Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Капитан Чудо

Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт в самом его начале - всё это составляющие жанра, незамысловатого в своей основе, но порой неизбежно привлекательного с точки зрения взросления, желание быть лучше, чем ты есть, как этап перед принятием себя настоящего. Банальное детское желание быть защищённым, избавиться от уязвимостей, буквально по мановению волшебной палочки, или посредством сказанного слова стать кем-то лучшим, более сильным, рассудительным, стать тем самым "взрослым", на чью помощь порой и хотелось бы, но не получается рассчитывать, глубинная необходимость знать, что есть кто-то сильный, кто сможет защитить, и этот кто-то совсем недалеко, он прячется внутри тебя.

Потому и решение боссов Fawcett Comics в 1940-е кажется с высоты лет удивительно простым и элегантным, в супергеройском жанре отвести главную роль ребёнку, дать возможность сказать своё слово детям, не пряча их за спины сильных мира сего; в жанре, который с окончанием депрессии всё больше был направлен на юную аудиторию, позволить обрести этой самой аудитории свой собственный голос.

Потому и логично, что Капитан Марвел, один из многих подражаний собственно Супермену, главному супергерою всех времён, оказался самой настоящей удачей на рынке, на целое десятилетие застолбив место в списке самых успешных персонажей индустрии. Но даже после заката, когда Фосетт Комикс и вся её собственность стали частью Ди Си, наследие персонажа оказалось слишком живуче: упоминание Капитана Марвела вы найдёте в Вестсайдской Истории, гром и молнии по мановению трости будут превращать марвеловского доктора Блэйка в Тора, и их же воин из расы Кри имя Капитана Марвел себе бысстыдно отберёт. Неудивительно, что голос детской аудитории оказался слишком силён, чтобы быть заглушенным - подражание Супермену обрело свою жизнь, став важной частью популярной культуры, а потому кажется только естественным, что с началом нового столетия и расцвета жанра в кино Билли Б'тсон и вся его Марвел Фэмили добрались, наконец, и до большого экрана.

Ну, эм, чуть попозже.

Представляется единственным правильным решением сделать кино под стать тому, кем является его главный герой. "Шазам", вынужденный отбросить своё родное Марвеловское имя из-за ушлого конкурента, кино детское, а потому каким-то образом в своей среде уникальное. Стоит оглянуться по сторонам, чтобы понять, что жанр, отданный на откуп "большим" блокбастерам, умудряется воспринимать себя серьёзнее с каждым годом, особо однако не развивая ни драматургию, ни подходы к постановке, но совершая революцию в кругах другого плана, превращая условную Ваканду в первое государство, чей гимн получил оскар за саундтрек. Комикс - как жанр массовый, из месяца в месяц (а уже даже не из года в год)  привлекающий массы аудитории по всему миру, становится оружием в руках больше социальных работников, нежели постановщиков, позволяя словно на билбордах огромными буквами внушать идеи толерантности и процветания субкультур. Идея похвальная, но неизбежно загоняющая кино в тупик - за развитием социального подтекста скрывается стагнация творческая. Что говорить, если даже актёры, снимающиеся в образе условного Тони Карка выходят на сцену ни по разу только за год, блестящий новогодний шарик, висящий целый год, перестаёт радовать с неизбежностью сменяемых сезонов.

В этой душной обстановке, где, кажется, наконец уже сдались даже Ди Си превратившие в прошлом году короля подводного царства в милого остряка алкоголика, Шазам даром что лишённый родины и имени, оказался даже не глотком свежего воздуха. Он оказался криком незамутнённого простодушия, прорвавшегося сквозь облака стагнации, вернув жанр в его основы, с улыбкой отдав экранное время тем, кому в общем то персонаж и был посвящён давным-давно: детям. "Шазам" сам то и не воспринимается частью общей вселенной, а скорее мультивселенной Ди Си, персонажем с Земли-5, где супергерои не кажутся чем то реальным, даром что существуют в настоящем мире, но где-то там за облаками. Так же как Фоссет стали частью Ди Си. Нью Лайн Синема стала частью Уорнер Броз, так и Шазам часть киновселенной Ди Си потому что так вышло, живя в своём мире, ниже облаков и небоскрёбов среди детдомов и общаг.

Посмотрите кто нынче на экране герой - миллиардеры, гении, боги, цари, суперсолдаты, живые планеты и даже простой пацан из Бруклина отныне нужен аудитории только как протеже богатого папика с новомодными костюмами. Билли Бэтсон здесь ближе любого из них и появление суперспособностей у простого 15-летнего пацана радостью в его глазах заражает тебя, как зрителя. Ты словно сам тот самый ребёнок, что напялив плащ бегал по дому, когда твоя фантазия не была прижата к Земле знаниями и ответственностью. И дурацкий костюм здесь часть этого обаяния - "я вообще то не сам его шил". Так же как Супермен Рива носил свой плащ не как костюм супергероя, а как свою родную одежду, которую вынужден скрывать в образе Кларка Кента, так и для Капитана Шазама его прикид - лишь его суть, которую нет никакого желания прятать. А потому и юмор здесь является не натужной попыткой выжимать из зрителя смех и радость, но вытекает из того, кем герои и являются. Билли и Фредди, его друг и брат, ведут себя как и подобает детям современным, которым досталась возможность стать супергероем и его напарником, улыбают и знания суперсил - даром, что почерпнутые не из комиксов, а в данном случае из реалий киновселенной. Сквозь экран лучится самый настоящий кайф со стороны каждого задействованного в производстве - внезапно ощущается нечто совершенно восхитительное - здесь люди заняты действительно чем-то важным. Здесь люди исполняют свои мечты.

Феерия бывает разная - и сцены с тестированием суперспособностей ребяческие настолько, что своей приземлённостью, но понятностью, заряжают драйвом увереннее самых масштабных космических баталий коллег по цеху. Кажется, наоборот, хорошо бы кто парням сказал "стоп! снято!" - ограбление денежных автоматов настолько расходится с героями, персонажем и вообще кино, что непонятно, как они затесались в общий задорный наивный монтаж.

Но разве не за тем нужна семья, чтобы во время остановить? Напомнить о лучшем человеке, который есть в твоей душе? И так выходит, что почему то в этой разномастной семье, которой суждено стать Марвел Фэмили, за проповедями не слышишь пафоса. Семья вшита в днк Капитана Марвела с его появления на страницах комиксов с прочностью кровных уз. И режиссёр, ухватив эту суть , ведёт героя  по пути роста не столько как спасителя, сколько как верного сына и брата и друга. Билли Бэтсон - маленький герой с большим сердцем, и Сэндбергу остаётся лишь раскрывать этот потенциал с каждой новой минутой, идея по пути Джеффа Джонса, в итоге превращая кино из ироничной супергероики в семейную рожденственскую сказку, почему то затесавшуюся в апреле месяце, но которую ваш покорный слуга, кажется, ждал последние двадцать лет своей жизни.
Семейному кино - опереточный злодей и Доктор Сивана даже не пытается чем-то большим, чем очередным обиженкой, желающим покарать этот мир, а режиссёр словно бы издеваясь над клише даже выдаёт ему в отцы Джона Гловера, экранного отца Лекса Лутора из Таен Смолвиля. Однако одно важное но: вынужденный подобно Лексу облысеть и превратиться в злодея с лицом Таала Синестро доктор Сивана вписывается в историю со стороны категорически важной для понимания самого главного персонажа. Он, не способный оставить свои детские комплексы, полная противоположность сироты Бэтсона - за забиякой Билли скрывается душа, способная на всепрощение собственной матери в сюжетной линии, так и стремящейся разбить сердце своему зрителю, но вместо ложных манипуляцих в итоге только придающая главному герою душевных сил, двигая персонажа в сторону того самого принятия себя и своей семьи, отдающегося криком Шазам! среди облаков.

Вот так учатся принимать себя и своих героев и Ди Си. После стольких лет творческих экспериментов - успех приходит, когда вместо попыток изобрести велосипед за основу берётся персонаж как он есть, а вместе с ним и полноценный комикс сюжет - в данном случае процентов 60 принадлежит рану Джеффа Джонса, в своё время не удостоившемуся даже полноценной журнальной публикации, затесавшемуся где-то на последних страниц его Justice league, но во многом оказавшемуся лучше основного тайтла. Впрочем, что уж скрывать, личные истории старине Джеффу удаются на ура. Вот так и Шазам киношный. Кажется, оказавшийся на задворках вселенной, но своей искренностью перещеголявшей больших и дорогих собратьев. Пришедший в нужное время, как когда то сам Капитан Марвел. Примет ли его зритель? Хочется верить, что да. Порой людям необходимо напоминать о своих детских и навиных мечтах.

Ведь кажется, что мы забыли. Забыли свои мечты о полётах не во сне, а наяву. Спустя 40 лет после Супермена Доннера мы забыли о том, какое это чудо - человек в облаках, несущийся по мановению своей воли. И "Шазам!" снова вынуждает нас поверить в то, что человек может летать. Стоит лишь сказать одно слово и вот уже словами группы "Квин":
I'm burnin' through the sky, yeah!
Two hundred degrees
That's why they call me Mister Fahrenheit
I'm traveling at the speed of light
I wanna make a supersonic man out of you!

Фильм-праздник
Tags: 2019, captain marvel, dc, кино, кинокомикс, мнение
Subscribe

  • Не время умирать

    Was I stupid to love you? Was I reckless to help? Was it obvious to everybody else That I'd fallen for a lie? You were never on my side (с)…

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Не время умирать

    Was I stupid to love you? Was I reckless to help? Was it obvious to everybody else That I'd fallen for a lie? You were never on my side (с)…

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…