Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Believing in Justice: Лига Справедливости Гранта Моррисона

Уже успевшая пережить несколько инкарнаций (в том числе комедийных) на страницах комиксов Лига Справедливости, подошла ко второй половине 1990х в составе одновременно и знакомом и совершенно новом. 1990-е, ставшие эдаким тёмным веком для мейнстримовых комиксов, когда любимых героев было принято шокирующе убивать, помещая за кайму знакомых масок новые лица, призванные привлечь и новых читателей, кажется чаще рождали свежие идеи на почве разрушенных старых и проверенных символов. Оттого ещё более примечательно, что Грант Моррисон, ворвавшийся, наконец, на территорию мейнстримовой супергероики, умудрился вернуть Лиге величие той Силы, с которой стоит считаться, смешав новое и старое, получив взрывоопасный коктейль, не так уж и редко готовый рвануть подобно сверхновой, но доведённый до 1990х со всей.... чистой Справедливостью.
Пожалуй, Лига Гранта Моррисона, объединившая под своих крылом Grand Seven - Супермена, Бэтмена, Чудо Женщину, Флэша, Зелёного Фонаря, Марсианского Охотника и Аквамена (собравшихся, правда, в таком составе впервые у Марка Уэйда), сумела направить в единое русло казавшийся нескончаемым поток писательской свободы, одновременно продемонстрировав и силу и слабость такого бессовестного понятия, как continuity. Буквально продолжительность - бесконечный цикл переплетающихся между собой историй, происходящих, как одна, в одной необъятной вселенной. Вот и Моррисон, англичанин вундеркинд, заявивший о себе в конце 1980-х комиксами самодостаточными, способными существовать и в рамках одной вселенной и в своём тесном мирке, оказался вынужден рассказывать историю персонажей, раскрываемых где-то в соседних тайтлах, чьи события оказывается невозможным игнорировать. И пока герои Моррисона сражаются с очередной вселенской угрозой, они же гибнут, разбираются с личными проблемами, меняют внешность, буквально между номерами в своих сольных историях, и Моррисону остаётся вновь и вновь подстраивать свои сценарии, меняя детали, буквально на ходу объясняя новые правила игры. Потому, порой, кажется, что пантеон новых небожителей (буквально, их крепость теперь находится на Луне) оказывается пополнен персонажами, нужными в первую очередь самому Моррисону - падший ангел Зауриэль, самосудница Охотница, Сталь, как назло провалившемуся фильму с Шакил О'Нилом введённый Моррисоном, дабы раскрыть весь его потенциал, новые боги - Орион и Барда. И пока герои А класса сталкиваются с антагонистами в виде авторов, меняющих их жизни по своему желанию, Моррисон умудряется играться с героями уровнем поменьше, но выставляя их на передний план, вынуждая действовать на равне с Великими.

И Великими становится каждый - блеснуть гений Туманного Альбиона позволяет всем, но всё же когда дело доходит до основного состава, он действительно отказывается от рамок, способных сдержать воображение - а дальше кисть Хауарда Портера исполняет фокусы английского иллюзиониста, вознося героев на уровень божеств греческих саг. Супермен вступает в бой с мятежными ангелами, Чудо Женщина ведёт за собой армию всех людей Земли против оружия вселенского уничтожения, Марсианский Охотник становится единым со всем Марсом, Бэтмен пламенем спички внушает ужас в сердца захватчика, руша планы инопланетных пришельцев, А Зелёный Фонарь? Кайл Рейнер - наследник целой звёздной вселенной, ухандыканной своим предшественником, Хэлом Джорданом, даёт волю изумрудным мыслям. И изумрудные мысли становятся изумрудными творениями, способными одной только силой воли сдержать взрыв целой сверхновой. Да, в безумном темпе, который вынуден принимать комикс Гранта Моррисона, словно спешащий успеть до новых изменений статус-кво, порой приходится ограничиваться лишь парой фраз и парой кадров, чтобы охарактеризовать персонажа. И Грант Моррисон переходит на новый уровень лаконичности, чтобы уже на следующей странице погрузить читателя в гущу не снижающих оборотов событий, чей предел - звёздное небо.
Масштаб историй зашкаливает, настолько, что из каждой из них вышел бы полноценный ивент, ежегодное гига-событие, способное связать все тайтлы вселенной: падшие ангелы спускаются на Землю, космические захватчики погружают всё человечество в сон, в состояние почти подобное другой реальности, только со старым знакомым где-то на задворках сознания, древние джинны из 5-го измерения рвут реальность всей планеты на части, а орудие из доисторических времён стремится стереть всё живое во вселенной. В общем то до своего ивента Моррисон и дослужится: за 4 года своего рана почти проигнорировав сторонний Генезис (попытку переиначить происхождение сверх-людей) и закрыв глаза на Day of Judgment (первый ивент Джеффа Джонса и смотрите ка - уже с попыткой реабилитировать старину Джордана!), он возведёт пьедестал героям нынешнего времени в будущем DC One Million, столкнув между собой 20-й и 853-й века, дав дом Супермену в сердце Солнца, предвосхитив свой All Star шедевр. В общем то именно предвосхищением и кажется порой его Лига - события, расказаныне порой наспех, на скорую руку - кажутся не только вынужденной мерой по использованию имеющихся ресурсов, но и попыткой автора изучить знакомые и новые концепты, чтобы понять, что может сработать, а что нет. Впереди его ждут умирающий Супермен, Последний кризис, спроектированный самим Дарксайдом в поисках анти-жизни и Бэтмен с планеты Зу-Рен-Арр, но предтечи его будущим ранам и глобальным событиям можно найти уже здесь и сейчас, на страницах Justice League of America, команды, защищающей целый мир, но отдающей названием дань классическому Обществу Справедливости Америки, впервые собравшему героев под одной обложкой на страницах комиксов Золотых 1940-х. Тому Обществу, которое Моррисон попутно и возродит.

Кажется, что Моррисону море по колено: он возводит и рушит целые мифологию за пару страниц, порой увлекаясь концептами настолько, что вынуждает читателя додумывать происходящее с безумным ритмом. Однако  именно Ему, земляку Нила Геймана будет позволено не только ввести в свою историю самого Сэндмена, но и осмелеть настолько, что бы рассказать эпилог завершившейся на страницах Саги о Песочном Человеке истории, внезапно переплетающейся с историей Лиги в мире сна, где кольцо вновь же Фонаря способно создавать целые миры.
Неполные 41 номер (из которых часть отдана на откуп приглашённым авторам) однако могли бы стать серьёзной проблемой для читателя в мире continuity и всё более осмелевшей фантазии порой забывающего про такт автора. И именно тут в бой вступают те самые персонажи, лишь только принявшие на себя честь и ношу быть частью нового Пантеона благодаря силе мысли Моррисона. Да, кажется, что каждая деталь играет на руку истории, так и каждый персонаж словно винтик в общем механизме доводит до зрителя новые или давно забытые концепции через призму собственного восприятия, беря на себя роль самого читателя, вынужденного следить за несущимся сюжетом. Сюжетом, в котором за каждой маской или сталью, скрыта яркая индивидуальность, вынужденная уживаться с другими только ради общей цели - благополучия жителей Земли. Странная химия порой заряжает страницу почище разукрашенных батальных сцен, а где-то между кадрами Уолли Уэст и Кайл Рейнер, неспособные находиться в одной комнате, всё чаще берут на себя роли Барри Аллена и Хэла: Флэшу и Фонарю, кажется, суждено быть друзьями - и Моррисон не упускает возможности это подчеркнуть.

И так и Лиге суждено быть здесь, потому что по-другому, кажется, нельзя. Не столько героям, нарисованным и расписанным их авторами, но героям внутри нас, которым порой нужны яркие символы и идеалы, на которые можно опереться. Впрочем, идеалы и правда, у каждого своя, а Справедливость - едина. И, кажется, именно в неё и верит сам Грант Моррисон. А это для автора подобного тайтла - важнее всего.
Tags: batman, comic book, dc comics, green lantern, justice league, superman, wonder woman, любимые авторы
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…