Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Стражи Галактики

Джеймсу Ганну повезло трижды. Во-первых, получив на руки персонажей, не самых известных в популярной культуре, сценарист и режиссёр вместе с тем получил возможность и интерпретировать их по своему, с оглядкой на первоисточник в виде комиксов лишь для вдохновения, но не слепого цитирования, обретя свободу и в выборе действия, благо, космос не то, что в Марвел, а в кинокомиксах вообще - гость не самый частый. Отсюда следует во-вторых, неизведанные на большом экране космические просторы Дома Идей предоставили широчайший простор для творчества, которые может сковывать разве что необходимость подчиняться строгому ритму киновселенной имени Кевина Файги. И вот тут появляется в-третьих: пока Капитаны, Старки и Муравьи вынуждены следить за последствиями всех предыдущих фильмов, порой нехотя, но всё же упоминая других героев, как бы поддерживая легенду о том, что всё взаимосвязано, Ганн, оказавшись буквально на другой стороне космоса, такого груза с самого начала был лишён. Впрочем, неизвестные персонажи требовали и свою цену. "Стражи Галактики" 2014-го года прошли по избитой дорожке, представив путь from zero to hero - пусть и не одного персонажа, а целой пятёрки, однако всё равно подчиняясь основным законам мультифраншизы, представив почти скатившегося в карикатуру антагониста, призванного только подчеркнуть индивидуальность команды, которую страховали и зажигательный саундтрек и многочисленные поп-культурные отсылки. Получался странный парадокс - за индивидуальность космоса Марвел отвечало всё.... кроме космоса. За перепалками персонажей и песнями Blue Swede и Redbone терялась сама Галактика, неизведанный уголок киновселенной был отличен от остальной линейки разве что количеством планет.

Пришествие сиквела вполне могло исправить ситуацию, с чем в общем-то и справилось. Но и здесь свою цену пришлось заплатить. Кажется, "Империю" Кершнера вспоминает каждый первый создатель любого сиквела, уверяющий в том, что пошёл именно по пути 5-го эпизода "Звёздных войн", как эталонного продолжения. Интересно, что Ганну удалось подойти к пониманию этого эталона действительно близко: сделав упор на антагонисте, превратив конфликт в куда более личный, отойдя от формулы "мстителя за отца и отца его отца и т.д. и т.п.", сведя борьбу за спасение Галактики к проблеме отцов и детей, попутно радикально поменяв представление об одном из персонажей первого фильма, бывшего лишь наёмником второго плана. Во франшизе самой действительно появился индивидуализм: до своего апгрейда достучались даже перемещения в космическом пространстве. Так что же могло пойти не так? К сожалению, что, опять же, является стандартной болезнью сиквелов, тормоза остались не при делах.

Если оригинальные "Стражи" шли по пути стандартного марвеловского фильма, разбавляя иронией, пусть и порой слишком обильно, основное действо, то "Vol. 2" превратился в натуральную комедию, где отдельные сцены существуют ради юмора и только ради него. Это не всегда плохо конечно, но на каждый удачный пример приходится два неудачных. Как скажет лучший персонаж дилогии - "Этот шляпный базар нам сейчас для чего?" - что отлично подытожит заигрывания со сценами ради сцен, режиссёр словно бы сам понимает и иронизирует сам над собой. Есть над чем, чувство вкуса порой стремится отказать, спуская юмор ниже пояса. За последнее видимо следует "благодарить" в какой-то степени "Дэдпула", после которого похоже, что большое кино решило, что теперь можно всё, и без словесного (почти) фильтра. Впрочем, с самого Ганна, как автора сценария тоже причитается. Режиссёр порой не может найти идеального баланса, даже с отличными идеями на руках. Затягиваются не только шутки, порой натужные, но и драматические сцены, по-началу действительно способные вызвать скупую слезу, но доводимые чуть ли не до фарса. Это касается и характера главных персонажей, которые не развиваются, но только демонстрируют свои многочисленные недостатки. Доходит до анекдотичной сиутации: если уровень iq Дракса сценарий понижает с каждой репликой, лишь под финал дав щанс на его будущую реабилитацию, как разумного гуманоида, то Грута, в общем-то откровенно деградируют. Ну а что, "Мы есть Грут" было, пожалуй, пиком эволюции героя, всё, что осталось - начать всё заново, проведя (буквально) героя через все стади роста.
Неудивительно, что по закону равновесия, куда большего удастаиваются герои старые, но раскрытые до того буквально парой штрихов. Имя себе зарабатывает Небула, благодаря конфликту с сестрой становясь персонажем куда более живым, чем некоторые ожившие карикатуры, и без необходимости остроумить через слово. Йонду Удонта Майкла Рукера с каждой сценой по-настоящему преображается, затмевая собой всех основных героев, вытягивая и Ракету, который, за счёт очень странной и небанальной связки с синим опустошителем получает возможность взглянуть сам на себя под другим углом. Кажется, именно за Йонду Ганн топил с самого начала - сцены с ним отличаются особым режиссёрским изыском, правда, тут Ганн тоже не удерживается от того, чтобы всё затянуть, но в данном случае простительно - столь ярких личностей, способных тащить на себе кадр и сцену не встретишь даже в сольных фильмах Киновселенной Мстителей. Своей харизмой Йонду так и стремится затмить даже главного злодея, что в общем то логично: в какой-то степени, нынешний "захватыватель вселенной" является антагонистом в первую очередь персонажу Рукера.

К слову, про антагониста. Да, если с одной стороны, Ганн явно теряет баллы по сравнению с первым фильмом, в невозможности во-время остановиьтся, то с другой, устраняет бывшие недоработки. Небанальная мотивация, долгоиграющие планы, тревожный твист - новый противник Стражей выигрывает у большинства своих "мстительных" собратьев выразительностью (в том числе и визуальной, кстати), пусть и вынуждая Стражей идти по стопам "Возвращения Джедая", но проще вспомнить кино про космос, которое Звёздные войны не цитирует, так что можно. Отсюда значимость приобретает и конфликт: в конце концов, за масштабом легко потерять человечность, но именно её неприятель в этот раз и обеспечивает, снабжая, как было сказано ранее, космический конфликт личным подтекстом... Что в конце концов вновь работает на Йонду, в оду которому превращаются вторые "Стражи", трансформирующися из конфликта отцов и детей в конфликт отцов и пап.

По итогу забавное дело, но две части Стражей странным образом дополняют друг друга: каждый из фильмов галактической дилогии умудряется и выигрывать и проигрывать по сравнению с другим, да так, что учитывая все достоинства, за недостатки становится особенно обидно. Ганн однозначно молодец, что пытается отстаивать своё видение с фанатизмом, выстраивая самую самодостаточную серию в линейке, но при этом сам же успевает тянуть её вниз. Всё, что остаётся - найти золотой баланс, иначе в дальнейшем режиссёру и сценаристу в одном лице придётся искать нового героя, способного тащить на себе весь местный балаган. А космос хоть и бесконечный, но найдётся ли в нём ещё опустошитель со столь пылким сердцем - вопрос открытый.

ЗЫ: I'm Mary Poppins, y'all!
Tags: 2017, the avengers, кино, кинокомикс, мнение
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…