Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

2003: Box Office Saga

К 2003-му Голливуд Эры эскапизма начинает мыслить трилогиями. Распределение тентполов на годы вперёд оказывает более выгодным, чем можно было предположить, речь уже не только о Властелине колец, уже в самом 2003-м кульминации достигает Матрица, в 3-й раз возвращается Терминатор, 20-й Век Фокс намечают трилогию Людей-Икс с потенциальной серией приквелов в будущем, по типу Звёздных войн, чья вторая трилогия сама начинает забег по финишной прямой. Даже потенциальные блокбастеры Гора Вербински и Питера Уира с Джонни Деппом и Расселом Кроу в главных ролях соответственно получают подзаголовки, чтобы в случае успеха каждый фильм потенциальной трилогии отличался особым названием. Да, во времена ТРИЛОГИИ Джексона названия становятся длинее и солиднее. Тем временем Кристофер Нолан становится постановщиком рискованного, но необходимого Уорнерам приквела Бэтменианы, которому также предстояло в случае успеха быть расширенным до триптиха. Разве что Гарри Поттеру мыслить в пределах трёх фильмов нет необходимости, но в 2003-м франшиза делает вынужденный из-за смены постановщика и направления перерыв, с прицелом к возвращению уже не традиционным Рождеством, а летом 2004-го. Впрочем, фанатам сериала скучать не приходится: "Орден Феникса" с книжных прилавков сметается подчистую. Перерыв Поттерианы на руку распавшемуся Братству: пока два юных хоббита движутся к Роковой горе, 2003-й год медленно, но верно движется к собственному финалу, которому предстоит со всем блеском грандиозной кульминации завершить не только трилогию по мотивам произведений Толкиена, но стать главным событием первых пяти лет нового десятилетия.

Однако год начинался с малого. В январе-феврале прокат всё ещё осаждали урук-хай, да отвоёвывал шиком-блеском Билли Флинн Ричарда Гира в первом мюзикле (и пока что единственном в 21-м веке, как показали нынешние события) со времён Оливера (1968), которому предстояло выиграть главный Оскар. Первой попыткой встряхнуть прокат нового года стал "Сорвиголова" Марка Стивена Джонсона, экранизация комиксов о Дардевиле в мире, где всю собственность Марвел было решено срочным порядком переносить на экран. Известный и уважаемый бренд, а также Бен Аффлек на главной роли, не особо звездивший, но стабильно приносивший по 100-миллионникоу в год, свой уровень интереса поддерживали, а потому 40,3 млн. на старте были результатом ожидаемым, пусть и далёким от рекордов кинокомиксов по историям с персонажами большей узнаваемости. При бюджете в 78 миллионов ДД вполне мог ждать серьёзный успех, но невнятная критика, слабый сарафан и всё большая направленность на аудиторию тех, кто в теме, фильму особо не помогли. Дардевил преодолел заветную сотню, но уступил даже комедии с Хадсон и МакКонахи, "Как отделаться от парня за 10 дней" (102 против 105 млн.). Не лучший расклад для куда более дорогого фильма, ещё и традиционно не нашедшего отклика зарубежом (76 млн.). Да, провалом фильм не был, свою долю прибыли принёс, но когда каждой студии был буквально нужен был свой Спайдер-Мен, такие результаты могли скорее насторожить в отношении будущего франшизы, хотя у Фоксов шанс отыграться в том году был только впереди.

Вообще начало года было традиционно более благожелательным к кино поскромнее, в особенности к комедиям разного толка. Вслед за Хадсон и МакКонахи пришли Куин Латифа и несколько затерявшийся Стив Мартин, однако воспользовавшийся шансом напомнить о себе необычным дуэтом в мартовском "Доме вверх дном", после дебюта в 31,1 миллион вплоть до середины апреля установившем своё комедийное влияние, положив на свой счёт более ста миллионов (132 в итоге) уже к тому моменту, когда в начале апреля зрителя отвоевал себе дуэт куда более нестандартный. Адам Сэндлер и Джек Николсон, как две противоположности сошлись на экране в фильме "Управление гневом", которому успех мог бы обеспечить один только Сэндлер, кажется, поражений в комедиях не знавший, а при самом Николсоне заполучивший персональный рекорд. 42,2 миллиона стали лучшим дебютом в карьере обоих актёров на момент выхода, успех, которому вновь был нипочём прохладный приём прессы, приведший к 135 миллионам в домашнем прокате, традиционно в случае с бывшим Хэппи Гилмором, работавшим за двоих, хотя 60 миллионов в международке уже были хоть чем-то по сравнению с традиционным игнорированием продукции от Гилмора. Комедии только и успевали собирать вплоть до начала летнего сезона, большое кино и вовсе игнорировалось. "Земное ядро" открыто намекало, что из жанра фильмов-катастроф уже выжато почти всё, что можно, а потому 73 миллиона при бюджете в 60 скорее не удивляли, чем да. Практически все взгляды и ожидания были вновь направлены на май, грозивший передозировкой любителям большого кино, уже в первую свою половину отдавшим свои сбережения двум сиквелам былых хитов

"Люди-Икс 2" стали личным "Гневом Хана" Брайана Сингера, не только в плане сюжета, но и в плане ожидания, пусть не приведшего к сокрушению рекордов, как было в случае с сиквелом Стар Трека за 21 год до того, но оказавшегося не так уж и далеко от того. Отличный приём первой картины, внезапно выросшие акции самого понятия кинокомикса,традиционно успешный первомайский уик-энд, и вот 110-миллионный (да, изначальный бюджет в 125 опять таки сократили, даже несмотря на успехи Спайди, Фоксы особо тратиться были не намерены, по крайне мере, пока) кинокомикс превратился в настоящее событие. Фильм блестяще показал себя уже 2 мая, в первый день проката, с 31,2 млн. уступая среди всех фильмов жанра лишь Спайди, улучшив результат в субботу и по итогам выходных доведя сумму старта до замечтальных 85,6 миллионов. Сиквел Сингера показал 4-й стартовый уик-энд в истории, уступив лишь Пауку и двум Поттерам, оказавшись даже большим успехом для Фокс, чем Звёздные войны Лукаса. Помимо прочего, Икс2, в первые же дни своей мировой премьеры принявшийся покорять и зарубеж, был ещё и фантастически принят прессой, так что хотя в новые времена с таким стартом прилично падения избежать было нельзя, Иксы растеряли половину, уже к концу вторых выходных добравшись до 147 миллионов американских, и полностью окупив бюджет по общим миллионам, намекая на необходимость скорого начала работ над третьим фильмом уважаемой серии. У Иксов действительов было большое будущее, и нельзя исключать даже финальных результатов в районе 250 миллионов домашнего проката, но 15 мая перезагрузилась Матрица, и всё, что могло пойти ко дну, пошло.

Пойдя по пути Лукаса, выпустив сиквел уже в четверг вместо традиционной пятницы, студия братьев Уорнеров получила на руки лучший результат рабочего дня, когда долгожданный сиквел обретшей культовый статус кинофраншизы заработал в дебютный день потрясающие для фильма с рейтингом "Лицам до 17" 37,5 миллионов, вместе с превью в среду доведя сборы к началу выходных уже до 42 миллионов. Да что говорить про рейтинг, если среди всех фильмов вообще Перезагрузка уступала только Пауку, результат который сохранистя и по итогам уик-энда, из 134 миллионов первых дней на который придутся могучие 91,8 млн. Второй стартовый уик-энд в истории, лучший для R-ки, лучший для сиквела, лучший для нф-фильма: Матрица превозмогла всё, что было возможно, установив новую планку не только для "взрослого" кино, но и для фантастики, лишённой комиксной основы, вообще. Огромный успех для Уорнеров, поверивших в братьев Вачовски настолько, что на сиквелы были выдыелены фантастические 300 миллионов долларов, самое дорогое кинопроизводство в истории, перекрывавшее собой стоимость всех трёх "Колец", поделённое между двумя фильмами новоиспечённой трилогии, заверешение которой уже было назначено на ноябрь, оставшийся в этот раз в жизни компании без Поттерианы.  Впрочем, даже при делении на два, с 150 миллионами Перезагрузка вполне себе законно занимала 6-е место в списке самых дорогих фильмов в истории и однозначно первое в своём возрастном рейтинге. Однако всё было не так просто. Хайп вокруг Матрицы был настолько велик, что разочарование поклонников было чем-то само собой разумеющимся. По крайне мере только на него можно списать падение на 59% уже в следующие выходные, к которым сиквел тем не менее успел в рекордные для Р-ки сроки довести уровень сборов до 200 миллионов. Настоящий погром Матрица устроила в общем то даже не дома, а зарубежом, где начала своё царство с предпоследних выходных мая, которые в Америке пришлись на День Памяти, отданный совсем другому жанру.
"Брюс Всемогущий" стал настоящим возвращением в классики комедии Джима Керри, пропавшего с экранов после "Гринча" в фильме с оригинальной, но, как оказалось, беспроигрышной фабулой, отличной рекламной подачей, начинавшейся уже со слогана "In Bruce we trust", быстро завоевавшей доверие той публики, которая за сиквелами, теперь сыпавшимися, как из рога изобилия, не растеряла желания видеть на большом экране нечто новое и нестандартное. Брюс пришёлся кстати и в комединой нише и в качестве визуального кино, в данном случае комедиографу Тому Шедьяку было что показать. День Памяти и неоднозначный приём Матрицы превратили Брюса в неожиданного конкурента громких франшиз, когда комедия заработала 68 млн. в дебютную трёх-дневку, уступив среди всех фильмов юмористического жанра лишь триквелу "Остина Пауэрса", за 4 праздничных дня (87 млн.) не оставив шансов и ему, став 3-м потенциальным 200-миллинником за ударный майский месяц (!), но не последним (!!!). Да, под конец июня, всё ещё раздираемого Логаном, Нео и Брюсом своё слово успел сказать и Пиксар. Но это было слово совсем другого значения. 94-миллионная анимация стала точкой в череде кассовых успехов месяца, когда, воспользовавшись значением бренда Пиксар, к тому моменту достигшего своего зенита, а также долгим отсутствием анимации (да что там, семейному зрителю после второго Поттера хиты не попадались), показала лучший стартовый уик-энд для мультфильма только начавшимся летом 2003-го, но уже не знавшего куда деваться от всё новых рекордов. С 70,3 миллионами за Немо был и 9-й стартовый уик-энд в принципе, 10-ка дебютов буквально перекроилась всего за 30 дней.

В мире, однако, однако Пиксар пока только раскачивался, Дисней продолжал тактику постепенного покорения мира, Брюс оказался в первую очередь интересным американской публике, как, впрочем, и бывает часто с комедиями, кинокомикс сдавал за рубежом традиционно быстро, так что вторую половину мая и весь июнь под раздачу международка была отдана Перезагрузке, падавшей в домашнем прокате, но не знавшей проблем за её пределами, где прорывалась к 400 миллионам. Впрочем, назвать прокат Перезагрузки в Америке неудачным нельзя ни в коем случае. Уже к 4-м выходным фильм Вачовски стал самым успешным фильмом с рейтингом R, оставив позади задержавшегося на вершине Полицейского из Беверли-Хиллз, в мировом спустя 12 лет пал опять же сиквел Терминатора, другого фильма про борьбу с машинами. Фактически одна только Перезагрузка, стремившаяся как можно скорее преодолеть 700-миллионный мировой рубеж (сугубо в одном зарубеже с 460 млн. лента обойдёт даже Спайди) уже окупала циклопические затраты на производство сиквелов, вне зависимости от сборов триквела. Тем временем, "Люди-Икс 2" постепенно превратились в самый кассовый сиквел кинокомикса, подбираясь к заветными 400 млн., по Америке и по миру начисто перекрыв сборы сиквела. Брал своё и "Брюс", к середине июня подбираясь к американским двум сотням и всё-таки раскочегариваясь в международном прокате, где, даже уступая американским сборам уверенно шёл к званию самого успешного фильма с участием актёра. Постепенно шёл к всё большему успеху Немо, в отсутствие конкуренции проявлявший отменную стойкость. Вообще забавно, что чем позже была майская дата премьеры в 2003-м, тем лучше выносливость демонстрировал фильм. С таким задором, в июне кинематограф словно бы оказывался на обочине кассовых событий, и действительно, май превалировал над всем летом 2003.


С другой стороны оно было и логично. Кино словно бы теснилось подальше от декабря 2003-го, и раз уж лету в любом случае предстояло зрителя покорять, старалось выстрелить будто как можно раньше. Июнь однако совсем без достижений не остался. "Двойной форсаж" показал, что франшиза жива и без Дизеля. Один Пол Уокер вытянул на отличные 50 млн. на старте, которые, правда, не смогли добиться стойкости оригинала (127 млн. по итогу), зато международку заинтересовал в 1,5 раза сильнее первого фильма, по общим сборам сумев фильм Роба Коэна даже обойти (236 млн.). Отменно начал и "Халк". Грандиозный 137-миллионный кинокомикс Энга Ли (дороже были только ЛвЧ 2 и Спайдер-Мен) об одном из самых узнаваемых персонажей вселенной Марвел претендовал на звание одного из самых успешных фильмов лета, когда положил на свой счёт за 3 дня - 62 миллиона долларов, среди всей супергероики уступив лишь только двум первомайским хитам 2002-2003. Но 2,5-часовое полотно, где разговоров было больше, чем сопутствующего действия, вышло в те времена, когда зритель ещё не знал, что такое законно, а потому картину откровенно не поняв, в дальнейшем её проигнорировал. В свой второй уик-энд Халк заработал уничижительные 18 млн., добравшись до 132 в Америке, даже не отметившись суммой своего бюджета. Ожидать помощи от мира конечно же не стоило, да её и не было. Итоговые 245 миллионов были неожиданной неудачей для громкого бренда. Своего Спайди Юниверсал так и не заполучили.

Громкие бренды мая начали выдыхаться только с началом июля. И то не все. "В поисках Немо" творил настоящие чудеса. К началу Дня Независимости уже благодаря прекрасной стойкости преодолев 250-миллионный рубеж и став самым успешным фильмом студии. С рекордным стартом и любовью зрителей этого следовало ожидать, но, какжется, история Немо, Марлина и Дори покорила даже больше сердец, чем обычно, войдя в тройку самых кассовых мультфильмов в истории Америки, продолжая избегать конкурентов, Немо впервые показал, что у Льва появились шансы лишиться короны. А кое-кто её к этому времени уже лишился. Арнольд Шварценеггер, все 1990-е бывший главной звездой боевиков, теперь решивший податься в политику, перед уходом всё таки решил напомнить о былых временах, согласившись на участие в триквеле своего главного хита, к которому Голливуд подбирался даже слишком долго. Многие фальш-старты никогда не играли на руку удешевлению производства, а в данном случае речь шла и о сиквеле фильма, в своё время побившего рекорд стоимости. Возникает ощущение, что создатели с Джонатантом Мостоу во главе просто не могли снизить уровень солидности бренда, вложив в "Терминатора 3" огромные 170 миллионов только в рамках именно продакшена, затратив деньги не только на визуал, но и крайне солидные практические эффекты. Подсобил создателям сам Арнольд, видимо решивший, что денег мало не бывает, и затребовавший рекордный на 2003-й гонорар в рамках 30 миллионов долларов, благодаря которым "Восстание машин" превратилось во второй 200-миллионник в истории, после, что примечательно, другого фильма создателя самого "Терминатора". И хотя общий рекорд первый большой триквел 2003-го не побил (200 млн. в 1997-м и 200 млн. в 2003-м - разные вещи, спасибо инфляции), среди всех фильмов с рейтингом R "Восстание" и по сей день остаётся абсолютным лидером по стоимости.

А вот в прокате чудес Терминатор 3 не сотворил. По началу ностальгия заработала, как и масштаб и значимость бренда. 44 миллиона были не лучшим результатом в уик-энд Дня Независимости, но лучшим дебютным уик-эндом в карьере Железного Арни, перекрывшим помимо прочего дебют сиквела в 1,5 раза. Но то были другие времена, с былой стойкостью и значимостью Восстание вполне могло бы собрать под 300 млн. уже дома, но отличные 72 миллиона в праздники стали главным достижением триквела, попутно ещё и успевшим прикончить сиквел "Ангелов Чарли", вышедеших за неделю до того (с 259 миллонами, из которых домашних только сотня, при бюджете в 120, шпионская франшиза Сони закончилась, не успев толком начаться, у МакДжи вполне вероятно на франшизу о Терминаторе с того момента были свои планы). В дальнейшем Восстание ждал ожидаемый обвал, зрителю фильм оказался не люб, в отличие от вполне добротно отнёсшихся к нему критиков (нет, правда, 70% на томатах до сих пор). К тому же в противовес старому бренду июль 2003-го предложил новый, достаточно неожиданный. Казалось бы, кто бы ожидал летом, которым правили машины, от пиратского фильма успеха. Однако продюсера Джерри Брукхаймера, зарезервировавшего себе сразу 2 уик-энда летом того года подряд не подвело чутьё: фильм Гора Вербински оказался оправданным риском даже с бюджетом в 140 миллионов, хотя в полтора раза меньший в своё время утопил "Остров головорезов". Дорогой фильм стартовал в среду, что вообще становилось неожиданной традицией для 2003-го, видимо попытавшегося расширить границы уик-эндов (впрочем, многолетнюю традицию сломать так и не удалось), не побил никаких рекордов, разве что после дебютных 13 млн. заработал в свой 5-й день, в воскресенье, 14 млн., практически не падая по ходу выходных, привлекая внимание тех, кто от пиратского кино не ожидал сенсации. А она случилась.

После 46 млн. за трёх-дневку и 70 за пять, сложно было ожидать действительно выдающейся кассы, но в год, когда основные кассовые сенсации отстрелялись в первый месяц лета, а остальные не соответствовали зрительским ожиданиям, "Пираты Карибского моря" оказались настоящей отдушиной, тем неожиданным примером эскапизма, соединением старого доброго авантюрного кино и мистики, со времён Индианы Джонса находившем отклики то в Мумии, то в Ларе Крофт (сиквел которой в том же июне, к слову, не окупился, собрав 156 млн. при 95-миллионном бюджете), но пришедшим к зрителю в виде приключений капитана Джека Воробья, буквально оккупировавшего лето вплоть до его финала. В общем то уже 46 миллионов было достаточно, чтобы перекрыть 23 миллиона "Лиги выдающихся джентльменов", дебютировавшей в тот же уик-энд. Кинокомиксу особый успех не светил, фильм закончил карьеру Шона Коннери, хотя забавно, что экранизация, отвратившая Алана Мура от Голливуда, стоила столько же, сколько другой кинокомикс года, Дардевил, (78 млн.) и собрала по общим сборам те же деньги (179 млн.), ни в том, ни в другом случае сиквела так и не породив. Но самое главное испытание Пираты прошли другим фильмом продюсера Брукхаймера, но этот раз от Майкла Бэя, за 130 миллионов снявшего сиквел своих же Плохих парней, в своё время собравших чуть больше этого самого бюджета. В следующий уик-энд, когда Парни оккупировали уик-энд, став последним крупным событием лета 2003 "Чёрная Жемчущина" осела лишь на 27%, за 12 дней проката доведя сборы да 133 миллионов, впереди кораблю светило яркое плавание. Хотя и фильм с Уиллом Смитом не оплошал. Разгромленный в пух и прах сиквел доказал иммунитет Бэя к критике в очередной раз, после 46,5 миллионов на старте уйдя за сотню, и пусть в этот раз не добравшись до высот предыдущих работа режиссёра, собрав по миру почти в 2 раза больше оригинала, чего вполне хватало для окупаемости, пусть и невеликой, своей стоимости (273 млн.)

Тем временем мир жил от Америки своей жизнью, где Пираты стали феноменом моментально, и которых зарубеж по началу принял лишь чуть на лучшем уровне, нежели третьего Терминатора. Последний остановился на 150 в США и Канаде и был таков, а вот в международке прошёл лишь немногим слабее своего славного предшественника, в некоторых странах и вовсе перебив его, а в России став первой кинолентой, собравшей в прокате более 10 млн. 433 миллионов общемировых сборов в любом случае были не тем, что можно было ожидать от камбека столь влиятельного персонажа, хотя Шварценеггеру хотя бы было куда возвращаться. В том же июле о себе напомнил ещё один звезда боевиков, Сильвестр Сталлоне, став звездой очередного триквела, в этот раз Детей шпионов, ставших первым крупным художественным 3Д-релизом с 1991-го года и первым покорившим 100-миллионный рубеж, спасибо семейному шпионскому бренду, к третьему фильму наконец, обретшему и мировой успех (из 197 млн. 85 миллионов подарил мир), став, как самым успешным фильмом Роберта Родригеза, так и первым 100-миллионником Слая со времён Рокки 4 (!). Детям шпионов, впрочем, доставалась роль второго плана в семейном кругу года. К концу июля "Немо" стал вторым в истории анимационным 300-миллионником. Отчаянная рыба-клоун не собиралась сдаваться, трон под Королём пошатнулся ещё сильнее. Удачно было то, что шпионский триквел был по сути своей последним рубежом лета 2003, до конца отметившегося ещё лишь триквелом "Американского пирога" (с 231 млн. при 55-миллионном бюджете фильм вновь доказал успешность трёх-актного развития франшиз). А далее и Немо и Джеку Воробью капитану Джеку Воробью было обеспечно практически безраздельное плавание вплоть до ноября.

Этого вполне хватило, чтобы за оставшееся время "Чёрная Жемчужина" покорила и зарубежный рынок, постепенно уйдя за полмиллиарда и превратившись в событие глобальное, а Немо, и вовсе оставшись без конкуренции сделал то, что ещё недавно казалось невозможным: 22 августа, на 84-й день проката, лента Пиксар стала самой кассовой анимацией в истории домашнего проката, обойдя Короля Льва. Дисней ещё недавно бывший царём словно бы ретировался, премьеровав свою очередную анимацию, в лице "Братца медвежонка", в октябре, за неделю до начала пред-праздничного сезона, более того, вновь начав с огранички, и лишь затем выйдя в прокат широкий, Дисней уступил даже второму уик-энду третьего Очень страшного кино, очередного триквела (20 млн. против 19,4 млн.). И хотя "Медвежонок" с 250 млн. стал успехом для студии, кажется, её золотые времена остались позади. Хотя после окончания лета кинопрокат вообще не блистал, о себе напомнил разве что Тарантино с помощью "Убить Билла", первого полноценного успеха режиссёра со времён "Чтива" (180 млн. при бюджете в 30 млн.). Помимо того очевидного финала, к которому стремился киногод, подобное затишье перед бурей (позволившее Пиратам запросто уйти за 600 млн., показав, что не мультипликацией единой жив Дисней), было обеспечено и грядущей Революцией. Той самой революцией, которую должна была произвести третья Матрица. Вот только не произвела.

Главным достижением триквела стал одномоментный старт во всём мире. Кажется, 150-миллионный финал трилогии перекрыл по хайпу вообще всё, что было до того, Уорнеры превратили "Революцию" в медийное событие, но 24 миллиона в дебютную среду пыл очень быстро остудили. На самом деле ещё "Назад в будущее" показал, что делить фильм на 2, оставляя зрителя в неопределённости словами "Продолжение следует" идея не лучшая. Обманутым быть не любит никто, особенно зритель, если речь не об экранизации серии произведений, то вынуждать идти на продолжение - идея спорная. Определённое снижение уровня интереса к качеству франшизы также дало себя знать, как и излишний хайп. Смешно, но внезапно, Матрицы стало слишком много. Да, по началу от этого мировой прокат не проиграл. Итоговые 203 миллиона по итогам мировых выходных были феноменальным достижением, Уорнерам удалось то, к чему стремился ещё Лукас: глобализация премьеры. Но вслед за отличным дебютом (из которых 83 миллиона за 5 дней фильм заработал в Америке, 48 за трёх-дневку, в 2 раза слабее предшественника) последовали чудовищные обвалы. Особенно это касалось Американского континента, где финальные 139 миллионов уступили Перезагрузке в два с лишним раза. Зарубеж попытался сразиться за общий успех, но с 424 миллионами триквел уступал по сборам даже культовому оригиналу. Матрица закончилась без ажиотажа. Да и куда там, если куда большего добивался "Эльф" Джона Фавро с Уиллом Феррелом, обеспечивший имя и постановщику и звезде (173 миллиона при старте в 31 превратят фильм в главное семейное кино сезона). Приходило время рождественского кино, в Великобритании Билли Мэк напевал "I feel It in my fingers", покоряя сердца и умы. Да. Реальная любовь соберёт 246 миллионов, из которых 62 млн. в Британии, доказав ещё раз силу британского кино.

Настало время и Пиксара, полгода наслаждавшегося рекордами у себя дома, чтобы в ноябре, наконец, запустить в Европе Немо, ставшего к тому времени Брендом за счёт одних только домашних достижений, буквально взорвав скучавший по мультфильмам зарубежный кинорынок, которому не хватило одного только "Медвежонка". 64 млн. во Франции, 53 млн. в Германии - Немо быстро навёрстывал то, что упустил за полгода простоя, практически повсеместно ставя мульт-рекорды. "В поисках Немо" буквально становился мультипликационным Титаником международнго проката. Апогея достигает Япония с 102 миллионами. Хотя вряд ли что-то могло удивить больше, чем то, что Страна Восходящего Солнца сотворила с "Последним самураем". В декабре эпическое 140-миллионное кинополотно с участием Тома Круза почти не найдя отклика в Америке (111 млн.), буксуя по миру, умудрилось за счёт Японни превратиться в один из самых успешных фильмов с участием актёра, именно родина происходящих событий одарит фильм Эдварда Цвика на 117 миллионов. Невиданное дело, чтобы прокат в зарубежной территории оказывался более успешным, чем прокат в самой Америке. Но мир менялся, и финальные 456 млн. при этом для Уорнеров были куда большей победой, чем успехи Матрицы. Особенно на фоне другого эпика. В этот раз водного и с участием Рассела Кроу. Со 150 миллионами "Хозяин морей: На краю Земли" выступал наравне с Матрицами в качестве одного из самых дорогих фильмов в истории на момент выхода. Но ставка Фоксов не сработала. Потенциальное начало франшизы собрало лишь 212 млн. общих сборов. Начало так и осталось всего лишь потенциальным. Впрочем, в столновении масштабных фильмов кто-то должен был проиграть, особенно если учесть, что та самая кульминация года была всё ближе.

В декабре состоялось событие, которого ждал весь мир. Король вернулся. Путешествие закончилось. И в своём финальном аккорде снесло всё живое.
Предвестником кассовых достижений финала трилогии стало возвращение за неделю до релиза на большие экраны "Братства Кольца" и "Двух крепостей", что во втором случае помогло сиквелу, пусть ненадолго, но всё же войти в тройку самых успешных фильмов в истории, доведя сборы фильмов до 870,7 и 925,2 миллионов соответственно. Но даже эти показатели были лишь прелюдией к тому, что сделает Возвращение. Франшиза, за два фильма сумевшая нажить огромную аудиторию, к третьему стала уже настоящим кинодостоянием, финалом путешествия, за которым следил целый мир. Удивительное дело, когда лучшим пиаром для третьего фильма были первые два, Кульминация трилогии уже в первый день набрала на свой счёт 34 миллиона, уступив только Спайди и Перезагрузке, удивительный результат для декабря, практически всегда делающего упор именно на стойкость, укреплённый замечательными 72,6 млн. в первые выходные, 8-е в истории, лучшие для последнего месяца года. Ещё более значимым становится результат, когда во внимание берётся почти 3,5-часовой хронометраж, усложняющий потенциальную роспись кинофильма, сокращающий киносеансы и способный отпугнить посетителя кинотеатра, всё больше стремящегося к эскапизму мимолётному. В дальнейшем 3-часовому кино уже не удастся так легко добиваться успеха, Властелин колец в каком-то плане становится той точкой, после которому блокбастеры начнут упрощаться даже в плане хронометража. Но триумф "Возвращения короля" становится определяющим, с настоящей революции начиная прокат в мире. 250 миллионов общемировых к концу первого уик-энда буквально кладут недавнее достижение третий Матрицы на лопатки, в 3 раза перекрывая уже десятикратно окупленный первыми двумя фильмами бюджет, яростно врываясь в мир кино-бокс-офиса, не оставляя шансов никому кроме разве что Немо, продолжавшего свой мерный ход к званию самого кассового мультфильма в истории и постепенно вытеснившего из десятки общемировых "Инопланетянина", 21 год хранившего верность списку самых кассовых фильмов.

Даром, что стартовало 17 декабря, грандиозное кинополотно Питера Джексона уже к концу года преодолевает полумиллиардный рубеж общемировых сборов, становясь самым успешным триквелом в истории, приближаясь к 250 миллионам в Америке, уступая на многих территориях лишь Титанику, на некоторых (опять же Россия, 14 млн.) и вовсе обновляя рекорды, уходя за сотню на родине автора (106 млн. в Британии). Кажется, что первые два фильма зарубеж к Средиземью только притирался, чтоб выстрелить со всей возможной мощью именно под финал его истории, несясь на всех парах в обход "Философского камня" к званию самого успешного фильма после "Титаника". 11 номинаций на Оскар становятся уже не подспорьем, а лишь бонусом, когда в середине февраля 2004-го года "Властелин колец: Возвращение короля" становится вторым миллиардником в истории, не просто улучшая результаты франшизы, но переводя их, как и все показатели фантастических или фэнтези фильмов на принципиально новый уровень, к этому времени добиваясь более скромных, но всё же значимых успехов дома, где занимает 6-ю строчку в списке самых-самых. На фоне 700-миллионных зарубежных сборов однако не теряется "Немо". Как можно, если 5-я лента Пиксар становится первым мультфильмом-полумиллиардником международного проката, наконец, устанавлия царство студии в мире так же, как и дома, достигая 8-й строчки в списке самых кассовых фильмов в истории.

Ну а "Возвращению короля" останется лишь только подкрепить свой триумф на церемонии КиноАкадемии, где фильм станет 3-м в истории фильмом с 11-ю статуэтками, первым и единственным триквелом-лучшим фильмом года. Когда в июне прокат Властелина колец подойдёт к финалу с 1119 миллионами за плечами, подойдёт к финалу и эпоха Средиземья, небольшой отрезок времени, когда, кажется, в кинематографе окончательно не станет преград для фантазии. Странно, но кажется, что тогда подойдёт к концу и эпоха чудес, ведь теперь любые чудеса были возможны.


Да здравствует Король.

В следующем выпуске: Невероятный Шрек, новый Человек-Паук, Гарри Поттер: Революция, Страсти по Гибсону, Семейные ценности Брэда Бёрда

Stay tuned...


Американский кинопрокат:
1. The Lord of the Rings: The Return of the King – 377 mln.
2. Finding Nemo – 339,7 mln.
3. Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl – 305,4 mln.
4. The Matrix Reloaded – 281,6 mln.
5. Bruce Almighty – 242,8 mln.
6. X2 – 214,9 mln.
7. Elf – 173,4 mln.
8. Terminator 3: Rise of the Machines – 150,4 mln.
9. The Matrix Revolutions – 139,3 mln.
10. Cheaper by the Dozen – 138,6 mln.

Международный кинопрокат:
1. The Lord of the Rings: The Return of the King – 742,1 mln.
2. Finding Nemo – 531,3 mln.
3. The Matrix Reloaded – 460,6 mln.
4. Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl – 348,9 mln.
5. The Last Samurai – 345,6 mln.
6. The Matrix Revolutions – 288 mln.
7. Terminator 3: Rise of the Machines – 283 mln.
8. Bruce Almighty – 241,8 mln.
9. X2 – 192,8 mln.
10. Love Actually – 187,2 mln.

Общемировой кинопрокат:
1. The Lord of the Rings: The Return of the King – 1119,1 mln.
2. Finding Nemo – 871 mln.
3. The Matrix Reloaded – 742,1 mln.
4. Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl – 654,3 mln.
5. Bruce Almighty – 484,6 mln.
6. The Last Samurai – 456,8 mln.
7. Terminator 3: Rise of the Machines – 433,4 mln.
8. The Matrix Revolutions – 427,3 mln.
9. X2 – 407,7 mln.
10. Bad Boys 2 – 273,3 mln.

Стартовые уик-энды:
1. The Matrix Reloaded – 91,8 mln.
2. X2 – 85,6 mln.
3. The Lord of the Rings: The Return of the King – 72,6 mln.
4. Finding Nemo – 70,3 mln.
5. Bruce Almighty – 68 mln.
6. Hulk – 62,1 mln.
7. 2 Fast 2 Furious – 50,5 mln.
8. The Matrix Revolutions – 48,5 mln.
9. Scary Movie 3 – 48,1 mln.
10. Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl – 46,6 mln.

Стоимость:
1. Terminator 3: Rise of the Machines – 200 mln.
2. The Matrix Reloaded – 150 mln.
3. The Matrix Revolutions – 150 mln.
4. Master and Commander: The Far Side of the World – 150 mln.
5. Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl – 140 mln.
6. The Last Samurai – 140 mln.
7. Hulk – 137 mln.
8. Bad Boys 2 – 130 mln.
9. Charlie’s Angels: Full Throttle – 120 mln.
10. X2 – 110 mln.
Tags: box office, box office saga, lotr, matrix, pixar, история, кино
Subscribe

  • Nolanverse. Act II: Маски, которые носят люди. Действие II

    Часть V: "The Prestige" / "The Dark Knight" Части III и IV. Иронично, что фильм, превративший Нолана в любимца публики,…

  • How Dark the Night*

    С 80 годами истории за плечами - один из Троицы DC Comics, Бэтмен был и остаётся одним из важнейших персонажей не только комиксов, но и вообще…

  • Капитан Чудо

    Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Nolanverse. Act II: Маски, которые носят люди. Действие II

    Часть V: "The Prestige" / "The Dark Knight" Части III и IV. Иронично, что фильм, превративший Нолана в любимца публики,…

  • How Dark the Night*

    С 80 годами истории за плечами - один из Троицы DC Comics, Бэтмен был и остаётся одним из важнейших персонажей не только комиксов, но и вообще…

  • Капитан Чудо

    Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт…