Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Пять минут до полуночи: Вспоминая Часовых

...and the Superhuman crew come out and round up everyone that knows more than they do... (c)

2008-й был золотым веком кинокомиксов. Конечно, кто-то возразит и скажет, что наступило оно сейчас, когда практически каждый месяц выходит новый масштабный супергеройский фильм. Студийные 150-200 миллионов на очередную историю о парне или даме в трико кажутся чем-то обыденным, риски подобных историй сводятся к нулю, сюжеты превращаются в чехарду того, что было новым максимум 5 лет назад. Поклонники каждого определённого персонажа или целой вселенной не успевают подвести итог своим спорам по поводу одного отгремевшего фильма, как он стирается из памяти новым событием. Томаты кричат о каждом новом фильме по Марвел, как о новом слове в жанре, а планка качества, кажется, задирается выше, стоит лишь только относительно простой истории высказаться на тему какого-то остросоциального вопроса. И крайне забавно, что всё это напоминает ситуацию в самих мейнстримовых комиксах. Новые авторы и идеи, новые художники и новые решения. Жанр процветает благодаря новым экранизациям по принципу обратной связи увеличивыающим прибыль самим комиксам. Вот только воз и ныне там.

Индустрия и сейчас продолжает оглядываться на 1970-е и 1980-е годы, золотое время идей и революционеров, когда английские выскочки и американские наглецы не желали оставить от привычного жанра для американской публики камня на камне, меняя правилы игры и персонажей. Выросшие на героях прошлого, переносящие их в настоящее, размышляя о месте жанра, рождённого Депрессией и взрощенного Холодной войной, теперь, в послевьетнамской реальности, когда места былой наивности не осталось. То, что начали Деннис О'Нил, Стив Энглхарт, Крис Клэрмонт и другие в семидесятые, теперь, к середине неоновых восьмидесятых словно бы в надвигающейся неизбежности готовилось ударить раскатом грома по всему, что читатель знал и любил. 1985-м году Тёмный рыцарь расправлял свои крылья в руках американца Миллера, а уже на следующий год англичанин Мур готовился выпустить на свободу Роршаха, чтобы чётко провести линию между комиксами прошлого и грядущего.

Спустя 20 лет американец и англичанин поменяются местами. Но история повторится.

В 2008-м я побывал с семьёй в Германии. Важным в контексте данной истории является не сама поездка, но номер журнала Empire, который я бережно привёз тогда домой. О, да. Я помню тот июль. В России премьера Тёмного рыцаря состоится лишь 14 августа, но весь мир уже говорит о главном кинособытии года, новостники трубят о кассовых рекордах, немецкие кинотеатры и афиши увешаны плакатами с главным Героем моего сердца, но пока мне остаётся только читать журнал с тремя персонажами на его обложке. И теперь спустя 10 лет открывая этот журнал, ты, словно бы перенёсшись назад во времени, действительно понимаешь, когда же по настоящему было золотое время кинокомикса.

Только отгремел Железный Человек, Невероятный Халк появлением Тони Старка под финальные титры утвердил существование MCU, а уже на экранах визуальное пиршество Гильермо Дель Торо в лице Хэллбоя 2 показало, каким может быть смесь фэнтези и супергероики во всей красе. Тёмный рыцарь был здесь ударом финальным и бескомпромисным, но, что ещё важнее, после такой серии ударов супергероика больше не могла быть прежней. Времена поменялись. И тизер трейлер нового фильма от режиссёра "300 спартанцев" под Smashing Pumpkins возвещал о заре кино совсем другого. Теперь в кинокомиксах можно было всё.

И Часовые были тем фильмом, который было невероятно приятно ждать. И тот хайп, который тогда был вокруг ленты Зака Снайдера, вплоть до отсчитывания дней до премьеры с первого тизер трейлера в июле 2008-го, дорогого стоит даже в воспоминаниях. Если честно, возможно ни одному фильму за эти 10 лет в личном дневнике Лирика перебить подобный хайп так и не удалось. Оказавшись в самом центре мрачно-реалистичного тренда, начатого БэтНачалом, и пришедшимся своим пиком на Тёмного рыцаря, Часовые казались грядущим чудом. А я, лишь только ступив на непростой путь понимания комикс индустрии с её арками, ранами и континуити уже слышал о Watchmen больше, чем о любом другом произведении медиа. Тизер трейлер с его визуалом и монтажом пронимал до мурашек так, как ни один трейлер Рыцаря не был способен. И потому спустя столько то времени я не могу не быть благодарен ему и Снайдеру уже за то, что я совершил свой личный "маленький шаг". Я приступил к прочтению комикса в оригинале.

Наверное, нет более идеального возраста для прочтения данной работы, чем 16 лет. Время юношеского максимализма, первого признания в любви, ошибок и успехов, когда деление на чёрное и белое вступают в схватку с реальностью. Ценность жизни и человека, как такового в мире, где сильные мира сего принимают опрометчивые решения, ведующие к трагедиям, где идеалы нелюбимых никем людей рушатся из-за тех, кто провозгласил себя лучше других. И недаром гибель одного из персонажей воспринималась, как боль личная, вылившаяся в первый стих по чужому произведению (см. ниже). Конечно, теперь очень многое воспринимается не так, как тогда, да и сатира Мура с каждым годом становится всё более отчётлива и понятна. Но именно Часовые стали необходимой ступенькой в том взбалмашном возрасте к эмоциональному росту над собой, идеально пришедшаяся ко времени история, появившаяся в жизни в нужное время, рассказанная так, как то было нужно. Когда то супергероика была вынуждена благодаря талантам бронзового века вырасти над собой, преодолеть силу тяготения инфантильных историй о борьбе со злом, чтобы вырваться к новым высотам, так и человек вынужден в определённый период пересмотреть собственные взгляды на мир в целом. Впрочем, о самом комиксе и его влиянии на меня (и в первую очередь об одной конкретной сцене) я уже писал: https://lirik92.livejournal.com/166864.html . Но Часовые сделали для меня ещё кое-что предельно важное.


Комикс Мура и Гиббонса был первым настоящим испытанием на прочность, на знание английского языка. Первый свободный полёт после многих лет тренировок. Всего лишь 3й комикс в моей жизни (World War Hulk и 300 были до), и первое значительное испытание моих языковых навыков. Читал по главе в неделю, сидя со словариком, но по-другому поступить не мог, чужому переводу игры слов Мура я доверить не мог. И был прав. Каждая минута потраченного времени, перелистывания страниц англо русского словаря (интернет в то время был медленнее, чем страницы), каждая попытка найти даже в именах и фамилиях какой то подтекст и скрытое значение, соотнести лирику песни с содержанием главы, не просто того стоило! Необходимость прорываться с, пока ещё, трудом, помогли сжиться с историей, когда над каждой панелью приходилось корпеть только, чтобы её понять, дневник Роршаха оживал перед глазами, отдаваясь эмоционально каждой новой строкой. И как же долго я пытался понять, при чём тут Raw Shark! Часовые оказались для меня подспорьем в языковом отношении. После Уотчменов каждая новая работа в данном медиа будет читаться увереннее, вскоре я начну смотреть первые фильмы в оригинале, а когда нибудь доберусь и до прочтения любимого Толкина на языке автора. Но это потом. А всё началось тогда. 12 октября 1985-го. Когда в Нью Йорке погиб Комедиант. И я решился.

Когда 10 лет назад Часовые добрались до больших экранов, самым настоящим чудом уже было то, что фильм оказался колоссом, который выстоял на собственных ногах. И чем больше времени проходит, тем больше понимаешь, что это кино могло выйти только тогда и только в таких условиях. Почти 3-часовый комикс эпик с рейтингом R, с 1980-ми в качестве антуража, воссозданными за 130 миллионов долларов в павильонах в противоположность рисованным 300 и Синсити - сегодня такое невозможно себе представить. В чём то, Часовые практически стали комиксным аналогом Властелина колец. Энтузиаст режиссёр, начинавший с хоррора; неэкранизируемый первоисточник, перевернувший жанр; визуально бережная адаптация, вынужденная оставить слишком много за своими пределами, меняющая целых персонажей и события в угоду эффектности; обязательная режиссёрская версия. Вот только успех вышел совсем разным. Сейчас понимаешь, что фактически именно кассовая неудача Часовых подкосила желание студий вкладываться в дарк энд реалистик тренд и превратила Снайдера в заложника студии. Фильм оказался массовым зрителем банально не принят. И это, как ни странно, делает его только ценнее.

В это время экспериментов и поисков себя, в котором выиграли Марвел и Железный Человек, Часовые стали высшей точкой этих самых экспериментов, начатых ещё с Син Сити и БэтБегинса 2005-го года, и речь не о качестве (как бы ни был хорош фильм, до целостности того же Рыцаря ему далеко). Главное то, что ни до ни после на экранизации график новелл (хотя сам Мур и не любит такой термин), законченной серии не делалось таких ставок. Со временем они станут и вовсе всё более редкими гостями на экранах (Пипец, Скотт Пилигрим ещё успеют забить 2010-й, к 2018-му останется лишь "I Kill Giants"), отдавая место на откуп лентам больших киновселенных, среди которых самостоятельный кинокомикс будет теряться с каждым годом всё больше. Но в мире Тёмного рыцаря, Города грехов, V и 300, казалось, зритель готов ко всему. Комиксные 1980-е повторились на экране. В мире книжек с картинками Часовые так и не нашли себе эквивалента, в киноиндустрии никто уже банально не попытался подобное повторить.

Сейчас, когда многие говорят, что Часовые добрались до больших экранов слишком рано, что фильм, деструктурирующий супергероику, должен был появиться именно сейчас, когда супергероика стала чем-то вроде вестерна в 1940-е-1950-е (т.е. делом обыденным), на самом деле упускают из виду, что в мире "Мстителей", когда зритель следит за контентом свой любимой киновселенной, не желая упустить что-то важное, Часовые вполне вероятно оказались бы так же не нужны массовому кинообывателю, как и 10 лет назад. Но только в наше время смельчаков, которые бы позволи Снайдеру переносить кадр в кадр на экран целые главы, вероятнее всего уже бы не нашлось.


Итог закономерен. Часовые оказалось неидеальным кино по идеальному комиксу. И в итоге это неидеальное кино марта 2009-го оказалось единственным в своём роде. Временем, когда в кинокомиксах можно было всё.


Пожалуй, за эти 10 лет кинематографу пришлось пойти на слишком компромиссов.

P.S. А вот и тот самый стих.
Спустя 10 лет он кажется скорее пробой пера, но цифру 12 сохранить всё таки удалось, пусть и в числе строф.

"Последняя улыбка"

Улыбка жизни ни сходила
С его лица преклонных лет,
Но чья-то шутка погубила,
Комедианта больше нет.

Как нет оставшихся сомнений,
Что стал окрашен белый свет
В цвет белых и черных явлений.
Нет компромиссов. Больше нет.

Лицо из двух: из тьмы и света,
Под ним глаза блестят огнём.
Но что же там, вам нет ответа,
Ведь каждый видит в нём своё.

Улыбка, страх, безумье, слёзы
О мире безусловном грёзы -
Всё в сем лице и даже боле,
Там мысли о свободе, воле.

Он – Роршах, враг простого мира,
Но жизни страж и часовой.
Не сотворил себе кумира,
И не оставил пост ночной.

Погиб Комедиант, но разве
Лишь он был комиком для всех?
Смешон костюм, нелепы маски –
Всё это повод для потех.

И Филин, Призрак, и Манхэттен,
Как и умнейший из людей,
Земли спасением служили,
Теперь - насмешка для людей.

Кто Часовой над Часовыми?
Спросили вы себя в сердцах.
«Спаси нас!» - закричите ныне,
Спасенье обратилось в прах.

Минуты стрелка по часам
Бежит. Конец всё ближе, ближе.
Но самый умный знает сам,
Что есть одна возможность выжить.

Зло для добра сыграет роль,
И свет прольётся через тьму.
И лишь один увидит боль
И лишь один начнёт борьбу.

Раздастся полночь звоном мести
«Спаси нас!» - крикнет человек,
Последняя улыбка чести
Прошепчет тихо людям: «Нет»

И нет оставшихся сомнений,
Что стал окрашен белый свет.
В цвет белых и черных явлений.
Комедианта больше нет….

Tags: watchmen, кино, мнение, юбилей
Subscribe

  • 35 лет назад...

    "I did it 35 years ago" мог бы сейчас сказать Озимандиас.... Мы всё ещё помним.

  • Капитан Чудо

    Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт…

  • "Супермен". 40 лет фильму Ричарда Доннера

    "They can be a great people, Kal-El; they wish to be. They only lack the light to show the way. For this reason above all, their capacity…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • 35 лет назад...

    "I did it 35 years ago" мог бы сейчас сказать Озимандиас.... Мы всё ещё помним.

  • Капитан Чудо

    Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт…

  • "Супермен". 40 лет фильму Ричарда Доннера

    "They can be a great people, Kal-El; they wish to be. They only lack the light to show the way. For this reason above all, their capacity…