Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

Nolanverse. Act III: Отцы и дети. Действие I

Каждый фокус состоит из трёх актов или действий. Действие первое называется обещание. Фокусник показывает вам самый обычный предмет — колоду карт, птицу, или человека. Он демонстрирует предмет, возможно даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это скорее всего не так. Второе действие называется «поворот». Фокусник берёт этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не всё. Предмет следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная, часть, которую мы называем «престиж». Потому что правда порой недостаточно хороша. Порой люди заслуживают большего. Порой люди заслуживают того, чтобы их вера вознаграждалась.

Нолан заложил свою киновселенную на недоверии и лжи. Нолан наполнил её героями и волшебниками, чьи мечты в этом мире оказались неизбежно разбиты, чья надежда была у них без всякого компромиса отоборана. И даже победы им пришлось выстраивать на обмане и предательстве собственных принципов.

Пришла пора надежду возвращать. Пришла пора вере вознаграждаться. Пусть даже в мире Нолана возможно это не здесь и не сейчас, но только во снах и среди звёзд далёкого будущего.

Не уходя в сумрак вечной тьмы.


Часть VI: "The Dark Knight" / "Inception"
Миллиард долларов, 2 премии "Оскар", скандирование "Нолангений", тренд "мрачно-реалистично", кажется, после "Тёмного рыцаря" Нолан проснулся в совсем другом для себя мире, где на авторские проекты больше не было необходимости выбивать копейки, где каждый вложенный в кино цент больше не будет ограничен угодой студии. И неудивительно, что так же, как между "Началом" и "Продолжением" саги о Тёмном рыцаре, между сиквелом и "Финалом" Нолан решил дать себе перерыв, в этот раз сделать кино по идее собственной, наигравшись с прошлым (19-го века), обратя свой взгляд в недалёкое будущее, где манипуляции сном станут чем-то вполне себе осязаемым. Идея эта только каким-то образом из очередного скромного фильма в духе "Помни" или "Престижа" переросла в масштабный летний блокбастер, словно бы сиквел всё того же "ТР", где герои ДиКаприо и Бэйла не пересеклись только по случайности. О, да, Нолан вновь оказался на острие актуальности. Речь не только о ДиКаприо:. Том Харди и Гордон-Левитт, Котийяр (особенно после недавного Оскара за роль Эдит Пиаф, чья песня станет краеугольной в Инсепшине), Эллен Пейдж, да даже Дилип Рау, только засветившийся в "Аватаре" - восходящие и взошедшие если не звёзды, то имена, лица, которым суждено стать главными на рубеже 2000-х и 2010-х по соседству с ветеранами Беренджером и Постлетуэйтом - каст "Начала" как отдельный шедевр, где Киллиан Мёрфи, наконец-то получивший от Нолана хоть какую-то положительную роль, и Майкл Кейн - приятные дополнения и напоминания об "общей киновселенной" режиссёра (и даже смена художника-постановщика этому помешать оказалось не в силах).

*Заходит как-то главный герой Нолана в бар, а тут его и обвиняют в преступлении, которого он не совершал*
Таки да, спустя 12 лет карма всё-таки настигла Кобба, правда, не того, правда, совсем по ложному обвинению, но Коббы в принципе люди не простые, и взломы и воровство им явно не чужды, так что если уж назвался таким именем в фильме английского режиссёра, то будь вынужден мириться с последствиями.

О, да. Наконец-то снова вернувшись к своим личным мирам, и впервые со времён "Преследования" получив возможность снять не экранизацию книги/комикса и не римейк, Нолан возвращается к излюбленным именам-архетипам времён первых двух фильмов. Кобб, Мол, Имс, Артур, Сайто, Ариадна. Полные имена или фамилии этих героев вы если и узнаете то из титров или куда вероятно только из сценария - каждый герой словно бы только пешка, не побоюсь этого слова, проекция, в общей игре, выполняющая строго ему назначенную функцию. Нолан здесь как никогда приближается к своему излюбленному жанру шпионского боевика - вот и имена здесь, как кодовые имена в очередной невыполнимой миссии. Тут и Кобб обелён кажется по чистой случайности. Изначальный тритмент о ворах, крадущих идеи через сны, работу над которым Нолан начал ещё во времена "Бессонницы" (sic), должен был стать скорее триллером, лишь со временем трансформировавшись в историю о мечтах, за которыми мчатся герои во сны, главного героя скорее романтизировав. Что неудивительно: главный герой Ноланианы 2002-го года и 2010-го слишком разные персонажи, кажется, взгляды режиссёра успели поменятся уже слишком радикально, а то ли ещё будет. Так же как Нолан оказал влияние на Бэтмена, так же, кажется, и Бэтмен оказал своё влияния на постановщика и его мировоззрение.


  • "Начало" в общем-то и есть сиквел "Тёмного рыцаря", кажется, даже больше, чем предыдущие фильмы относительно друг друга. И если Брюс Уэйн теряет любимую женщину и отправляется в бега по ложному обвинению к концу первого фильма, Кобб и есть тот самый герой, ту самую любовь потерявший и без вины виноватый. Вот и "Начало" словно терапия пост-травматического синдрома для типичного Нолановского героя, словно бы уставшего терять тех, кто ему дорог, уставшего жить с чуством вины и пытающегося простить самого себя, раз за разом проигрывая варианты прошлого, которое оказывается не способен отпустить в своих снах.


  • И если в "Тёмном рыцаре" наш герой отправлялся в Азию (Гонконг), чтобы схватить преступника, сбежавшего от правосудия у себя на родине, то Кобб сам оказывается в этот раз подобным преступником, который вынужден бежать в этот раз из Азии (и там и там даже присутствуют сцены с вертолётом на фоне обязательного азиатского мегаполиса), вновь на частном самолёте, судя по всему, взятому на прокат у компании мистер Уэйна ещё в "Бэтмене Начало" - роль миллиардера в этот раз узурпировал по иронии бывший Рас Аль Гул - Кен Ватанабе.



  • Сайто это в общем то и так в чём-то Брюс Уэйн, покупающий всё, что не продаётся. Растёт только масштаб. "Это мой ресторан" - спокойно показывает, кто тут главный, герой Кристиана Бэйла, "я купил авиакомпанию" - говорит Сайто почти скучая. Масштаб растёт, впрочем, у всей географии Нолановского кино. "Бэтмен: Начало", отправивший главного героя в Бутан, продолжившийся Престижем с его Энжиером-путешественником и "ТР" с поездкой в Китай без туроператора лишь предтеча "Инсепшину" - Япония, Франция, Момбаса, Америка - лишь те места, что герои посетят наяву, не считая тех, что явят себя во снах. У Нолана своя Бондиана - свой размах и свои герои в смокингах. Даром, что главный герой не является миллиардером сам - "с той поддержкой, что я вам обеспечу, вы ни в чём не будете нуждатся" - говорит Уэйн Денту. В пору такое же сказать Сайто Коббу.


  • Иронично, что и оба фильма начинаются с масштабного пролога-ограбления - там, где Джокер сотоварищи ворует у банка мафии, Кобб и его команда воруют идеи у японского миллиардера, в обоих случаях не ожидая вооруженной защиты, в обоих случаях сумев повернуть ситуацию в свою пользу


  • Вот и словно бы для того, чтобы доказать, что перед нами единый мир, Нолан после пролога вводит зрителя в мир фильма посредством панорамы ночного мегаполиса, в которой находит словно бы особое очарование, кажется, передающееся зрителю почти на подкорке. Да что там, даже название фильма вы так же увидите лишь после его окончания, что у Нолана за пределами трилогии о Бэтмене имеет место только в "Начале" (Даже хронометраж выступает с разницей в 4 минуты). Ханс Циммер здесь, кажется, окончательно становится обязательным напарником Нолана - эксперименты продолжаются и здесь - в саундтрек невзначай вводятся ноты "Non, Je ne regrette rien", замедляясь до такой степени, что образуют характерный звук, которому суждено ассоциироваться с Ноланом и Циммером и спустя годы после "Начала".


  • Сходная у фильма и структура, так же, как "Тёмный рыцарь" после взрыва больницы так и не смог остановится в течение часа развлекая зрителя одной сценой действия за другой, так и "Инсепшин" после попадания в сон на протяжении всё того же часа несётся по наклонной к кульминации, которая, правда.... заканчивается взрывом больницы (пусть и спроецированной на третьем уровне сна). Иронично, правда, что во втором случай актёр, которому суждено сыграть злодея уже в следующему "Бэтмене" в общем то и нажимает, я не побоюсь этого слова, ДЕТОНАТОР.

  • О, да, взрыв, происходящий среди снежных вершин. "Бессонница", "Бэтмен Начало", "Престиж", "Начало" - кажется, любовь Нолана к горам и снегу уже буквально кричит о самой себе. Кажется, мир Нолана состоит всего из двух пейзажей - городских и снежных. И если в "Бэтмене" горы были частью становления персонажа первой трети фильма, в "Престиже" стали обителем поворота в жизни героя Джекмана в середине хронометража киноленты, то в "Начале" им суждены стать ареной для кульминации.... Лёд, как низжая ступень падения героя, аналогично герою Аль Пачино, умирающему во льдах Аляски с той лишь разницей, что...

  • Вот тут и вновь Нолан играет в излюбленный "поворот", вновь словно бы споря с собственной работой, которую так часто критики обходят стороной. Там, где Дормер в конце фильма о бессоннице, наконец засыпал, чтобы отдохнуть от чувства вины, Коббу в фильме о сне, суждено проснуться, это чувство вины отпустив.

И финал "Начала" неожиданно переводит фильмографию Нолана в совсем другую фазу. Фазу, где героям будет позволено простить себя, отпустить собственную вину, двигаться дальше туда, где за окном их будут ждать их же дети. Герой Нолана впервые получает свой  хэппи-энд - возвращение на родину, к детям, куда когда-то вернулся персонаж Бэйла в "Престиже", но лишь на половину. И впервые в фильмографии Нолана с вора снимаются все обвинения, впервые в фильмографии Нолана, страдания героя оправдываются, пусть и сердце так и остаётся разбитым.

И только волчок не падает. Нет, в том, что он упадёт нет никаких сомнений, и главное конечно в этой сцене не это. А то, что в отличие от другого нолановского персонажа, в его предыдущем фильме вверявшего определение реальности маленькому металлическому предмету, решавшему, что такое добро и зло, Кобб наконец берёт ответственность за свою реальность на себя, делая свой выбор в пользу того мира, где есть его дети. Но этот самый типичный нолановский крючок, это самое опасение, закладывающееся в последний момент - словно необходимый штрих режиссёра, ставящего под сомнение собственные хэппи-энды. Уже искренне пытающегося поверить, что когда нибудь всё будет хорошо, да только совсем от своего пессимизма отказаться неготового.

До поры до времени. Пока не придёт время возрождаться. Пока не придёт время заложенной идее давать, наконец, свои плоды.
Часть VII: "Inception" / "The Dark Knight Rises"

*Добро пожаловать в знакомый вам мир*

Эдит Пиаф сменяется голосом толпы, бренчание "Дэши Басарой" (один эксперимент Циммера сменяется другим), но всё остальное так и остаётся на своих местах. 825 миллионов при 160-миллионном бюджете - кажется, именно с "Начала" Нолан превращается в режиссёра, чьё имя - безусловный бренд, способный тащить народ в кино даже фильмы вне устоявшихся франшиз, а значит и огромный 250-миллонный бюджет на финал трилогии о Бэтмене - оправданный карт-бланш, позволяющий работать с любым человеком в Голливуде. Да только Нолан вновь остаётя верен себе, даже, кажется, больше, чем когда-либо. Марион Котийяр и Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди и Киллиан Мёрфи - уже на уровне кастинга Нолан словно бы расписывается в своём желании развивать собственный киномир, состоящий из ему хорошо знакомых актёров и персонажей, и чтобы вместить каждого из которых в нерезиновый хронометраж, кино приходится увеличивать до невиданных доселе в фильмографии режиссёра 164 минут. Личная история Брюса Уэйна, превращённая в кримниальную сагу, где в центре оказываются три персонажа, окончательно трансформируется в масштабный эпик, длиной в десятилетия художественного времени, где Кристиан Бэйл отныне лишь часть одного большого каста-ансамбля, перебравшегося из "Инсепшина". И не только: в финал масштабной трилогии возвращаются не только очевидные Олдмен, Фримен и Нестро Карбонелл, но и Джон Нолан, впервые главного персонажа в карьере своего племянника готовый оправдать, и даже Лиам Нисон, да что там на огонёк закглядывает Томас Леннон, знакомый психиатр из "Помни" (впервые в цвете!), переквалифицировавшийся в травматолога. (Оно и видно. То током бить начнёт, то скажет, что в суставе нет хрящей, ой нет, к такому врачу я бы точно не пошёл)


Словно бы финал в первом этапе фильмографии Нолана, важный итог для режиссёра, не только точка в трилогии, но во всех идеях, доведённых здесь до своего логичного разрешения, финальная совместная работа с оператором Уолли Пфайстером с одной стороны и возвращение в обойму команды Нолана - Натана Кроули с другой. Кажется, пора было поставить точную точку в вопросе о том, упал ли волчок. Без каких-либо полунамёков.

И вновь режиссёр заглядывает в будущее недалёкое, неопределённое в случае с Инсепшином и во вполне себе точное - спустя 8 лет (в 8-м фильме Нолана) после событий "Тёмного рыцаря" 2008-го года - и на дворе триквелы уже 2016-й: дверь на 4 года вперёд посреди лета 2012-го, вновь позволяющая поиграться с технологиями обозримого грядущего - в данном случае в центре сюжета изобретение Уэйн Энтерпрайзис, холодный атом, способный взорвать весь Готэм.

И в общем-то тут нет ничего удивительного, в том, что  "Начало" и "ТР3" так друг с другом похожи - там, где Инсепшин духовный сиквел Тёмного рыцаря - "Возрождение" прямой.

  • И вновь наш главный герой начинает свой путь со скорби по любимой женщине, вновь будучи вынужденным бежать от полиции за преступления, которых не совершал, вновь пытаясь уйти от прошлого, вновь будучи вынужденным с ним столкнуться лицом к лицу.


  • И так же, как Кобб, вот-вот готовый закончить с делами, лишь бы последняя работа помогла ему совершить задуманное, так же и Уэйн, дела завершивший, надевает костюм ещё один раз, возвращаясь в надежде довершить то, что не сумел. И в обоих случаях по правую руку оказывается персонаж Джозефа Гордона-Левитта, верный напарник, вынужденный напоминать главному персонажу, за что же он действительно ведёт свою борьбу. Лишь только с героем Тома Харди персонажей в этот раз раскидывает сценарная судьба по разные стороны баррикад. Правда, у них в этот раз с Гордоном-Левиттом не находится и ни одной совместной сцены.


  • Героиня Котийяр правда по другую сторону так и остаётся, лишь меняются твисты - роковая женщина-вамп, являющаяся по факту лишь проекцией милой жены Кобба и преданная на первый взгляд делу Уэйна Миранда Тейт, оказывающаяся дочкой его первого антагониста, чьё прошлое в обоих случаях раскрывается флэшбеками. Иронично, что так же, как персонаж Котийяр являлась главному герою Инсепшина во снах, тот же трюк проделывает и Лиам Нисон, её экранный отец уже в "ТР3" по отношению к Уэйну. Судьба у обоих героинь впрочем незавидная - но если в первом случае, героиня погибает ещё до событий фильма в духе жены Леонарда Шелби, то во втором - её ждёт та же участь, что и её отца - упасть на поезде/грузовике вместе с технологическим девайсом Лиги Теней не без помощи Брюса Уэйна, не убивающего, но и не спасающего (семейная зеркальность, которую бы явно одобрили Коппола и Лукас)

  • Ироничная зеркальность наблюдается и в отношении точек соприкосновения сюжета, там, где вся вторая половина "Начала" проходит фактически на борту самолёта, всё так же на борту самолёта происходит и пролог "ТР", причём в обоих случаях на борту оказывается персонаж Тома Харди, с той лишь разницей, что во втором случае самолёт долго не протянет (но гравитационным трюкам в духе "Начала" места хватит).



  • А вот финальная треть обоих фильмов проходит среди снегов - третьего уровня сна и зимнего Готэма - кажется, чем дальше в фильмографию Нолана - тем снега становится всё больше. Как впрочем и льда. Случайно ли это? Отнюдь нет. Там, где персонажи в фильмах Нолана раньше среди льдов умирали, под лёд проваливались, среди холодных вод тонули.... главный герой "Тёмного рыцаря", сам когда-то под лёд падавший.... по льду идёт. Если вдруг вы подумали, что с чего бы вдруг персонаж, взявший на себя грехи других людей, погибающий и воскресающий в пределах одного фильма, идёт вдруг по замерзшей воде, то таки правильно вы всё подумали, да. Герой Нолана достигает именно здесь своей высшей эволюции, не только беря на себя все "грехи" жителей своего города, но и "погибая" заместо них.


  • Кажется, что "ТРВЛ" вообще получается настолько сумбурным (пожалуй, самым сумбурным фильмом режиссёра, но мы здесь и не о качестве говорим), по той простой причине, что здесь вообще находят свой финал практически все сюжетные мотивы нолановских фильмов:

  • 1). Предательство любимой женщины, тянущееся ещё с Преследования, оканчивается её прощением в лице Селины Кайл.

  • 2). Махинациям полицейского/прокурора, переступающих закон ради достижения высшей цели ещё с "Помни" - ставится окончательная точка, когда расторгается "Акт Дента".

  • 3). И мы наконец становимся свидетелями того, что произойдёт, если грехи человека, засадившего преступников за решётку, станут достоянием общественности, продолжая тему "Бессонницы"

  • 4). Становимся мы свидетеями и того, как планировщики, которыми стращает Дента Джокер, наконец, захватывают Готэм. Но каким бы ни был страшный исход, никто не паникует. Потому что даже изоляция Готэма лишь часть плана.


  • 5). Герой, вновь оказывающийся за решеткой за преступление, которое не совершал, и вновь в лице Кристиана Бэйла (а Брюс Уэйн и начинал свой путь в тюрьме, из которой его и вытащил Рас Аль Гул, чьей Лиге нынешняя тюрьма и принадлежит), в этот раз из тюрьмы сбегает на свободу, причём в этот раз буквально, взмывая из неволи, поднимаясь вверх со дна "Ямы".

  • 6). ...Чтобы, наконец, быть полностью оправданным, и не с помощью звонка влиятельного миллиардера, а оправданным истинно и заслуженно в глазах всего общества.

  • 7). И самое важное - протагонист, носящий чужую личность, под финал истории от этой самой второй личности отказывается, иронично, отказываясь и от дорогих костюмов, оставляя прошлую жизнь позади. Учась двигаться вперёд.

The Dark Knight Rises (2012) BDRip.mkv_snapshot_00.30.35.904.jpg

  • А потому и если в "Начале" главный герой возвращался к себе домой, то в "ТР3" происходит нечто, чего в фильмографии Нолана ещё не было. В полную противопложность "Инсепшину" герой дом покидает, начиная новую жизнь, впервые.... не один, впервые с намёком на то, что герою Нолана улыбнётся счастье в личной жизни.


  • И недаром в обоих фильмах в последней для главного протагониста сцене присутствует персонаж Майкл Кейна, в первом случае научивший героя ДиКаприо внедрению, во втором, этот самый ппрцесс осуществив. Ведь, как ни "внедрение" проводит Альфред Пенниуорт впервые закладывая Уэйну идею того, что он тоже может быть счастлив за пределами Готэма. Идею простую, но развивающуюся в нечто истинное и настоящее. "Мы все стремимся к катарсису" говорит Кобб в "Начале", "положительные эмоции сильнее негативных". И кажется, режиссёр, наконец, сам начинает в это верить. И кажется, именно к катарсису, Брюс Уэйн, наконец, и приходит, пройдя все испытания, уготованные ему режиссёром. И не только он. Заслуженная победа, всё тот же катарсис достаются и комиссару Гордону. Не просто так которого мы впервые в триквела видим напротив портрета Харви Дента, идола ложного, чтобы в последнем кадре с участием Гари Олдмена увидеть его там же, где завершился и первый фильм трилогии о "Бэтмене" - рядом с бэт-сигналом, разбитым им самим в конце предыдущего фильма трилогии. "Герой, который город заслуживает". Порой люди заслуживают того, чтобы их вера вознаграждалась.


  • Узел между полицейским и преступником оказывается, наконец, разорван. Судьбы двух героев в фильмографии Нолана, наконец, расходятся.

Волчок упал. Катарсис испытан. Брюс Уэйн, как идеальный нолановский герой, сделав полный круг, двинулся дальше.

Куда? Хороший вопрос. Ответить на который удастся лишь пятьдесят лет спустя. Среди звёзд.
Часть VIII и эпилог.
Tags: batman, inception, nolan, кино, любимые режиссёры, мнение, нолан
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments