Кирилл Воронин (lirik92) wrote,
Кирилл Воронин
lirik92

Categories:

Кристофер Нолан. Престиж

Вы внимательно смотрите?

Акт I: Обман
"Секреты - это моя жизнь"
Альфред Борден
Как настоящему кинематографисту, Нолану обман очень близок. Каждый фильм, сюжет - иллюзия, способность обводить толпу вокруг пальца - неотделимая часть киноискусства. В творчестве же мастера иллюзия занимает особое место. Самообман Леонарда из "Помни", попытки скрыть правду детектива из "Бессоницы", ловкость лжи героя "Преследования". Наконец, вся жизнь Брюса Уэйна превращается в сплошную ложь, необходимую для той легенды, что сковывает ночные улицы Готэма.

В "Престиже" для главных героев обман - это жизнь. Фокусник дурачит толпу, заставляет её поверить в волшебство, ловкостью рук сотворяя из ниоткуда монетку, а порой и целый аквариум, ловя на лету пулю и разрывая тугие узлы. Успех у толпы, восторг публики - непреодолимый наркотик. Престиж - становится смыслом жизни, её главной движущей силой.

В отличие от предыдущих работ, режиссёр строит сюжет не вокруг одного, а на этот раз двух героев, фокусников, Бордена и Энжера, становищхся противниками не только в профессиональном плане. То, что для первого является искусством, для второго лишь средство для достижения главной цели. Того Престижа, которому достаются овации и слава.

Также, как и история Леонарда сопровождалась воспоминаниями о Сэмуэле Дженкисе, становящимися важными для полного понимания прошлого героя, так и соперничество двух фокусников сопровождается историей соперничества Николы Тесла и Томаса Эдисона. Ловко введёный в сюжет Тесла становится отображением того, кем является персонаж Кристиана Бэйла - настоящим волшебником, отказавшимся от полноценной человеческой жизни ради искусства, в случае физика - настоящего, неподдельного волшебства, которое зовётся наукой. И подобно Эдисону - герой Хью Джекмана превращается в бизнесмена, жаждущего чужих секретов и мировой известности. Живущий ради одного - Престижа - легко переступает черту ради одномоментных апплодисментов.

Акт II: Тайна
"Фокус - ничто. Секрет, на котором он строится - это главное"
Альфред Борден
Взяв за основу роман Кристофера Приста, Нолан оставляет от него лишь имена героев, да общий принцип престидижитации, строя повествование о мастерах и ремесленниках, попутно показывая жестокий мир борьбы за зрителя, свойственной любому шоу, в том числе и кинематографу.

Ловкий фокусник, коим несомненно является режиссёр, захватывает зрителя, проводя через все этапы хорошего фокуса. Ловко обманывая, режиссёр запутывает, разыгрывает, отвлекает внимание, вновь возвращаясь к нелинейному монтажу, погружая зрителя в мир фокусников, в котором ничто не может быть так, как кажется на первый взгляд.

Престижем в фокусе постановщика становится Кристиан Бэйл. Казалось бы, в равноценной с Хью Джекманом позиции, Бэйл словно талантливейший иллюзионист, каким является его герой, перетягивает на себя всё зрительское внимание. Та тайна, в которую превращает собственную жизнь герой Бэйла, с блеском раскрывается в деталях и эмоциях и даже взгляде, когда актёр, во второй совместной работе с режиссёром, отточившим свои методы режиссуры до совершенства, создают куда более тонкую работу, все детали которой становятся очевидны лишь после дальнейшего пересмотра.

Ловко манипулируя вниманием, Кристофер Нолан не позволяет зрителю выйти из игры, не позволяет сосредоточиться на истине, которая, как и подобает настоящему фокусу, лежит на поверхности. Он ведёт к ошеломительной развязке (чего были лишены предыдущие две ленты мастера), умудряясь обмануть ожидания, но ни в коем случае не разочаровать.

".....Зритель пытается найти разгадку. Но он не особо пытается. Вот почему есть третий акт..."

Акт III:
"Каждый фокус состоит из трёх актов. Первый акт - обещание. Фокусник показывает нечто обычное, что, конечно же, таковым не является. Второй акт называется поворот. Волшебник заставляет что-то обычное проявлять то, что ему несвойственно. Но заставить исчезнуть предмет - это ещё не есть фокус. Важно - его вернуть."
Джон Каттер

...Шедевр

...........Вы внимательно смотрите?
Tags: nolan filmography, кино, нолан, рецензия, шедевры
Subscribe

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Золотой Лирик 2010-х

    This is the end. Hold your breath and count to ten. Эти слова из строчки бондовской песни сейчас подходят, как нельзя лучше. Это непростое…

  • 2011-2020: Рассвет

    На самом деле эволюция словно спираль, движущаяся по кругу, сужающаяся на каждом своём витке, ускоряя ритм, бег по летописи времён. И от…

  • Золотой Лирик 2020

    Финальный отсчёт пошёл. Последний Оскар ушедшего десятилетия будет роздан завтра (через 2 дня, учитывая разницу широт), и на этом подведёт итог…