Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:
  • Music:

Star Trek: Picard (Season 1)

"Пикар" в чём-то напоминает "Мандалорца" - скорее мини-сериал, чем полноценный первый сезон в духе предыдущих эпосов космической франшизы, возвращающий зрителя в мир уже после основных событий, сотрясших оригинальную вселенную. Кажется, формула найдена универсальная. Опробовать на простом зрителе нечто новое, позволить Джей Джей Абрамсу разрушить до основания всё старое, на 3-м кинематографическом опыте франшизу добить, а затем вернуться к проверенным временем и преданными фанатами временам Оригинальной Трилогии в одном случае и Следующего поколения в другом. На этом, впрочем, сходства заканчиваются, и две вселенные идут в двух абсолютно разных направлениях. И пока "Мандалорец" предпочитает отсиживаться на однообразных пустынных планетах, топчась на безопасной территории семейного развлечения, стараясь держаться хронологически как можно дальше от болезненных фантазий Абрамса, Пикар встаёт на грань, доселе во франшизе невиданную. И речь не только о том, что впервые в истории Звёздный путь готов переступить через границу 24-го столетия, после трёх 7-сезонных сериалов и 4 фильмов, наконец, вступив в век 25-й.

Наверное, нет, другой такой франшизы, теряющей собственные идеалы с таким заметным энтузиазмом, как Стар Трек. Идеал Федерации, на протяжении всего жизненного пути Джина Родденберри бывший абсолютным символом светлого человеческого будущего, космический социализм, построенный на чистом и добром, что есть в человеке разумном, дал трещину ещё в начале 1990-х вместе с развалом СССР. Там, на затянутых мраком нижних палубах Дип Спейс Найн, проведя лучом ночного прожектора сквозь тень, отбрасываемую Федерацией планет, сценаристы, только ступившие на борт киновселенной, осветили все те внутренние конфликты, на котором безконфликтное будущее и строится, но о котором те, кто живёт на свету, в лучах ярких звёзд, до которых теперь рукой подать, предпочитают не вспоминать. Cпустя годы, Дискавери эту трещину надломит окончательно, удержав от распада вселенную лишь силами второпланового капитана Пайка. А ещё спустя год кровоточащую светом звёзд рану придёт залатывать тот человек, который прошёл так далеко, как ни ступала нога ни одного человека до него. Там, где Пайк был символом всего лучшего, что скрывается за словом Федерация в космосе Стар Трека, бывший капитан Энтерпрайза - и есть та самая Федерация во плоти.
Патрик Стюарт, человек-глыба, по сути и есть капитан Жан-Люк Пикар - тот случай, когда за долгие десятилетия, образ и человек сошлись воедино настолько, что сложно сказать, где заканчивается один и начинается другой. Пикар - словно бы олицетворение всей эпохи Следующего поколения, возвышавшийся над основным составом своего и родственных ему сериалов словно монумент, словно бы духовный "отец" всех капитанов своего времени, от образа которого пытались или дистанцироваться (Эвери Брукс), или чьему апломбу старались максимально соответствовать (материнский образ Кейт Малгроу). Пикар - резонёр Джина Родденберри даже в самые тёмные времена его вселенной, действующий по уставу, сам будучи ходячим уставом и всё это в лице сэра Патрика Стюарта, одобряющего и критикующего, кажется, ровным счётом всё то, что критикует и одобряет его персонаж, чьим голосом сам актёр и становится, направляя за долгую историю перо сценаристов и режиссёров по тому пути, по которому Пикар бы и последовал. Полная противоположонсть Капитана Капитанов, готовый кажется, скорее сломить тест Кобаяши Мару своим стоицизмом, вместо того, что пойти на обман.

И первое появление Стюарта на телеэкране спустя 17 лет после его последнего появление в образе в кино и спустя почти 26 лет после его появление на малых экранах - само по себе Событие с большой буквы, особенно в парадоксальном мире, где дух Стар Трека пытается надломить каждый, кому не лень. В мире, где по какому-то странному стечению обстоятельств киноверсия Джей Джея Абрамса,
франшизе чуждого, и которому только предстоит сжечь его любимые Звёздные войны до тла, оказывается куда более светлой и дружелюбной к новому зрителю, нежели телеитерации франшизы со стороны её поклонников, отдающих предпочтение интригам и внезапным смертям, войне и сюжетным твистам, нежели попыткам изучить человечество изнутри. А потому нет ничего удивительно, что Пикар, как воплощение всех идей Родденберри в одном лице, здесь оказывается в опале с самого начала.
Став первым персонажем франшизы с 50-летней историей, заслужившим свой личный спин-офф, Жан-Люк Пикар в новом мире, где циничные продюсеры вырубают веру в старые франшизы и персонажей на корню, продолжая законченные истории, коверкая устоявшиеся судьбы, словно бы герой старой, давно ушедшей эпохи, с идеалами, которые не подходят уже новому Следующему поколению, лишь старик, вспоминающий о более зелёной траве, которому суждено лишь терпеть на себе снисходительные взгляды молодых. Пикар и раньше встававший грудью за утопические идеалы, теперь кажется, выступает против всего мира, является антиподом почти всех основных персонажей, с каждым из которых ему предстоит эмоциональная, если не физическая дуэль. И Пикар-Стюарт вновь выступает резонёром, только уже сценаристов нового поколения, словно бы пытающимися выяснить, способен ли утопический герой Родденберри выдержать в Дивном новом мире, где алкоголь и мат, так ясно избегаемые создателем франшизы, как абсолютно невозможные пережитки дикой культуры второго тысячелетия Нашей Эры, ничем не отличаются от реалий века 21-го.

Вот и Пикар по итогу, лишь раз до того потупив взгляд перед оппонентом, в пилотной серии Дип Спейс Найна, сразу задавшей тон всего этапного для Стар Трека сериала, оказывается смят противником в битве моральных кодексов всё чаще с каждой серией. В определённый момент, кажется, что в главного героя и в то, что он олицетворяет, не верят и шоураннеры, так без изысков вымарывая мир Джина Родденберри в грязи сквернословия и разрушенных надежд героев, ни один из которых не способен удержать свой шкаф от вырывающихся из него скелетов. В определённый момент, кажется, что Пикар вот-вот готов сдаться сам, подчиниться веяниям новой эпохи, призывающей  уничтожать прошлое, сжигать, если потребуется. Оно и неудивительно, ведь любимый нынче приём здесь действует, как по часам - герои прошлых лет, как "Следующего поколения", так и "Вояджера" (до персонажей "ДС9" лапы пишущие машинки сценаристов, к счастью, не добрались), появляются лишь чтобы напомнить о своей сломанной после мнимого хэппи-энда судьбе, либо драматично умереть. И Стюарт-Пикар остаётся наедине с холодным космосом всё чаще. Последний представитель своей эпохи в мире, где свет звёзд всё тускнее с каждым годом. Оттого ещё более неожиданно для всех персонажей, для зрителей простых и для поклонников франшизы - сериал оказывается вовсе не о смерти старой эпохи.
Одним из главных достоинств Стар Трека всегда было умение принимать в ряды своего канона всё, что происходило в этой вселенной на экране, малом или большом, превращаясь в сагу о наследии, охватывающую поколения и целые миры. Так и "Пикар", не взглянув на критику "Звёздного пути: Немезиса" продолжает сюжетные линии последнего фильма с Патриком Стюартом в капитанском кресле, попутно окончательно вписывая в канон взрыв сверхновой в системе Ромула, давший начало параллельной вселенной Абрамса, и забравшей Спока к альтернативному началу оригинальной саги, не закрывая глаза на произошедшее, не игнорируя, как всё чаще становится модным в расширенных вселенных, удобно подстраивающих под себя нужное и ненужное, но двигаясь дальше, выстраивая на фундаменте новые истории, взращивая новых персонажей, не забывая о старых. И герои "Пикара" -  люди, по какой-то причине выпавшие из политической машины под названием Федерация, оказавшиеся на её задворках, забытые её и разочарованные в ней, внезапно обретают себя, объединённые общей миссией под началом старика, капитана былых лет, пытающегося эту самую Федерацию спасти.

Отказавшись от динамичности "Дискавери" "Пикар" в полную ему противоположность пытается в себе сочетать зрелищность и созерцательность - достижение, которое удаётся далеко не всегда, но в моменты, когда это удаётся, бесконечные промахи авторов нового канона отходят на второй план. В нынешние времена, когда телеэкран всё чаще соперничает с киноэкраном в зрелищности, куда важнее и в жанрах, зрелищность предполагающих, становятся герои, которые всегда были в центре любого из вариантов "Звёздного пути". И Мишель Хёрд в роли бывшей помощницы капитана, Раффи, и Сантьяго Кабрера в образе эксцентричного пилота со смутным прошлым, Криса Риоса, добавляют "Пикару" той искры, химии и человечности, которых оказывается достаточно для того, чтобы Звёздный путь, подобно звездолёту под командованием стойкого капитана, нёсся сквозь звёзды, словно бы напоминая, что мир "Стар Трека" огромен и открыт новым героям, как и прежде, достаточно лишь подобрать нужный ключ к пониманию героя.

А универсальным ключом, открывающим двери между прошлым и будущим и оказывается Стюарт-Пикар. И здесь всё очевиднее становится чудовищный промах новых Звёздных войн, лишивших возможности троицу оригинального состава встретиться вместе вновь на просторах кинематографического полотна. Встреча старого капитана со старыми друзьями бьёт по нужным эмоциям в самый нужный момент - чтобы напомнить о простой истине. Дух Трека, дух Федерации всё так же жив. И он будет жив, не только пока живы все те, кто способен напомнить капитану Пикару о том, во что тот безоговорочно верит, но пока остаются все те, кто о нём помнит. Он будет жив, пока остаются те, кто готов за него бороться. И никаким новым веяниям этот дух не сломить. Как и самого Пикара. И постепенно, словно бы и сценаристы и шоураннеры, давно растерявшие все идеалы создателя "Стар Трека", начинают осознавать что же на самом деле такое тот самый "Последний рубеж", к финалу словно придя к совсем другому итогу, нежели они сами ожидали.

А потому и скомканность последней серии первого сезона, поднявшего сюжетные ставки так высоко, что для полноценной развязки, кажется, был бы необходим полноценный новый сезон, оказывается, к сожалению, неизбежной. Но пока судьбы одних персонажей решаются за кадром, а других и вовсе остаются открытыми, шоураннеры вынуждены делать непростой выбор, отдавая в итоге предпочтение прощанию. Прощанию прошлого и будущего в лице двух героев, двух коллег, двух друзей. Исправлению ошибок прошлого, слишком долго не отпускавших, и ответу на вопросы, слишком долго остававшихя без ответа. В каком то смысле "Пикар" ставит точку в том, чем являлся "Звёздный путь" 24-го столетия так долго, оставляя позади истории и героев, которые навсегда останутся в памяти зрителей, благодаря памяти и преданности поколения предыдущего, рано или поздно найдя дорогу к поколению следующему.

И теперь, как и заглавный герой нового сериала, оставляя прошлое позади, но в памяти и в сердце, Звёздный путь готов двигаться дальше. Неся идеалы Федерации уже Новому поколению. В 25-й век.


Оказывается, что "Пикар" это история об умении отпускать. И двигаться дальше. Через тернии к звёздам. Такова Мера человека.

"Борьба - вот, что самое важное. Мы должны пытаться стать лучше, чем мы есть. Неважно, если в итоге мы не сумеем достичь нашей главной цели. Попытка - сама по себе награда" (с) Дэйта

P.S. 12 мая 2009-го я написал свой первый пост в ЖЖ. И в первом же посте я написал о "Стар Треке" Джей Джея Абрамса, никак не думая, однажды посмотрю весь "Звёздный путь", приобщившись к этому важному культурному феномену во всех его аспектах. Но вот спустя 11 лет я здесь, уверенный, что если уж ко мне, скептику, "Стар Трек" нашёл дорогу, то следующие поколения уж точно будут знать, что такое космос.... Последний рубеж. И что же это действительно значит - смело ступать туда, куда ни ступала нога человека.
Tags: star trek, tv series, мнение
Subscribe

  • 80

    Не каждый в такие то годы сможет тянуть на себе научно-фантастическую франшизу. Впрочем, сэру Патрику Стюарту, кажется, его работа только в…

  • Создатели

    "Не можешь победить - просто купи" Забавно, что в фильмографии режиссёра Джона Ли Хэнкока "Основатель" идёт сразу за…

  • 75/77

    Two Captains. One Birthday. Долгой им жизни и пребывания с ними Силы. Как говорится, Make It So!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments