Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:
  • Music:

Star Trek: Deep Space Nine


Каждый раз, когда за окном станции открывается червоточина - на Променаде начинается столпотворение. Нет, правда, с самого первого раза, как небеса над Баджором разверзлись, с того самого момента, как станция Дип Спейс 9 оказалась на границе между Федерацией и территорией Кардассии, став тактически важным пунктом для всех, кому был интересен космос по ту сторону от Червоточины, она буквально притягивала к себе взгляды всей Галактики. Тех кто живёт или работает на станции. Гостей. Политиков. Военных. Землян и баджорцев. Кардассианцев и клингонов. Видел ли ты её первый раз или во второй? Или просто хотел показать товарищам то чудо, которое больше не увидишь нигде, даже если ты тоже служишь в Звёздном флоте и видывал много неземных чудес? Не суть важно: всегда находились те, чьими глазами ты мог взглянуть на космический храм (или как там её зовут баджорцы?) по новому, подхватив чьи эмоции это зрелище, кажется, уже ставшей обыденностью, вновь обращалось чудом света.

Подумайте сами: Устойчивая червоточина в другой конец Галактики! Созданная по слухам не без помощи высшего интеллекта! Как такое возможно? Ты не знаешь. Но ты смотришь на лица тех, кто вновь наблюдает за вспышкой света, за которой следует само светопредставление, ухмыляешься тому, как мало вы ещё знаете в 24-м веке о природе вещей. И идёшь в бар к Кварку. Перекинуться новостями с другом, обсудить важную сделку, послушать болтовню Морна, или просто расслабиться и повидать народ - не важно. Эта станция словно бы твой дом, даже если ты не здешний и бываешь здесь раз в неделю или в месяц, заходя в бар к этому пронырливому ференги ты ощущаешь, как же здесь до боли всё знакомо. И кажется пройдут года, войны начнутся и подойдут к финалу, будет меняться офицерский состав, а здесь ты снова будешь чувствовать себя своим. Что ж, ты направляешься в Quark's, но перед входом ещё раз оборачиваешься и смотришь в окна Променада. Червоточина уже закрылась. Но звёзды всё ещё там. И внезапно кажется, что они ближе, чем были когда-либо.
Не секрет, что мифология Звёздного пути, выстраивавшаяся долгие годы силами её создателя Джина Родденберри на протяжении сериалов, анимации и полнометражных фильмов. имела в основе своей единый стержень. Формула, знакомая даже тем, для кого Стар Трек - лишь набор слов и звуков - стала её абсолютным символом: корабль и его отважный капитан, команда, несущая свет победившего коммунизма и будущее без конфликтов, освещённое научными открытиями новых цивилизаций в Галактике, в которой человечество лишь часть куда большего биологического и социального полотна. Каждая неделя в космосе отдавалась на откуп новой культуре, отдельно взятому конфликту, где персонажи были той самой необходимой опорой: каково бы ни было потрясение - они останутся верны себе, Федерации и любящему их зрителю. Рабочая формула, породившая целую Вселенную с сиквелами, приквелами и спин оффами и отправившая корабль Энтерпрайз сначала по просторам 23-го, а затем и 24-го века, как не телевидении, так и в кинозалах. Нечто несломанное, что нет, как говорится, и необходимости чинить. Вот только как-то вышло, что с самого начала отправив всю эту формулу в утиль Рик Бермен и Майкл Пиллер создали возможно лучший сериал в истории Стар Трека.

Дип Спейс Найн меняет правила игры с самого начала: теперь в центре внимания не летящий к последнему рубежу корабль, а станция на орбите планеты Баджор, только недавно освобождённой от рабского гнёта жителей Кардассии. Здесь же и главный герой - не бравый Капитан капитанов, а пока лишь просто коммандер, потерявший жену в атаке боргов, умудряющийся смотреть на самого Пикара сверху вниз, темная лошадка, посланная командованием Звёздного флота на выполнение далеко не первоочередной задачи: включения того самого Баджора в состав Федерации, другими словами - подальше от кабинетной политики и принятия важных решений. Задачи, призванной занять руки коммандера надолго: под его командованием уже не только "флотские", те самые идеальные люди светлого будущего, но и жители самого Баджора, недавние террористы, боровшиеся за освобождение своей планеты, не видящие разницы между рабством и служения идеалам Федерации, констебль Одо - единственный известный представитель своей расы метаморофов, а ещё и чёртов Кварк со своим баром. С такими входными данными совершенно логично, что правила игры меняются уже внутри собственного построенного мира: внезапно открывшаяся неподалёку от Баджора червоточина открывает перспективы и возможности и конфликты, вариаций которых не пересчесть.

Открывает она всё это не только Баджору и Федерации, но и сценаристам: и речь касается не только не столько обязательных новых рас, которые встретятся и в другом конце Галактики и сами не раз нанесут визит в наш квадрант. С этим сериал наиграется очень быстро: первый сезон в своей попытке следовать формуле - новый эпизод - новая планета, окажется в итоге и самым слабым его звеном, нанеся полноценный удар по Трековской вселенной лишь Дуэтом - серией о холокосте и его жертвах, об умении прощать врагов и жить дальше. Социальный подтекст классического Трека, доведённый до нового уровня - теперь в центре внимания не приглашённая звезда n с проблемой на серию - а одна из главных героинь самого сериала - майор Кира Нерис - которой приходится нести груз прошлого через весь сериал, собственную сценарную жизнь. Сама Нерис - в общем то вершина эволюции сильного женского образа в Стар Треке, начатой образом лингвисты Ухуры в тени Капитана. Майор Кира не просто олицетворение Баджора, фактически второй главный персонаж, достойный соперник коммандера Бенджамина Сиско, с которым ей лишь предстоит стать верным товарищем.

В этом плане Дип Спейс Найн в общем то и сам один большой пример эволюции: сложно уследить, в какой момент стандартная формула остается позади. И когда 5-й сезон превращается в историю о Холодной войне, с 6-й переходящей в активный вооруженный конфликт, равного которому в истории как телевизионного, так и кино Стар Трека, просто не было. Прелесть открытия неизведанного сменяется ветром перемен: ни один персонаж станции не доберётся до финала прежним, а кто-то не доберётся вовсе. Сериал словно бы сам живёт и меняется под стать обстоятельствам: серий подобных Дуэту становится всё больше, скелеты в шкафах главных героев оживают всё чаще. Там, где звёздный Энтерпрайз не имел права измениться, неся всё те же доброту и просвещение от планеты к планете, не оглядываясь на последствия, так и станция и её экипаж не способны остаться прежними: события вчерашнего дня неизменно влияют на день завтрашний. Сказанное не будет забыто. Баджор так и останется за окнами, как и Червоточина, как и Кардассия. Лишь за 11 лет до старта сериала, Гнев Хана перевернул вселенную, показав, что за вольно принятыми решениями могут стоят вполне определённые последствия: ДС9 на подобных последствиях построен весь.

Нет ничего удивительного, что в 1990-е сериал фанатов, Трекки, скорее отпугивал: спустя 30 лет совершенства оказывается, что за всё приходится платить, и за тот рай, которым подана Федерация тоже. Именно с экранов станции прозвучит первое обвинение идеальному порядку, превращающему все народы в единое безликое целое. Именно здесь проявит себя секретная секция, выводящая опасные элементы из игры - та плата за спокойный сон на планетах Федерации, которая поставит под сомнения убеждения главных героев. Именно здесь коммандер, которому суждено дослужиться до капитана уже в пределах отведённых сезонов, окончательно лишив сериал комфортной неизменности его мира и героев, переступит моральную черту, когда ценой окажутся жизни миллионов граждан государства. Парадокс: оказывается, стоило задержаться на планете, встретиться с ценой и последствием решений - и идеалы пропадают сами собой. А вместе с тем оказывается, что эта самая планета способна вместить в себя культуру, которой хватит на несколько миров пресловутой Федерации.

Дип Спейс Найн с самого начала идёт по пути лучших фэнтезийных миров, ступая в уже обжитый мир с глубоко проработанным прошлым, изучаемый на протяжении 3 сериалов и 6 фильмов, имея в том явное преимущество перед оригиналом и Следующим поколением, но фактически создаёт и мир собственный: Баджор и Кардассия - 2 планеты со своими культурой и политикой, религией и мировоззрением, которые окажутся в центре сериала не раз. И именно капитану Сиско предстоит объединить в себе лучшее из двух миров буквально: не только оправдать доверие Звёздного флота, но и стать духовным лидером всего Баджора - встав во главе станции, ближе всего расположенной к червоточине - "Небесному храму" в глазах простых жителей планеты. Вот уж действительно территория, на которую не ступал звёздный путь: отношения науки и религии окажутся под микроскопом сценаристов на протяжении всех 7 сезонов, и капитан станет ведомым и ведущим одновременно. Роль духовного лидера даже куда более важная, чем роль капитана Звёздного флота, что станет ясно, когда на горизонте возникнет одна самых грандиозных угроз в истории франшизы: ведь по ту стороны червоточины есть своя Федерация. Свой союз, но пошедший совсем другой дорогой, не идеализации цивилизации, а тотального порабощения. Имя ему - Доминион.

Удивительно, что на большом экране Доминион лишь пару раз упомянет Пикар в одном из фильмов по Следующему поколению: кажется, что большой угрозы мир Трека не испытывал даже со стороны боргов. Доминион - сила политическая и военная - в авангарде которой генетически модифицированные под военные и политические нужды расы - противоположность сути самой Федерации, где единая цель и развитие заложены в крови буквально, где лидеры Доминиона - фактически боги в глазах созданных ими рас: конфликт Кардасии и Баджора, помноженный в разы, вместе с олицетворением социального и политического зла в глазах героев всего Трека Джина Родденберри. Конфликт уже далеко не личный и даже не межпланетный, но межзвёздный, которому уже не удастстся укрыться в декорациях планет и ограничиться мостиками звездолётом - размаху местных космических схваток позавидует не только любой фильм Трека без исключения, но и большая часть кино космоопер, в принципе. Корабли уходят в небытие в огне битв, клингоны и ромуланцы отдают жизни бок о бок, гибнут кадеты, в самодеянности поверившие в том, что правое дело важнее опыта, а юный солдат старается забыть ужасы бойни под музыку из далёкого прошлого Земли. Война не прекращается даже когда кончается нерезиновый бюджет сериала, продолжаясь в грязных переулках чужих планет во время шпионских и дезертирских миссий. Светлое будущее Стар Трека сталкивается с грязью и кровью, грозящихся разрушить всё, на чём строился Трек на протяжении стольких десятилетий, подходя к краю слишком близко, отходя от сути Пути на максимально возможное расстояние, подходя к границе, но каким то чудом её не пресекая, оставаясь верным Джину Родденберри в, пожалуй, самом важном аспекте его мифологии. Так в чём же секрет?

В том, на чём должен держаться любой хороший сериал. В персонажах.

Разделив основной каст на "флотских" и гражданских - создатели ДС9 умудрились оставить светлое будущее светлым в самом важном - конфликт между жителями Федерации и героями Звёздного флота исключён - социально и эволюционно оставлен позади во времена ещё 21-го века, но ведь и герои теперь не только жители Федерации. Разнообразный каст на смену героям следующего поколения - словно бы глоток свежего воздуха - постоянный источник идеологических (и не только) стычек. Оказывается, и для главных героев свет клином на Федерации не сошёлся. Оказывается, и Звёздный флот - не предел мечтаний подрастающего поколения - сын капитана не пошёл в отца - ему куда интереснее поэзия и журналистика. Станция не звездолёт - перевалочный пункт жителей всего альфа-квадранта, а бар ференги Кварка - что кантина в Новой надежде - уникальное сборище народов и видов, место азартных игр и свободного алкоголя, запрещённых в Федерации, во главе которого сам Кварк - юркий бармен, не способный оставаться черно белым, играющий на руку слитку латины и совести на равне. Бар Кварка - это и есть ДС9 в самой сути - сердце станции, где есть место и человеку и даже кардассианцу, где себя найдут и клингон и андорианец. Место, куда идут с лучшим другом после тяжелого рабочего дня, и (пока за окнами станции развернётся битва за червоточину) прибежищем для тех, кому некуда идти. И в извечном противостоянии Кварка и констебля, начальника охраны, Одо, как нигде ощущается тот же вестерн, которым вдохновлялся и Лукас и позже Уидон в создании Файрфлая - шериф и бармен и салун обретают себя на станции в далёком космосе.

А сами флотские, всё чаще избавляемые от необходимости произносить сложные технические скороговорки учатся просто жить, заводить семьи, играть в бейсбол, петь и разыгрывать сцены из шпионских фильмов: и в этой космическое жизни взаимное неприятие доктора Башира и шефа О Брайена, перерастающее в дружбу - лучший броманс Саги после Боунса и Спока, лишь алкоголя в этот раз выпито больше. А столь близких и человечных отношений между родителем и ребёнком, как между капитаном и его сыном, Трек не знал банально никогда. Пожалуй, лучше всего различия между ранним Треком и нынешним отражает лейтенант коммандор Ворф - наследие самого Следующего поколения, герой сразу двух сериальных франшиз в Треке, умудряющийся из клингона второго плана, необходимого ранее в общем то для колорита и доказательство того, что Федерация открыта всем и каждому, превратиться в персонажа куда более живого, раскрываясь и как клингон и как воин. "Здесь многое не так, как на Энтерпрайзе" - говорит ему Сиско - "и вам придётся научится жить не по правилам Звёздного Флота". Удивительно, но именно в ДС9 клингонское наследие даёт куда большие всходы нежели во времена Следующего поколения: кажется франшиза под командованием Пикара была лишь фундаментом, на котором построен ДС9 и в отношении, пожалуй, самой известной расы франшизы и их культуры в том числе.

Впрочем, когда речь идёт о наследии - ДС9 в принципе оказывается на недосягаемой высоте. Если уж сериал о последствиях: то пришла пора вспомнить не только Хана - последствия действий Капитана Кирка в зеркальной вселенной во втором сезоне оригинального сериала не останутся в стороне, и зеркальному ДС9 будет посвящена сюжетная линия, которая выдержит ни один сезон. Выйдут на первый план и старые герои былых времён - клингоны, противостоявшие Кирку здесь окажутся совсем по другую сторону баррикад, а перемещение во времена оригинального сериала, кажется, буквально создано, чтобы участился пульс от восторга всех трекки (и не только) без исключения.

Очевидно, что по итогу бочка мёда оказывается слшком велика, чтобы паре ложек дёгтя там всё таки нашлось место. Сериальная структура берёт своё: сезон не может быть идеальным от и до - в 26 серий обязаны закрасться так называемые филлеры, а в череду из несколько ударных серий заявиться проходная или просто никакая: формулу - 1 эпизод - 1 инопланетянин/раса изжить всё таки не получается - Трек остаётся Треком. Порой хромает и структура - видеть посреди военной хроники - историю, раскрывающую культуру ференги банально странно, оказывается и неуместность тоже может быть проблемой. Впрочем, на общую картину это не влияет: за каждым шагом назад следуют два вперёд, и каждый сезон выглядит прелюдей к следующему, где ошибок становится всё меньше - достижение нечастое и особо важное во времена, когда вертикальность сериала была единственной возможной для него нормой. Единый и сквозной сюжет, к которому ДС9 медленно, но верно начал путь со 2-го сезона (7-й превравтив уже в единую историю), сегодня являющийся стандартом, был большим экспериментом, вехой, проторившей дорогу для последующего телевидения.

Эксперимент закончился успехом: показателем чего являются персонажи второстепенные, порой получавшие бэкграунд не меньший, чем основные - горизонтальность дала себя знать - оставить позади начатые сюжетные линии и побочных героев, оказалось невозможно. И кардассианский изгнанник портной, бывший когда то шпионом, Гарак; и религиозный лидер Баджора, Кай Винн, в исполнении Луизы Флетчер (Пролетая над гнездом кукушки); и Ног - первый ференги в Звёздном флоте; и голографический певец, не раз своей музыкой, спасавший сердца героев войны; и конечно скользкий гал Дукат, то отдающий звание главного антагониста сериала, то вновь берущий его на себя - каждый из них пройдёт свой путь вместе с главными героями до самого финала, свою сюжетную линию, каждая из которых сведётся в финале, подводящем итог всему эмоциональному путешествию.

Потому и практически всем сюжетным мотивам будет подведена черта уже за полчаса до конца завершающей серии - те самые тридцать минут фактически оставив на то, чтобы в духе Возвращение короля, расставить по местам жизнь героев, так долго искавших себя здесь, на задворках Галактики. На этот раз не корабль идёт дальше. Нет. ДС9 остаётся там же, червоточина вновь открывается за окнами Променада, а огни в баре Кварка вновь зовут своего посетителя. На этот раз дальше идут люди. Экипаж, семь лет проведший рядом друг с другом, и каждому из которых уготован свой жизненный путь, в котором события, превратившие Дип Спейс Найн из станции на отшибе Вселенной в центр главных её событий - лишь пройденный этап. Но без всяких сомнений один из важнейших. И когда ты смотришь вместе с героями вновь за эти окна, то понимаешь, сколько же, несмотря ни на что, всего было хорошего и прекрасного за все эти годы.

И Дип Спейс Найн по итогу оказывается невероятным художественным опытом, выросшим на твёрдом основании Звёздного пути, но пошедшим своей, уникальной дорогой, тем не менее не забывшем о своих корнях. Вещью в себе, развивающей вселенную, но произведением одновременно самодостаточным. Именно произведением - историей и исследованием персонажей и событий, целой эпохи, прошедшей на одной станции на краю Вселенной.

Вот только оказывается, что на краю Вселенной звёзды становятся ближе, как никогда.

Бриллиант.
Tags: star trek, tv series, мнение
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • 2011-2020: Закат

    Это было странное десятилетие. Даже интересно, что напишут о нём учебники грядущего, впрочем, если будущие историки решатся пройтись лишь по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments