже начинал выдыхаться, сиквел Властелина колец только набирал обороты, заработав на старте 62 миллиона, доведя к концу первых выходных сумму сборов до 104 млн., абсолютный рекорд декабрьского кинопроката, гарантировавший невероятный результат на выходе. Вместе с тем, "Две крепости" показали лучший стартовый уик-энд глобального проката, с 189,9 млн., перекрыв достижение Атаки клонов полугодовой давности. И там, где Тайная комната всё больше отставала от графика "Камня" с каждым уик-эндом, "Крепости" по сравнению с первым фильмом ход только набирали, уже к середине января обойдя в американском прокате по сборам ту же Комнату. Иронично, но мир всё так же оставался на стороне юного волшебника, даже несмотря на то, что Крепости собирали практически везде больше Братства, а Комната явно уступала Камню, лента Джексона в международке проигрывала. Фильм Коламбуса в начале январе на всех парах нёсся к тройке международных лидеров, особенно ударно обирая японцев (142 млн.), прорываясь в пятёрку самых успешных фильмов по общим сборам (здесь ленту тормозил американский прокат, где 261 млн. для фильма стали потолком).

Но вот удивительно, "Две крепости" очевидно уступая по итогам 2002-го года в Америке Пауку (второй раз в истории после 1989-го в домашнем прокате лидерство взял кинокомикс), а в мире идя слабее Комнаты (хотя далеко не во всех территориях, Британия на счёт экранизации родного Толкиена внесла 91 млн., лучший результат года, в России со скромными 9-ю миллионами ВК стал самым кассовым фильмом только оживающего проката), по общим сборам сумел всё же вырваться вперёд, к концу января, началу февраля ворвавшивсь в топ-10 американского и топ-5 зарубежного кинопроката, заняв в итоге 7-е (339 млн.) и 4-е (583 млн.) места соответственно, добравшись и до 4-го места общего, попутно став тем самым фильмом, который вытеснил из мировой десятки Звёздные войны, кино, с которого началось так много. По общим сборам "Две крепости (923,3 млн.) уступят только Титанику, Философскому камню и Скрытой угрозу, утвердившись в качестве самого успешного сиквела в истории, становясь прелюдией к  неизбежной стихие, которой должно было стать завершение масштабной трилогии по роману Толкиена.

За событиями столь глобального масштаба и схваткой гига-франшиз удивительно смог не затеряться "Чикаго". Фильм вышел на экраны в ограниченном прокате в последний уик-энд года, сумев поднять более 2 млн. всего с 77 экранов, став показательным примером того, как может повлиять оскаровский потенциал. Добравшись до проката широкого лишь в конце января, Чикаго соберёт большую часть своих денег уже после объявления номинаций, cтав ярким и зажигательным событием, вернёт мюзиклу былую привлекательность, став первым 100-миллионником жанра за 24 года, заняв отличное второе место позади "Бриолина", как в Америке, так и по миру. Зарубеж, точнее те, кому битвы за Средиземье и Хогвартс оказались не по душе, предпочтут, правда, нового Спилберга (из 306 млн. 170 млн. Чикаго заработает дома), вновь выставившего на суд зрителя сразу два фильма в году, вслед за Мнением - "Поймай меня, если сможешь", которому удастся стать вторым хитом Мастера за год, вновь 300-миллионником (c 352 миллионами фильм с Хэнксом и ДиКаприо лишь немногим уступит фильму с Крузом)

Наконец, уже в последние дни года, состоится, пусть недолгое, но возвращение анимационного титана: "Король Лев" подобно Красавице нагрянет в залы АйМАКС, что позволит Льву добраться до 783 миллионов общих и 328,6 дома, утвердив своё звание самого кассового мультфильма в истории, в мире супер-блокбастров подтвердив своё звание Короля. Короля в мире, где лидеры менялись в пугающей быстротой, где уик-энды перекрывали друг друга, где сиквелы планировались до того, как выходили оригиналы. Настало новое время, время сверх-тентполов, сверх-дорогих сиквелов, коммерческих хитов. И в этом мире


Наступило время Новой истории.


В следующем выпуске:
Зола обратится огнём опять,
В сумраке луч сверкнёт,
Клинок вернётся на рукоять,
Корону Король обретёт.
Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. Spider-Man – 407 mln.
2. The Lord of the Rings: The Two Towers – 339,8 mln.
3. Star Wars. Episode II: Attack of the Clones – 310,7 mln.
4. Harry Potter and the Chamber of Secrets – 262,2 mln.
5. My Big Fat Greek Wedding – 241,4 mln.
6. Signs – 228 mln.
7. Austin Powers in Goldmember – 213,3 mln.
8. Men in Black 2 – 193,7 mln.
9. Ice Age – 176,4 mln.
10. Chicago – 170,7 mln.


Зарубежный кинопрокат:
1. Harry Potter and the Chamber of Secrets – 617 mln.
2. The Lord of the Rings: The Two Towers – 583,5 mln.
3. Spider-Man – 418 mln.
4. Star Wars. Episode II: Attack of the Clones – 338,7 mln.
5. Die Another Day – 271 mln.
6. Spirited Away – 264,9 mln.
7. Men in Black 2 – 251,4 mln.
8. Minority Report – 226,3 mln.
9. Ice Age – 206,9 mln.
10. Catch Me If You Can – 187,5 mln.

Общемировой кинопрокат:
1. The Lord of the Rings: The Two Towers – 923,3 mln.
2. Harry Potter and the Chamber of Secrets – 879 mln.
3. Spider-Man – 825 mln.
4. Star Wars. Episode II: Attack of the Clones – 649,4 mln.
5. Men in Black 2 – 445,1 mln.
6. Die Another Day – 432 mln.
7. Signs – 408,2 mln.
8. Ice Age – 383,3 mln.
9. My Big Fat Greek Wedding – 368,7 mln.
10. Minority Report – 358,4 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Spider-Man – 114,8 mln.
2. Harry Potter and the Chamber of Secrets – 88,4 mln.
3. Star Wars. Episode II: Attack of the Clones – 80 mln.
4. Austin Powers in Goldmember – 73,1 mln.
5. The Lord of the Rings: The Two Towers – 62 mln.
6. Signs – 60,1 mln.
7. Scooby-Doo – 54,2 mln.
8. Men in Black 2 – 52,1 mln.
9. 8 Mile – 51,2 mln.
10. Die Another Day – 47,1 mln.

Стоимость:
1. Die Another Day – 142 mln.
2. Men in Black 2 – 140 mln.
3. Treasure Planet – 140 mln.
4. Spider-Man – 139 mln.
5. Stuart Little 2 – 120 mln.
6. Star Wars. Episode II: Attack of the Clones – 115 mln.
7. Windtalkers – 115 mln.
8. Minority Report – 102 mln.
9. K-19: The Widowmaker – 100 mln.
10. The Adventures of Pluto Nash – 100 mln.
Tags: bond, box office, box office saga, lotr, star wars, история, кино, кинокомикс, спилберг
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…