Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:

Кристофер Нолан. Бэтмен: Начало

«Если вы посвятите свою жизнь борьбе за идеалы, станете неуловимым, вас по-другому будут называть»
«И как же?»
«Легендой, мистер Уэйн»

Полностью отказываясь от наработок предыдущих полнометражных лент о «Бэтмене», Кристофер Нолан в своём первом полноценном блокбастере лишает персонажа главного – тайны. Той таинственности, что делала Тёмного Мстителя кошмаром, страшной городской легендой города Готэма. Режиссёру оказывается интересен не столько вымышленный мир комикса и романтика супергероики, сколько образ персонажа, причины, заставляющие человека надевать костюм ночного зверя и наводить ужас на преступные синдикаты родного города. Как и в предыдущих работах, вновь фокусируясь в первую очередь на персонаже, Нолан раскрывает прошлое Брюса Уэйна, опять же в излюбленной манере нелинейного монтажа. Показывая человека, опустившегося на дно, лишь затем автор раскрывает тайны и страхи главного героя.

«Всем существам ведом страх. <…> А самым страшным тем более»

Именно страхи становятся главной темой «Начинающего Бэтмена». Лишая персонажа тайны и наделяя его прошлым (почти издевательски дотошно рассказывая обо всех аспектах создания того же костюма или бэтмобиля), Нолан одаривает героя Кристиана Бэйла страхами, становящимися, пожалуй, главными причинами ночного фетиша. Абсолютно точна фраза персонажа Майкла Кейна про «людей в белых халатах», Нолан не раз делает упор именно на психических травмах ведущего двойную жизнь миллиардера, по сути, впервые так открыто поднимая подобную тему на киноэкране. Примечательно и присутствие в сюжете клинического психиатра Джонатана Крэйна, превращающегося в полноценного «суперзлодея», противника человека в маске. Финальная же, практически «эпическая», сцена погружения Готэма в хаос по-настоящему символична, в городе, поглощённом страхами, лишь Брюсу Уэйну удаётся сохранить свой рассудок, по сути говоря, отлично чувствуя себя в гротескном мире ужасов.

«Возможно, в глубине души, ты, как и прежде, отличный парень, но о человеке обычно судят по его поступкам»

Тем не менее, разрушая старую легенду о Тёмном рыцаре, режиссёр умело создаёт новую. Превращая в эту самую легенду – не супергероя в кевларовом костюме, а человека, сделавшего себя самого. Да и злодеи, впервые не затмевающие глав.героя (сложно сказать, кем был увлечён тот же Тим Бёртон – Бэтменом или все же персонажами Джека Николсона и Дэнни Де Вито), здесь нужны скорее для галочки, даже главными противниками Уэйна становятся его же учитель (достаточно иронично участие Лиама Нисона, уже игравшего мудрого наставника другой легенды в чёрном костюме) и корпоративное зло в лице Рутгера Хауэра.

Избавляясь, как от ненужного хлама, от воспоминаний о поделках Джоэля Шумахера, Нолан возвращает Бэтмена в его изначальную среду, мрачную и граничащую с нуаром атмосферу, умудряясь вывести героя из мира американской мифологии, превращая басенный Готэм в реальный, богатый инфраструктурами город, населённый реальными людьми, лишёнными хоть малейшего намёка на карикатурность.

Удивляет Нолан, как режиссёр, ещё и неожиданно быстрой адаптацией к тому, что принято называть блокбастером. Забывая о недавней «Бессоннице», Нолан вновь возвращается к своему излюбленному «действию», когда диалоги искрят, а монтаж, не даёт возможности оторваться от происходящего. А уже через час, мастер неожиданно делает резкий поворот, наполняя экран настоящими экшен-сценами, одна краше другой, обставляя первое появление собственно Бэтмена в лучших традициях хорроров (резкая смена кадров, отсутствие фокуса на главном «чудовище»), а погоню на бэтмобиле (или танке, кому как удобно) без предупреждения превращая в настоящую жемчужину жанра, завершая повествование абсолютно сумасшедшей экшен-сценой с участием поезда, лучшим фильмам Майкла Бэя уступающей лишь по количеству взрывов.

Возвращая Бэтмена из небытия, режиссёр переходит на новый уровень, лишаясь таких оков, как скромность бюджета и ограниченность в выборе материала. Удивительно, но мастер арт-хаусного модернизма, впервые вступая на съёмочную площадку дорогостоящего проекта, преподносит зрителю настоящий блокбастер в понимании этого слова. Громкий, масштабный и неожиданно умный. Позволяющий в полной мере заявить о возвращении Бэтмена. Чья легенда только начинается.

«Всякие трюки и фокусы. Неплохо для «Начала»» (с)
Tags: batman, dc-comics, nolan filmography, Бэтмен на экране, кино, кинокомикс, нолан, рецензия, шедевры
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…