Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

В последний раз

Это было странное ощущение. Выходить с просмотра "Мести Ситхов" эти 15 лет назад, понимая, что сага закончилась раз и навсегда, зная, что сага только началась. Ощущение безвыходности от неизбежности страшных событий, чей финал был предрешён за 28 лет до выхода "Episode III" на большие экраны, и одновременно радости от того, что всё теперь стало так, как и должно было быть. Уже было. И будет. Войны клонов подходят к концу. Гражданская война только начинается. Уникальная закольцованность шести фильмов, саги, начатой с середины и к середине вернувшейся - её эмоциональная точка схода будущего и прошлого - развернулась здесь, на твоих глазах. На глазах, из которых текут слёзы от горечи произошедшего и улыбка радости встречи старых знакомых из истории, случившейся давным-давно в далёкой Галактике. 15 лет назад 13-летний мальчишка вернулся домой на подкашивавшихся ногах, сел на диван и засмеялся сквозь слёзы, ещё не зная, что ни одно другое кино, просмотренное на большом экране, уже не вызовёт в нём тех противоречивых и сильных эмоций. По крайней мере, за следующие 15 лет. Уверенный, что режиссёр поставил точку в собственной цельной 28-летней саге, ещё не зная, что на самом то деле приквелы нужны ругать, как и самого создателя саги. Об этом ему расскажут в дальнейшие годы интернеты и преданные фанаты, ненавидящие создателя этой истории и всё, что он для поклонников сдалал. Но в свои 13 лет он этого ещё не знает. Он смеётся и плачет разом, не стесняясь признаваться спустя 15 лет в своих чувствах, испытывая один из самых чистых катарсисов, испытанных от художественного произведения, в своей жизни. Это хорошее время, которое приятно вспоминать и переживать вновь, теперь, когда сага, спустя 15 лет закончена вновь. И речь не о событиях диснеевских сиквелов.

Речь о всё той же эмоциональной точке схода, когда будущее и прошлое сошлись воедино вновь. Когда Войны клонов снова подошли к концу. В последний раз.

"Война! Герои сражаются под знамёнами каждой из сторон. Кольцо зла сомкнулось".
Наверное, надо как нибудь уже написать о том, почему история, для того, чтобы действительно иметь значение, должна оставаться законченной. По крайней мере в той точке, в какой посчитал нужным закончить её автор. Почему, чтобы эмоциональное путешествие действительно имело вес - у него должен быть финал. Последний шаг, финальный пункт путешествия - будь то Итака,  Тара или Бэг-Энд, когда герой, а вместе с ним и читатель/зритель, оглянувшись, смогут окинуть мысленно и взглядом пройденные пути, осознав, кем они были до того, как выступили в путь, и кем стали в его финале. Впрочем, речь сейчас не о финалах вообще, а о том, что для меня, как для зрителя "Звёздные войны" закончились именно тогда, в мае 2005-го года. Вместе с последней строфой, добавленной создателем кинематографической поэмы в её структуру, по воле случая и самого творца, в её середину, довершив работу всей жизни автора.

Наверное, так для меня "Звёздные войны" и остались в первую очередь творением авторским, где мир, бесконечно расширяемый книгами, комиксами и играми по мотивам был словно бы миром совсем другим, к истории из 6 фильмов отношение имевший опосредованное. Как будто существовал единый, нерушимый, авторский замысел из шести историй, на которые и опирались писатели и игроделы, но который в ответ не опирался на них. Все те бесконечные ответвления, лишь позволявшие навестить знакомый мир и персонажей, но ни в коем случае на канон не притязавшие, и составляли часть обояния этой вселенной, позволявшие другим поиграться в ней, не руша при этом законченности и цикличности основной саги, основного авторского замысла. Что говорить, если сам Лукас в интервью говорил о том, что есть его вселенная, и его вселенная расширенная, и они практически не перескаются. И этот разношёрстный и разноплановый мир из новеллизаций, Лего Трилогий и комиксов объединяло лишь то, что там по-прежнему Джедаи были хранителями мира и спокойствия в Галактике. До наступления тёмных времён. До пришествия диснеевской Империи. Но до них были "Клонические войны".

На самом деле, "Войны клонов" с самого начала подкупили своей необязательностью. Полнометражный мультфильм, вышедший в августе 2008-го года (в России лишь в октябре, впрочем, в год, когда "Тёмный рыцарь" задержался в России на месяц после мировой премьеры - ничего удивительного в этом не было), был откровенно слабым художественным произведением сам по себе, продуктом, нацеленным на аудиторию в первую очередь детскую, не будучи даже произведением самостоятельным. Речь не только о том, что фильм состоял из четырх первых серий сериала (таких первых, что по ходу первых сезонов появятся серии, действие которых будет происходить до событий полнометражника), смонтированных в одно целое. Речь даже не только о том, что фильм возводил понятие приквельности до нового уровня, будучи историей, чьи события происходят между 5-м и 6-ми фильмами основной Саги, которые сами по себе были её 2-й и 3-й главами. Речь о том, что Войны клонов подбирали события и персонажей, уже установленных даже вне кино, а на экранах малых. Хотите узнать, откуда взялась Ассадж Вентресс и когда падаван Скайуокер успел стать рыцарем, а 3ПО окраситься в золотой цвет - милости просим в мультсериал Тартаковского, вышедший в самое подходящее для того время, между 2-м и 3-м эпизодом, достаточно неплохо забив брешь между фильмами. Вот теперь анимационный фильм и следующий за ним мультсериал пришли, чтобы забить брешь между эпизодами сериала предыдущего.

Впрочем, даже закрыв глаза на абсолютно полную зависимость проекта от проектов всех прочих - Войны клонов смотрелись откровенно неуюклюже даже в попытке стать частью основного канона. Представить, чтобы 19-летнему парню, только ставшему рыцарем, которому неохотно доверяет Совет, в разгар военных действий, дали обучать 14-летнего падавана, решительно невозможно. Слова о силах Энакина, возросших в 2 раза со времён последней их встречи с графом Дуку, и явно намекавшие на предыдущую дуэль в "Атаке клонов", оставившую будущего монстра без руки, лишались всякого смысла теперь, когда, кажется, встречи Дуку и Скайуокера происходили на протяжении всей "Войны" на регулярной основе. Ну и конечно в довершение всего Шпилька, Асока Тано, исчезнувшая к началу 3-го эпизода, чьё присутствие или возможная гибель где-то там на окраинах боевых действий, не представлялись хоть сколько реальными, обязательный family-friendly персонаж, призванный приковать к экранам зрителя юного, в обход брюзжащим фанатам саги прошлого, лишь малая часть айсберга логистических проблем, благодаря которым творение Дэйва Филони разбивалось об установленный канон шести эпизодов саги. А потому неудивительно, что путешествие, начатое без какой либо искры, очень быстро стало весёлой ездой по американским горкам само по себе.
На самом деле, практически невозможно заметить, каким образом "Войны клонов" из не самых лучших двадцати минут телевидения, направленного на зрителя юного, становятся проектом самостоятельным, и каким образом хронометраж, который можно воспринимать только фоном, ради того, чтобы услышать знакомые имена и вспомнить знакомых героев, начинает приковывать внимание сам по себе, вне зависимости от фан-сервиса, связывающего истории джедаев и клонов с их прародителем. Однако, как-то так само происходит, что персонажам, участвующим в битвах, где в угоду формату, кажется, нет места откровенному ужасу войны, начинаешь сопереживать самим по себе, когда на твоих глазах растут герои, растут ставки, растёт Дэйв Филони как рассказчик и шоу-раннер. И "Войны клонов" тихим сапом становятся сагой абсолютно самостоятельной, играющей на поле боя по своим собственным законам, заполняющей, кажется, бреши истории уже своей собственной, но никак не саги Лукаса. То, что с самого начала воспринималось, лишь как возможность продлить неизбежное прощание с эпосом, становится эпосом самодостаточным.

Кажется, даже персонажи Лукаса в сериале становятся героями именно Филони. Речь не только об Оби-Ване и Энакине, чьи отношения всё чаще напоминают добротный buddy movie, демо-версии которого мы были свидетелями в начале 3-го эпизода. На вечеринку заглянут юный Боба Фетт и пока ещё далеко не адмирал Акбар. Свои первые шаги по палубе звёздных истребителей сделает губернатор Таркин. Довершит всё триумфальное воскрешение Дарта Мола, лишившее смысла победу и итог 1-го эпизода, лишив зеркальности гибель ученика Дарта Сидуса в шахте по итогам первой главы саги и самого верховного ситха в финале последней же главы (оплошность, которую спустя годы исправит "великий" Джей Джей Абрамс конечно же). Впрочем, Война клонов продолжит жить законами своими, оставаясь миром внутри самого себя, и Мол Филони станет Молом совершенно отличным от прежнего, обретя почву под ногами в виде  богатого бэкграунда в лице не 6 фильмов, но пяти сезонов анимационного сериала, в котором свою любовную линию обретёт Оби-Ван Кеноби, в котором по Корусанту пройдётся своя собственная Годзилла, в котором Асоку Тано из основной Саги выведет не гибель, но разочарование в собственных идеалах. 3 годы Клонических войн официальной лукасовской хронологии растянутся на долгие годы сериального хронометража, мира внутри мира, основанного, но живущего вне зависимости от собственного творца. Однако всему приходит конец. И когда собственную мифологию начинает творить студия Дисней, Войнам клонов не находится в ней места.

По тому, что грядёт после покупки Диснеем Лукасфилма, возникает ощущение, что Войны клонов только разогревались, и Филони оставил главное на финал. А потому только удивительно, насколько яркой и логичной точкой выглядит финал сезона 5-го с элегантным выходом из истории Асоки Тако, чья собственная сюжетная линия, начатая в художественном фильме, подходит к логичному завершению, умудряясь сделать то, что с самого начала от неё ожидалось, но в определённый момент кажется, уже не требовалось - лишь только усилить логичность остратнённости будущего Дарта Вейдера от Совета, от истории и от друзей, напомнив, что эмоциональной точкой сосредоточения Саги Джорджа Лукаса во всех её итерациях остаётся Энакин Скайуокер. История, начавшаяся появлением падавана в жизни Энакина заканчивается её же из его личной саги выходом. Точка ставится чёрным экраном и беззвучными титрами. Кажется, что эпоха заканчивается на этом окончательно и бесповоротно и начинается эпоха Диснея.

Впрочем, даже после закрытия сериала - творение Филони будет давать всходы то там, то тут - 6-й сезон появится на Нетфликс, словно последним ярким мазком сшивая канву общей картины воедино, сюжетами о призрачном возвращении Квай-Гона и первом эхо грядущего приказа 66, линию Дарта Мола продолжит комикс о "Сыне Датомира", а неоконченные серии выйдут под общим названием "Наследие", словно бы дразня зрителя тем, чего он лишился, обретя продолжение законченной истории, променяв Асоку и Рекса на Рэй и Бена Соло. Что говорить, даже в линии Ассадж Вентресс будет поставлена долгожданная точка, но лишь в литературном формате, который до России вероятно и не доберётся. Впрочем, точка окажется многоточием даже тогда, и пока Филони начнёт работу под командованием нового босса с нуля в "Повстанцах", таща собственных персонажей туда и обратно, Со Геррера, появившийся в 5-м сезон "Войн", обретёт внешность Фореста Уитекера в "Изоге-Один", Дарт Мол вновь оживёт на большом экране под присмотром Рона Хауарда, Асока обретёт свой голос в наборе забавных юмористических скетчей от Дж. Дж. Абрамса под названием "Скайуокер. Восход", а чёрный меч блеснёт в руках персонажа семейного фэнтези "Мандалорец". А потому и неизбежное окажется лишь вопросом времени. Саге всё же позволят завершиться. Спустя 15 лет после её финала. Раз и навсегда. И речь конечно же не о трилогии диснеевских сиквелов.
Вся прелесть и художественная высота приквелов, кажется, абсолютно незамеченная её критиками, достигается их предопределённостью и безысходностью. Безысходностью каждого шага, когда судьба Галактики решается поворотом игрального кубика, когда будущее оказывается обречено магистром Йодой, решающем спасти Оби-Вана и Энакина в угоду поимке графа Дуку. Когда каждый шаг, каждое решение, верное и неверное ведёт к одному итогу - вот, что такое трилогия приквелов. Обречённая любовь, война, проигранная заранее, жизни, потерянные, но толком не успевшие начаться. И 7-й сезон "Войн клонов" словно бы прощание не только с персонажами, но со всем миром Старой Республики, который разрушит приказ 66 бесповоротно. И первая сюжетная арка, посвящённая клонам и их братским отношениям, вторая, дающая последний взгляд на жизнь обычных жителей отживающей своё Республики, в центре которой становится некогда потерянная внутри себя Асока Тано, - лишены художественной ценности, как таковой, внутренней состоятельности, лишь прощание в предвестии неизбежного, о котором герои этих историй сами же не знают. Неизбежность и знание грядущих событий играют на руку "Войнам клонов", как никогда, добиваясь своего абсолютного пика в первой половине 11-й серии. Приказ на самом уже отдан. Война проиграны. Джедаи пали. Заранее. Осталось лишь произнести слова. Осталось лишь нажать на курок.

Финальная арка ни в коем случае не идеальное завершение 3-летней истории, растянутой на 12 лет реального времени. Судьба главных героев сериала, Энакина и Оби-Вана, решается за кадром на экране "Мести Ситхов". Сюжетные линии Асоки и Мола протягиваются неизбежной нитью в "Повстанцев", а события последних четырёх эпизодов, несущиеся словно молния, никак не укладываются по хронометражу в размеренный ход событий "Эпизода III". Что уж говорить про сами события. История делает обратный ход. И так же, как в 2008-м было невозможно представить падавана на обучении у юного Скайуокера, так и теперь совершенно невозможно представить, чтобы Энакин Скайуокер ниразу не поинтересовался судьбой Асоки на далёком Мандалоре. Как невозможно представить и то, что где-то там, пока Оби-Ван бьётся с генералом Гривусом, его противник из "Скрытой угрозы" вступает в схватку с бывшей ученицей Энакина. "Звёздные войны" Джорджа Лукаса по прежнему остаются вещью в себе. Шесть законченных историй, не требующих дополнения, на которые опираются все остальные, но никак не наоборот. Но кажется, именно здесь, в финале "Войн клонов" Дэйв Филони окончательно расставляет все точки над и.
На самом деле всё намного проще. Сага, настоящая Сага была закончена 15 лет назад, 19 мая 2005-го года, на большом экране, когда "Месть Ситхов" историю начала и её же закончила. И всё, что будет после, каким бы официальным продолжением канона его не называли его же создатели, будут лишь дополнением к саге, на которую будут опираться и дальше, но никак не наоборот. И финальные серии "Войн клонов", ставят точку не в истории героев, чьи жизненные линии пройдут намного дальше, они ставят точку в истории "STAR WARS", какими они были с самого начала. Это последний взгляд на эпоху, ушедшую безвозратно, но прощание с которой Дэйв Филони, сначала под началом самого Лукаса, а затем, самостоятельно, оттягивал, так долго, как только мог. Последний взгляд на творение Джорджа Лукаса, одного человека, волшебника, почти 43 года назад впервые рассказавшего нам сказку о том, что же было в Далёкой-предалёкой Галактике.

Зеркальная история, эпизоды отражающие друг друга - забавно, но по иронии Филони продолжает дело учителя даже сейчас, в финальном аккорде, словно бы в пику диснеевской трилогии, завершая свою историю в противоположность тому, что сделал Абрамс. Там, где ученица избавлялась от меча собственного бывшего учителя среди песков, здесь, бывший учитель, подбирает меч собственной ученицы среди снегов. Визуальная поэтичность, достойная самого Лукаса. И горькая ирония. Теперь уж точно saga is complete.
Однако в последние секунды, среди грусти, вызванной прощанием с миром Далёокй Галактики, всё так же на лице возникает улыбка. Потому что Сага только начинается. И впереди....

"Время гражданских войн. Когда корабли повстанцев, нанося удары со скрытой базы, одержат свою первую победу над жестокой Галактической Империей".

Как и прежде Звёздные войны заканчиваются. Как и прежде Звёздные войны начинаются. Уникальная закольцованность саги, начатой с середины и к середине вернувшейся - её эмоциональная точка схода будущего и прошлого - разверачивается здесь, на наших глазах. Когда Войны клонов снова подходят к концу.

В последний раз.
Это было хорошее время.


Tags: clone wars, star wars, tv series, мнение, юбилей
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…