Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Кристофер Нолан. Бессонница


«Ужасно время ночи, когда предыдущий день не закончился, а следующий ещё не начался»
Уолтер Финч

В "Бессоннице" Нолан делает курс в совершенно другую сторону. Финальные твисты, ставящие повествование с ног на голову отсутствуют, убийца выходит на сцену на середине фильма, да и вообще загадка прошлого офицера полиции Уилла Дормера здесь служит для подчёркивания проблемы, поставленной перед героем, а не самой проблемой. Человек, рьяно радеющий за справедливость, легко переступает черту, лишь бы добиться этой самой справедливости, но переступив черту, сможет ли человек вновь зайти за её пределы, сможет ли остановиться и в последний момент сделать правильный выбор? Автор смело поднимает подобные, вполне провокационные вопросы. В жизни многих, если не каждого, есть моменты, когда жить "без компромиссов" уже не выходит. А когда от мнения одного человека зависит и мнение остальных? Здесь, эта диллема возводится в абсолют, когда на одной чаше весов располагается доверие к детективу, от которого зависят судьбы худших преступников, а на другой преступление маньяка, оказавшегося не в том месте и не в то время.

Другое дело, что автором, если говорить о сценарии, Нолана не назвать. По сути, "Бессонница" единственный проект режиссёра, в котором к сценарию он отношения не имеет (от творчества Кристофера Приста и в большинстве своём персонажей Боба Кейна останутся лишь имена). Оттого и сама интенсивность картины уходит в противоположную сторону от того же "Помни". Если в "Мементо" режисссёр устраивал настоящий "экшен" с помощью диалогов, перескоков в хронологии и напряжении в неопределённости отношений между персонажами, то свою первую мейнстримную работу (на то располагают и бюджет и звёзды космического уровня) мастер этого самого "экшена" практически лишает. Бодро начинающееся действие с ловушкой на убийцу постепенно затормаживается, так же, как и главный герой, не способный уснуть, тревожимый невозможностью выбора между честностью и долгом. Ни в коем случае не являющийся минусом практически сонный темп повествования создаётся и холодной атмосферой Аляски и всё чаще просыпающимися воспоминаниями детектива и наконец мастерской игрой Аль Пачино, чья усталость под конец выглядит настолько болезненной, что зритель невольно, почти на подсознательном уровне начинает понимать те мучения, что может испытать неподготовленный к светлым ночам Аляски обыватель.

Как и в случае с "Помни", когда всё действие держалось на Гае Пирсе, так в "Бессоннице" практически всё повествование строится вокруг Пачино. Даже в совместных блистательно поставленных диалогах с Робином Уильямсом, наконец-то дождавшимся отрицательной роли, тот, за кем остаётся последнее слово, очевиден. Нолан глубоко проникает в сознание героя, возвращая по ходу расследования к прошлым делам, загоняя уставшего персонажа в смертельную ловушку, уготовленную неразрешимой диллемой.

Впрочем, даже при фокусировании на персонажах, повествование ставится Ноланом на первый план, мастерски рассказывая историю, наполненную холодом и безвыходностью, режиссёр доказывает, чего именно он мастер - историй, хотя стоит признать, что собственные удаются ему лучше. Скажем, не так прохладно.

P.S. «Хочется спать» (с)
Tags: nolan filmography, кино, нолан, рецензия
Subscribe

  • Nolanverse. Act III: Отцы и дети. Действие II. Эпилог

    Части VI и VII Часть VIII. "The Dark Knight Rises" / "Interstellar" Разязываются судьбы не только полицейского и…

  • Nolanverse. Act III: Отцы и дети. Действие I

    Каждый фокус состоит из трёх актов или действий. Действие первое называется обещание. Фокусник показывает вам самый обычный предмет — колоду…

  • В первый раз

    Спустя 15 лет после выхода "Бэтмена: Начало" начинаешь осознавать, что 15 июня 2005-го года, день премьеры четвёртого полнометражного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments