Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Final Crisis

Говорить о том, что эксперимент, длившийся 11 лет подошёл к своему финалу - без сомнения неуместно. "Финал" русского дубляжа - лишь этап в шахматной партии, красивое название, под стать какому-нибудь бондовскому Скайфоллу, а ведь ни о каком Финале для персонажа в своё время речи не шло. Глупо, впрочем, отрицать то, что киновселенная Марвел достигла своего эмоционального пика, где множество историй пересеклись, чьи-то завершились, а чьи-то продолжатся и дальше. Вселенная живёт и здравствует, будучи кассовым титаном, построенном на плечах продюсеров-энтузиастов. Кто-то оглядывается назад, вспоминая былое, при этом смахивая скупую ностальгическую. А кто-то смотрит вперёд, в ожидании новых приключений любимых персонажей. Внезапно, руками и идеями Кевина Файги сотоварищи кинозритель получил возможность приобщиться к супергеройским комиксам, не только вызубрив имена героев и их цветастых альтер-эго, но фактически место читателя этих комиксов заняв. То, что произошло благодаря МСЮ - уникальный переход одного формата в другой, в основе которого лежит зверь, которого любят и избегают в равной степени почитатели формата историй, но без которого данные истории потеряли бы часть своего обаяния. Речь в данном случае о беспощадном continuity (продолжительность). И в его формате Мстители занимают место даже не кроссовера, а чего-то более значимого для всей компании и расширенной вселенной. Чего же именно? Что ж, для этого надо разобраться в правилах, по которым зритель и авторы вынуждены играть.

В каком то смысле, Continuity - это благо. Возможность создавать общий мир, развивать героев параллельно, вводить новые испытания, которые будут отражаться на всей вселенной, или же окажутся локальными, важными для одного конкретного персонажа - тут уж как решит автор, ну или... издательство. Возможность буквально "играться" с уже существующими героями и злодеями - без необходимоти пересказывать их происхождение, разве что лёгкими штрихами, парой панелек на странице, перетасовывать персонажей снова и снова, создавать команды, плетя интриги и романы. Бесконечный сериал, идеальный эскапизм для читателя и авторов, которые взрослеют или стареют куда быстрее героев, которым как и 30 лет назад лишь немного за 20. Именно это и проделал Файги за рулём МСЮ, создав бесконечный сериал, где "Железный Человек" или "Тор" лишь тайтлы, где новый номер выходит не раз в месяц, а раз в несколько лет, абсолютно не означая, что персонаж не может появиться на страницах или плёнке тайтла по соседству ("Капитана Америки" или, скажем, "Доктор Стрэнджа"), лишь бы автор, пишущий персонажа в данный момент времени не был против. И герои будут верны самим себе, чтобы читатель даже спустя 10 лет мог открыть комикс и встретить того самого дружелюбного соседа Человека-Паука или королевскую Пантеру. Персонаж повзрослеет, поменяет костюм, помрачнеет или обретёт напарника, но в основе его будет тот же герой, по которому сам автор серии когда-то вероятно и фанател, и лишь косметически переделав его под себя, готов писать его приключения, как мечтал когда-то. А любые изменения или отхождения от канона следующий автор сумеет перечеркнуть лишь одной сюжетной аркой, вернув любимое статус-кво на место.

Именно это и происходит в киновселенной Марвел. Тор потеряв молот и глаз у одного режиссёра, обретает их же у других, Тони Старк, бросивший службу Железного Человека в конце своего тайтла, ни сном ни духом про это в командном кроссовере. И эволюция персонажа так же условна. Тони Старку, кажется, урок, усвоенный в пещере в Афганистане, о ценности жизни, придётся подучивать снова и снова, возвращаясь к изначальным настройкам, какие требует преданный зритель. Питеру Квиллу видимо так и остаётся быть дурачком и мальчиком для битья, а Скотту Лэнгу - классическим рубахой-парнем в любых обстоятельствах. Да и убийца ронин всегда может вернуться к мирной семейной жизни, свои грехи оставив где-то между строк плёнки или комикса.

В каком то смысле, Continuity - это зло. Недаром, так часто лучшие истории о супергеройских персонажах написаны вне так называемого комиксного континуити. Когда у автора развязываются руки, и нет необходимости подстраиваться под общую канву целой вселенной, когда нет опасений, что всё персонажное развитие будет стёрто следующим за тобой беллетристом. Когда ты можешь взять историю и рассказать её от и до. И цена общей вселенной порой - необходимость играть по общим правилам, настраиваться на общую волну. И кто-то, не справившись с давлением большой машины, превращается в ремесленника, лишь выстраивая историю так, как угодно студии, которая приготовила для персонажа нечто особое. С другой стороны, кому-то позволяют менять правила прямо во время собственного рана (сюжет одного автора на одном конкретном тайтле), превращать скандинавский эпос в комедию, или историю героя золотого века рифмовать с лучшими сюжетными твистами Борнианы. (В этом есть и своя прелесть. Если тебе не нравится Бэтмен Чака Диксона или Джоэля Шумахера - не беда. Им на смену всегда может придти Грант Моррисон или Кристофер Нолан. Да и в новые времена, классику Стива Энглхарта или Тима Бёртона у тебя никто не отбирал). И стоит лишь только автору завоевать доверие студии - как непокоримых высот не останется, и замаячит на творческом горизонте... event.

Здесь, если читатель ещё не потерялся в рассуждениях о природе супергероических комиксов, стараясь понять, какое отношение они имеют к фильму братьев Руссо, надо пояснить, что раз в год или чаще/реже - комикс-вселенную встряхивает ивент-событие, объединяющее остальные тайтлы, сюжет, который эхом отдаётся во всём континуити, продолжаясь в сольных историях, которые взаимно его и дополняют. Ивент, событие продающееся лучше всего, подобное большому летнему блокбастеру, напоминающему о том, что все герои живут бок о бок и одно большое действо может затронуть все уголки вселенной, будь то фантастические, космические или фэнтезийные, сказочные. Не чета обычным кроссоверам. Вы возможно удивитесь, но какие нибудь Человек-Паук или Бэтмен продаются лучше Мстителей и Лиги Справедливости в своём родоначальном формате. И это логично - сольный комикс даст развитие любимому герою много лучше, чем командный. Ивент - комикс другого уровня, к которому ведут сюжеты сразу нескольких комиксов, интрига по поводу которого выстраивается ни один месяц. Большой тайтл, от исхода которого зависит судьба всей остальной вселенной, а потому привлекающий поклонников любого другого журнала - сольного или командного.

Ивент может начисто менять статус-кво или вносить поправки косметические, которые уладятся или сойдут на нет за несколько лет. Омолаживать героев, старить, возвращать к жизни давно ушедших, или же вообще перезагружать историю всей вселенной (Crisis on Infinite Earths, Flashpoint - DC здесь куда легче на расправу с прошлым). К ивенту ведут сюжетные линии, от ивента они исходят. И именно это, на благо Кевину Файги и сделал 7 лет назад Джосс Уидон. Он превратил "Мстителей" не в командный комикс. Он превратил их в полноценное комикс-событие. Да-да, посмотрите на окружающие киновселенные. Дэдпул приносит фоксам больше денег, чем Люди-Икс, а Чудо-Женщина и Аквамен в своих личных мифологических мирах зрителю интереснее общей Лиги. Правила формата комиксов идут рука об руку и с кинематографом. "Мстители" оказались фильмом другого рода, объединением всех сюжетов, продолжением сюжетных арков Халка, ЖЧ, Кэпа и Тора, одновременно выстраивающим благодаря сценарному мастерству Уидона арки свои собственные. События "Мстителей" игнорировать не получилось уже ни одному тайтлу/серии фильмов. Общность вселенной была прочувствована зрителем именно тогда. Именно тогда оказалось, что за всеми этими линиями есть смысл следить. Оказалось, что нравится тебе кино или конкретный персонаж или нет - раз в 3 года тебя ждёт награда - финал словно бы сериального сезона, большое событие, тот самый ивент, событие, КРИЗИС, после которого отсчёт начнётся по новой.

И так же, как Уидон, продолжая линии чужие, играл по правилам своим (игнорируя решение Тони в ЖЧ3, разрушение Моста в Торе и т.д.), Руссо пошли своим путём, взяв в свои руки немыслимое ранее на большом экране количество героев. Пойдя по пути авторов комиксов, доказав свою способность рассказывать истории в серии сольной, чтобы затем получить возможность самим перекроить истории МСЮ. И так же как авторы комиксы в больших событиях лучше пишут героев своих, даже персонажей куда более сильных оставляя на втором плане, лишь бы блеснули "их" звезды, так и братья Руссо, в купе со сценаристами так и не сумев в первой половине своего эпика использовать потенциал героев Уидона (Халк, Ванда и Вижн останутся за пределами общей борьбы по очень ленивому велению сценария), вновь отдадут первую линию обороны тем, с кем их кинопуть в киновселенной и начался - Кэп, Вдова, да даже Сокол блеснут ярче тех, кому одного удара хватило бы для завершения войны. Большой босс скажет слово - и придётся искать место для Человека-Паука, без которого сюжет бы не потерял ничего, а герои будут терять дружбу с головой в очень удобные моменты, лишь бы злодей, космическая угроза сумела затмить своей тенью каждого героя каждого франчайза, ведя к очевидному финалу любого комикс-countdown'а, любой прелюдии. Самые сильные будут падать под ноги антагонисту всей вселенной, в угоду мрачному финалу, итог которого и придётся разгребать героям оставшимся.

И Эндгейм становится ивентом самым крупным, из тех, которые пока снисходили на утомившихся героев Марвел, уже не дважды, а трижды в год, спасающих мир от новой напасти. Сложность для авторов своя - битва за Нью-Йорк, за Землю, за половины жителей Вселенной, за всю Вселенную. Угрозы приходится повышать с каждым разом, ставя героев во всё более безвыходные ситуации, находя на них выход самым изящным или глупым способом, лишь только клиффхэнгер каждого нового конфликта будет развязан не через месяц ожидания нового номера, а тут же. Эндгейм и сам один большой номер, продолжающий масштабный клиффхэнгер прошлогодний. Формат комикса соблюден, правила игры пройдены от и до. И каким бы ни был итог - всем угодить не выйдет. Не получится угодить во всём даже тем, кому кино понравится. И в этом и есть внезапная прелесть continuity.

Сегодня развитие персонажа зашло в тупик? Что ж, уже завтра может вывести из него новый автор в новой истории. Сегодня герой без двойного дна, завтра сможет оказаться самым сложным из всего пантеона новой мифологии. Если вдруг какого-то персонажа не понимает автор нынешний, поймёт грядущий. И история будет продолжаться. Герой погиб? Не беда. Студии (а в случае с кино и актёру) захочется денег - и параллельные вселенные, путешествия во времени, белый фонарь или ещё что вернут его к жизни. Ушёл на покой? Дайте повод - и он вернётся. И пусть ты этого не хочешь, не хочешь, чтобы эмоции твои или жертва героя оказались нивелированны дешёвым сценарным ходом, истории и эти герои не то, что не твои, они уже давно выходят за предела творчества одного автора. Теперь они достояние читателя и зрителя всего мира.

Заканчивается история персонажа одного. Начинаетя другого. Финальный Кризис не финальный. Endgame - финал и начало. Кризис, статус кво меняющий и восстанавляющий одновременно. И подобну "Неизведанной стране", 6-му, финальному фильму с командой оригинального Стар Трека (чьим фанатом является Файги давно и преданно, Endgame - и вовсе название финальной серии Вояджера, которая, ни много ни мало. о путешествиях во времени), финальные титры завершатся росписями оригинального состава, не такие уж и давние 7 лет назад созванного вместе Джоссом Уидоном. И так же, как на смену оригинальному Энтерпрайзу пришла команда Пикара, так и теперь Марвел ждёт Следующее поколение. Но история не заканчивается. Такие истории не заканчиваются. И Файги, как поклонник комиксов это показал. Пусть и руками других авторов. В данном случае братьев Руссо, для которых сюжетная линия Капитана Америки так и осталась на первом месте. И это очевидно.

Истории продолжаются. И однажды ты сам делаешь выбор, остаться с ними, или идти дальше, оставив этих героев новой эпохе, новым авторам и новым читателям. Но никто никогда не запретит подглядывать тебе в окна этих историй, чтобы узнать мельком, что же там происходит. Просто потому что ты с ними вырос и они так долго были частью твоей жизни.

Ну вот. Теперь и кинозритель знает, каково это.



ЗЫ: "Я - Железный Человек". Теперь фраза, услышанная в мой же день рождения 11 лет назад на большом экране эхом из прошлого доносится совсем по другому. И это показатель.

ЗЫЫ: Читателям "Марвел" очень повезло)
Tags: 2019, marvel, the avengers, кино, комиксы, мнение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments