Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Создатели

"Не можешь победить - просто купи"

Забавно, что в фильмографии режиссёра Джона Ли Хэнкока "Основатель" идёт сразу за "Спасением мистера Бэнкса", тёплой историей о том, как Уолт Дисней со своей империей осуществлял мечты миллионов, скупая права на экранизации произведений, превращая чужие творения в шоу для всего мира. Дисней - герой целого поколения, продюсер шедевров, обратной стороной медали которых становились конфликты с авторами и творцами в том долгом пути от сценария до киноэкрана, в версии Ли Хэнкока сдобренной классическим голливудским хэппи-эндом во всей ненаглядной мощи серебряного экрана. Музыкальный шедевр создан, громкая премьера благоволит довольной публике и автору в исполнении Эммы Томпсон, и лишь на стороне П.Л. Трэвис, после экранизации не позволявшей студии Диснея при жизни вновь взяться за её произведения, останется правда, непопулярная и публике неинтересная. Казалось бы, причём здесь империя Диснея, ведь на первый взгляд "Основатель" кино совсем о другом.

"Основатель" однако выступает если не логичным развитием предыдущей работы режиссёра, то дополнительным материалом, закадровой съёмкой той самой обратной стороны медали за кулисами большой капиталистической машины, готовой придавить умелых, дав дорогу смелым. И в противоположность обаятельному Диснею Тома Хэнкса выступает харизматичный Рэй Крок Майкла Китона не лишённый достоинств, но и недостатков, живое воплощение американской мечты, предприниматель, готовый поглотить чужие надежды, чтобы осуществить свои собственные. И словно бы злой насмешкой той самой громкой мечты становятся настоящие герои - "братья МакДональды", чьё имя станет нарицательным, но чьи лица скроются за ширмой чужой находчивости. Дик МакДональд в исполнении Ника Оффермена не только полная противоположность Крока - в его верности своему имени и качеству, но и олицетворение всех тех умельцев, на чьих талантах строится чья-то империя.

Лишённая сценарного или режиссёрского мастерства "Социальной сети" и "Стива Джобса", картина в общем то лишена и "героя нашего времени", гения предпринимательства, способного превратить группу разношёрстных подчинённых в собственный оркестр. Крок здесь лишь везунчик, тот, кому удалось найти и увидеть в простой забегаловке потенциал, словно скрытый в камне, требующем полировки. Только полировка была не нужна, готов шедевр - плод труда двух американских работяг. И тут парадом правит даже не Хэнкок, а Майкл Китон, кажется, соскучавшийся по ролям эксцентричных миллиардеров, ведущий за собой машину братьев МакДональдов, ухватив семейную суть ресторана быстрого питания и превративший скромную вывеску в один из самых известных мировых брендов. Китоновский Крок превращается из героя в антагониста, медленно, но верно, когда изначальные понимание и честный труд, необходимые для поддержания качества, столь важного для создателей, уступают место неизбежной жажде выгоды, стремлению к большему. И в финальном взгляде, кажется, не остаётся ни грусти, ни победы. Ничего кроме пустоты, а в речах теряются собственные слова за текстами забытых авторов - и исчезает человек, на месте которого остаётся лишь та самая мечта, к которой он так рвался, лишённая искры и вдохновения, когда предприниматель сам становится машиной.

Внезапно удивляет честность истории, не романтизирующая главного героя и оставляющая роскошь жизни победителя где-то за кадром. Победы над противниками здесь не радуют, и не в последнюю очередь цель достигается обаянием героев Оффермена и Кэролла Линча, Лоры Дерн, да даже персонажа Патрика Уилсона - каждому из которых Рэй Крок Китона перейдёт дорогу на пути к трону. И Ли Хэнкок не оставляет места для сожаления и сочувствия, опуская романтику за ту же ширму, где скрылись два рабочих с громкой фамилией МакДональд. Герой в глазах миллионов не лишается собственного голливудского финала, только в этот раз за его спиной и воротами его Империи оказываются самые реальные люди с разбитыми мечтами, лишившееся даже своей фамилии. Две золотые арки, приносящие миллиарды, как символ мечты, разбитой в руках создателей, и воссиявшей в империи основателя.

Потому что порой создатель и основатель - это совершенно разные люди.

Актуальное кино.
Tags: 2017, кино, любимые актёры, мнение
Subscribe

  • Far Over the Misty Mountains Cold

    In a hole in the ground there lived a hobbit Эта простая строчка, выросшая из игры в слова английского лингвиста, 21 сентября 1937-го года…

  • The Martian

    К научно-фантастическим (да и вообще) бестселларам у меня отношение предвзятое. Количество нечитанной классики столь велико, что обращаешь на…

  • Сага об Эндере

    "Невозможно полностью понять противника и не полюбить его так, как он любит себя сам" (с) Эндрю Виггин История Эндрю Виггина - это не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments