Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Box Office Saga Special: Новый мир

Теперь, когда прокат "Эндгейма" подходит к финалу теперь уже буквальному, отвертеться не получится, и сказать пару слов о современном состоянии бокс офиса, придётся.

Конечно, можно просто сказать, что Дисней победил окончательно, что корпорационное кино преодолело творчество, и на том успокоиться. Но на самом деле об этом уже сказано до того, я сам говорил и в своей саге о бокс офисе, что началом конца стала ещё победа 7-го эпизода в 2015-м году, когда, обойдя Аватар в домашнем прокате, фильм ознаменовал собой финал эпохи старой, когда для того, чтобы взобраться на вершину, нужно было быть фильмом абсолютно оригинальным, а потому инновационным. Теперь ситуация стала глобальной, общемировой. Унесённые ветром, Челюсти, Новая надежда, Инопланетянин, Парк Юрского периода, Титаник, Аватар - и вот теперь по соседству с этими лентами у нас оказались "Мстители: Финал". Флеминг, Фридкин, Спилберг, Лукас, Кэмерон - за каждым рекордсменом всегда стояло имя, пусть даже в кино продюсерском, какого-то иллюзиониста, способного выжать из чужих денег свой абсолютно авторский продукт, который мог сделать только он. Так что проблема совремнного кинопроката на самом деле даже не в сиквеле. Что уж скрывать, если бы вдруг по какой-то случайности, финал одной из моих любимых киносаг ("Возвращение короля" или "Месть Ситхов"), оказался на вершине бокс офиса, я бы даже порадовался.

Проблема состоит именно в том, что перед нами кино абсолютно безавторское, сборник идей, корпоративный кроссовер, которого бы не было без успеха творческого других людей. На вершине бокс офиса отныне не фильм Кэмерона или Лукаса а фильм безликой MCU, корпорации Диснея, очередные Мстители, финал, который и вовсе не финал, что понимают если не все, то многие. Имя Дауни младшего на выходе вспомнят больше человек, чем братьев Руссо, и в титрах к их следующему фильму никто не увидит плашки "от режиссёров Эндгейма", а если и увидят, то на кассу и зрительское внимание это уже не повлияет. Марвел у нас теперь трижды в год, и за вселенной Ди Си, через каждый успешный шаг стремящуюся прилечь и отдохнуть, скрыто куда больше Имён, чем за корпоративным разумом Диснея. Кассовый рекорд Эндгейма, продукта, да, хорошего, но именно продукта, это подчёркнутый итог современному массовому кино и бокс офису в том числе. И здесь диснеи конечно самые главные рекордсмены, чья произвдественная машина отполировала создание подобной продукции, способной в определённой степени понравиться большей части населения, до идеала.

Достаточно взглянуть на список самых кассовых фильмов года, чтобы понять всю ситуацию. Все, кто следил за бокс офис сагой знают, что три десятки - американского, международного и ОБЩЕмирового проката, как правило различаются, ввиду очевидных причин. Отныне различий нет даже в них, если не считать двух дерзких китайских хитов. Сейчас или кино собирает сразу 300 миллионов в Америке, 600 миллионов за рубежом и общий миллиард, или же еле ползёт где-то в конце списка, питаясь остатками, как те травоядные, что вынуждены в саванне подбирать листву, упавшую с обглоданных жирафами вершин деревьев. Более того, если вы взглянете на топ-6 лучших стартов этого года.... то это будут всё те же 6 рекордсменов, к которым в этом году примкнут ещё минимум два - Холодное сердце 2 и римейк Возвращения Джедая, которым предстоит путь всё в ту же когорту миллиардников. И Паук от сони, единственный недиснеевский проект словно насмешка - сборы франшизы падали от фильма к фильму вплоть до их связки с диснеевской вселенной. И если интернет сообщество и негодует от разрыва контрактов - то для массового зрителя Паук Холланд всё так же будет частью МСЮ - и инерция от успеха кроссовера продолжится ещё минимум в течение одного фильма.

Эндгейм здесь действительно, как столп и символ, при том совсем не успеха супергероики (сравните с 364 миллионами замечательного Шазама и провалом Тёмного Феникса) или кинокомикса вообще, а именно одной конкретной студии. Вспомнить имена продюсеров Челюстей или Титаника задача действительно нетривиальная, зато за Мстителями перед зрителем всегда будут не два брата-постановщика, и именно продюсер Кевин Файги - переворот свершился с ног на голову.


Но где бы Файги был без Джосса Уидона? Вопрос другой.

Переворот всего проката: за рекордом Финала скрыты сразу три важнейших фактора. Первым из которых становится стойкость. Звёздные войны, начавшие свой прокат с ограниченного проката и в течение 1,5 лет не сходившие с кинотеатров; Титаник, собравший в первые выходные 4,8% от общих сборов; Аватар, осиливший лишь 10% - словно зеркала Финала, уже в первый уик-энд сумевшего взять 41,6% итога. Потому и титанический стартовый рекорд, который, кажется, никто не побьёт в ближайшие лет 10, если только инфляция не подстегнёт доллар, воспринимается нынче не торжеством роста кинопроката, а успехом рекламной кампании. Конечно, скажете вы, стартовый уик-энд всегда и был показателем того, насколько успешно продан фильм публике, но в случае с самыми кассовыми фильмами в истории другое дело. Удивительно, но даже Пробуждение Силы, в своё время в первый уик-энд заработавшее 28% от итога, кажется теперь более выдержанным зрительским вниманием и временем, первое из которых Эндегейм потерял практически моментально. На фильм сходил зритель в первые выходные в таких масштабах, обеспечив прибавку к предыдущему рекорду на добрые 100 миллионов (357,1 млн. против 257 у Войны бесконечности), что уже второй уик-энд уступил абрамсовским Звёздным войнам. Вслед за цунами волна неизбежно отхлынула.

Отсюда следует второй фактор, это конечно же сам итоговый рекорд. При таком старте (а по общемировым сборам Эндгейм преодолел 1,2 миллиарда уже после первой недели проката (!!!)) за плечами Мстителей должны были быть 3 миллиарда, как минимум. Однако Эндгейм сумел обойти Аватар лишь на 7 миллионов, которых бы не было бы без дополнительных 5 минут, которыми Файги зазывал фанатов в кинотеатры. Пустяк, вновь скажете вы, победителей не судят, да и Аватар выходил расширенной версией, так что всё честно. Но расширенная версия Аватара добралась до экранов, уже после того, как он оставил позади сборы Титаника на 900 миллионов. Смотрите сами на сборы рекордсменов БЕЗ учёта перевыпусков, которым подвергался каждый рекордсмен (в том числе и Унесённые ветром и Экзорцист) за исключением, как ни странно Челюстей:
Jaws (1975) - 470 mln.
Star Wars (1977) - 514 mln.
E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) - 619 mln.
Jurassic Park (1993) - 914 mln.
Titanic (1997) - 1846 mln.
Avatar (2009) - 2749 mln.

Абсолютно в каждом случае рекорд ставился прочно, преодолевался новый принципиальный кассовый рубеж, задавалась новая планка, так, что и при перевыпусках соотношение сборов оставалось тем же (775 и 792 млн. у ЗВ и ИП с их учётом, к примеру). Смешно, ведь с 2796 миллионами Финал фактически не преодолел ни одного нового рубежа, даже банальные 2800 миллионов, оставив на расстоянии вытянутой руки. Аватару достаточно одного перевыпуска перед сиквелом, чтобы те же 7 миллионов себе вернуть, вопрос лишь в том, захочет ли это Студия Диснея, теперь наложившая свои права и на хит Кэмерона, как и на всю собственность Фоксов. Вот и выходит, что король то голый! И это при том, что я по традиции бокс офис саги не упоминаю инфляцию. Но сегодня с её учётом у Аватара было бы 3,3 миллиарда общемировых.

Наконец, фактор третий - тотальный разброс. Всё дело в том, что рекорд Финала сборный. По иронии судьбы - Пробуждение Силы так и осталось самым успешным фильмом в прокате американском (936 vs 858 млн.), а Аватар всё так же удержал интернациональную арену (где так и является единственным фильмом, собравшим 2 миллиарда (2029 vs. 1937)). Успешный блокбастер нового поколения не обязан не то, что нравиться, а уже просто интересовать всех подряд - там где нужно, соберём по крупицам для рекорда, порой можно и подрисовать (не самое редкое явление для больших премьер, когда старички проката от той же студии начинают внезапно валиться без причин, словно их деньги идут в чей-то другой кошелёк). Вот и истерия по кино спадает моментально - оттого и никудышная стойкость - удовлетворившая интерес аудитория переключает внимание на другое кино очень быстро. Вдумайтесь, ведь Финал не 3-й фильм Саги, не 6-й и даже не 8-й. Перед нами итог 22 фильмов, часть из которых рядовой зритель и не смотрел. Ваш покорный слуга сам встречал людей, которые пошли за компанию, потому что "все пошли", при том, не будучи в курсе событий киновселенной, не способными оценить многие отсылки и развитие персонажей по достоинству. И вот кино и лишается такой важной вещи, как народная любовь.

Культовый статус кинематографической вехи Парка или Титаника не отменял никто и в 21-м веке. Где окажется Эндгейм через 10 лет? Скорее всего под тяжестью ещё 22, если не больше, фильмов, из которых 2 или 3 будут уже носить в своём заглавие название "Мстители". В этом и проблема нынешних гран-финале. В современном мире франшиз финал совсем не значит финал. А вот первый - так и останется первым. И только для Зои Салданы ничего в общем-то не поменялось....


ЗЫ: Box Office Saga will return...
Tags: avatar, box office saga, marvel, the avengers, кино, мнение
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…