?

Log in

No account? Create an account
Джедай

From Lirik With Love

"It's not who I am underneath, but what I do that defines me." (c)

Previous Entry Share Next Entry
Звёздные войны
Джедай
lirik92
"Звёздные войны" всегда были сказкой о надежде. Как бы тёмен ни был силуэт Звезды Смерти, как бы не сгущались тучи над Галактикой, где-то там, всё равно сиял свет двух солнц, освещающих пустынные равнины Татуина. Контраст, на котором Лукас создал всю историю, начатую среди песков, и оконченную, пусть другим режиссёром, на лесной луне среди ярких красок жизни, как дань классическим сказочным историям о восхождении героя и победе над злом, облечённая для пущего эффекта в оболочку научной фантастики, выдержанную в двух трёх-актовых историях. НФ и фэнтези элементам не удаётся обмануть, как бы Лукас не старался, сказка остаётся сказкой с одинаковым финалом: будучи или лишь 4-м эпизодом, или оригинальной трилогией, или полноценной 6-эпизодовой Сагой - финал истории так или иначе несёт с собой победу, где каждый герой становится участником большого пути к триумфу над злом, простым, но понятным благодаря опять же сказочному разделению на светлую и тёмную сторону, в данном случае, Силы. Истории о юном Джедае Люке Скайуокере, его семье, друзьях, а так же тех, кто боролся за свет ещё до его рождения.

Как и в настоящей сказке, здесь надежда есть для каждого. От бывшего контрабандиста на Тысячелетнем Соколе, под конец 4-го эпизода принимающего единственно возможное решение, до безвременно отправившегося на покой рыцаря-джедая, возвратившегося в виде духа. Даже 5-й эпизод, по праву считающийся самым мрачным фильмом саги, заканчивается фактически искуплением: Лэндо Калриссиан за 40 минут до того предавший одного из главных героев становится своим. 6-й эпизод, как квинтессенция всего и искупление самого страшного персонажа в Галактике, самопожертвованием сумевшим разрешить не только внутрисемейный конфликт, но конфликт всей Галактики, поборов и внутренних демонов, разрубив все узлы, неся примирение сюжетным линиям, начатым сначала в 4-м, а затем благодаря финту автора Вселенной и 1-м эпизодах. Забавный факт, но после признания Люку - Дарт Вейдер ещё недавно бывший убийцей и перекосивший населени имперского командного состава, больше никого не убивает, вплоть до 6-го эпизода, где его альтер эго, Энакин, решает судьбу главного зла тем же способом, что Голлум решил судьбу Кольца, т.е. отправив в путешествие в недра расщелины, попутно погубив и себя, но так же завершив цикл и найдя долгожданное искупление.

Искупление, путь к которому становится только значительнее, благодаря грехопадению, место которому Лукас нашёл только в дальнейшем, спустя 16 лет после Возвращения Джедая, начав с 1-го эпизода, самого необязательного фильма серии на первый взгляд, но фильма критически важного, завязывающего те узелки, которые будут расплетаться на протяжении аж 6 фильмов, составляющих единую глобальную картину. Недаром, "Скрытая угроза" словно бы вбирает в себя всю сагу, будучи самым самодостаточным фильмом, представляющим конфликт, начатый и разрешённый в пределах одного эпизода, символично единственного, начатого и законченного на одной и той же планете (Набу), однако являющего некое отражение всех грядущих событий, недаром финал Скрытой угрозы единтичиен финалу Возвращения Джедая, только в куда меньших масштабах. Антагонист в лице Дарта Мола гибнет в бесконечной шахте, подобно собственному учителю, главному противнику всей саги, которому предстоит та же участь в Возвращении, а главного героя предают огню, как и центрального персонажа всей истории, найденного ещё будучи маленьким мальчиком, что символично, как раз Квай-Гоном. 1-й эпизод словно бы начинает круг, дополняя 6-й, именно в первом приквеле привнося в мир Звёздных войн героя Лиама Нисона, о котором ОТ даже не упоминала, но чья фигура станет для Галактики решающей, меняющей представление о всем течении Силы.

Впрочем, в этом магия всех Звёздных войн: каждый эпизод, начиная с 4-го и заканчивая 3-м дополняет известную историю, превращая круг, замыкающийся на том моменте, где и был начат, в единое полотно. Мало того, что уже "Новая надежда" постоянно отсылает к прошлому, в разговорах о Войнах клонов и старых временах, намекая на то, что кино лишь малый эпизод в большой истории, каждый следующий фильм эту историю выстраивает, являясь очередным кирпичиком в общем эпосе. Не только выстраивает: меняет! После каждого эпизода, каждый предыдущий воспринимается по новому. Поворот об отце в конце "Империи" потому настолько и потрясает, что меняет целую мифологию. Несложно понять старых поклонников, за 16 лет нарисовавших предысторию совсем не такой, недовольных тем, какой предоставил её Лукас, каждым новым приквелом, заставляя смотреть на события ОТ, устоявшихся и любимых, с новой стороны, порой не жалея зрителя, вновь и вновь меняя всю ту же мифологию, формируя Сагу и перекраивая.


Хотя нельзя не признать, что приквелы не работают без трёх оригинальных эпизодов, которым являются полной и зеркальной противоположностью, превращая в противоположность восхождению своего сына путь Энакина Скайуокера в дантевское нисхождение в пламя инферно, заканчивающееся символичным Мустафаром, словно бы самым страшным, низшим пиком Саги. Именно в качестве приквелов и только в качестве приквелов такой путь и работает: в финале Мести Ситхов, когда всё, что было создано, гибнет на глазах, простое знание о том, чем же закончится история несёт в себе больше надежды, чем слова уверения в том, что всё будет хорошо. Простой и банальный, но крайне удачный ход: дать зрителю хэппи энд раньше, чем приступить к мрачному началу, возвысить сына, и искупить отца, прежде, чем низвести последнего до чудовищной машины убийства.

Впрочем, не только приквелы работают с оригинальной сказкой лучше, сама сказка приобретает новые черты, история усложняется. Но именно с этой историей, с той тьмой, которой достигают Звёздные войны в центре своего финала-начала, ещё сильнее отдаётся в сознании та победа, которую одерживает Люк Скайуокер, остающийся главным светочем и той самой надеждой всей Саги, пусть даже Лукас и превращает его отца в главного эмоционально героя легенды. Спасение ведь бывает разным, и Люк, превратившийся в единственного человека, способного за непроглядной тьмой увидеть свет и добро, которое в падшем герое до того в последний раз видела лишь любимая женщина, и есть настоящий Спаситель. Тот, кто так же готов пожертвовать собой буквально в карающей молнии главной Немезиды Галактики, спасая тем самым душу давно погибшего Джедая. И путь во тьму, который начала гибель матери Энакина Скайуокера, обрывается спасением жизни уже его сына. Проблема отцов и детей, доведённая Лукасом, чей конфликт с собственным отцом стал первоосновой его творений, в том числе и Индианы Джонсы, до почти что гротеска.

Проблема, которую подчёркивает блестящая музыка Джона Уильямса, соединяющая историю, рассказанную в течение 28 лет, а потому часто на контрасте визуальных достижений, несоизмеримо разных в 1977-м и 2005-м годах, но превращённую в одно целое, благодаря гениальному композитору. Имперский марш, лёгким переливом нот пробирающий до костей даже в 1-м эпизоде, в разговоре двух джедаев об Энакине, напоминающий о его дальнейшей судьбе; тема Силы, военным маршем завершающая Надежду, и открывающая Месть, и звучащая в финале и начале символического путешествия Люка, на фоне бинарных солнц и на фоне прощального костра - музыка соединяет два поколения, каждый эпизод превосходя саму себя. Duel of the Fates, Across the Stars, Battle of the Heroes - каждый эпизод приносит с собой новый шедевр, каждый из которых имеет место быть в эпизоде III, сводя между собой всю историю в один решающий миг.

Миг, когда герои прошлого уступают место героям настоящего, поменянным местами в хронологии кинематографа. Достигая своего эмоционального инферно, история, даря Люку и Лейе первый взгляд на мир, первые шаги Вейдеру, с Императором, как главным махинатором где-то в тени, не успев закончиться, начинается вновь. Потому что в этом странная магия Звёздных войн Джорджа Лукаса: бесконечный круг истории, начатой в финале, в начале завершённой.


И недаром, так же, как в начале Новой надежды, финал Мести Ситхов, символизирующий финал Саги, какой её задумал Лукас, освещают двойные солнца Татуина под всю ту же Force Theme. Надежда снова сияет новым светом. Даже там, где её, на первый взгляд, не осталось. Сага заканчивается, Сага начинается. Солнца Татуина и надежда остаются.

"Звёздные войны" всегда были историей о надежде.

Сегодня "Звёздным войнам" Джорджа Лукаса исполняется 40 лет.

May the Force be with you... Always!


  • 1
Люблю, когда тексты идут от тех, кто правда любит тему, это очень душевно!
Отлично написал, спасибо!

Когда есть за что любить, писать намного легче само по себе!

"Надежда снова сияет новым светом."
Да пребудет с тобой Сила!

Я пришёл сюда читать душевную исповедь закоренелого ценителя и поздравлять с Большим юбилеем. И всю исповедь уже перечитал.
С праздником тебя, падаван! И да пребудет с тобой сила на просмотр Пробуждения Силы ИЛИ, хотя бы, Изгоя.

Но тогда вся отточенная картина Лукасовской Саги грозится разрушиться, учитель! Оставлю эту затею смельчакам, пожалуй

Оставим.
Но я за себя не ручаюсь, что буду периодически с напоминалками заглядывать ;)

Ты и так не самый частый гость в ЖЖ, вот и обеспечу повод :)

Не частый, но, эммм, регулярный В)

  • 1