?

Log in

No account? Create an account
Джедай

From Lirik With Love

"It's not who I am underneath, but what I do that defines me." (c)

Previous Entry Share Flag Next Entry
Будущее, которого не было - "Космическая Одиссея" Стэнли Кубрика
Джедай
lirik92
Увидеть на большом экране "Космическую Одиссею" Стэнли Кубрика - самый настоящий кинематографический опыт. 2,5 часа даже не путешествие в пресловутый мир за гранью воображения, а пролёт по грани между реальностью и вымыслом, сегодня наполнен горькой иронией, ведь даже не только к 50-летию фильма, но и к 17-летию знаменательной даты - кинематографическая реальность так и осталась вымыслом, а научно-фантастический вымысел так и не стал частью реальности. Ирония в том, что там, где остальная фантастика прорывалась к центру Галактики, путешествовала среди звёзд, Стэнли Кубрик и Артур Кларк заглянули лишь на 33 года (более символичного возраста в истории, наверное, нет) вперёд, окинув взглядом то будущее, которое было реально для зрителя 1968-го года, но сегодня и оно кажется утерянным навсегда. При том, космические полёты и сегодня поражают своей приземлённостью (и у Кубрика приземлённость действительно может поражать), ведь, кажется, лишь на прошлой неделе в космос вышел первый искусственный спутник, вчера под радостное "Поехали!" человек и сам вышел за пределы орбиты Земля, а уже на завтра запланирован его первый шаг по Луне, а потому сложно представить, что через каких то 30 лет homo sapiens не сможет бороздить пространство между своей родиной и её естественным спутником. Потому и кажется, что фантастическим элементом "2001" обязан Часовым - монолитам, высшему и непостижимому разуму, но никак не теме космических полётов, выполненных так, что кажется, будто документальный фильм из начала 21-го века каким то образом попал на полку студийных боссов. Неудивительно, что Голливуду приписали и приземление американцев на Луне: если уж 2018-м кино Кубрика практически невозможно заподозрить в фальши, то 1968-й натурально получил возможность увидеть будущее, которого нет.

Да, в этом и есть горькая ирония - будущее, отданное на откуп технологиям развлечения и связи, во всем блеске развивалось лишь на киноплёнке (а позже цифре), но даже кино, получив на руки технологии превращать мысли в реальность с помощью всесильных компьютеров (родственники ХЭЛа 9000 победили), так и не смогло уйти далеко от того, что создали Кубрик и Кларк. Неудивительно, что Одиссея - краеугольный камень научно фантастического кино, которому отдают дань уважения сотни кинематографистов. Да и как здесь забыть, если тот же Джордж Лукас в 1977-м изменивший кинематограф навсегда, именно в 1968-м увидел, что кино способно на куда больше, чем в то принято верить, став киноволшебником, но и его волшебство стало возможно благодаря той реальности, рамки которой раздвинул раз и навсегда Стэнли Кубрик.

Сегодня и так смотреть Одиссею, не видя того, что ждёт кинематограф в будущем, практически невозможно. Визуальные цитаты, сознательные или нет, на ближайшее 50 лет станут обыденным делом в научной фантастике. За всевидящим оком ХЭЛа видится глаз Терминатора (фраза life functions terminated появляется на экране словно бы даже не как намёк), лунный шатл напоминает и корабли Торговой Федерации и сферу боргов разом, фраза о 6-м пассажире даёт повод вспомнить 8-го пассажира Ридли Скотта, а слова Джейка Салли в Аватаре о том, что "в криокапсуле сны не снятся" намекают, что уроки гибернации Джеймс Кэмерон выучил на отлично. Дыхание астронавтов, вынуждающее зрителя дышать в такт героям фильма, станет основным звуковым эффектом "Гравитации", и воплотится в главном живом оружии Императора, а центробежная гравитация станет доступна и жителям Элизиума и героям Интерстеллара, последний из которых и вовсе один большой рип-офф. Впрочем, Нолана сложно обвинять в излишней любви к "2001-му году" - восстание машин и планета обезьян, эволюция человека и прикосновение к неизведанному, внеземные цивиализации и путешествие сквозь космические пространства - Кубрик и Кларк объяли необъятное, создав кино, словно бы вобравшее в себя все необходимые для размышления на пороге технической революции темы. А затем пустили кино совсем в другое русло, от рассуждений к игре с подсознанием. Ведь там, где заканчивается попытка создать реалистичный мир будущего, начинается свой особый "звёздный путь" - звёздные врата в другую реальность, кинематографическую и эмоциональную - переход из нашей с вами вселенной в нечто большее, истинный выход к звёздам, которые человек и его сознание пока не способны постичь.

От путешествия сквозь звёздные врата челюсть и сейчас отпадает сама собой, ты словно под влиянием сильнейшего гипноза, мысли остаются где-то позади, остаются лишь чувства, которые ты не совсем понимаешь, но, если честно, и не стремишься понять. КИНО в чистом виде - эскапизм, забирающий зрителя даже не за пределы привычного ему окружения, но за пределы его чувств. Пожалуй, благодаря экрану айМАКСа, ваш покорный слуга может с определенной уверенностью сказать, что это один из самых грандиозных моментов, что он видел на большом экране. Психотрип, визуальный портал за пределы нашей вселенной, который можно либо прочувствовать, либо нет, другого не дано. Неудивительно, что попытки отправить зрителя в подобное путешествие можно увидеть у самых разных режиссёров - "Трон", "Стар Трек" 1979-го, "Интерстеллар", даже "Доктор Стрэндж", кажется, чуть ли не каждому кинофантасту хочется отправить зрителя в свой звёздный путь. Не всем дано. Секвенция звёздных врат - кульминация и в том числе аудиальная - на протяжении всего фильма до того под звуки музыки Штрауса планеты выстраиваются в ряд над Землёй, хорал знаменует собой появление Монолитов, напряжённое дыхание человека и раздирающий перепонки однообразный писк отключаемых компьютеров противопоставляют друг другу восприятие двух интеллектов - естественного и искусственного.


И в каком то смысле "Also sprach Zarathustra" как звуковая и эмоциональная кульминация киноленты воспринимается сейчас с особой горькой иронией. Ведь выходит так, что в космическом отношении человек ставший сверхчеловеком, всё ещё всего лишь младенец в этой огромной вселенной. Проблема в том, что даже в 2017-м мы в своём прогрессе далеки и от этого младенца. Одиссея идёт к своему финалу - король возвращается на Итаку - а человек возвращается в лоно своей родной планеты, будучи всё так же ребёнком.

В 1968-м году Стэнли Кубрик отправил зрителя в космос. Спустя 50 лет остаётся благодарить кинотеатры за то, что они позволили и новому поколению, пусть ненадолго, но повторить это путешествие. И надеяться, что будущее, которого не было, когда-нибудь настанет, и мы сможем прикоснуться к звёздам, которые в 1968-м казались на расстоянии вытянутой руки. И тогда 2001й станет прошлым, которого мы достигли. Когда-нибудь.



  • 1
Волшебное, волшебное кино.
А по смыслам мы вместо науки давно получили развлечение.

При том, что 2001 и 2010-й годы позади. Следующий чекпоинт Кларка - 2061, а воз и ныне там!

Edited at 2018-09-05 03:43 pm (UTC)

Здорово ты повернул рассуждение - и трудно не согласиться с ним. Да к тому же ведь и кино утратило то, что имело во времена Кубрика - то есть, отсутствие прогресса даже и по ту сторону экрана наблюдается. И как бы красиво ни отдал дань своему кумиру Нолан, это уже очень вторично и ничего не даёт по сути. Поэтому не то что "не всем дано" - а просто никому уже, боюсь. Но это я опять на свою любимую тему заговариваю) Факт тот, что опыт просмотра, и впрямь, оказался уникальным - и даже не знаю, какой ещё фильм из рядов классики мог бы так впечатлить на таком экране.

Edited at 2018-09-05 07:20 pm (UTC)

Да не то, что никому, просто в данном случае всё упираются в оммаж, а с компьютерными технологиями в наше время это даже в высшем качестве произведёт совсем не тот эффект нежели во времена, когда о такой технике не слышали и оно воспринималось как волшебство) Так что тут вопрос не что, а как. Это ведь Нолан ратовал за реставрацию 2001, кстати, и продвигал её и представлял в Каннах вроде бы весной. Так что это всё таки ему, как фанату фильма, мы обязаны тем, что увидели это ЗРЕЛИЩЕ на большом экране.

Из до ЗВ-шных времён с точки зрения впечатления визуального у Одиссеи равных действительно нет (да и в пост-ЗВ-шной не так много), но это не отменяет того факта, что я бы очень многое хотел глянуть на большом экране из классики, дайте мне только возможность)


Спасибо)
Ну а вообще, браво, Кубрик)

У меня вопрос: imdb говорит, что соотношение сторон в разных версиях разное, но нигде нет 1:1,56, как ваш первый кадр и как в IMAX. Получается, что при подготовке копии люди обрезали края? Или как действовали?

Насколько я знаю, восстанавливали оригинальную версию фильма 1968-го года. В 2001-м как раз таки её адаптировали для ре-релиза. Да, смотрел я Одиссею её действительно в другом формате, о чём до данного вопроса даже не задумывался) Но возможно как раз таки сейчас мы видим оригинал. Но сравнить и понять насколько сильна разница конечно можно только при непосредственном сравнении двух форматов, а так сказать сложно.

(Deleted comment)
Действительно, как-то грустно осознавать, что спустя столько лет технологии далеко не так продвинулись, как представлялось тогда. Впервые для меня эта грусть случилась в 2015-м, когда ни летающих машин, ни даже летающих досок так и не появилось. Аэротакси вроде каждый год всё ближе и ближе, но при этом реальностью так и не становится.

"родственники ХЭЛа 9000 победили" - не могу в полной мере согласиться. У ХЭЛа была чёткая цель, которой он и старался достичь, жизни космонавтов на борту вопреки. Наши же компьютеры (те самые родственники ХЭЛа) являются до сих пор лишь инструментом. У них нет цели, как у самостоятельных единиц, принимающих решение. Во всяком случае, я о таких компьютерах не слышал. Может, ты знаешь больше?

А ещё жаль, что за последние лет пятнадцать не выходило ничего столь же фантастически поражающего, как Космическая Одиссея. Сплошные римейки и продолжения старого. Кажется, словно фантазия людей зашла в тупик.

Ну, в этом плане НвБ с 2015-м или Блэйд Раннер с 2019-м конечно куда более фантастично выглядели даже для своего времени. 2001 был именно детищем 1960-х, где космос вон он - рядом совсем) И для того времени это фактически завтрашний день.

Я конечно же имел ввиду, что Кубрик и Кларк предполагали будущую зависимость от техники вплоть до человеческой жизни и это будущее как раз настало, речь я конечно не о восстании машин вёл)

Ну раньше и серии оригинального Стар Трека писали Ричард Мэтисон и Харлан Эллисон, а с Кубриком работал Артур Кларк - такие имена за такими произведениями - конечно же сейчас такое неподъёмная роскошь.

Отличный текст!!!!

Я вчера на сеансе во время психотрипа тоже о "Докторе Стрэндже" вспоминала.

А еще только в оригинале выцепляется фраза "I have a bad feeling about tham" про ХАЛ-9000, которая сам знаешь где слегка измененная постоянно потом повторяется.

Благодарю)

Да, я про чувства бросается фраза, особенно то, с какой интонацией она сказана, но возможно это у них достаточно распространённое выражение, потому тут по мне сложно сказал, цитировал ли Лукас)

Написано слишком хорошо)) Я даже задумался о походе.

О походе на 2001-й год, мне кажется, даже задумываться не надо) Это же такой шанс увидеть ЗРЕЛИЩЕ на большом экране.

Edited at 2018-09-08 11:13 am (UTC)

  • 1