Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Star Trek: Discovery (Сезоны I-II)

2010-е годы стали временем возвращения старых брендов в масштабах доселе немыслимых, когда один за другим на большие и малые экраны стали возвращаться известные франшизы, персонажи и истории, переработанные заново, переосмысленные, или же надстроенные над уже готовым костяком. Терминатор и Парк Юрского периода. Звёздные войны и Мэд Макс. Ностальгия штука заразная, к 2016-му году вновь вернулся мир Поттера и Джейсон Борн, ещё даже не успевшие стать классикой, что уж говорить про римейки анимационных лент 1990-х, ещё недавно казавшихся временем не столь далёким. Чередование римейков и откровенных фанфиков, позволяющих играться со старыми персонажами в новых условиях, безусловно чётко определили безопасную территорию для зрителя и продюсеров, когда кино под стать комиксам продолжило воскрешать персонажей прошлого, достойной замены которым найти не удалось.

Стар Трек оказался впереди планеты всей ещё в 2009-м, когда 11-й фильм киносерии стал одновременно и продолжением старой саги, пусть только во флэшбеках, и перезапуском её же на новой территории, в новой вселенной, позволявшей одновременно избегать проблем с всемогущим таймлайном, и тут же рассказывать новые истории с уже знакомыми всему миру персонажами. Через 2 года DC проделают то же самое в своих комиксах с Flashpoint'ом, в 2014-м Сингер со вселенной Людей-Икс, а затем дважды продюсеры Терминатора, но лучше бы не. Но именно Стар Трек первым задал тренд. Только для того, чтобы затем вновь вернуться в давно освоенную классическую вселенную и не куда нибудь, а вновь на свою теле родину, которую Звёздный путь покинул долгие 12 лет назад с финалом Энтерпрайза и путешствия капитана Арчера. Проблема в том, что получилось не совсем то, что вслед за таким громким возвращением можно было бы ожидать
Дискавери - сериал, при просмотре которого приходится делать то, чего никак от себя не ожидаешь, разделять себя на зрителя и на внутренного трекки, которым становиться этот самый зритель никак не планировал, но 700 с лишним серий канона сделали своё злополучное дело. Стар Трек - сам по себе оказывается уникальной вещью, которая сияет всё больше с каждым новым просмотром и новой надстройкой этого самого канона, а потому и Дискавери по началу воспринимается дикостью - сериал, кажется, чужеродным не только для основной вселенной, но даже для параллельного мира, выстроенного Дж.Дж.Абрамсом сотоварищи. Тут чужеродным выглядит всё - технологии, каким то образом куда более совершенные, не только для времен Кирка, которые наступят всего через девять лет, но времён Следующего поколения и Дип Спейс Найна, через добрые лет сто с лишним; расы, как новые, которых никто никогда не видел и судя по дальнейшим сериалам не увидит, так и старые добрые, наподобие клингонов, которые похожи на самих себя лишь речью, культовым клингонским языком. Отличается сама атмосфера, словно кричащая о том, что перед нами никакой не Стар Трек, и дело даже не в военной обстановке - посмотрите Дип Спейс Найн, здесь нет даже того.

А Дискавери действительно сериал военный. Так, Звёздный путь трансформируется, превращаясь в Звёздные же войны, окончательно отдав себя на волю сериальной горизонтали, с чем Трек баловался время от времени в Дип Спейс Найне и Энтерпрайзе, но окончательно решился на это с первых же серий первого сезона только сейчас. Дискавери - дитя своего времени, к которому проторил дорогу всё тот же "Глубокий космос" в далёкие 1990-е, но пользующийся нынешними трендами со всем размахом - дело не только в разношёрстности экипажа, представлющего флотских всех рас и ориентаций, в конце концов, вселенная, начинавшася с межрасового поцелуя, а также русского на мостике звёздного флагмана в далёкие времена холодной войны, здесь всегда была на передовой нарушения стандартов. Дело и в сюжетных ходах, не стесняющихся убирать персонажа из сюжета самыми кровавыми способами: нынче не застрахован никто, кажется, даже капитан, ведь неспроста, впервые главным героем Стар Трека становится научный специалист, правда, во времена войны и рангов, стремительно освобождающихся под вражеским огнём, стремительно же продвигающаяся по службе.
Вот и место капитана Дискавери находится словно под проклятием, вынуждающем менять человека в капитанском кресле вот уже 3-й сезон подряд по причинам самым разным. Капитанское кресло здесь словно бы место учителя защиты от тёмных искусств из "Гарри Поттера", вот даже свой Джейсон Айзекс есть, и к счастью для сериала, не на вторых ролях, а на центральном месте. Тот случай, когда харизму не скрыть вторым планом - его Гэбриел Лорка вполне вероятно самый нестандартный капитан, когда либо занимавший пост в истории заглавных сериальных кораблей Трека. Не стесняющийся марать руки, идти в противовес всем принципам Звёздного флота, играя на вражеской территории лучше, чем на собственной. Кажется, идеальный выбор на командующую должность, во время войны, насмехающийся над всей устоявшейся моралью, и уж нисколько не стесняющийся того, что для него цель явно оправдывает средства. Такой капитан и специалист Бёрнем в исполнении Сонеки Мартин-Грин на главной роли создают уникальную для Трека динамику между подчинённым и капитаном, где роль наставника не так очевидна, как ранее, и традиционно важные речи о том, "что сегодня мы многое поняли" по итогам серии звучат всё реже.

Вот и сериал превращается в грандиозное шоу из зажигательной химии (и микологии, простите) между персонажами, растущими относительно друг друга, визуальных красот, и небанальных научно-фантастических решений, которых в наше время крайне не хватает. В конце концов, космической научной фантастики много быть не может. А потому и сериал начинает звучать по другому, лишь только отбрасываешь в сторону тот факт, что перед тобой Стар Трек. Кажется, действительно, Дискавери привязка к Треку только мешает: ни духу, ни даже таймлайну здесь никто подчиняться не собирается, и даже появляющиеся персонажи канона, будь то Сарек или Мадд не похожи на классических себя нисколько - лишь имена те же. Перед нами Стар Трек словно бы некоей Земли-3 - ещё одной вселенной, параллельной теперь уже оригинальной и абрамсовской. Представить, что через 9 лет мы ступим на борт Энтерпрайза под командованием Кирка банально невозможно. Не вызывают волнения даже упоминания Арчера или его путешествия на Кронос в пилотной серии Энтерпрайза - кажется, что и герой Скотта Бакулы здесь совершенно другой. Зато концепциями Трековской вселенной, будь то секция 31, зеркальные вселенные, клингонское пламя Калесса здесь пользуются не стесняясь и с таким шиком, что даже Абрамстрек кажется вещью крайне консервативной, и стеснённой обязанностью следовать канону даже в параллельной вселенной. И первый сезон прыгает от концепции к концепции словно бы в залихватстком эксперименте над франшизой и фанатами, чтобы наступил второй сезон и наступило самое настоящее воскрешение. И всё благодаря одному человеку. И речь не об авторах, сценаристах или режиссёрах. Речь о сплаве персонажа и актёра, который вступает на мостик Дискавери.


Кристофер Пайк Энсона Маунта не просто воплощает собой всё то, чем был предшественник Кирка в капитанском кресле Энтерпрайза - Пайк представляет собой весь Звёздный Флот, если не сказать весь Звёздный путь в одном лице, его идеалы, его убеждения и устои. Пайк - это глыба, нерушимый монумент всему наследию Джина Родденберри, по сравнению с которым вариация Брюса Гринвуда теряется в качестве банальной отцовской фигуры для пайновского Кирка. Будучи второплановым героем подобно Лорке, Энсон Маунт находится в центре внимания, кажется, всегда, не только, когда он появляется в кадре, но и когда его в кадре нет. Он словно луч, от которого во все стороны отходит энергия старого доброго Пути 1960-х, изначального идеала человека будущего, с непоколебимой уверенностью в завтрашнем дне и верой в человека, смысл его жизни и в каждый шаг, который он проходит по неизведанному. Удивительно, насколько силнён дух Родденберри. В атмосфере Дискавери чужеродным элементом выглядит не капитан, словно бы прообраз Капитана капитанов, но абсолютно всё, капитана окружающее. А потому под стать Пайку словно бы меняются все. И герои по обе стороны морали и сам корабль и окружающий его космос. Сам сериал тянется к своим началам - из военной миссии стремясь вновь отправить команду корабля в неизведанное, на расследование загадок космоса, конечно вновь угрожающим всему живому (в наше время на меньшее зритель, кажется, не согласен, времена миссий на серию ушли в прошлое), но зато использующих концепции путешествий во времени и предопределённости с виртуозностью достойного представителя жанра фантастики научной, пусть и граничащей с фэнтези, под стать опять же классическому Пути.

Оживают и персонажи первого сезона. Так, даже не второй, а третий план, рулевые и научные офицеры мостика умудряются поднять голову из-за пульта управления, показать себя героями живыми, а не необходимой декорацией для мостика звёздного корабля. Да что о третьем плане, тут и главная героиня, Майкл Бёрнем, превращённая в сестру Спока, о которой мы никогда не знали, ради отсылок к известному персонажу, обретает почву в виде прошлого, с сюжетными поворотами в духе лучших мыльных опер с одной стороны, но словно бы переосмыливающими даже сюжетные решения первого сезона с другой. Да и сам Спок, подобно Сареку не напоминающий оригинал ничем кроме имени, берёт верх над кажущейся необязательной по началу сюжетной привязкой, харизмой и.... логикой. Кажется, сценаристы не способны писать героев Родденберри плохо, они возвышаются словно монумент над остальными, даже будучи сыгранными другими актёрами, и ставящими канон в крайне неловкое положение.

А канон Дискавери внезапно начинает свой собственный. Как и во всех Треках, начиная с ТНГ - сериал чем дальше тем более уверенную почву под ногами обретает благодаря преемственности поколений и сезонов предыдущих. Здесь не только речь о первом сезоне, но и о сериале оригинальном, продолжением одной из серий которого Дискавери внезапно становится. А так же о Short Treks - замечательном дополнении к канону, серии небольших короткометражек, раскрывающих героев и мир внутри и за пределами Дискавери, благодаря которым новые грани получают и инопланетянин Сару, колуанец в исполнении Дага Джонса и Сильвия Тилли, подруга главной героини. Чем дальше в лес, чем ближе к звёздам, тем более уверенно начинает чувствовать себя сериал, не избегая классических идей, но начиная их с готовновстью принимать. Примиряя зрителей нынешних и прошлых на пути пройденном, только для того, чтобы направить в финале 2-го сезоне героев на путь ранее не проторенный никем.

Сам путь получается при этом эффектным. Забавно все эти годы было наблюдать за эволюцией не только Трека, но самого телевидения, пройдя путь от картона и штукатурки оригинала, к боям первых компьютерных моделей Глубокого космоса, и наконец, до времени, когда уже не только кино, но и теле экран становится способен на всё. Красота и размах сериала порой поражают воображение - выражение, которое я уже давно не применял к кино фантастике - мы дожили до времён, когда малый экран способен удивлять куда больше. Да что там - финал 2-го сезона сам просится на экраны IMAX, сводя канон старый и новый с абсолютно головокружительным рамахом, умудряясь сочетать новые технологии с уютом мира Родденберри. И финал 2-го сезона выглядит словно бы финал всего сериала, сводя сюжетные линии и открывая возможности для новых. Что случится дальше - лишь только на совести сценаристов, но хочется верить, что Трек таки нашёл свою дорогу в новое время. Ведь, кажется, каждому поколению нужен свой Звёздный путь, чтобы человек не забывал смотреть на звёзды.

Оотдельно хочется верить, что вернётся однажды и капитан Кристофер Пайк. Герой с одной из самых сложных судеб в истории персонажей оригинального сериала. Человек, который в исполнении Джеффри Хантера в самом первом пилоте когда-то и начал этот самый Звёздный путь. Тот самый человек, который когда-то направил телевидение в....

Космос. Последний рубеж

Это путешествия корабля Энтерпрайз

Его пятилетняя миссия исследовать неизведанные новые миры

Искать новые формы жизни и цивиллизации

Смело идти туда, куда не ступала нога человека
Что до Дискавери: В добрый путь. Что бы ни случилось. В добрый путь.
Будем надеяться, что благодаря нему, для кого-то путешествие по миру Звёздного пути только начинается.
Tags: discovery, star trek, tv series, мнение
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • 2011-2020: Закат

    Это было странное десятилетие. Даже интересно, что напишут о нём учебники грядущего, впрочем, если будущие историки решатся пройтись лишь по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • 2011-2020: Закат

    Это было странное десятилетие. Даже интересно, что напишут о нём учебники грядущего, впрочем, если будущие историки решатся пройтись лишь по…