Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Enterprise

It's been a long road, getting from there to here
It's been a long time, but my time is finally near
And I can feel the change in the wind right now
Nothing's in my way
And they're not gonna hold me down no more
No, they're not gonna hold me down (c)

После 35 лет космической миссии, посвящённой исследованию далёкого космоса, охватившему почти 150 лет истории вымышленной, было решено обратиться к истокам феномена под названием "Звёздный путь". Франшиза, продвигавшая вперёд технологии на экране малом и большом, сама стимулировавшая развитие технологий в мире настоящем, внезапно сделала даже не шаг, а сразу два назад во времени, отправившись во времена за 200 лет до Пикара, Сиско и Джейнуэй, да что там, во времена за 100 лет до самого Джеймса Кирка. Новая команда, молодая теперь уже и в рамках вымышленной вселенной, вынуждена была пойти по пути, который ещё только будет проторен последующими поколениями, словно бы на ощупь пробираясь меж звёздами, в попытке найти себя, подобно же создателям сериала, отказавшимся не только от большей части известных любому зрителю Стар Трека технологий, но и мифологии, которой только предстоит найти себя в безмерном пространстве альфа (и не только) квадранта Млечного пути.

И, как не сложно догадаться, путь к Звёздам для команды корабля под командованием капитана Арчера в сериале с самым громким и говорящим названием в истории франшизы, оказался полон терний.
Не сложно догадаться, что представив зрителю возможно лучший пилот в истории франшизы, где за 110 лет до 5-летней миссии под командованием капитана Кирка, человечество только встречается с клингонами, расой, ставшей одной из самых знаковых во всей вселенной Стар Трека, сериал очень быстро теряет свой первоначальный запал. Кажется, 1,5-часовой фильм, коим и является пилотный эпизод, куда более удачная вариация подачи для истории, которую невероятно трудно растянуть на 26 серий стандартного теле-сезона. И идти приквельной дорожкой "Энтерпрайзу" оказывается куда сложнее, чем трилогии приквелов понятно какой звёздной франшизы. В мифологии, за плечами которой более 600 серий 5 сериалов, расы и планеты, которые не должны ещё появиться до первого контакта с ними Кирка или Пикара, балансируются теми, кто, появившись в Энтерпрайзе, потом исчезнет из мифологии Звёздного пути навсегда. Что говорить, если даже капитан Арчер, признанный капитан первого Энтерпрайзе, ни разу не был упомянут в хронологии дальнейшей, в которой его конечно же ещё не существовало. Как впрочем и первого Энтерпрайза, ещё не принадлежащего всемогущей Федерации, которой в данном временном отрезке ещё не существует. Лишь Звёздный флот Земли, пытающийся найти себе место во вселенной, где, как оказалось, они отнюдь не одиноки.

Потому и отказаться от дальнейшего развития истории создатели окончательно не могут, то тут то там по ходу всего сериала вставляя последствия холодной темпоральной войны 30-го века. Эпохи, когда технологии превратят перемещение во времени в нечто совершенно обыденное, настолько, что позволит соединть 22-й, 25-й и 30-й века разом. Решение не столь элегантное, но позволяющее протаптывать тропу для франшизы не только в прошлое, но и в теоретическое будущее. Куда более элегентантным конечно является сама неопределённость, которую подразумевают вмешательства из далёкого будущего в век 22-й. Любой неверный шаг может изменить историю целой киносерии, в том числе и время Кирка и Пикара, вот только так далеко в своих же планах создатели не заходят, каждый раз останавливаясь на полуслове (зайдёт Абрамс, но никому от этого не станет легче).

Этим, впрочем, характеризуется весь Энтерпрайз первых двух сезонов, новые идеи проходят где-то по периферии, будучи обозначенными пунктирной линией, чьи точки кажется никто не решается соеднить в нечто цельное. И потому сериал оказывается совсем не плох, но кажется, абсолютно не способен дать поклоннику или случайному зрителю нечто новое. Повторяются сюжеты, возвращаются знакомые актёры, чьё лицо лишь слегка изменит соответствующий грим. А пресловутый дух первооткрывания, который и ляжет в основу истории о первом корабле под названием Энтерпрайз, сведётся к постоянным спорам между капитаном в исполнении Скотта Бакулы, этакого космического бойскаута, демо-верии Капитана капитанов, и помощницы капитана, вулканки Т'Пол. И потому добрая треть конфликтов первых сезонов сводится к противостоянию людей и вулканцев - с эмоциональностью первых и логикой вторых, для которых человек разумный - лишь ребёнок во вселенной, которую ему не дано постичь. В каком-то смысле человек это звание с радостью оправдывает, как и характер Арчера, не способный трудами сценаристов найти себя, скачет подобно ковбою на резвом скакуне: от бравады первооткрывателя нового рубежа до капризов высоковозрастного подростка, не желающего продавливать собственную гордость ради культуры других рас.

С другой стороны, сама команда Энтерпрайза, оказывается ближе к нам, телезрителям 21-го века, чем любая другая в истории Звёздного пути. Желающие светлого будущего люди, только преодолевающие или пытающиеся преодолеть предрассудки, копившиеся столетиями в их истории, здесь как олицетворение человека 2000-х годов, вступающего в новое тысячелетие с новыми надеждами, но не уверенного в том, что они оправдаются. Ближе к нам и культура - речь и о вещах насущных - пищу команде готовит флотский повар, а не умелая машина по репликации еды, и о культурных - вечера проводятся командой за просмотром классического кино 20-го века, формы искусства, кажется, ко времени Кирка абсолютно утраченной (и о которой вспомнит разве что Том Пэрис со звездолёта Вояджер в конце века 24-го). Неудивительно, что и традиционная мораль меняется под стать времени выхода. Стартовавший в сентябре 2001-го года, ровесник трагедии Башен-близнецов, Энтерпрайз добрую часть эпизодов посвятит проблеме расизма совсем другого порядка: преследования представителей определённой расы или вероисповедания только из-за их родственного или духовного сродства с террористами. Потому и метафоры нынче перестают быть метафорами. Стар Трек всегда реагировал на политические и социальные проблемы посредством фантазии, но именно на территории Энтерпрайза метафора становится всё более прозрачной, говорящей со зрителем своего времени на очевидном и понятном наречии.

И к 3-му сезону, окончательно уводя формат от классического Звёздного пути - 6-й сериал во франшизе превращается в настоящий крестовый поход капитана Арчера за теми, кто устроил акт террора на поверхности его родной планеты. Словно решив взять лучшее от Вояджера и ДС9 создатели отрезают корабль от остального космоса в духе первого и превращают 3-й сезон в один большой военный сериал подобно второму. 3-й сезон действительно выигрывает у первых двух, как в плане действия, так и в плане персонажей. Линейный сюжет позволяет возвращать вновь и вновь героев второго плана, развивая и усложняя характеры, чем был славен и Дип Спейс Найн. Ставки повышаются, растёт напряжение и между персонажами на борту самого корабля, выливаясь или в романтические отношения во преки всему или в откровенные конфликты между недавними коллегами. Но вместе с повышенной динамикой и драматичностью (и визуальным пиршеством - кажется, что сериал в это время выглядит дороже отдельных фильмов начала 2000-х), теряется что-то от старого доброго Трека. Что, несмотря на всю свою внутреннюю конфликтность и военную направленность, не терял тот же Дип Спейс Найн. Там, где ДС9 умело чередовал войну на внешних рубежах и уютную атмосферу космической станции, способной приютить зашедшего путника из любого конца галактики вне зависимости от его внешности, убеждений и нации, сериал, развязывающий холодную Звёздную войну, переходящую в войну открытую, кажется, окончательно отходит от изначального замысла Родденберри. К счастью, лишь кажется, и к финалу конфликта общий язык найдут и те, кто недавно был непримирымыми противниками, но предварительно выведя Звёздный путь на территорию, опасно граничащую с космосом совсем других миров.

Возвращение на привычную территорию, в космос старого доброго Звёздного флота, впрочем, покажет, как нельзя лучше, как повлияли на сериал потрясения сезона 3-го. Энтерпрайз словно проходит крещение битвой. Космос словно бы начинает играть другими красками и с первых же серий 4-го сезона сериал превращается именно в то, чем и должен был с самого начала. В признание любви целой вселенной, не стесняющееся своей приквельной природы. Целый набор факторов - смена шоураннера, низкие рейтинги, намекающие на отмену в любое время, желание спустя 3 года вернуть серию в раннее русло - меняют Энтерпрайз до неузнаваемости. Оттого лишь больше становится обидно за них за всех. За команду. За создателей. За сам Энтерпрайз. Сериал и героев, которые заслуживали намного большего с самого начала.
It's been a long night, trying to find my way
Been through the darkness, now I finally have my day
And I will see my dream come alive at last
I will touch the sky
And they're not gonna hold me down no more
No, they're not gonna change my mind (с)
Иронично, что начиная с "Следующего поколения" каждому стартрековсому сериалу нужно несколько сезонов, чтобы найти себя. Быстрее всего (к середине второго сезона) это сумел сделать "Глубокий Космос 9", дольше всего (3.5 сезона) на это понадобилось "Вояджеру". "Энтерпрайз", оказавшийся где-то посередине, реализовав свой боевой потенциал в сезоне 3-м, словно бы вздохнул полной грудью именно в 4-м. Оказался по середине он и в формате историй - вместо классических приключений на серию в духе оригинала и первых двух сезонов, и линейности повествования последних сезонов ДС9 и собственного третьего, 4-й сезон - это серия сюжетных арков, покрывающих те глубины звездного прошлого и нашего близкого будущего, которые не успел покрыть за первые сезона три. Раскрывая мифологию Вулкана, превращая клингонов в тех, что мы видели в оригинальном сериале, связывая создателя Дэйты из "ТНГ" и наследников евгенических войн Хана Нуниена Сингха, Энтерпрайз связывает прошлое и будущее, намекая на времена Пикара и Сиско, проводя линию через 200 лет истории, полноправно становясь настоящим Поколением, гордо носящим звание Первого. Ловко жонглируя мифологией, которая начинает раскрываться на глазах у зрителя, Энтерпрайз ловко балансирует на уже обозначенной грани, не переходя её ни на дюйм, раскрывая те уголки мифологии, которых просто не коснётся Кирк или Пикар. Словно бы вспомнив, что Стар Трек это не только имена и названия, которые появятся лишь в будущем, и которые пока не пришло время упоминать, Энтерпрайз погружается вглубь истории планет и их культуры, не только на глазах устраивая религиозный переворот на Вулкане, но и наблюдая зарождение союза между планетами, который когда-то станет Федерацией.

Наконец, свою браваду в нужное русло направляет и сам Арчер. Вы никогда не задумывались, почему столица Федерации находится именно на Земле, при всей её размашистости? Простой ответ, прочерченный ещё с первых сезонов, действительно превращает Арчера в личность выдающуюся: именно землянину удаётся заручиться поддержкой рас, до того находящихся в вечных конфликтах друг с другом. А Арчер с его мальчишеской наивностью начинавший свой личный Звёздный путь, постепенно растёт, чтобы стать лидером, о котором будут говорить и в 3000-х годах, в обход годов Кирка и Пикара, завоёвывая собственное место в истории. Именно это и делает Энтерпрайз. Сквозь тернии, тяжело, падая по пути, но находя свою дорогу, он занимает важное место в мифологии Стар Трека. Место, которое отобрали рейтинги и продюсеры, закрыв сериал в тот момент, когда его дорога только начала сиять светом окружающих его звёзд. Неудивительно, что последнюю серию не любит, кажется, никто. Ни актёры, ни зрители, ни сами продюсеры, признавшиеся спустя годы в собственной ошибке. Финал Энтерпрайза стал финалом 18-летнего рана, когда с 1987-го по 2005-й год ни один сезон не обходился без Стар Трека. Следующее поколение, Дип Спейс Найн, Вояджер и Энтерпрайз - 4 сериала, в общей сложности из 25 сезонов. И потому и последняя серия была попыткой соединить поколение капитана Арчера с поколением капитана Пикара, попутно запихнув все незаконченные сюжетные линии в 45 минут, как не сложно догадаться, не став подарком ни для поклонников Следующего поколения, не позволив достойно уйти в историю Энтерпрайзу, провалив обе миссии.
С другой стороны, история сделала полный круг. Энтерпрайз стал первым сериалом во франшизе, который был отменён, со времён.... того самого оригинала, где Капитан капитанов смело ступал туда, куда ни ступала нога человека. Приквел оказался приквелом во всём, с той лишь разницей, что оригинал был продолжен мультсериалом и 6 фильмами, навсегда впустив команду Кирка в сердца миллионов теле и кино зрителей, а Энтерпрайз несколько потерялся. Действительно, ведь и Следующее поколение после закрытия вернулось в 4 кинофильмах, а Жан-Люк Пикар вот-вот получит собственный сериал спин-офф; Дип Спейс Найн оказался уникальным для франшизы законченным телевизионным романом из 7 томов, где тома заменили сезоны; а Вояджер, закончив 7-летнее путешествие не потерял бы ничего лишившись пары сезонов (желательно первой пары, конечно).

Но такова уж история первопроходцев. И так же, как команда Кирка под командованием Джина Родденберри пробиралась по дороге к зрительскому сердцу через закрытия, петиции о продлении, мультсериалы и фильмы, в итоге же породив целую вселенную, так и Энтерпрайз под командованием Арчера и его бравых первопроходцев несмотря на тернии, в этой истории закрепился со всей возможной прочностью. И по иронии судьбы, когда Абрамс и Ко через 4 года перепишут историю, именно Энтерпрайз останется единственным сериалом, остающимся каноном в обоих вселенных.

 Вот, что значит, гордое звание - Первый.
These are the voayges of the Starship Enterprise. Its ongoing mission:
To explore strange new worlds, to seek out new life forms and new civilisations...
To boldly go where no man has gone before. (с)

Tags: star trek, tv series, мнение, свет далёких звёзд
Subscribe

  • 35 лет назад...

    "I did it 35 years ago" мог бы сейчас сказать Озимандиас.... Мы всё ещё помним.

  • Капитан Чудо

    Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт…

  • Пять минут до полуночи: Вспоминая Часовых

    ...and the Superhuman crew come out and round up everyone that knows more than they do... (c) 2008-й был золотым веком кинокомиксов. Конечно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • 35 лет назад...

    "I did it 35 years ago" мог бы сейчас сказать Озимандиас.... Мы всё ещё помним.

  • Капитан Чудо

    Ребёнком в супергероику влюбляешься мгновенно. Развевающиеся плащи и маски, эффектные способности, умение летать и возможность закончить конфликт…

  • Пять минут до полуночи: Вспоминая Часовых

    ...and the Superhuman crew come out and round up everyone that knows more than they do... (c) 2008-й был золотым веком кинокомиксов. Конечно,…