Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

  • Music:

Терминатор: Финал

Расставив на протяжении 6 номеров все фигуры по своим местам, отправив героев дилогии Кэмерона на встречу их подвигам, каждый из которых приведёт к чьей-то личной трагедии, Дж. Майкл Стражински к 7-му номеру своей сюжетной арки сделал то, что было необходимо ему не только, как человеку, призванному связать все сюжетные линии воедино, но уже и как автору, чьи руки наконец-то оказываются развязанными по иронии на равне с Джоном Коннором, для которого фраза "Нет судьбы" наконец-то становится чистой правдой. Роковой 2029-й, долгие 30 лет маячивший где-то на горизонте исторических событий, точка, из которой нет возврата, в прямом и переносносном смысле, достиг собственного зенита. Предначертанное произошло, войны схватились друг с другом где-то в прошлом, один на один: за спасителя и за его мать. И будущее, лежащее почти в руинах осталось ненаписанным на руках небольшого отряда, оставшегося от Сопротивления.

Здесь Стражински действительно начинает писать свою собственную историю. В двух временных промежутках: в 2003-м, где 3 киборга и человек по имени Саймон, правая рука Джона Коннора, преследуют маньяка-убийцу, Томаса Парнелла, и в 2029-м, где этот самый Парнелл, использованный Скайнетом, как орудие массового уничтожения, будучи подключенным к сети и взяв под контроль больше половины машин и программ, становится угрозой не только для людей, но и для Скайнета. Сознание человека в теле машины становится вирусом для всей сети, более живучим, чем вирусы запрограммированные, ведомым внутренней жаждой к разрушению. Сопротивление движется на встречу своей судьбе, Джон Коннор к своей предсказнной гибели, а Скайнет принимает решение, которого старалась избежать: Маркус Райт реактивирован. Решения нужно принимать очень быстро, ведь очень скоро война подойдёт к неизбежному финалу, вне зависимости от того, чья сторона возьмёт верх.

Итак.

This is the End. Hold your breath and count to ten.

Всё вновь начинается в 2003-м, когда три киборга, посланные для защиты доктора Серены Коган, которой суждено сыграть ключевую роль в развитии технологии искусственной кожи и переноса разума из органического тела в механическое, и Томаса Парнелла, которому уготовано занять сознание Т-3000, разделяя свои обязанности, возвращаются к своей изначальной директиве: терминировать. Целью становится Саймон, правая рука Джона Коннора, открывший в этом времени охоту на Парнелла. Пока жив один, под угрозой другой.

В 2029-м впрочем ситуация намного сложнее: Скайнет, понимая, что Парнелл слишком опасен, идёт на неожиданный шаг: переговоры с противником, и послом выступает.... Маркус Райт, отдавший 11 лет назад сердце Джону Коннору. Сердце, которое его так чудесно спасло. Никакого чуда, как выясняется, здесь нет. Машины дальновидны и если уж создавать ткань поверх металлического каркаса, прибегая к чудесам биоинженерии, то почему бы не сделать эту ткань способной к регенерации? "У тебя сильное сердце" - сказала когда-то героиня Мун Бладгуд персонажу Сэма Уортингтона. Что же, теперь это сердце бьётся в груди Джона Коннора, способное выдерживать любые перегрузки физического и психического характера. Что же до Маркуса Райта.... несложно догадаться, что за 11 лет, восстановилось и сердце его. А дальше оставалось только ждать того же сигнала, что пробудил его к жизни в 2018-м году. История Маркуса переживается заново и мы становимся свидетелями его нового возрождения в новой форме. Теперь он связующее звено между двумя врагами. Не человек и не машина, нечто среднее, но способный видеть то же, что и Скайнет.


Прообраз Парнелла, Маркус представляет Коннору доказательства неизбежно более жестокого противника, истребляющего  не ради выживания, с механическим рассчётом, а со смакованием маньяка-убийцы из прошлого человечества. Потому и Маркус выступает связным: он не работает на Программы, он лишь предлагает выход для Сопротивления. И пока Скайнет играет с Парнеллом, позволяя ему использовать всё больше терминаторов, укрывая истинные намерения своих программ в центре памяти, к которой может получить доступ сам Парнелл - оно делает предложение Коннору, но не о работе сообща, а логичном исходе. Единственный вариант уничтожения противника состоит в том, чтобы устранить его, Парнелла, из истории. И так уж случилось, что машина времени в данный момент захвачена.... homo sapiens. Для Джона Коннора это ответ и надежда одновременно. Кажется, вот он - шанс, испариться из истории, "погибнуть" в конце войны, но в то же время выжить, правда, в другом времени. Спасти человечество, самому стать путешественником во времени, совершить круг, временное кольцо. И только Маркусу Райту, своему брату по сердцу, он готов доверить заботу о своей семье. Звание нового лидера, которое когда-то на первых порах задумвал МакДжи.
Однако планам вновь не суждено осуществиться. Парнелл, наконец, перехватив сигнал Райту от центрального компьютера, начинает наступление  с ожесточенной силой. Последние дивизии сопротивления начинают гибнуть под ногами закаленного металла, и пока в 2003-м Саймон выходит один на один против киборгов в своей погоне за Парнеллом, в 2029-м люди оказываются отрезанными от машины времени. Маркус и Джон бьются бок о бок, но даже отвоеванный в итоге путь к временным вратам даётся тяжелой ценой: Коннор ранен. И кто-то должен взять миссию по терминированию Парнелла на себя. Вот только остаётся лишь тот, кто эти врата перепрограммировал, тот, кто понимает, с чем они столкнулись. Правая рука Коннора, тот самый Саймон. Машина времени активируется в очередной раз. И дальше на руку автора и художника идёт сам формат комикса. Пока Саймон активирует врата и входит в них в 2029-м, в 2003-м он же приближается к Парнеллу после того, как перехватывает сообщение патрульного о местонахождении сбежавшего из тюрьмы убийцы.

Идёт отсчёт каждого кадра. И пока Саймон из второй половины комикса, перещается в её начало, туда, откуда и начинается наша история, пока временные врата захлопываются за очередной жертвой времени....
История Саймона начинается и заканчивается одновременно. Парнелл в руках у машин. Будущее не изменилось. Миссия пошла прахом, Джон Коннор отдаёт приказ к отступлению, самое совершенное оружие вырывается из рук людей. И вот, когда Машина времени достаётся Парнеллу, он отдаёт простой приказ не одному, а сразу трём киборгам (на всякий случай): пусть не изменится ничего. И 3 автономных машины отправляются в 2003-й год, чтобы обеспечить то будущее, которое покрыло своим пеплом Землю. В 2003-м году Парнелл схвачен полицией и приговорен к смертной казни, только чтобы отдать своё тело в руки доктора Коган после собственной смерти. Вслед за последним из подопечных в криосон погружается и Серена Коган. Только для того, чтобы, пережив Судный день, проснуться в мире без красоты, понятия которой машины не поймут всё равно. История замыкает саму себя.
И пока в 2029-м году Парнелл, наконец перехватывает саму Коган и под угрозой уничтожения её настоящего тела и тела механического, принуждает к перепрограмированию и снятию последних блокировок, в 2003-м году три киборга, внезапно осознав, что после окончания миссии им больше нет смысла существовать (и мы впервые становимся свидетелями удачного терминирования со стороны машины), решают прогуляться в сторону океана. И последними словами уходящего в закат киборга становится вопрос о том, что же действительно такое красота. Сюжетная линия 2003-го года подходит к своему логичному финалу. Стражински расправляется с последними недосказанностями, а значит, сценарий, наконец, становится линейным, когда угроза Т-3000 достигает своего логичного апогея. Отступление обоих сил приводит к тому, что Джон Коннор и Скайнет остаются друг с другом один на один. И через Маркуса Райта Коннор, спаситель и мессия, начинает разговор, который, как он считал, не произойдёт никогда. Он начинает разговор с волшебником из страны Оз.



Небольшая интерлюдия
Когда в 2008-м году "Хроники Сары Коннор" только начали выходит на телеэкраны, предполагалось, что перед нами разворачивается альтернативная реальность, полное игнорирование сюжетных линий фильмов, прямой сиквел дилогии Кэмерона. И хотя сериал будучи достаточно нестабильным (превращая путешествие во времени по своей сложности и уникальности в нечто вроде перезда в соседний район), и действительно, казалось бы был таковым, всё же как ни странно, что-то смутно знакомое угадывалось и там. Сама завязка сериала нетривиальна: в 1999-м году Джон Коннор и Сара Коннор находятся в бегах по подозрению в убийстве Майлза Дайсона. Постоянно меняя имена и документы, они тем не менее оказываются вновь в центре борьбы будущего и настоящего, когда за Джоном прибывает киборг-убийца Крамарти (имя данное, чтобы хоть как то дать основному антагонисту признак отличия). Но и на спасение за семьёй Коннор прибывает девушка-киборг Кэмерон (имя конечно, без комментариев), достаточно небанально спасающая мать и сына, перебросив их во времени вперёд в 2008-й, за 3 года до нового Судного дня и, что удобно, ко времени выхода сериала.
Впрочем, по ходу истории выясняется любопытная деталь: Сара Коннор действительно пережила саму себя, ведь не будь перемещения во времени, и к этому времени она бы уже умерла от рака. Важная деталь истории 3-го Терминатора, добавьте сюда Томаса Деккера, исполнителя роли Коннора, в чьё превращение в Ника Стала верится больше, чем в трансформацию в Кристиана Бэйла, а так же сам факт того, что бегство от полиции и смена документов отлично вписываются в фон "Восстания машин": очевидно, что после смерти Сары - Джону проще было и вовсе потеряться - и вот перед нами внезапно история, которая, не будь очередного вмешательства в ход истории, могла бы привести к "Восстанию". И вновь интересный парадокс, ведь даже в новой временной линии, в новом таймлайне, даром, что война начинается и вовсе в 2011-м, году, на 14 лет позже срока установленного Кэмероном, перемещения во времени всё ещё происходят из 2027-2029 годов. Интересная мысль приходит сама собой: каким бы ни было время, кто бы как не менял историю - к моменту создания машины времени, к моменту отправки в прошлое машин и людей - война так или иначе должна придти к одному знаменателю. И каким бы ни был таймлайн, помогала бы Коннору машина с лицом губернатора Калифорнии или с улыбкой очаровательной Саммер Глау - историю 2029-го не перепишешь. Отправка машины в 1984-й определила ход истории на 35 лет вперёд. И получается, что все альтернативные вселенные лишь вариации неизбежного.

Почему вдруг я вообще об этом задумался? В разговоре с Скайнетом, Джон Коннор Стражински говорит, что его любимым фильмом в детстве был "Волшебник из Страны Оз", сказка, где за дымовой завесой волшебника спрятан немощный старик. И именно "Волшебника из страны Оз" читала в детстве Джону Сара Коннор в исполнении Лены Хеди. И именно под фамилией автора скрываются Джон и Сара Баум на протяжении большей части сериала. Сознательная ли отсылка Стражински? Сложно сказать, но если так, то почему-то радует отношение автора, нашедшего в своём таймлайне место и для такой приятной мелочи.

Конец интерлюдии
Мы вновь возвращаемся на поле боя, когда Коннор приходит к решению, не способному устроить ни одну из сторон, а потому заведомо выигрышному для каждой. И пока планы Джона и Скайнет остаются в тайне от всех кроме непосредственных участников операции, генерал Коннор отдаёт приказ об огне до победного. Отвлекающий манёвр и новые жертвы - очередные жертвы войны, чтобы в суматохе боя вытащить из центра, взятого под контроль Скайнет, доктора Серену Коган. Коннор устраивает самый настоящий эндшпиль, используя машины Скайнета против пешек Парнелла, отвлечение и совместная операция, а затем сдача в плен, не идующая в голову никому из солдат Сопротивление, но идущая по выкроенному плану. Маркус Райт окончательно занимает место лидера, предписанное ему еще на уровне сценария "Спасителя", а Коннор отправляется в компьютерный центр компьютера, туда, куда он стремился и боялся попасть одновременно. В цитадель Скайнета, святая святых Искуственного интеллекта.

Патовая ситуация - диалоги заменяют пули, когда Скайнет и Коннор оказываются друг перед другом в состоянии полной дезориентации. Человек, лидер сопротивления в лапах противника, и Скайнет с большинством программ, поглощённых Парнеллом. Мы вновь заглядываем в сознание машины, общего на всех интеллекта, чья попытка стать человеком привела лишь к ошибке, неожиданно признаваемой ИИ. Что произошло? ИИ не был бы столь могущественным, если бы не умел анализировать собственные ошибки - выживание любой ценой без души и осознания того, что такое жизнь, красота, эстетика, ведёт к очевидному саморазрушению, попытка не развиваться, а копировать людей, вплоть до конституции киборгов, оказывается лишь прототипом, ведущим в никуда. Осознание приходит слишком поздно: после уничтожения человечества - у Скайнет не будет цели к существованию, так же, как не стало цели к существованию у 3 киборгов в 2003-м на побережье Тихого океана. Для осознания собственных ошибок, впрочем, нужен был рычаг куда как более прозаичный, чем та самая эстетика: Парнелл, всё глубже загоняющий программу в нёдра её существа, вызывает примитивный, животный, инстинктивный, и всё же... страх.
Выход один, чтобы победить машину, думающую, как человек, нужен человек в теле компьютера. И к счастье доктор Коган проделывала такие операции не раз. И кто же может повести борьбу против машин, как не человек, который тренировался уничтожать машины ещё до того, как Скайнет был создан? Как было сказано в "Хрониках Сары Коннор" у человеческого мозга есть один существенный недостаток - информацию из него нельзя сгрузить. Что ж, от мозга человека в теле машины (Маркус Райт) к машине с сознанием и личностью человека (Томас Парнелл) оказался шаг длиной в 11 лет, но именно этот шаг и становится решающим в войне. Джон Коннор и машина становятся единым целом.
И пока киборги Парнелла, выследив место нахождение ЦПУ, так долго укрываемого за всеми возможными файерволлами, начинают решающую атаку на своего прародителя, Терминатор, как сага вновь сводится к тому, с чего началась. Давайте будем откровенными, американцы, в чьей крови впитался зной Дикого Запада - люди, верящие в победу индивидуальной личности. Потому и вестерн, жанр о противостоянии шерифа и бандита, супергероика (очевидно) всегда будут ближе им, чем масштабные эпики о судьбах целых народов. "Терминатор" в общем то представитель того же тренда. Война сводится к битве один на один. Человека и робота. Масштабный конфликт сужается до борьбы двух индивидумов. Стражински честно ухватывает эту суть - финал войны - это битва двух роботов с сознанием человека. Это вновь битва двух личностей на фоне масштабной битвы за судьбу планеты. В недрах Скайнет, история делает полный круг.


Впрочем, у Парнелла есть свой козырь и он крайне весомый. Пока часть его сознания воюет с материнской программой, пока его тело вступает в бой с киборгом под управлением Коннора, индивидуальный юнит Т-850 послан на свою личную, отдельную миссию, которую Скайнет так и не смог осуществить. Но в состоянии беззащитности цель больше не представляет угрозы. Никаких перемещений во времени, никаких игр с судьбой. Всё происходит здесь и сейчас. Киборг со внешностью австрийца находит свою жертву, нажимает на курок. И спустя 45 лет доводит миссию до конца.
Джон Коннор умер. Но значит ли что его больше нет? Машина падает, машина побеждена. Машина перезагружается. Машина встаёт на ноги. И Джон Коннор отдаёт Скайнету долг, который он носил на сердце (буквально) ещё со "Спасителя". Угроза.... терминирована.

Финал? Не совсем. Остаётся последний шаг. Последний выбор. Ведь теперь Джон Коннор, абсолютно индивидуальный юнит в самом центре Скайнета, стёртого почти полностью, встаёт перед финальной диллемой.


Выбор не настолько прост, как кажется. Практически вся инфраструктура людей уничтожена, на то, чтобы вновь связать земной шар в единую цивилизацию, уйдут годы, голод и болезни не уйдут в одночасье. Скайнет же необходимо развитие, потеря цели лишает их смысла к существованию. Война оканчивается осторожным пактом, ведущим к единому сосуществованию. Перемирие приводит к зажиганию огней и света впервые за десятилетия. Но хотя человечество начинает оживать, видеть бывших врагов на одной улице нелегко, недоверие становится символом нового мира, который начинает жить и развиваться с нуля.
Спустя неопределенное количество времени оливковую ветвь протягивает сам Скайнет. Киборг, убивший тело Коннора найден и доставлен собственно тому, что сейчас является Джоном. И пока Маркус начинает продумывать план о его разрушении, смакуя теоретические детали его уничтожения - у Джона есть совсем другая идея. Последний перепрограмированный киборг отправляется в 2004-й год, чтобы обеспечить выживание Джона и его жены аккурат за 2 дня до Судного дня. Судьбу не изменить, всё, что остаётся - выживать. Затруднение небольшое всё же имеется - Коннор в своём нынешнем состоянии не слишком годится для идентификации себя же в 2004-м. А потому и идентификация и управление киборогом голосовыми командами передаётся... Кэтрин Брустер, она же будущая миссис Джон Коннор. Последний путешественник во времени занимает своё место в судьбе. Машина времени и её врата уничтожены. Свою безумную роль она уже выполнила.

Ну а если уж мы восстановили тело Парнелла, то и тело Коннора восстановить по технологиям, отправленным самой себе, доктор Коган вполне способна. История Джона Коннора завершается. Из днк, сохраненной в базах данных сопротивления, благодаря искусственному оплодовторению, получается создать ещё одного маленького человечка, дочку Джона и Кейт, сестрёнку их старшего сына (все помнят, что в Спасителя Кейт была беременна?). Дочку называют Сара. Всё становится на круги своя. И везде наступает мир.

Ну почти. И спустя 3 года Джону всё так же не спится, его всё так же не отпускает ожидание чего-то, что он не может объяснить. И всё так же трудно спасть, как бы он ни пытался убедить себя в том, что просто отвык от гражданской жизни. Годы идут, мир стоит, и к 20-летию победы, в далёком 2049-м году два рыбака на пирсе на тихоокеанском пляже думают о выборе нового места для рыбалки. В конце концов зачем тратить время на место, где не клюёт? Впрочем, нет. Что-то попалось. Но что же это? Тайна покрытая солёной водой, но не исчезнувшая навечно. словно олицетворения ужасов, забытых, но которые могут всплыть на поверхность вновь.
Финал саги Кэмерона-Мостоу-МакДжи и Стражински хорош только в той степени, в какой может быть хорош хэппи энд в такой франшизе, как Терминатор. Последние страницы несмотря на всё счастье проникнуты некой тревогой, финальные монологи Коннора не успокаивают. И до конца остаётся странное ощущение, что даже подобное перемирие лишь только некий план Скайнета по смирению своей жертвы. И хотя 3 терминатора, которые, даже если и вновь будут активированы, вряд ли смогут представить угрозу в мире, где машины контролируются одним ИИ, и где их программа может быть крайне быстро взята под контроль, этот последний кадр комикса доводит историю до той нотки паранойи, которая всегда была частью истории о Терминаторе. Замечательная аллегория войны, даже после обрушения железных занавесов, не отпускающей сознание целых поколений.

Такие вот воистину Тёмные судьбы.
Tags: комиксы, мнение, терминатор
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…