Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Category:
  • Music:

125 лет. 125 фильмов. Часть V: 10-1


Ну что, все, с Новым Годом, с Новым счастьем! Здоровья, любви и хорошего кино! Всем спасибо за внимание!



10. 2001: A Space Odyssey / 2001 год: Космическая Одиссея (1968)
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Чтобы собрать воедино все мысли по поводу "Одиссеи" Кубрика и Кларка понадобилось конечно куда больше времени. Ой, да что там - если "8 1/2" я просто при первом просмотре просто не понял, то 2001 ввел скорее в немую невозможность дать в ответ хоть какую-то реакцию на это кино. Считаю однако, что произведения важные для твоей жизни приходят тогда, когда приходят и в том формате, в каком приходят. И несмотря на всю неполноту восприятия, кино не отпустило ни через месяц, ни через год. Ни через 11 лет. Сегодня я не уверен, как бы вообще без "Одиссеи", пересмотренной мной с тех пор не раз, в том числе и на экране IMAX, я мог бы придти к пониманию того, что же такое для меня настоящее кино. И не только. Киноэкспериенс в самым чистом своём понимании, рассчитанный на твоё подсознательное, в той же степени, как и на сознание, "Одиссея" - ультимативная фантастика, вобравшая в себя все страхи перед космосом, и все же надежды, весь страх перед техонологиями, всё понимание эволюции, сделавшей человека из обезьяны через насилие, а не труд, эволюции, приведшей нас лишь к тому, что мы всё ещё лишь дети на горизонте познания вселенной. Предтеча "Бегущего" и "Терминатора", "Чужого", иронично вышедшая в один месяц с "Планетой обезьян" и её опасения подтвердившая - "Одиссея" - дитя своего времени, но надолго пережившая своё время. И один из главных киноэкспириенсов, который я, как зритель, на большом экране, только мог пожелать. И думаю, далеко не только я.


9. Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith / Звёздные войны. Эпизод III: Месть Ситхов (2005)
Режиссёр: Джордж Лукас
Один из. И да, кино вновь приходит в тот момент, в какой оно должно придти. Или же? Кто знает, но факт остаётся фактом, ни один киносеанс, пережитый с тех пор, не смог приблизиться к тому сеансу, 22 мая, в воскресенье. 2005-го года, который оставил в памяти отпечаток на всю жизнь. Столкновение двух историй, окончание одной, начало другой, столкновение двух сильнейших чувств - трагедии, уничтожающей, вдавливающей тебя в кресло, как ни одно кино ни до, ни после, и надежды, светлой, незамутнённой от осознания, что всё будет рано или поздно хорошо, ведь окончание этой истории ты знаешь, буквально поднимающего тебя, если не сказать возвышающего. И слёзы 13-летнего пацана, который не понимает, чем же они вызваны, и что же из этих чувств превалирует над ним сильнее. Это был абсолютный кинокатарсис в самом кристально чистом, абсолютном своём проявлении, который я ждал, что потворится, лет десять. А потом просто понял, что как минимум от кино я этого уже не дождусь. Просто потому что вероятность другого такого окончания саги одного автора, вложившего в одну историю 28 лет своей профессиональной и личного пути, крайне мала. Но даже ради только одного такого катарсиса кино пришло в мою жизнь не зря, я это знаю точно.


8. Schindler's List / Список Шиндлера (1993)
Режиссёр: Стивен Спилберг
Но катарсисы бывают всё же разные. И побратим Лукаса, Спилберг не был бы мастером кинематографа, если бы в один прекрасный момент не повзрослел и не поставил точку в вопросе, ответ на который и так был ясен задолго до кого, кто же главный режиссёр своего поколения, одним своим фильмом. Вот так можно снять кино про войну, фактически не уделив места военным действиям, как таковым (но мы уже говорили об этом про "Летят журавли"), но закрыть тему военного кинематографа раз и навсегда. "Список Шиндлера" - кино страшное, куда более страшное, чем любой хоррор в истории мирового кино. Кино безысходное, всепоглощающее, не оставляющее ни одной нетронутой клетки твоего сознания. Кино о самых страшных чудовищах, что знал кинематограф. Кино о самом страшном преступлении, что знало человечество. Неприкрытый ужас глазами режиссёра и одного человека, который сделал отличный от других выбор там, где выбора у него быть не могло. И высший символизм Спилберга, как режиссёра. Крик боли останется позади, слёзы счастья во время спасения возможно станут историей, но рукав красной курточки маленькой еврейской девочки останется с вами навсегда. И сколько бы лет с просмотра фильма не прошло, вам придётся делать глубокий вдох, чтобы это воспоминание пережить. Это не просто кино, это бессмертный памятник благодарности человеку, который стал истинным символом спасителя и недежды, зажегшейся там, где её быть не могло.


7. Jurassic Park / Парк Юрского периода (1993)
Режиссёр: Стивен Спилберг
Нет, я никогда не смогу понять, каким образом один человек сумел снять два столь разных шедевра в один год, так же как никогда не смогу понять, какой фильм Спилберга в моих глазах лучший. Но главным по влиянию на жизнь, был и останется "Парк Юрского периода". Кино для меня не просто основное, но кино, опредлившее для меня жизнь. Всё восхищение наукой, моральные вопросы которой здесь поднимаются в виде научно-фантастической метафоры так объективно, как не могут поставлены в реальном мире; всё восхищение животными, которых я видел до того лишь на картинках, но лишь здесь словно бы увидев воочию, не сразу осознав, что это кино; всё восхищение кинематографом, способным на настоящие чудеса, способным оживлять древних титанов, отправлять человека в космоса, заставлять в паника бросаться с мест при виде поезда - всё это пришло благодаря "Парку Юрского периода". Первый фильм Спилберга, первый саундтрек Джона Уильямса, первый кумир в лице Алана Гранта. Всё это было первым. И это чудо первооткрывания, которое для меня так и осталось главным синонимом к слову кино - всё это было здесь. И всё так и останется. Так что спасибо Спилбергу, если не за всё, то за очень многое.


6. The Godfather / Крёстный отец (1972)
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
Каждый раз, когда на экран "Парка Юрского периода" вырывается тираннозавр, даже спустя двадцать с лишним лет тебя вжимает кресло, от осознания мощи этого существа, чистой стихии, порождённой эволюцией и природой, воссозданной генетикой и мастерами по спецэффектам фильма, но от того, кажется, не менее настоящего, не менее грозного и всемогущего. И ровно такое ощущение ты испытываешь каждый раз, когда на экране появляется дон семьи Корлеоне Вито, крёстный отец, даром, что лишь актёр в образе, а вас с ним разделает киноэкран, о чём ты забываешь мгновенно. Даром, что его общая роль в фильме длиной в 3 часа ограничена 15 минутами, а главным героем по сути говоря, является скорее его сын, Майкл, его присутствие чувствуется в каждом кадре, в каждой сцене, в каждом переходе, даже когда он молчит, ты слышишь его голос, словно рокот моря, не замолкающий в твоих ушах даже тогда, когда стихия улеглась. Крёстный отец это олицетворение мощи кинематографа, воплощенного в лице одного человека, и оттого ещё более поражающего теплотой и любовью к собственной семье, детям и внукам, которые и являются центром вселенной Вито Корлеоне. Он словно воплощение жизни и сути мафии, за пределами собственного дома, по сути говоря, лишенной романтики, но полной ужаса и насилия, когда убитым может быть каждый в кинофильме, в котором, кажется не застрахован ни один герой. И падение Майкла, человека, солдата, пытавшегося стать кем-то лучшим, кажется вполне закономерным, ведь этот мир похоже не отпускает никого. Так же, как и фигура Крёстного отца в исполнении Марлон Брандо, остающегося символом актёрской мощи в кино. What a movie, guys. What a movie...


5. Casablanca / Касабланка (1942)
Режиссёр: Майкл Кёртис
Человек, который любит, или становится счастливее, или становится сильнее. И Рик Блэйн Хамфри Богарда один из самых сильных персонажей в истории кинематографа. И мне кажется, это всё, что нужно сказать и про это кино, такое же прямое и лаконичное, как и его главный персонаж. Я бы конечно мог ещё сказать, что это моё любимое кино о любви, но в сущности, какое искусство в сердце своём не про неё?


4. The Lion King / Король Лев (1994)
Режиссёры: Роджер Аллерс, Роб Минкофф
Наступает эпоха Королей. И прежде чем мы перейдём к финальной тройке игроков, вновь небольшая музыкальная пауза с песней из, пожалуй, уж точно, главного для меня мюзикла, и любимого анимационного фильма. У меня, впрочем, есть теория, что все люди делятся на два типа: на тех, кто любит Короля Льва, и тех, кто его не видел. Эта теория не была доказана и является сугубо субъективной. Но как не любить мультфильм, который открывает для тебя всё новые грани и полнится всё большим символизмом с каждым просмотром? Я уж не говорю про тему круговорота жизни, которая вполне вероятно, в художественном произведении, не была представлена лучше, ни разу. Long Live the King. Воистину.
3. It's a Wonderful Life / Эта прекрасная жизнь (1946)
Режиссёр: Фрэнк Капра
"Каждый раз, когда звенит колокольчик, ангел получает свои крылья"
"Чего ты хочешь, Мэри? Чего ты хочешь? Хочешь Луну? Только слово и заарканю её для тебя!"
"Странно, не правда ли? Одна человеческая жизнь затрагивает столько других жизней. А без него остаётся такая пустота, не правда ли?"
"Неужели ты не видишь, Джордж? У тебя и правда была прекрасная жизнь. Неужели ты хочешь вот так от неё отказаться?"
"Запомни, Джордж: Ни один человек не может быть пропащим, если у него есть друзья!"
Это не фильм, это счастье. Это фильм, после которого хочется жить.
"Хорошая работа, Кларэнс!" ;)


2. The Lord of the Rings: The Return of the King / Властелин колец: Возвращение короля (2003)
Режиссёр: Питер Джексон
Наше путешествие подходит к концу. Здесь на берегах Серой гавани, нам остаются последние шаги и последнее путешествие. Надеюсь, за эти 120 с лишним шагов, я сумел сказать и показать, что такое для меня лично настоящее кино во всём его многообразии и силе. Кино разное: вдохновляющее и разбивающее сердце, камерное, почти интимное и грандиозное, такое, что у тебя захватывает невольно дух. Приземлённое и несущееся к небесам, кино о нашей с вами жизни и далёких мирах, расширяющее границы нашего сознания и улавливающее самые уютные моменты наших жизней. То кино, которое за 125 лет назад прошло невероятный путь и та эволюция, которую прошёл зритель вместе с ним - путь, захватывающий сам по себе. И хочется верить, что этот путь продолжится и дальше, несмотря ни на что, а мне в нашем с вами отсчёте осталось всего два шага. И так:

Вот и "Возвращение короля" - словно последний шаг, последний рывок не только в трилогии, грандиозный финал целой истори об очаровании древнего мира, уходящего навсегда, но и кульминация всех достижений кинематографа - сюжетный левиафан, первооснову которому обеспечил гений Джона Рональда Руэля Толкина, и титан кинематографический, словно бы оправдание всем техническим достижениям кино, сумевшим сыграть на руку общей истории, сочетающей в себе и всё те же скромные персонажные моменты, в которых раскрываются философия и вера произведений Профессора, и моменты нечеловеческого размаха, которые режиссёр чередует с ловкостью настоящего жонглёра, когда 3,5 часовой колосс, не просто удерживается на ногах, но несётся вперёд с мощью даже не локомотива братьев Люмьер, а гигантского Олифанта, наконец, не нуждаясь в представлении героев, словно фигуры по шахматной доске расставленных в предыдущие два фильма, и пускаясь в разрешение конфликта, развязку сюжетных ходов, завязывавшихся на протяжении двух кинолент. И драма окончания эпохи сводится к своему неизбежному финалу, когда неизбежность ухода очарования из этого мира становится неизбежностью окончательной. Путешествие не обернуть вспять, точку невозвращения не пройти снова. И финальные полчаса - как прощание не только с трилогией, но с целой Вселенной, о которой всегда можно будет рассказать и другие истории, приквелы, но её саму уже не вернуть. И когда Гэндальф говорит: "Я не говорю вам не плачьте, потому что плакать не всегда плохо" - тебе всё сложнее сдержать эмоции, потому что вместе с кораблём вдаль уходит та самая сказка, которую, ты кажется прожил вместе с персонажами, прочувствовав каждый их шаг.



И, кажется, вполне логичным, что с тех пор кинематограф так и не сумел выдать зрелища более грандиозного в том самом Большом Голливудском смысле, словно мельчая из года в год. Речь не только об отсутствии первоисточника, хоть сколько то сравнимого с "Властелином", если конечно Голливуд не решится на экранизацию "Потерянного Рая" Мильтона, кажется, что именно тогда Голливуд достиг своей эмоциональной и технической точки, двух аспектов кинематографа, которые в своей нише переплюнуть уже не способен. И корабли уходят вдаль, на Запад, а тебе остаётся смотреть лишь им вслед с щемящей тоской по сказке, подарившей тебе так много.

***

И вот ты сидишь в кинотеатре, придя на первый попавшийся фильм, на который ещё не были раскуплены билеты, фильм, который мог бы заинтересовать, только если бы ты был ребёнком. Но ты сидишь, лишь бы хоть как-то провести время, лишь бы хоть как-то скрасить рутинный четверг, зная, что завтра твой день повторится вновь. Ты сидишь, зная, что кино давно уже не способно тебя удивлять, криминальные драмы и драмы политические, комедии и стандартные боевики. Нет, они не стали хуже. Более того, с новыми киновундеркиндами, кажется, открываются новые темы, на которые раньше говорить было не принято. Новые приёмы операторов, монтажёров, находящих всё новые и новые способы самовыражения, когда артовое кино и кино мейнстримное всё больше стирают грани между друг другом, время цветастых мюзиклов ушло, и это, наверное, к лучшему, кино становится всё честнее. Просто что-то поменялось в твоём сознании, и самый закрученный сюжет, самая яркая страсть не смогут стереть из твоей памяти будних дней, рутины и сердечных переживаний. Кино становится твоим времяпрепровождением, возможностью убить часы, но не более. И вот, трейлеры фильмов, на которые ты вряд ли пойдёшь мелькают перед тобой, пока ты надеешься, что не отключишься во время кинопросмотра, не догадываясь, что где-то режиссёр фильма сбегает по лестнице и смотрит на вечернее небо, устав от попыток смонтировать кино даже после того, как оно вышло на экраны.

Сегодня 25-е мая 1977-го года.

Ты сидишь, пока символ кинокомпании под фанфары уносится в прошлое, на экране появляется странная надпись.... Ты сидишь в полной тиши кинозала, но по твоей коже, словно в предчуствии чего-то, словно перед грозой, начинают бежать мурашки. Твоё сердце по какой-то причине начинает биться чаще, а затем замирает. Глубокий вздох.

Взрыв





1. Star Wars / Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977)
Режиссёр: Джордж Лукас
И у всех, читающих это сообщение, в ушах звенят фанфары Джона Уильямса, потому что нравится вам это кино или нет, но вы слышали эту музыку в жизни хоть раз, вы видели это лого, вы знаете о сказке, случившейся Давным-давно в далёкой Галактике. Потому что тогда, в мае 1977-го произошло то, что окажет влияние на весь кинематограф без исключения: на экраны вышли "Звёздные войны". Кино, изменившее кино, правила игры, после которого ничто и никогда не было и не будет прежним. Грандиозный мономиф, да что там, целая мифология нового поколения, выстроенная на большом экране. Сказка о рыцарях с сиящими мечами, не знающими страха и упрёка, за которыми стоит целая история, раздающаяся то в диалоге непонятным именем из прошлого, то в звездолёте, обшарпанном, разбитом, всё по мотивам мифостроения Толкина.


Это кино о самураях, кино о пустынях, это космический вестерн, фантастика и сказка, это антиутопия, происходящая давным-давно, история борьбы за свободы. Это даже история о проблема отцов и детей и страстной любви, но вы этого пока ещё не знаете. Дайте время. А времени хватит лишь 124 минут, чтобы на экране была создана целая новая легенда, легенда, на которую будут бегать десятки раз, которую будут пересказывать друг другу снова и снова дети, подростки, взрослые. Скромный режиссёр, потерявший друзей, лишившийся юности в эпоху американских граффити создал то, что было нужно ему самому - идеальный эскапизм, идеальный эпос, и вместе с тем влюбил в него весь мир.


И показал, что в кинематографе возможно буквально всё. Не только новые миры, Мартин Скорсезе будет ругаться на новые блокбастеры, которых бы не было без технологий Звёздных войн, сам пользуясь графикой омоложения лиц, невозможной без эффектов, к которым проложил дорогу Лукас. На экране оживут динозавры, Средиземья, а Энтерпрайз отправится в кинематографический полёт, звук музыки Ла Ла Лэнда и бренчание Ханса Циммера окружат вас в кинозале, а Пиксаровские критики будут пересчитывать волоска на шкуре Салли благодаря тому, что случилось 25 мая 1977-го года.


Как написал журнал Empire к юбилею фильма - это кино, которое переживёт поколения.
И это правда, потому что и поколения спустя, люди будут знать, что же случилось Давным-давно в Одной Далёкой Галактике.
У кино 2 дня рождения. 28 декабря 1895 года и 25 мая 1977-го, когда оно родилось заново, когда родилось то кино, каким мы его знаем сегодня.


С днём рождения кино и С Новым Годом!
С праздниками!
Да пребудет с Вами Сила!
Tags: 125 фильмов, итоги, кино, мнение
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • 2020

    Этот год должен был быть совершенно другим. Лето 2020-го, где ЧЖ1984 и Чёрная Вдова сталкиваются лоб в лоб, чтобы показать, супергероиня чьей…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…