Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:

Кристофер Нолан. Помни


"Ты будешь моим Джоном Джи"
Леонард Шелби
 
Человеческая память - ненадёжная штука. В памяти могут перепутаться имена и события, из памяти могут пропасть даты и телефонные номера. Человек может помнить то, что хочет, знать то, что считает важным, искажая истину, факты. И порой не собственного тщеславия или чистого эгоизма ради. Порой ради цели, той необходимой для человеческого существования цели человек способен переписывать историю. И подчас не только своей жизни, но и жизни чужой. Память может изгибаться под давлением окружающего мира, восприятия. Но цель перед человеком должна быть очевидной. Ведь именно тогда в его существовании появляется смысл.

Главного героя своей второй ленты (за основу которой взята концепция рассказа Джонатана Нолана, брата режиссёра) автор лишает памяти напрочь. Леонард, бывший страховой агент, после трагедии, якобы унёсшей жизнь его жены, не способен концентрироваться на происходящих событиях, постоянно выскальзающих из его поля зрения. Вместе с этим исчезает и страх, но кроме всего прочего и то, ради чего стоит жить.

Нелинейный монтаж, использованный автором ещё в "Преследовании" здесь достигает своего апогея, превращаясь в отдельного персонажа фильма. Чередуя события в обратной последовательности, Нолан мастерски погружает зрителя в безвыходный мир главного героя, опутавшего самого себя самообманом, о котором по жестокой иронии он не способен помнить сам. Начиная с финала, режиссёр словно сам распутывает трюк, чтобы в итоге придти к неожиданной правде, тому сюжетному повороту, что в этот раз таится не в финале, а в начале истории. Правде, кроящейся в прошлом героя, отстраняющей его от остальных людей, и не позволяющей жить дальше. Раскрывая секреты, Нолан показывает мир не Леонарда, но человека, пытающегося закрыться и убежать от прошлого, создавая для себя новые мотивы и новые цели. Цели, которые необходимо помнить. Память, ради которой стоит жить.

В "Мементо", Нолан переходит незримую грань. В то время, как другие режиссёры-революционеры балуются сюрреализмом и аллегориями, нависающими над основыми сюжетами, англичанин и вовсе переворачивает сюжет с ног на голову, создавая настоящий бриллиант кинематографического модернизма, без лишних этюдов и героев, собственно всё зрелище держится на главном персонаже в блестящем исполнении Гая Пирса. Но даже в столь радикальном свете целостность сюжета никуда не пропадает, также, как и прошлое героя, не сумевшее отпечататься в воспоминаниях.

"Когда закрываешь глаза, мир остаётся..." (с)
Tags: nolan filmography, кино, нолан, рецензия, шедевры
Subscribe

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Годзилла: Солнце Уходящей Эпохи

    Эпилог: Король и я Мне 6 лет, когда мы с мамой едем в Сочи. На дворе лето 1998-го, и смутные воспоминания стирают из памяти многое, оставляя лишь…

  • Годзилла: Эпоха Атомных Звёзд. MonsterVerse

    Часть V: Битва Титанов В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments